Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

Пробег по херсонским субтропикам
Пробег по херсонским субтропикам
Киев - Херсон - Тягинка - Казацкое - Каховка - Аскания-Нова - Скадовск - Раденск - Херсон - Киев
Добавлен: 9 июля 2010 г.
Просмотров: 5914
Автор: Gladiolus
Продолжительность: 3 дня
Пробег: 1500 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 10
голосов: 12
11  
Отзывы

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ НА АВТОМОБИЛЕ:
Subaru Forester
Марка: Subaru Forester
Тип и объем двигателя: 2.0
Средний расход топлива в поездке: 10 л/100км

Засушливые степи Херсонщины напоминали болота, леса – джунгли. Дождь срывался по несколько раз в день, но колонна с зелеными флажками Doroga.UA добралась до всех пунктов, намеченных программой клубного выезда. Лишь в пустыне выглянуло солнце.

KISERG занят брендированием автомобиляНа выезд в этот раз записалось 8 экипажей – далеко не рекорд, но такой «среднеразмерной» компанией путешествовать, откровенно говоря, удобнее, чем большой. В зеркале заднего вида головной машины всегда виден хвост колонны, парковочных мест всем хватает, на экскурсиях не тесно, за столом все друг друга слышат. И оргам удобно, и участникам комфортно.

Встреча в «Курене» на объездной Херсона была совмещена с обедом. После 7-часового перегона из Киева есть хотелось всем. Только экипаж-новичок Honda из Одессы имел возможность в этот субботний день поспать чуть подольше, ведь им до точки старта пришлось проехать всего 200 км. Прибыли бодрые и с хорошей новостью: ремонт трассы Одесса - Николаев почти закончен. Еще один экипаж-неофит Bag, прибывший на старт раньше всех, сразу принялся обклеивать свою Peugeot 307 клубной символикой. На этот раз комплект был дополнен синим флажком Garmin-Asus – навигационного партнера клуба автотуристов, благодаря которому участники клубных выездов отныне могут немного сэкономить на орграсходах.

Тягинский мост мы преодолевали без колонныИтак, выдвигаемся на восток вдоль правого берега Днепра. Вскоре скучный степной пейзаж немного оживляется холмами и оврагами. На въезде в село Тягинка по рации обращаю внимание участников на старый железный мост, соединяющий два берега каменистой балки справа от трассы. Считается, что это живописное сооружение конца XIX века фигурирует в ключевом эпизоде советского вестерна «Неуловимые мстители», когда поезд проезжает через горящий мост. Не очень похоже, однако многие эпизоды этого фильма действительно снимались в Тягинке.

Проехать по мосту на машине теоретически возможно, но направлять туда всю колонну я не решился – слишком уж ненадежным показался мне во время контрольного проезда настил из листового железа. Лучше заедем в другое место.

Тягинка. памятник украинскому казачествуСразу за селом сворачиваем направо по указателю на Тягинское ХПП, доезжаем по асфальту до этого самого ХПП, здесь снова направо и дальше по грунтовке вдоль Днепра. Вскоре на холме справа показывается высокая стела с фигурой Архистратига Михаила. Полноприводный Forester оргов легко преодолевает крутой подъем на холм. Его примеру последовать решается только экипаж Nat, чья верная Corolla уже давно претендует на статус внедорожника. Остальные идут пешком.

Именно на этом живописном месте, окруженном со всех сторон водами Днепра, в глубокой древности стояла крепость Тягин. Построили ее в XIV литовцы (во времена князя Витовта здесь проходила юго-восточная граница Великого княжества Литовского), а потом захватили и перестроили турки. От крепости, правда, ничего не осталось, но само место очень знаменательное.

Именно под Тягином в 1492 году состоялся бой, в ходе которого украинское казаки захватили турецкий корабль. Это событие считается первой документально зафиксированной военной победой казаков над турками, своеобразным боевым крещением казацкого войска. Возглавлял его, кстати, легендарный Казак Мамай – князь Борис Глинский. Позже здесь отметились победами другие «звезды казачества»: Иван Сирко и Семен Палий.

Все эти события увековечили памятником в 1992 году, к 500-летию казачества. Насыпали к подножию памятника дамбу, но дорогу нормальную из села так и не проложили. В общем, добираться лучше описанным выше путем.

Еще 30 км вдоль Днепра, и мы в селе Казацком, что прямо напротив Новой Каховки. Здесь история не только в теории, но и на практике. Уже на въезде нас встречает круглая сторожевая башня – единственный сохранившийся в Нижнем Поднепровье образец оборонной архитектуры литовских времен. В конце XIX века ее приспособил под хозяйственные нужды князь Петр Трубецкой. На детальный осмотр башни нет времени, поскольку нас уже ждут на проходной винзавода Трубецкого – это его основное наследие в Украине.

Винзавод Трубецкого. Экскурсию проводит Ольга КирсановаНа проходной нас встречает заведующая лабораторией Ольга Кирсанова, сходу заражая своим энтузиазмом и любовью к искусству виноделия. Ей есть чем гордиться. За последние шесть лет завод просто преобразился! В 2004-м мы наблюдали здесь удручающую картину: на ладан дышащее производство, заплесневелые подтопленные подвалы, дрянное вино, которое можно было использовать только как сырье для дешевого шампанского. Прославившие в свое время Херсонщину вина «Оксамит України» и «Перлина степу» производили только «для себя», редким посетителям наливали на пробу из пластиковых бутылок. Удивительно, что сохранилась винотека, которую начали собирать в 1958 году (есть бутылки возрастом 125 лет!). С 2001 года предприятие принадлежит холдингу «Стоик» киевского бизнесмена Виктора Пилипишина, но в то время, когда мы здесь побывали впервые, новые хозяева только приступали к реконструкции завода и реанимации виноградников площадью 1200 га.

В новом цеху завода Трубецкого - чистота и блеск итальянского оборудованияТеперь мы можем видеть результаты реконструкции. Новый цех начинен современным оборудованием итальянского производства. Виноград туда поступает расфасованный в ящики, а не кучей в кузовах грузовиков, как раньше (ягоды не должны быть повреждены). Винные подвалы Трубецкого, где марочное вино выдерживается в бочках при постоянной температуре, восстановлены в первоначальном виде. Технологией производства заправляет французский винодел Оливье Дега. Вот и результат: во время дегустации мы смакуем недурственные сухие вина нескольких сортов, которые не стыдно предложить и знатокам. На мой вкус, они немого уступают двум шедеврам украинского виноделия, которыми, по моему личному мнению, являются красное «Алушта» (Крым, Массандра) и белое «Середнянское» (Закарпатье, Среднее), но очень-очень неплохо…

В прошлом году завод Трубецкого переработал 270 тонн винограда. Жаль, до сих пор нет дорогостоящей лицензии на разлив (объем производства пока не позволяет), так что купить здешнее вино можно только непосредственно на предприятии – 43 грн. за бутылку марочного. Остальное уходит в качестве виноматериалов на другие заводы.

Усадьба Трубецкого пока лежит в руинахКонечно, наслушались мы историй и легенд из жизни знаменитого основателя хозяйства. Например, о прогрессивных методах организации труда, которые ввел на своем предприятии князь Трубецкой. В вестибюле главного корпуса вывешена статья из дореволюционной большевистской газеты «Искра», где описаны «издевательства» над рабочими, которым во время сбора винограда завязывали рот «намордниками» (типа, чтобы виноград не ели), а ведь это техника безопастности – респираторы! Окутана тайной и смерть князя. В советские времена рассказывали, что после революции Трубецкой якобы добровольно отдал завод новым властям и сбежал за границу. На самом деле, он погиб еще в 1911 году – был застрелен своим ревнивым племянником Владимиром Кристи, который застукал дядю в компании своей жены, Марии Кристи (кстати, в девичестве она была Михалкова – из предков российского режиссера Михалкова). По словам Ольги Кирсановой, многие впоследствии видели в подвалах призрак князя…

Напоследок мы заезжаем на усадьбу Трубецкого, что здесь же, в Казацком, на крутом берегу Днепра. Дворец, построенный в самом конце XIX века, сохранился плохо. При «совке» он почему-то не считался памятником архитектуры, не охранялся и разрушался. Теперь обнесен забором и висит на балансе ОАО «Князя Трубецкого». Если заводу позволят средства, из усадьбы сделают полноценный туристический комплекс с музеем и гостиницей, а пока нам остается только полазить по руинам и полюбоваться панорамой Днепра с высоты подпорных стен.

Проехав колонной по дамбе Каховской ГЭС, выруливаем в сторону Каховки. Теперь уже в полном составе (экипаж Legend21 присоединился в Казацком). Последним пунктом экскурсионной программы на сегодня стал грандиозный монумент «Легендарная тачанка», поставленный в херсонских степях в 1967 году для прославления и пущей романтизации буденовских конников Красной Армии времен Гражданской войны. Многие поколения херсонских школьников принимали здесь в пионеры на торжественных линейках. История тогда умалчивала, что изобрел тачанку не красный командир Буденный, а анархист Батька Махно! Так или иначе, памятник впечатляющий. Жаль, подъехать к нему на машинах нельзя – подъезды перекрыты. Живописная фотография не получится.

ДТП на трассе. Оказываем посильную помощьПеребрасываясь шутками по рациям, двигаемся по ровному шоссе в сторону Аскании-Новы. Красный диск заходящего солнца висит огромным куполом над дорогой прямо за нами, и колонна машин автотуристов в зеркале заднего вида на его фоне снова навевает воспоминания о «Неуловимых мстителях»…

Идиллию прерывает мигание авариек где-то впереди на дороге. Приблизившись, видим последствия только что случившегося ДТП: две сильно побитые легковушки. К счастью, жертв нет, но у водителя одной из машин повреждена нога. Снабжаем пострадавших бинтами и необходимыми медикаментами, помогаем вызвать «скорую» и, убедившись, что другая помощь не требуется, осторожно продолжаем путь в сумерках. Болтать по рации уже не тянет.

Навигатор Garmin-Asus привел четко к гостинице КаннаТихонько едем в сгущающихся сумерках, все больше ориентируясь не по окружающей обстановке, а по навигатору смартфона Garmin-Asus M10, который уже переключился автоматически в ночной режим, чтобы не слепить светом экрана. Наконец-то на экране, кроме прямой трассы, появляется сетка улиц – мы подъезжаем к поселку. С удивлением отмечаю, что отображаются не только улицы, но и пешеходные дорожки дендропарка! Ну, точно не заблудишься, даже пешком. Финальной точкой забиты координаты гостиницы, и навигатор подводит колонну прямо ко входу.

В гостинице Канна нас уже заждалисьВ Аскании нас уже заждались. Стол на летней площадке гостиницы «Канна» давно накрыт, номера подготовлены, персонал на стреме. Да и мы все уже устали. Редко когда у нас бывали такие поздние приезды во время клубных выездов. Настала пора поближе познакомиться с новичками, провозгласить тосты за Дорогу, поделиться впечатлениями от первого дня путешествия – самого насыщенного. Завтра будет полегче…

Первая половина дня посвящена походу в заповедник «Аскания-Нова». К сожалению, наш визит состоялся после 11 июня. Именно с этой даты на все лето запрещено посещение Большого Чапельского пода, а ведь экскурсия в степь, где разгуливают на воле дикие животные – это самое интересное, что есть в заповеднике. Говорят, если бы нас было человек 5, еще можно было бы уговорить руководство снарядить нам бричку, но на 17 человек нужен микроавтобус, а это уже никак, тем более в сырую погоду. Впрочем, кататься по степи на бусике, который идет по стандартному маршруту, совсем не так интересно, как на вольной бричке, которая может подъехать к стадам животных буквально вплотную. В общем, всем рекомендую найти возможность съездить на сафари в Асканию самостоятельно, без большой компании, заказав себе предварительно конный экипаж. Либо в мае, либо в начале июня, либо в сентябре.

Каждое дерево в дендропарке Аскании достойно вниманияА на этот раз нам оставалось только сходить на пешую экскурсию по местам искусственного разведения растений и животных. Для начала, дендропарк. Красивый, ухоженный, хоть и не особо впечатляющий разнообразием ландшафтов. Гуляя в тени экзотических растений среди журчащих ручейков-арыков, трудно представить, что этот субтропический оазис создан посреди засушливой херсонской степи искусственно. Никогда здесь не были никаких деревьев, никаких водоемов и вообще никакого ландшафта! Но затем появился барон Фридрих Фальц-Фейн, и на землях отца создал первый в стране частный заповедник, выделив под него 33 тыс. га целинной степи. Небольшой участок был орошен артезианскими водами, создан искусственный рельеф (похоже, именно Фальц-Фейн изобрел терраморфинг), завезены деревья с разных континентов. Получилось так хорошо, что император Николай II наградил Фальц-Фейна потомственным титулом барона.

Зоопарк Аскании-Новы тоже интересен, хоть и не так уникален. Здесь нет популярных хищников и приматов. Основная специализация – копытные и птицы. Особые условия здесь у павлинов: им разрешено свободно разгуливать по дорожкам, гордо демонстрируя посетителям роскошные хвосты-вееры. А для любителей истории - коллекция половецких каменных баб.

Пикник на обочинеПолчаса свободного времени после экскурсии можно было потратить на обход сувенирного рынка или покупку посадочного материала для дач. Легко пообедать решили в походном режиме по дороге, чтобы не терять времени, тем более, что вскоре нам еще предстояла уха и креветки. Ради рыбного меню, морской прогулки и небольшого пляжного отдыха местом второй ночевки был выбран Скадовск. Направление на Чаплинку – Каланчак.

В сторону моря выдвигаемся обеспокоенные резко меняющейся погодой и периодически срывающимся дождиком: как бы не накрылись наши морские планы. Вот и импровизированный обед с блинчиками и дерунами на придорожной автостоянке под Каланчаком оказался изрядно «подмочен» дождем. Впрочем, аппетиту путешественников он не помешал.

Скадовск. Гостиница АмалияВыбранная оргами, но не проверенная заранее гостиница «Амалия» в Скадовск на поверку оказалась не идеальным вариантом для клубного выезда. Ее безусловным преимуществом было только расположение прямо возле пляжа, в самом центре курорта. Отсюда и недостаток – даже с закрытыми окнами (благо, были кондиционеры) полночи спать мешали все окрестные дискотеки. Главным же недостатком стало отсутствие нормальной парковки (как оказалось, у гостиницы есть только 5 своих паркомест, и все они были заняты – прокол оргов). Пришлось заезжать колонной в тесный тупичок, упирающийся в набережную, идти с сумками через задворки на поселение, а затем отгонять машины за два квартала на платный паркинг. Зато от паркинга – всего два шага до порта, где нас поджидает морской прогулочный катамаран (судя по табличкам и надписям, греческого происхождения).

Морская прогулка: солнце, волны и ветерСолнце, волны, ветер, скорость – это то, ради чего мы в первую очередь приехали в Скадовск. Отправляемся на заповедный остров Джарылгач, растянувшийся узенькой полоской почти на всю линию горизонта. Катер достаточно большой, чтобы качка не сильно мешала наслаждаться морской прогулкой.

На острове – давно налаженный турбизнес: устроены навесы, расставлены шезлонги, приготовлена уха, отварены креветки. Правда, нас тут же попытались обсчитать, да еще и впарить незаказанных бычков, но это, судя по всему, просто такая курортная традиция. Судя по развешенным повсюду ценникам, бизнес на острове пытаются делать на всем, ведь курортный сезон здесь очень короткий.

Но главное мы получили: наелись ухи из свежей рыбы, нащелкались семечек-креветок, нагулялись по пустынным берегам, належались на шезлонгах, а самые смелые («Синтры» и «Legend21») еще и искупались. Остальных остановил прохладный ветер и грязноватая вода, больше напоминавшая по цвету и консистенции японский мисо-суп с водорослями.

Трапезу закончили уже «на континенте», возвратившись в гостиницу. К ресторану «Амалии», кстати, никаких замечаний! Приготовили все по спец-заказу, как мы просили, в том числе (тс-с-с!) свежайших жаренных бычков только что из моря (пишу шепотом, поскольку официально в ресторанах Скадовска свежую морскую рыбу готовить нельзя – какую-то там снастанцию она не проходит). Эта простецкая рыбешка, несомненно, является кулинарной королевой всего северного побережья Черного и Азовского морей! Под белое вино или водочку идет просто прекрасно. Как и под задушевные разговоры под шум прибоя при легком аромате субтропических растений (и откуда они здесь?). Засиделись некоторые из нас допоздна, поскольку подъем на следующий день специально был спланирован довольно поздний. Кто-то даже отметил, мол, как хорошо, что орги у нас совы!

Оказывается, в Алешковских песках есть цивилизацияИтак, последний день клубного выезда. Колонна стартует из Скадовска в сторону Херсона. У нас два варианта последующих действий. Если позволит погода (ночью опять шел дождь), все рассчитывают заехать в Алешковские пески. В противном случае, нам останется только небольшая экскурсия по Херсону, где многие уже бывали. На связи – Олег aka «Григорич» из херсонского Шевроле-Клуба. Знавший о нашем приезде, Олег, с которым мы познакомились недавно, во время автопробега «Вокруг Украины», и на этот раз с энтузиазмом вызвался оказать посильную организационную помощь. Заранее выехал под Цюрупинск, возле которого находится «самая большая пустыня Европы», разведал обстановку, нашел оптимальный маршрут подъезда и даже специально оборудованную для туристов обзорную площадку.

Ура! Можем ехать в Алешковские пески. Спасибо, Григорич! И здрасте. Коллега в зеленой футболке Doroga.UA встречает нас возле нужного поворота.

Лучший обзор - с видовой платформыНаверное, все уже слышали, что под Херсоном находится обширная полупустыня с барханами, поросшими очень редкой растительностью. Ее-то иногда и называют ошибочно пустыней. Возникла где-то в XIX веке в результате неконтролируемого выпаса овец, которые за несколько десятилетий буквально под ноль выели и вытоптали всю растительность на громадной степной территории в низовьях Днепра. В советские времена пустыня использовалась военными в качестве полигона, была огорожена, подъезды были блокированы. Превращать ее в туристический аттракцион только-только начинают, даже указателя нет ни одного. Но теперь-то мы знаем, что заезжать туда удобнее всего от Раденска через Пролетарку.

Алешковские пески - почти пустыняОтличный вид открывается со специально оборудованного на высокой точке помоста. Зрелище, безусловно, необычное. Огромная слегка холмистая территория с островками редкой травы и немногочисленными кустиками-деревцами окружена низкорослыми сосновыми посадками, с помощью которых удалось остановить распространение песка. Одинокие фигурки ушедших в пески фотоохотников за пустынными пейзажами теряются на фоне этого уходящего к горизонту пространства. Под ногами запросто можно обнаружить россыпи стреляных гильз. Говорят, иногда находят и неразорвавшиеся бомбы. Джиперы обожают это дикое место, но с нашими легкими кроссоверами и легковушками дальше обзорной площадки соваться не стоит.

Финальная точкаНе забыть бы только напоследок сохранить координату «точки входа» в смартфоне Garmin-Asus, чтобы выложить на сайте Doroga.UA в помощь будущим поколениям. Пара кликов, и вот: 46.6261, 32.9775.

Клубный выезд плавно приближается к завершению. Первым на выезде из Раденска с нами прощается экипаж KISERG, взяв курс на Евпаторию. Остальные колонной добираются до нового ресторана «Подкова» в Чернобаевке на херсонской окружной, где накрыт обед. Разделить с нами скромную, как по меркам этого заведения, но очень вкусную трапезу соглашается и Горигорич со своим сынишкой. Всегда приятно, когда в чужом месте есть у кого проконсультироваться и даже попросить помощи, будь то подсказка по лучшему месту для покупки вяленой рыбы, или наводка на ближайшую СТО (Синтры повредили глушитель). Встречи с представителями региональных автоклубов становятся уже хорошей традицией клубных выездов Doroga.UA.

Остается только обратная дорога: кому в Киев, кому в Одессу. Флажки сняты, рации сданы, колонна разбивается. Только зеленые наклейки на задних стеклах еще некоторое время будут напоминать нам о «мокрой» летней поездке в субтропическую страну Херсонщину.

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 10
голосов: 12
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 120
 
15 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Беседки, что на фото в пустыне, уже нет. Даже следов не осталось. Их несколько построили специально для приезда Ющенко. Но он не приехал, а новой власти сейчас не до беседок в пустыне.
 

Пользователь
Отзывов: 34
 
19 августа 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Григорич- молодець!
Нажаль в цей час мене не було у місті- бо поїхав би з вами,
Тим більш, що зелена футболка вже є Улыбка

Чи шось плянуєте ще у нашіх краях?
 

Пользователь
Отзывов: 4
 
24 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
И вам СПАСИБО вседа рад видеть и до новых встреч.
 

Пользователь
Отзывов: 84
 
10 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
На 34-й фотке Блинов такой Дядька Черномор... Улыбка))
 

Модератор
Отзывов: 1099
 
10 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
to Legend21 Исправил, поскольку это даже не опечатка, а произвол Ворда. Улыбка
 

Пользователь
Отзывов: 116
 
9 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
отчет, как всегда, на 10!!!!! С удовольствием вспомнила поездку, жду с нетерпение объявление новой Улыбка))
 

Пользователь
Отзывов: 348
 
9 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Ярчайший зачот! Проколов не было — это всё Гладиолусу приснилось. Убедительная просьба фразу "как хорошо, что оргии у нас совы" не править!!!
 

Пользователь
Отзывов: 9
 
9 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо за отчет, приятно почитать и кое что вспомнить Подмигивающий
 

Пользователь
Отзывов: 1808
 
9 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Очень легко читаемый, душевный отчет. Спасибо Андрей, давненько ты ничего не писал.:)
 

Модератор
Отзывов: 409
 
9 июля 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Сори, стрелок промахнулся с никами! Улыбка Исправлено! Подмигивающий