Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

Велопоход по Тернопольщине
Велопоход по Тернопольщине
Чёртков - Бучач - Борщёв - Гусятин
Добавлен: 25 ноября 2010 г.
Просмотров: 4196
Автор: slonique
Продолжительность: 3 дня
Пробег: 143 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 8.8
голосов: 6
18  
Отзывы

Куда: Чёртков – Бучач – Борщёв – Гусятин (143 км.)
Когда: 6.08.10 – 8.08.10
Кто: Дима (Giant Boulder 840), Юля (Trek 4300)

Хотя наш поход был велосипедным, большинство из описанных мест вполне доступны и для автомобилистов. Нашей же целью, помимо осмотра замков, костёлов и природных красот Тернопольщины, было проверить, насколько в Украине возможен «европейский» формат велопохода с ночёвками не в палатках, а в гостиницах или кемпингах. Изучив местные гостиницы, достопримечательности и расписание транспорта, решили, что удобнее всего будет остановиться на обе ночи в Чёрткове, каждый день забрасываясь оттуда в начало маршрутов на дизель-поездах.

 Преимущества маршрута
1. Обилие природных и архитектурных красот
2. Удобная заброска и выброска
3. Наличие гостиниц для ночёвки
4. Отсутствие проблем с водой и продуктами
5. Хорошие дороги

Недостатки маршрута
1. Перепады высот
2. Ограниченные возможности аварийного схода с маршрута
3. Непригодность большинства водоёмов для купания

Заброска
Прямой поезд в Чёртков (№627 «Киев-Черновцы») не был выбран по причине раннего старта из Киева и не менее раннего прибытия в Чертков (18:27 – 5:26). Поэтому мы ехали с пересадкой в Тернополе. Сначала – поездом №7 «Киев – Чоп» (из Киева в 23:58, в Тернополе в 7:22), потом – дизель-поездом «Тернополь – Залещики» (из Тернополя в 7:45, в Чёрткове в 10:20).

День 1.

Бучач-Чёртков (6.08.10, 63 км)

Оставив часть вещей в гостинице «Авианосец» (подробности о ней и о чёртковских ресторанах см. в конце отчёта), мы снова отправились на вокзал, откуда в 12:14 отправлялся дизель-поезд в Бучач. Прибыли по расписанию, в 13:30.

Бучач знаменит своей ратушей (49°03'44.6"N 25°23'41.5" E). Её построили в 1751 г. по проекту архитектора Бернарда Меретина и скульптора Иоганна-Георга Пинзеля – этот же тандем знаменитостей создал собор Святого Юра во Львове. Правда, летом 2010-го нельзя было оценить всю красоту его творения – ратушу одели в леса для реставрации.

Из памятников старины в Бучаче есть ещё Василианский монастырь Честного Креста Господнего (49°03'36.7" N 25°23'46.8" E), стоящий неподалёку, за мостом через Стрыпу.

А вот от замка феодалов Бучацких XIII-XVI вв. (49°03'36.8" N 25°23'30.8" E) остались руины. Чтобы попасть на замковую гору, нужно найти поворот с центральной улицы на тропинку между хатами (49°03'36.7" N 25°23'22.2" E). 

От Бучача мы поехали по трассе на юг, через Жизномир и Сороки. Дорога хорошая, но попадаются крутые подъёмы. В Сороках свернули с трассы налево – и тут же началась «антицеллюлитная» мостовая. Среди местных жителей популярно ставить алтари у дорог, даже у просёлочных. 

До села Русилов – череда подъёмов и спусков по полевым грунтовкам. Но они не идут ни в какое сравнение со спуском в каньон Стрипы, который начинается в конце села (48°57'10.7" N 25°23'17.6" E). Тропинка спускается настолько резко, что только и успевай тормозить.

А притормаживать стоит часто: тропа идёт параллельно Русиловскому ручью, на котором каскадом расположены Русиловские водопады (48°57'08.8" N 25°23'52.5" E) – одна из самых интересных достопримечательностей Украины, пока ещё не загаженных массовым туризмом.

Каскадов больше десятка (говорят, 14, но мы не считали), причём все они не похожи друг на друга. Иногда ручей узкой струёй стекает в каменный бассейн.

А иногда вода широко растекается по стенам из слоёного камня.

Спустившись к Стрыпе, мы свернули налево и двинулись вдоль берега вверх по течению в поисках переправы. Брод (48°57'14.7" N 25°25'13.8" E) заметить несложно: в реку уходит колея грунтовой дороги. На другом берегу колея не просматривалась (позже она была обнаружена в 20-и метрах выше по течению). Переход реки прошёл без проблем, но для весеннего похода, когда вода в реке высокая и холодная, такая переправа не подошла бы.

Теперь нам предстояло снова набрать высоту, которую мы сбросили, спускаясь вдоль Русиловского ручья (около 200 м на 1 км.). Дорога шла через лес, причём была не столько грунтовой, сколько каменной.

На въезде в Язловец (на старых картах – Яблоновка) стоит костёл Успения Богородицы (48°57'33.4" N 25°26'27.8" E) . Точнее, стоял: от грандиозного сооружения конца XVI в. остались лишь руины, но и они впечатляют. На другом конце села стоит замок Понятовских (48°57'27.23" N 25°26'20.95" E). Его древняя часть сейчас в руинах, на которых высится какая-то антенна. Более современный нижний дворец, наоборот, отремонтирован и ухожен, сейчас в нём – Монастырь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Из Язловца ехали через сёла Бровары и Предместье, оттуда, до Криволуки – полевыми грунтовками, дальше, до Палашёвки – выбитой брусчаткой. От Палашёвки до Джурина идёт дорога поприличнее, ну а от Джурина до Чёрткова – хорошая асфальированная трасса.
На участке от Язловца до Чёрткова уже нет таких резких перепадов высот, как в первой части маршрута; последние 10 километров маршрута дорога идёт в основном вниз; а от окраины до центра Чёрткова ведёт затяжной спуск. Поэтому последний час поездки прошёл без затруднений, даже несмотря на ночную езду с фарами.

Чёртков

Сам Чертков – довольно симпатичный городок. Его визитные карточки – костёл Святого Станислава (49°01'09.7" N 25°47'47.5" E) и ратуша (49°01'10.7" N 25°47'52.1" E) с торговыми рядами.

А вот замок на противоположном берегу Серета (49°01'18.2" N 25°48'06.0" E) сильно разрушен, да ещё и расположен почему-то в низине, а не на горе, отчего впечатляет мало.

Зато интересно взглянуть на нарядный деревянный храм недалеко от вокзала – Вознесенскую церковь 1717 г. (49°01'29.5" N 25°47'35.1" E). А ещё – на квартал у берега Серета чуть ниже ратуши, напоминающий бразильские трущобы (49°01'11.8" N 25°47'54.9" E).

День 2.

Борщёв-Чёртков (7.08.10, 44 км)

Маршрут второго дня начинался в Борщёве. Идущий туда дизель-поезд «Тернополь – Иване-Пусте» через Чёртков не проходит, сворачивая на соседней станции Выгнанка. Несмотря на кажущуюся близость и простоту заброски (7 км. по Тернопольской трассе), дорога в Выгнанку преподнесла ложку дёгтя в виде перепада высот, в частности, затяжного подъёма от берега Серета. Дизель-поезд отправился и прибыл вовремя (11:31 – 12:45), народу в нём было немного.

Из памятников старины в Борщёве стоит увидеть Русский дом на центральной площади (48°48'12.4" N 26° 01'59.0" E), построенный в 1908 г.

Из памятников современности – колодец-кувшин (48°48'08.8" N 26°01'50.7" E).

Выехав из Борщёва, мы взяли курс на село Высечка. Дорога шла вдоль берега водохранилища на речке Ничлава (48°47'09.4"N 26°00'54.8" E).

Несмотря на романтическое название и живописные пейзажи, водоём не лучшим образом подходит для купания, хотя в нестерпимую жару окунуться всё же можно.

Замок в Высечке (48°47'12.3" N 25°59'15.2" E) видно ещё при въезде в село – он, как и положено неприступной крепости, стоит на высоченной горе.

Но преодолеть подъём (около 150 м.) всё же стоит: с горы открывается прекрасный вид на долину Ничлавы.

Собственно, ради этого вида и нужно подниматься на гору, ведь от самого замка начала XVI в. сохранилась лишь башня и ещё одна постройка, приспособленная местными жителями под сарай. Возле замка стоит костёл в не менее плачевном состоянии (48°47'22.6" N 25°59'08.5" E).

Дальше был асфальтовый участок – дорога Борщёв-Толстое, с которой мы свернули к Глубочанскому лесу (48°51'07.3" N 25°53'43.9" E).

Объехав этот лес слева, мы оказались у «кирпича» и таблички, запрещающей въезд на Дачу Галилея (48°51'45.0" N 25°53'20.1" E).
Собственно, никакая это не дача, а заповедный лес. В основном здесь растут дубы и грабы, но попадаются и более экзотические растения. По центру лесного массива, вытянутого с юга на север, идёт укатанная грунтовка. Перепадов высот здесь почти нет, а деревья укрывают от палящего солнца – отличные места для велопрогулки.

Возле выезда из леса находится гора Галилея (48°57'34.4" N 25°50'42.6" E), с которой открывается редкой красоты вид на каньон Серета.

В нашем случае красота дополнялась свинцовыми тучами и резкими порывами ветра – надвигалась мощная гроза, которая, впрочем, обошла нас стороной. С горы Галилея мы спустились в село Угринь, по которому поехали вдоль Серета к Чёрткову.

День 3.

Гусятин-Сидоров (8.08.10, 36 км)

Выписавшись из гостиницы, мы отправились на дизель-поезд в Гусятин (8:55-10:32). Из Гусятина вечером мы собирались уехать в Киев, поэтому маршрут этого дня был кольцевым, а не линейным.

В самом Гусятине из памятников старины сохранился костёл бернардинцев XVII в. (49°04'11.9" N 26°12'15.4" E). Сейчас он на реставрации, но службы в нём проводятся. При входе стоит какой-то святой без головы, а на стене висит отчёт о ходе реставрации, выполненный в стиле пионерской стенгазеты.

Ближе к Збручу, в парке, стоит неработающая синагога XVI в. (49°04'23.2" N 26°12'30.7" E), в которой сейчас – неработающий музей.

На другом берегу Збруча – тоже Гусятин, но уже не город Тернопольской области, а село Хмельницкой области. Из села Гусятин к Збручу идёт асфальтовая дорога – два километра затяжного спуска. Заканчивается она у ворот базы отдыха. На базе есть некое подобие пляжа с неким подобием не то бани, не то сауны.

Збруч в этом месте широкий из-за плотины в селе Боднаровка. Здесь мы искупались единственный раз за весь поход. Но удовольствие сомнительное: дно каменистое и илистое, да и вода не самая чистая.

От пляжа базы отдыха (49°02'48.7" N 26°11'37.8" E) вдоль Збруча вниз по течению не проедешь – обрывистый берег вплотную подходит к воде. Поэтому нам пришлось подняться по ступенькам к воротам базы (49°02'52.0" N 26°11'41.4" E), а уже оттуда спускаться по грунтовке к реке (49°02'40.8" N 26°11'48.5" E). Отсюда вдоль реки идёт 300 м заросшей кустарниками тропинки, по которой и пешком-то не очень пройдёшь, а тащить велики ещё сложнее. Поэтому из Гусятина лучше ехать по дороге сразу к плотине в Боднаровке, от которой вдоль Збруча идёт отличная грунтовка с красивыми пейзажами.

В селе Шидловцы мы перешли Збруч по симпатичному деревянному мостику (49° 00'15.9" N 26°12'53.8" E).

И оказались возле старинной водяной мельницы ещё времён Австро-Венгрии (49°00'17.4" N 26°12'49.3" E).

Из Шидловцев – всего 3 км до Сидорова. Но дорогу к Сидоровскому замку лучше спросить у местных: он надёжно защищён от непрошенных гостей холмами и речкой. Оно и понятно – не для того Марцин Калиновский в середине XVI в. строил твердыню, чтобы по ней шатались велотуристы. По дороге к замку стоит его ровесник – доминиканский костёл (49°00'38.3" N 26°10'15.5" E).

Чтобы попасть в замок, нужно вброд перейти речушку Сухостав (49°00'25.3" N 26°10'20.13" E). Этого не нужно бояться: глубина совсем маленькая, а дно – твёрдое и каменистое, что позволяет форсировать речку даже легковым автомобилям.

Потом небольшой подъём на холм – и мы у цели.

Наиболее эффектно замок (49°00'26.7" N 26°10'12.9" E) выглядит со стороны речки – за этот ракурс он получил название «замок-корабль».

А внутри замка можно почитать историю его создания – не современные ржавые таблички, а выгравированные на камне старинные польские надписи.

Дорога из Сидорова в Гусятин через Суходол порадовала асфальтом, но не порадовала рельефом. Особенно жестоким оказался подъём к гусятинскому вокзалу (49°03'48.8" N 26°10'59.1" E). В целом третий день похода оказался самым «рельефным», поэтому решение изначально заложить в него малый километраж оказалось оправданным.

Выброска

Из Гусятина в Киев ходит прицепной вагон №640 (17:05-7:43, по чётным). Вагонов на самом деле три, причём все – новенькие, с нормально открывающимися окнами и мягкими полками.

Гостиница

Необычное название гостиницы «Авианосец» (г. Чёртков, ул. Незалежности, 24; 49°00'54.9" N 25°47'41.7" E) объясняется просто: хозяин отеля – бывший капитан настоящего авианосца. А поскольку бывших капитанов не бывает, он решил продолжить «боевое дежурство» уже в роли бизнесмена.

Морская тематика доминирует в оформлении как фасада гостиницы...

 

...так и её интерьеров. Айвазовский отдыхает.

Если попросить, персонал может устроить мини-экскурсию по рабочему кабинету хозяина – там на огромной карте мира булавками обозначен боевой путь его корабля.

Стоит это удовольствие – 150 грн. в сутки. За эту сумму нам предоставили просторный трёхместный номер со всеми удобствами, но без завтрака. Комната достаточно комфортная. Велосипеды (или, как говорят местные, «ровЭры») хранили в гараже на заднем дворе гостиницы.

Рестораны

В первый вечер, несмотря на позднее время (почти полночь), мы поужинали в ресторане «Авианосца». Как выяснилось позже, нам крупно повезло: заведение часто бывает закрыто на свадьбу.

Вообще, свадьбы – бич Чёрткова. Если в городе N из «Двенадцати стульев» люди рождались, чтобы постричься и умереть, то чёртковцы рождаются, чтобы жениться или выйти замуж. На второй вечер нашего пребывания по случаю свадеб был закрыт не только ресторан «Авианосца», но и «Океан» возле вокзала, и «Лемківська світлиця» возле ратуши.

А поскольку пиццерия «Челентано» напротив костёла допоздна не работает, единственным местом для «пит-стопа» поздним вечером остаётся «Тарко» (ул. Шевченко 32-а, за гостиницей «Таня») – заведение с внешним антуражем дорогого ресторана, но кухней фаст-фуда.

Выводы

1. Тернопольская область отлично подходит для ненапряжённого велопохода, в том числе и с «цивилизованными» ночёвками.
2. При планировании маршрута обязательно нужно делать поправку на рельеф местности.
3. Природные пейзажи Тернопольщины очень красивы, но большинство старинных замков и костёлов разрушены, и понравятся только истинным ценителям старины.

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 8.8
голосов: 6
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 372
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "slonique" :
To: silver
В Киеве, имея и велик, и машину, кататься проще простого.
Загружаешь вел в багажник, оставляешь машину, скажем, на Беличах, и едешь оттуда, скажем, по Пуще-Водице и вдоль Ирпеня по ДОТам Киевского укрепрайона. Никакого траффика, никакого рельефа - всё легко и красиво.
Вот как-то так:  http://waterslonique.livejournal.com/4679.html

я наверное не совсем правильно выразил свою мысль ... blush2
за городом, оно то понятно ... сами так иногда недалеко выезжаем с друзьями ... derisive
А я имел ввиду - прежде всего перемещение на двухколёсном, именно по улицам Киева ...
 

Пользователь
Отзывов: 89
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "slonique" :
To: sovereign
Велопрогулку вдоль Дуная задумал ещё в 2007-м, когда сидел на его берегу в уютном венском пригороде Хайнбург-ан-дер-Донау. Пока руки не доходили, но идея отличная.
Поехали! ))

В прошлом году на туристической выставке в Вене слушал выступления представителей придунайских регионов Австрии о том, как они инфраструктуру готовят именно под такие велопутешествия. Просто слюнки текли - как они все здорово делают. А потом знаете - обидно стало за наших пацанов, увлеченных велопоездками. Не видать им всей этой красоты.Ведь австрияки таким как они фиг визы дадут. Так и будут они колесить по Крыму да Карпатам и ДОТам киевской области. Потому что визы им дадут только тогда ,когда они уже обзаведутся машинами и забудут велосипеды
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: silver
В Киеве, имея и велик, и машину, кататься проще простого.
Загружаешь вел в багажник, оставляешь машину, скажем, на Беличах, и едешь оттуда, скажем, по Пуще-Водице и вдоль Ирпеня по ДОТам Киевского укрепрайона. Никакого траффика, никакого рельефа - всё легко и красиво.
Вот как-то так:  http://waterslonique.livejournal.com/4679.html
 

Пользователь
Отзывов: 372
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "sovereign" :
…э-ээээ. Я хочу приятную (в меру сложную) велопрогулку по красивым местам. К примеру в Австрии, в долине Вахау, что вдоль Дуная, среди холмов, увитых виноградниками и утыканными старыми замками (не развалинами) валом велосипедных троп и маршрутов! Крутишь педали и наслаждаешься. Я вот так хочу… )))


вот и мы в своей семье, становимся велосипедистами - именно в таких условиях ! derisive (в той же Литве)
Да я бы и в Киеве с удовольствием пересел на двухколёсного друга человечества ... но у нас-то, с нашими дорогами и прочими радостями - это однозначно суицидом попахивает derisive
Так что, в нашей стране - конечно подобные велопоходы описанные ув. автором в своём отчёте, пока - исключительно для народа подготовленного, как физически так и морально derisive
Пы.Сы. Хотя есть и другие крайности - в Амстердаме, я реально начал ненавидеть велосипедистов, т.к. там - быть ими сбитым - исключительно вопрос времени  blush2
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: Anna_L
Если выбрать себе километраж и рельеф по силам - запросто можно "ехать и смотреть по сторонам". И "мучительный" поезд заменить на машину. В общем, велосипед, это не так страшно, как кажется))
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: sovereign
Велопрогулку вдоль Дуная задумал ещё в 2007-м, когда сидел на его берегу в уютном венском пригороде Хайнбург-ан-дер-Донау. Пока руки не доходили, но идея отличная.
Поехали! ))
 

Пользователь
Отзывов: 333
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
…э-ээээ. Но мне не надо в Крым в горы! Это другой вид велоспорта! Довольно изнурительный и опасный. Сродни пешим походам под 15-20 килограммовым рюкзаком, с подъемами/спусками и т.д. Я хочу приятную (в меру сложную) велопрогулку по красивым местам. К примеру в Австрии, в долине Вахау, что вдоль Дуная, среди холмов, увитых виноградниками и утыканными старыми замками (не развалинами) валом велосипедных троп и маршрутов! Крутишь педали и наслаждаешься. Я вот так хочу… )))
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: sovereign Через "канавы, поля, огороды" обычно идут нормальные грунтовки или тропинки, которые отлично подходят для велосипеда.
Маршрут прокладывал сам. Интернет + гугл-ёрсы с гугл-мапсами + опыт составления путеводителей по Украине = маршрут)). Ориентировались по туристическому ЖПС-навигатору. Ничего сложного, наоборот, интересно.
П.С. Как автомобилист, конечно же, велосипедистов недолюбливаю. Но как велосипедист, конечно же, не люблю автомобилистов)))
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Именно в этой поездке никакого экстрима как раз не было. Ну, разве что переход через речку, но это не сложно. А так - крути себе педали да смотри по сторонам.
Экстрим - это по украинским городам на велике ездить, особенно по Киеву(((
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
25 ноября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Что да, то да: даже развалины активно растаскивают на свинарники-коровники((


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Все события