Подготовка.
Всё лето ждали хороших новостей из Греции, об открытии границ для граждан Украины. Отдых в кемпинге на Ситонии стал для нас традиционным и чем-то обыденным, до такой степени, что в 2019 году жена высказала мысль, что нужно сделать перерыв, и посетить другие
места в Греции. Как предварительный план сменить Эгейское море на Ионическое. Мысли материализовались. Хотя… прошло время и жену снова потянуло на прежнее место, уж очень хорошее место там для соблюдения дистанции в 2 метра между отдыхающими на пляже. Ждали
мы ждали, ситуация всё хуже и хуже, вопрос встал ребром, а поедем ли вообще куда-нибудь!!!
Автопутешествия из-за границ стали большой проблемой, а очень хочется! Поэтому начал я мониторить куда отчаянные украинские автопутешественники смогли выскочить за пределы страны.
Хорватия: очень проблемно и дорого. Конский ценник на жилье и тест на ковид за 48 часов до въезда в страну стал для многих квестом, очереди на границе Венгрии ближе к осени всё это превратили в кошмар и в ад ожидания, но Макарская ривьера того, наверное,
стоит;
Болгария: самое простое решение, но как-то она «незаходит». В 2019 году, возвращаясь из Греции, специально сделали крюк, чтобы посмотреть и искупнутся в альтернативных Затоке морских курортах Болгарии;
Черногория: как-то не понял, как туда попасть на авто, самолётом да, на авто не разобрался, да и не очень хотелось;
Албания: рядом Греция! В августе начала появилась информация от отдыхающих там. Для многих эта страна стала открытием, отзывы были положительными. Мы в Албании были в 2015 году, проехались транзитом из Греции в Черногорию, как вариант для нас стал приоритетным,
но смущала красная зона (по возращению из которой нужно устанавливать программу «Вдома», сидеть на карантине дома или делать тест). Для въезда ничего не требовали, и жильё в хорошем ценовом сегменте.
За три дня до выезда на букинге делаю бронь. Попался хороший вариант в поселке BORSH за 30 евров в сутки, было написано, что весь дом, на деле оказалось с «надзирателями»: дедушка, бабушка и внучка.
Дорога.
Суббота 29 августа.

Ранним утром стартовали в сторону Румынской границы на КПП "Дяково". Маршрут я выбрал очень странный для такого времени. Хотелось проехать по западной Румынии, посмотреть Дунай и крепость в районе Голубац в Сербии, выехать на автобан, быстро доехать до
Албанской границы и денёк перед «тюленьем» отдыхом проехаться по живописным местам Албании. В этот раз нас было четверо, захватили с собой 10 летнего племянника жены и теперь к голосу дочки который всегда против отклонения в сторону от прямого маршрута: «Дом-
море- дом» добавился голос « WiFi - быстрый переезд до другой точки WiFi». Два последних года в сторону Греции ездили через КПП "Парубне" - маршрут уже надоел, хотелось альтернативы.
«Альтернативу» я увидел в 20.00 по киеву когда нашу машину после Берегового начали обгонять «бусы». Пристроившись к фуре в хвост как-то и не заметил, как началась колона стоящих бусов на дороге. Так с широко открытыми глазами за фурой я доехал до какого-то
импровизированного поста из погранца, человек пяти возле него и знака СТОП. Фуру пропустили, а меня после короткого разговора на тему: «Отпуск, отдых, бронь, ехать далеко, дети в салоне» завернули в конец колоны. Пока ехал назад в очереди увидел только одну
легковушку, минут через пять пристроился крайним в очередь. Выключил машину, в тишине начал жужжать рой мыслей и матов в голове. И самая досадная из них- начало отпуска стал их концом. Вышел из машины на разведку. Стоять в очереди предстояло неменьше 30 часов.
После 12 часов в дороге + 30 часов стоять на дороге: сначала ночь, потом день на солнце и жаре под 30 градусов в запахе говна и мочи, а потом ещё ночь – перспектива, однако. Апартаменты у нас забронированы с 1 сентября, время ещё есть найти альтернативу. Так
как западная граница вся в очередях из-за желающих выехать на заработки, нужно ехать, где таких мало. А мало их в 500 км от сюда, на КПП "Парубне". Оказывается, я эту информацию выудил в четверг, когда пытался понять обстановку на границе. На каком-то сайте
показывало, что на Венгерской границе очереди по 20 часов, а Румынские свободны. Вот бусы и рванули через Румынию, а так как на пятницу и субботу приходится их основной поток, вот я встрял вместе с ними.
В очереди мы постояли всего 5 минут. Завожу машину и уже в сумерках пытаюсь найти место для разворота, но что-то плохо вижу, чего-то не хватает. Оказывается, что сразу сгорели две лампочки ближнего света, на противотуманках доехал до ближайшей заправки,
где полез из-под вороха вещей доставать запасные. Если дома замена лампочки ближнего света у меня занимала до 5 минут, то в условиях нервозности, за 40 минут я этого сделать не смог. Как назло, пружинки, которые фиксируют лампочки, решили как можно дольше
держаться в гнезде, а если с большим усилием, болью и терпением были открыты, то держать лампочку и закрыться они отказывались. Итог такой, одна лампочка упала во внутрь фары, другую удалось установить, но она не светила. Проверка предохранителей ничего не
дала, все в норме, лампочка целая, но не светит. Плюс ко всему пришёл заправщик и всё время пытался помочь разговором. Сказал, что на венгерской границе может продать очередь, но нам туда не хотелось, венгры очень придирчиво относились, многих возвращали назад.

В 21.00 заехали на заправку ОККО купить лампочки, купил сразу 4 штуки, но устанавливать не стал, мочки пальцев просто горели. Так на противотуманках, ловил «светового донора», пристраивался за ним, доехал аж до Яблуницкого перевала. На первую ночевку встали
в 2 часа ночи возле полицейского КПП. Разложили задние сиденья, вещи перенесли на передние. На удивление, использовав карточную систему «валет» смогли улечься все вчетвером. Хотя я для себя купил маленькую палатку, но устанавливать её на сырую землю в темноте
при температуре около +3, надувать матрас после 18 часов за рулём не было сил.
Проехали 1000 км.
Воскресенье 30 августа.
Проснулись в 6 часов. На улице туман и сырость, из теплого авто вылазил с неохотой, но нужно. Быстро заварили с женой кофе, растолкали детвору и в путь по маршруту Яблуница – Ворохта -Вижниця – Сторожинець -Теребляче.

Насладились видами Карпат, сейчас там очень хорошая дорога, но очень много поворотов и есть узкие места.


После Карпат дорога так себе, трясучка, но ям нет и это порадовало. Где-то км. за 50 перед границей остановились для плотного обеда. Наконец-то поменял лампочки и достал упавшую во внутрь фары. Всё это заняло минут десять. Что значит улеглись эмоции, пальчики
выполнили нажатие куда надо и ничего не мешало, ничего не цепляло.
В 11.00 заправка на UPG до полного и на границу. И вот перед нами пустая граница. НИКОГО. Сутки назад я мог здесь проехать и не делать себе нервы… 15 минут наши, 20 минут румыны, покупка виньетки и здравствуйте румынские поля кукурузы и подсолнуха.

Выехали на Е-85 и начались гонки. До Бухареста сплошное ралли по одно полоске с широкой обочиной, где в основном и едет транспорт, шли в потоке 100-140 км\ч. Жена села за руль, я попытался заснуть - куда там.Старый мерсовский двигатель при помощи турбины
с ревом ускорял машину если нужно было вклиниваться в полосу «быстроходов», когда мы по обочине догоняли очередного «тихохода». Более-менее гонки замедлялись в населённых пунктах, где скорость держат до 80 км/час. В Бузеу увидев на ТРЦ Shopping City Buzau
вывеску фастфуда пришлось делать остановку.



Бухарест проезжаем через центр, немного постояв в заторчиках выезжаем по направлению к Русе. На границе традиционно заезжаем на заправку Лукойл, залить дизеля и туалет. За мост через Дунай платим леями, которые уже не один год назад были приобретены в обменнике
на границе, в еврах это дороже, да ещё и на сдаче иногда дурят. Упираемся в очередь на в въезд в Болгарию. А в это время наши закрывают для всех въезд в Украину. И болгарский пограничник ко мне в претензиях- «какого вы тут шаритесь, когда свои границы закрываете».
Я такой: «Да неможе такого бути» - получаю паспорта и к павильону за эл. виньеткой.
Отъехав от Русе км 60 ищем место для ночёвки. Ровненькая асфальтированная площадочка нашлась на съезде в поле. Сегодня спать теплее, почти +20, лежать в четверым на 2 кв. метрах не очень удобно, но маленькую палатку я ставить поленился.



Проехали 800 км.
Понедельник 31 августа.

Утром завтрак, сборы и гойда на Македонию. Выехав на автобан, быстренько добрались к границе на КПП «Гюешево», где встретили «запорожцев за Дунаем»- семейная пара из Запорожья уже третий год подряд ездит отдыхать в Албанию в город Саранду. Было удивлением,
что на выезд из Болгарии, болгарский пограничник шмонает машины. Машины перед нами и нас заставил всё вытащить из багажника, вскользь заглянул в шухлядки и отпустил.

Македонскую границу проскочили быстро, после границы сразу городок Крива Паланка в котором я был в 2013 году и никак не думал, что буду тут проезжать снова. Начали искать, где остановиться на обед, но не нашли ровной тенистой площадки, местность горная,
всё ровное занято. Приняли решение заехать в Скопье и там поесть. Не один раз мы проезжали в стороне и вокруг этого города транзитом. Одна из причин - рассказы путешественников, что центр строится и ходить по раскуроченному городу так себе занятие. Но к 2020
году всё отстроили. Начали искать Макдональдс, нашли: оказалась это название остановки в МАПС МИ в каком-то районе. Поехали в центр, прокатились возле него кружком, запарковался где-то за крепостью. Вышли из машины - жара, духота. После прохладной машины детвора
взбунтовалась, хотим есть, а не город смотреть. Пришлось ехать в КFС. Но какими кварталами!!!! Центр, а вся улица в кучах вторсырья, в каждом дворе горы…и копающаяся там детвора. Для моих это был шок.
В КFС знатно затарились с голодухи и от недопонимания с сотрудниками в заказе, пришлось недоїдки забирать с собой. Ведёрко со стрипсами послужило нам великолепным ужином после прохождения границы Албании.
Выбрались из города и поехали по уже знакомой дороге к озеру Охрид. Возле Охрида строят автобан, машин много, соответственно пришлось тянуться, желания побродить возле озера может и было, но уже начало темнеть, жена сказал ехать на границу, так как завтра
1 сентября и возможны изменения в пересечении, - времена такие, что границы закрывают мгновенно, только как принято решение. На последней заправке заливаем дешёвый дизель, в 8 часов вечера заезжаем в Албанию. НУ вот мы и здесь... едем уже 3-й день.
Остановились поглазеть на озеро Охрид. В 2013 году со стороны Македонии видел албанскую сторону, которая выглядела загадочно и недоступно. И вот теперь я на этом берегу, а там Македония.



Едем в сторону Тираны, заодно ищем площадку для ночёвки. Подходящую не нашли, везде обрывы или скалы так как дорога идёт вдоль реки, куда-то в глубь ехать стрёмно, остановились на окраине какого-то села. Тут начались албанские приколы: звонят из апартаментов
и слёзно просят отменить бронь. Букинг их обдирает, а они, итак, спустили цену и т.д и т.п. Я ж по английский на слух не понимаю, хорошо, что дочка подсказала, что вайбер автоматически переводит написанное. Пришлось отменять бронь. Голова тяжёлая после 14
часов в дороге и тут такое- лишают приюта, но заверили, что примут и нас ждут. Такой он отельный бизнес- мы в нём инструменты…. Переместили вещи, что не влезло на передние сидение, поставили возле машины. Только улеглись приехал какой-то селянин, пытался оказать
помощь еле-еле объяснил, что пару часиков постоим и дальше. Через пол часа уже пришлось то же самое объяснять полиции, они пытались объяснить, где ближайший мотель. Спать душно: на улице жара хоть и ночь, спится плохо. Дремою, в коротком забытье снятся полиция
и кошмарики, а в свободное от сна время гоняю комариков.
Проехали 800 км.

В пять часов уже никто не спит, обсуждаем ночные приключения, племянник жены очень рад что проспал полицию, а то бы очень испугался, он и так ехал с опаской, да ещё без родителей. Укладка вещей и в путь. Во Влёру приехали на рассвете, город ещё спит, машин
мало. И тут Мапс ми решил нам провести экскурсию по городу. Я за рулём, жена в руках держит телефон и указывает направление. Через 20 минут посмотрев окрестности и штук 10 узких улиц выезжаем на проспект ведущий к морю.
Выехали на набережную, медленно проехались осматривая её просторы и море, остановиться негде, нужно сворачивать опять в улочки, поехали на выезд. Площадку нашли возле слияния двух морей Адриатического и Ионического.


Сделал фото и на перевал Llogara. Много раз смотрел видео этой дороги. И вот она: экипаж принял таблетки против укачивания, мотор ревёт, узкий серпантин, развороты на 180 градусов, маломощные машинки впереди - рулить одно «удовольствие». Виды шикарные,
смотровая площадка свободна, море видно, туман перекатывается через гряду, одним словом -лепота.



Полчаса отдыха и снова в дорогу. Дорога интересная: морские и горные пейзажи в избытке. В городке Дерми есть узкий разъезд со светофором, который я не увидел, а жена заметила, но был жёлтый и я успел доехать к выезду, правда пришлось трём албанским машинам
уже устремившиеся в теснину меня выпускать. В 9 часов утра приезжаем в «Нумера».



Встречала нас мама «готельерки», та живет в Тиране и оттуда керує бизнесом. Когда мы уже разложились и начали готовить завтрак выяснилось, что ФРИ вай-фай с сегодняшнего дня «Ту-Ту», его не продли. Так как на остальные дни дом не удалось сдать, то абонплату
за сентябрь они решили не платить. Пришлось выражать недоумение через мессенджеры. Через которые нас послали куда подальше, и так как при разговоре Глухого с Немым голоса повышаются, мама пожаловалась дочке, что её громко послали, после её предложения пойти
купить симку. Короче, предложили нам искать другое жильё с вай-фаем или без оного жить здесь, мол, родители специально остались тут в Борще, не поехали в Тирану на зимовку. Дом шикарный, устали в дороге очень, поэму остались, интернет у меня свой, карточка
корпоративная, перед отъездом подключали мне роуминг с интернатом, но через 4 дня зашел на сайт Водафона и оказалось, что Албании в перечне стран, где действует «шара» нет!!!!! Главные потребители – детки, могут отдохнуть и без интернета, с ним их никуда
не вытащишь, а так …. раздавал МБ как награду.
Дом оказался на горе…. 300-ми метрами до моря как было написано в описании условий на сайте и не пахло. На машине 3 км, что очень обрадовало детишек: возле порога посадили - на пляже высадили.



После завтрака поехали на пляж. Он галечный, поэтому с дома были взяты тапочки, ещё купленные для Хорватии в 2012 году. Для комфортного лежания на гальку пришлось стелить карематы, на них покрывало, кто хотел сидеть, ставили кемпинговые стулья, в общем
машина позволяла комфортно обустраиваться на пляже.



Есть пляж и с песком.



На пляж ездили до обеда и после 5 часов. Вечером не так жарко и можно без пекла полежать укутавшись в тёплые вещи на морском бризе, послушать шелест волн, посмотреть на закат. К обеду пекло очень сильно. Ветровое стекло не закрывал от солнца и в машине
на подлокотниках оплавилась плёнка, теперь садясь в машину даже в лютые морозы вспоминается пекло Албании.



Не сезон у них начинается 1 сентября. В Борще закрылись рыбный и мясной магазины, через день закрылся и че-БУречная, у них буреки это называется. Мясо и рыбу пришлось есть в кафешках, в другие города за мясом не ездили, покупали консервы и сосиски в лавочках,
у них они в основном из Германии. В маленьких магазинчиках было всё что нам потребовалось для приготовления пищи в апартаментах. Валюту меняли во время оплаты товаров. Курс везде одинаковый, даёшь евро или доллары, дают сдачу в леках.






В низу по улице каждый день на мангале жарили целого барана для ресторана, расположившегося на речке в центре Borsh, поэтому выходя утром на террасу мы питались или точнее подпитывались запахами жареного мяса. С балкона было интересно наблюдать за местным
население: на каких машинах ездят, в каких целях используют ишаков, что несут из магазинов, с какой скоростью поднимаются по крутой дороге вверх. Наблюдал как ишак «издевался» над девочкой лет 12. С самого низа эта «скотинка» с протяжным ржанием убегала в
верх по дороге. Отбежит от девочки метров на100 и ждет, только она подбежит к нему, он с ржанием опять вверх убегает.




За десять дней предприняли одну вылазку в сторону Греции, в которую украинцам – нельзя. Нельзя так хоть песен по радио наслушались. Посетили Ксамиль. С берега хорошо виден о. Корфу, в былые времена полчаса на пароме и можно смотреть на Албанский берег с
острова. Но туда не попасть, ещё одна точка из тех, что хотелось посетить прошла мимо.


Ксамиль понравился, здесь кипит курортная жизнь. Много украинцев и белорусов, на какое-то время вынырнул из речевого вакуума- я опять понимал людей.





После купания зашли в кафешку – восстановили «мясной» баланс и поехали обратно вдоль моря в апартаменты.





11 сентября

Выдвигаемся домой. Решили ехать к о. Охрид другой дорогой, более длинной. Из-за гор в точку, которая находится 50 км по прямой, нужно ехать 150. Едем на юг до Саранды по SH8, прощальный взгляд на морюшко, поворачиваем на SH99 перед перевалом албанская достопримечательность
Голубой глаз.
На въезде охранник, видя наши номера говорит: «Доброго дня», наших много сюда приезжает, поэтому украинский потихонечку внедряется в обиход. Дорога грунтовка.






Специально сюда ехать, наверное, не стоит, а вот проезжать мимо не нужно, плата не большая и один раз посмотреть на сие чудо можно, а если есть задор нырнуть в холодную воду, то можно получить не забываемые оЧучения.

Дальше дорога уходит на перевал, начинаем интенсивно крутить рулём, разминка была вдоль моря, а это уже спорт. На равнину выезжаем почти возле границы с Грецией.


Мы уже здесь были в 2015 году. Тогда удивила скорость в населённых пунктах 30-40 км, и наличие полиции, думали, что будем ехать сутки по Албании, но нет, авто трафик держал 80-90, пришлось ехать как все, что бы не создавать тянучку. Едем по SH4 на север
в сторону Гирокастру, там ещё одна достопримечательность – крепость, туда не ходили, детишки очень против, тянуть их вверх нет смысла, - жара… Поворачиваем на перевал, потом едем в обратную сторону на юг по SH75, чтобы попасть в Langarica Canyon, где албанцы
принимают серные ванны.



Проезжаем глубинку Албании, вот где она настоящая- аутентичная.





Дети поняли, что едем как-то по не направлению к дому, как будто у них компас зашит и стрелка на Украину показывает. Увидев скопление машин и людей, они отказались понежиться с нами в прохладной водичке, правда немного побродили с нами по каньону.





В пять часов выехали искать место, где можно покушать и переночевать. Такое место нашли, пока ели нас просто чуть не сожрали мухи. Пришлось ретироваться.

И вот начинается серпантин. Мы как не странно опять едем к греческой границе. Места здесь очень и очень, красота… только если вас укачивает на серпантинах лучше не ехать. Этот день стал рекордным у меня за всё время по рулению в горах, да и технику довёл:
начала опять сопливить рулевая рейка.






К 10 вечера плечи и руки просто болели пока выехали к озеру Охрид. Теперь, конечно, жалею, что не переночевали в горах, но в дороге воспринимается всё по-другому. Особенно когда попали в сумерках в горный городишко Leskovik. Народ после жары вышел погулять,
но из машины на фоне неосвещённых улиц выглядело как нашествие зомби. В г.Корча заправляемся за последние леки. К оз.Охрид выехали возле г. Поградец. Теперь можно сказать, что мне удалось это озеро объехать почти кругом. Набережная красивая, хорошая подсветка
и я рад, что попал сюда ночью. Многие объекты ночью выглядят привлекательнее чем днём. Была попытка остановиться ночевать при выезде из города на холме, но пока стояла машина возле дороги, а я искал место, где можно прислониться, приехал албанский пограничный
патруль и нагнал нас, пришлось говорить, что в туалет ходил, а не шпиЁн.
Была мысли остановиться переночевать возле озера в Македонии, чтобы утром искупаться, но пока совещались выехали на дорогу в сторону Скопье. Мне тогда казалось, что я не купался в нём, но смотрел фото за 2013 год, - окунался в теплые воды пресного моря.
На ночлег остановились, съехав в поле в гористой местности у почти заброшенного села. Да, в Македонии люди также покидают жилье в селах как и у нас, и в Болгарии. Хотя, в селах в который есть мечеть, наблюдается бурные строительство. Я думаю, что албано-македонские
«заробитчане» вкладывают заработанное за границей в дома, хотя сами в них не живу, в лучшем случае бабушки с внуками.



Проехали 415 км.
12 сентября

Так как Румыния, находилась в красной зоне, и чтобы не сидеть на карантине или тратиться на ПЛР тесты на 4-х, решаем по-быстрому проехать по автобанам. Это конечно дороже чем сдавать ПЛР тесты, просто уже давненько не ездил через Сербию и Венгрию.
На последней заправке заливаем до полного бак дизелем, в Македонии он самый дешёвый на Балканах. Когда-то, ехали в сторону Македонии по сербскому автобану, останавливались в Макдональдсе, думали, что он с двух сторон есть. Но с нашей стороны его не оказалось,
пришлось заезжать в Белград, как и Скопье, этот город всегда объезжали по окружной. Нахожу Макдональдс в Мапс ми, он находится в ТРЦ, а парковка как оказалась только в подземном паркинге, а у нас сверху багажник, и в 2.10 не вмещаемся на несколько сантиметров.
Пришлось под звуки сербских клаксонов (нас сразу же поджали господа «торопыги») придумывать как выруливать. Обратно, на встречку выехать сложно, стоят ограждения, пришлось манёвры делать. У нас с женой о сербах как было плохое мнение, так и осталось, не раз
читал о транзите через их территорию наших соотечественников с подставами и наглым отношением на дорогах. Что здесь не выпустили, что в дальнейшем в тянучке на автобане всячески пытались подрезать. И что интересно, за рулем опять оказалась жена, в 2012 году
у неё были трения с сербской полицией и тут два случая за день.
В Макдональдс мы попали, самоё обидное, что ещё один был на соседней улице в 300 метрах от ТРЦ, но его карта не показала.
Границу с Венгрией прошли минут за сорок, причём венгерский пограничник не хотел нам верить, что нам не нужна виза. Минут 5 ходил на консультации, просканировал паспорта, самолично наклеил ОНЛИ ТРАНЗИТ, и впустил в страну. Хотелось зарулить в Будапешт,
хотя бы просто проехать через центр, но не стали рисковать. На разрешённой парковке купили виньетку и заправились, сразу на выезде стояла машина дорожной службы и сканировала номера на предмет оплаты дороги. Где-то на венгерской М3 видели огромный газовый
факел на газоперерабатывающем заводе, светил он километров на 20, в темноте зрелищно выглядит. На другой «разрешёнке» остановились в туалет и покушать. Люблю венгерские автобаны за уголки отдыха.
Границу перешли через КПП «Лужанка» около полуночи. Посмотрели на масштабы безобразия, которое не рассосалось за две недели, как мы тут проезжали. Одна очередь из бусов, до Астея и вторая, из несчастных пассажиров легковушек, что пытаются прорваться в
Хорватию. Ну и, естественно, горы мусора вокруг.
Проехали 1250 км
Ночевать остановились за Береговым, с рассветом двинулись в строну Киева. Так как в этом году на фаркопе не висит платформа с велосипедами, удалось съехать к любимому месту на реке Латорица.


Отдохнув и покушав, покатили в сторону дома.