Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

Ралли серии Дакар
Ралли серии Дакар "Шелковый путь 2009". Личный дневник Benbow.
Киев- Казань - Бугуруслан - Уральск - Бейнеу - Жанаозен - Туркменбаши - Балканабад - Ашхабад - Киев
Добавлен: 28 мая 2010 г.
Просмотров: 14297
Автор: Benbow
Продолжительность: 9 дней
Пробег: 4500 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.6
голосов: 5
13  
Отзывы

Отчет - участник конкурса "Свистать всех в дорогу!"

В сентябре 2009 года в составе украинской команды, я участвовал в ралли серии Дакар “Шелковый путь». Мы проехали жаркие Каракумы, мистическое плато Устюрт, видели солончаки и мираж, убегали от скорпионов. В этом отчете мои путевые заметки и фрагменты релизов. Не все удалось описать словами, но одно скажу точно – я счастливый человек, потому что в моей жизни был ДАКАР!!!
 
 

2 сентября 2009, перелет Киев-Москва-Казань

Первые строки этого рассказа я делаю на борту самолета, по дороге из Киева в Казань. Именно оттуда 5 сентября стартует Ралли "Шелковый путь". Гонку проводит французская фирма "Amaury Sport Organisation" (ASO) – организатор легендарного марафона "Дакар". "Dakar Series" - это альтернативная гоночная серия, предложенная ASO после несостоявшегося по причине угрозы террористов "Дакара-2008". Маршрут "Шелкового пути" соединит Казань и Ашхабад и частично пройдет по древнему "Шелковому пути". За девять дней гонки нам предстоит преодолеть дистанцию в 4 500 км…

Мирно гудят двигатели, и я оцениваю масштабы задуманной авантюры. Я лечу на ралли Дакар, и не зрителем, а полноценным участником. Я получил работу пресс-секретаря в команде "Оптима Лизинг Украина" и через несколько дней сяду на место штурмана в джипе сопровождения. Волнуюсь, потому что ничего не знаю о штурманском деле. Надеюсь, что за несколько дней в Казани успею освоить хоть что-то. Рядом со мной Вадим Нестерчук – собственник и первый пилот команды. Так же Олег Чернов, администратор команды, мой напарник на ближайшие дни, пилот нашего джипа сопровождения…

Последняя заправка в Киевеколона выезжает из Киеванапутственное фото перед штабом команды. я пока в гражданском:)Наш лагерь на стоянке в Казани

Казанский аэропорт удивил маленьким и неудобным зданием, явно не рассчитанным на подобное внимание. Мы селимся в небольшую частную гостиницу в Казани. Вечером выбрались ненадолго с Олегом Черновым в город. С удивлением нашли в центре нашу "Планету Суши" и опять таки наш "Ростикс". Цены как в Киеве, но ужинать мы остались в небольшом "не брендовом" ресторанчике с открытой площадкой. На $20 долларов наелись вволю роллов Филадельфия. На нас обращают внимание, мы одеты в командную форму, на футболке – логотип "Дакара". Местные жители дружелюбны, но до нас особо нет никому дела. Город переполнен гостями. Спасть ложимся рано, утром много важных дел. Все… отбой. Голова полит после двойного перелета.

3 сентября 2009, Казань

Завтракаем в гостинице. Ничего особенного, обычный набор для отеля стоимостью $40-50 – каша, сарделька, хлеб с маслом. В отеле "Ривьера", меня встречает Константин Комков, руководитель пресс-службы ралли, профессионал с большой буквы. Костя обещал помочь с местом для работы на бивуаке (лагерь, где ночуют участники ралли). Это важно, потому что места с интернетом в полевой пресс-службе уже распределены среди сотрудников мировых информационных агентств и фотолент. Я единственный журналист, планирующий проехать на машине весь маршрут ралли. Основная команда СМИ планирует перемещаться от бивуака к бивуаку на самолете российских МЧС…

Я ухожу на закрытую площадку к машинам, где у команд есть возможность подготовиться к прохождению административных и технических проверок. Наш лагерь видно издалека - механики повесили флаг команды. Ребята нервничают, до проверок меньше суток. Нужно сделать многое. У нас в команде четыре машины. Две идут в зачете – в группе Т1 и Т4. Две машины сопровождения – грузовик и джип "Паджеро". В лагере кипит работа. Все вертятся около боевого автомобиль команды - внедорожника "Mitsubishi L200" (заявленного в группе Т1). Машина транспортировалась из Киева в Казань на лафете (специально оборудованном прицепе). Машину берегут, потому что она стоит несколько сотен тысяч евро. И потому что после гонки "Петербург Пекин" механики команды практически сделали ее заново. Лафет из Киева тянул грузовой автомобиль "Mercedes". Грузовик переполнен запасными частями и необходимым оборудованием. У нас даже есть собственная мойка!.. Так же своим ходом из Киева в Казань пришлось добираться и внедорожнику сопровождения "Mitsubishi Pajero Wagon". Караван вел штурман боевого экипажа, Валерий Суббота и механики из "Оптима Лизинг Ассистанс".

Валерий Субота и Марко Пьяно вешают номера на боевой джипНаша команда в Казани

На площадке я знакомлюсь с нашими французами - Марко Пьяна и Аланом Мултину. Ребята будут выступать в гонке под украинским флагом в составе нашей команды на грузовике Mercedes UNIMOG (категория Т4).

Алан, наш фторой французМарко, французкий легионер

Французы преодолели своим ходом более 3000 км на автомобиле, который заявлен на ралли. Марко Пьяно, шутит, что по сравнению с 4500 км "Шелкового пути" поездка из базы во Франции в Казань показалась ему прогулкой. Он очень интересный персонаж. Больше десяти лет участвует в Дакаре. Однажды он сам проехал Дакар на квадроцикле. Днем гонялся по пустыне, а ночью работал вместо механика. Его ящик со спальником и запасными частями организаторы перевозили от бивуака до бивуака за символическую плату. Несколько раз он ехал на мотоцикле. На "Шелковом пути 2009", Марко - водитель украинского грузовика, который идет в зачете. На особые победы не претендует. Его задача – помогать нашей боевой машине, потому что, на спецучастки автомобили сопровождения заезжать не имеют права. Марко знает на Дакаре всех, все знают Марко. Он настоящий француз, девушки, из команды организаторов, приветливо улыбаются ему при встрече.

Марко Пьяно и Вадим Нестерчук планируют маршрутНе все готовы к старту...

На площадке кипит работа. Механики подгоняют крепления установки для "Терратрипа" - основного прибора штурмана. "Терратрип" - это счетчик расстояния. Такая себе коробка с кнопками и жидкокристаллическим дисплеем. Прибор крепиться на специальное место на панели автомобиля. Место регламентировано, прибор выдается организаторами в аренду на время гонки. Стоимость аренды уже входит в размер вступительного взноса команды. Прибор необходим в каждом автомобиле команды, потому что как утверждали более опытные участники, без него штурман не сможет читать "роуд-бук" (дорожную книгу). Прибор имеет две шкалы и две кнопка сброса. На верхней строчке пишется общий километраж от точки утреннего старта, на нижней строчке – расстояние между двумя текущими ориентирами. Штурман, ориентируясь на прибор, озвучивает пилоту расстояние и суть маневра. Штурманскому делу учатся годами. Но, в машине сопровождения могут ехать и такие новички как я. Волнуюсь. Прибор выдадут только завтра, после прохождения административной проверки. На площадке напряженная атмосфера. Воспользовавшись приглашением босса команды Вадима Нестерчука, еду на экскурсию по Казани.

Я на машине Марко

Конечно же, главная достопримечательность столицы Татарстана, Казани – это кремль, построенный после взятия города Иваном Грозным в середине 16 века. В кремле расположена отстроенная заново мечеть Кул-Шариф. Татарский экскурсовод несколько раз акцентировала внимание на факте, что казанская мечеть гораздо богаче и больше мечети в Грозном.

Казанский кремльТаки падает. Ну чем вам не Пиза?Это я в мечетиМечеть на территории Кремля

На территории Казанского кремля так же расположена и падающая башня Сююмбике. Башня реально падает, посмотрите на фото. По последним данным отклонение от оси около 2 метров.

Заехали ненадолго в Крестовоздвиженский собор, где храниться икона Казанской божьей матери. Известная всему православному миру целительная икона оказалась очень маленькой, но удивило не это, а "трущобные" пейзажи вокруг храма. Что то ремонтировалось, что-то строилось Но, общее впечатление все равно было позитивное. Что сказать – святое место! На обратном пути заехали в Мечеть аль-Марджани, построенную на средства прихожан по личному разрешению императрицы Екатерины II. Собственно больше ничего посмотреть не успели – было много нерешенных вопросов накануне старта. Вечер провел в офисе пресс-службы, описывая готовность команды и новости дня. Воспользовался талонами на питание. Неплохо кормят в казанском отеле "Ривьера", скажу я вам. Вечером прошлись с Олегом Черновым пешком по вечерней Казани, и решили, что главной достопримечательностью Казани, являются девушки. Общеизвестный факт, что татары во время многолетних воин привозили в свою столицу красивых пленниц со всего мира, те рожали воинам детей, в результате, после сотен лет генетического отбора родился тип казанской красавицы – стройной, длинноногой, с узкими скулами и восточным лицом. Но углубляться в изучение данного вопроса времени не было. Быстро ложимся спасть – завтра важный день.

4 сентября 2009, Казань

С раннего утра находимся в отеле "Ривьера". Не смотря на огромное количество участников, процедура административных проверок движется быстро и уверенно. Дождавшись своей очереди, проходим несколько постов. Водители внедорожников должны были иметь действительное водительское удостоверение, разрешение на участие в гонках за границей и Международную лицензию F.I.A. водителя/участника 2009. Медицинский блок, состоял в основном из проверки личных данных на случай непредвиденных обстоятельств. Другими словами – записали группу крови, телефон родственников и адрес.

С бумагами у нас все в порядке, но постоянно возникают какие-то мелкие вопросы и нестыковки. Выручает Марко Пьяно, который говорит по-французски и лично знает многих инспекторов, принимающих документы. После нескольких часов заполнения бумажных формуляров, сверок, перекличек и прочих формальностей, получаем от французов браслеты на руку, "роуд буки" на первый день гонки, комплект "терратрипов", спутниковые телефоны.

Начало прверок

Затем в порядке очереди начались технические проверки автомобилей. Наша очередь где-то в середине, пока внимательно смотрю по сторонам. Для меня это зрелище новое. Мы были хорошо подготовлены, в соответствии с техническими требованиями регламента, но процедура проверки полна жестких формальностей и нюансов, так что опять пришел на помощь наш француз Марко. К концу дня все автомобили команды допущены к старту и размещены на территории Закрытого Парка, войти в который мы сможем только за 30 минут до старта этапа "Супер Спешиал" (так обозвали символичный стартовый заезд для публики в Казани) 5 сентября.

День закончился в совещаниях команды и тренингах. Я учился читать "роуд бук" и пытался понять логику работы с "терратрипом". Завтра первый символичный заезд. Вечером забежал в пресс-службу и отправил новости и фото в Киев. Ложусь спать рано, впереди много работы, пытаюсь накопить силы. На завтрашний старт ралли "Шелковый путь 2009" выйдут экипажи 62 внедорожников и 21 грузовика из 25 стран мира. Обслуживать ралли будет дакаровская судейская бригада и маршалы. В обычной жизни это врачи, бармены, учителя, чиновники, которые раз в год бросают обычные дела и едут на Дакар. Кстати, все маршалы и судьи на Дакаре работают бесплатно.

5 сентября 2009 года, Казань, старт ралли "Шелковый путь 2009"

Наконец-то Казань наполнилась шумом моторов. Позади все административные формальности, экипажи въезжают на стартовый подиум. Со старта сделали огромный праздник, пригласили много зрителей и журналистов. Французские организаторы немного в недоумении от пафосности мероприятия, они еще не знали, что их ждет в Ашхабаде. После торжественной церемонии открытия состоялся первый этап ралли - Супер Спешиал. Специальная трасса, диной 2013 метров (в честь Универсиады, которая пройдет в Казане в 2013 году) была разбита прямо в городе – на пустыре около гостиничного комплекса Ривьера. Команды получили возможность проверить готовность техники перед завтрашним этапом и подарили городу яркое шоу. Наш внедорожник Mitsubishi Т1 украинской команды "Оптима Лизинг Украина", выступающий под номером 125, прошел трассу уверено, порадовав операторов патриотично развевающимся украинским флагом. Особо за результатом не гнались, поскольку он не влиял на общий зачет и очередность завтрашнего старта. По сути, проверили готовность машин. Остаток дня провели на площадке. Механики настраивали машины, проверяли все - уже наверное в тысячный раз.

нашим на стартовом подиумевнетренности боевой машины - перед стартом ралли

В наш лагерь заходил Нассер Аль Аттия (Nasser Al Attiyah), легендарный гонщик из африканской страны Катар, выступающий за немецкую команду Wolksvagen. Сказал, что его тренер по стрельбе родом из Киева, пожелал удачи и сфотографировался около нашей машины. Договорились с ним на интервью на одном из бивуаков. Нассер, свое слово сдержал и оказался приятным собеседником и общался с нашей командой практически всю гонку.

Я и Нассер Аль АттияНассер Аль Аттия и Марко Пьяно

Вечером в гостинице пакую вещи. Опишу все подробно – вдруг кому приходиться. Вещей не много. Один рюкзак с аппаратурой: Никон D70, универсальный объектив 24-85 мм, фотовспышка, карточки памяти, набор для чистки оптики (обязателен для путешествия в пустыне), защитные фильтры на объектив, защитный чехол от пыли, преобразователь 220B от автомобильного прикуривателя (с вентилятором для охлаждения), диктофон. Небольшая, но крепкая и вместительная сумка на колесах фирмы CAT. Там вещи: шорты и две пары брюк для пустыни (копия формы "буря в пустыне" НАТО), тапочки для душа, легкие кроссовки и специальные ботинки для пустыни, футболки, носки, белье (комплект на каждый день гонки), командная ветровка легкая, кепка, бандана. Так же в сумке личная аптечка, с акцентом на желудочно-кишечные препараты и всякие там бинты-лейкопластыри. Огромное количество влажных салфеток и антисептика. На руке часы "G-Shok", на поясе нож "Victorinox", и маленький, но мощный фонарь немецкой фирмы "Led Lenser", работает от одной (!!!) пальчиковой батарейке AAA (крутая вещь, всем рекомендую в машину). В кармане зажигалка и компас (по старой привычке – на гонке не пригодились).

Самая важная вещь в моей экипировке – внедорожный ноутбук.. Жаль, после гонки этого малыша пришлось сдать. Спальники и палатки перевозили механики в грузовике. Так что, мой багаж не займет много места в джипе. Ложусь спать. Скорее бы утро…

6 сентября 2009 года, этап Казань-Бугуруслан, 440 км

Наконец-то уезжаем из города. Только что рванула с места наша боевая машина. Маршрут экипажей и машин сопровождения частично совпадает. Нас периодически обгоняют яркие, громко ревущие экипажи. За рулем нашего "Паджеро" Олег Чернов, я по ходу осваиваю штурманское дело. По началу, казалось, что нет ничего сложного, для человека с многолетним опытом чтения топографических карт. Роудбук состоит из рисунков-символов, обозначающих препятствие, ориентир или просто точку для очередного маневра. Под каждым рисунком две цифры – расстояние от старта, и расстояние от предыдущей точки. Задача штурмана вести пилота последовательно от точки к точке, пользуясь терратрипом. В теории все просто. На практике, чтение роудбука требует большой практики. По рекомендации Марко я "цепляюсь" за грузовики сопровождения одной из команд. Ребята идут уверено, не сбавляя скорости на поворотах. Уже минут двадцать едем по Казани. Перекрестки перекрыты сотрудниками дорожной инспекции, на обочине много зрителей.

Столкнулись с большой проблемой – что-то не так со счетом километража на терратрипе. Впереди идущие машины идут строго по картинкам на карте, но показания пробега нашего прибора не соответствуют. Если бы не "проводники", мы бы не выехали с Казани самостоятельно. Вот это был бы позор на страте гонки.

Наши предположения подтвердились, терратрип работает неправильно – то ли откалиброван не так, то ли просто сломан. В панике ищем выход из ситуации. Решаем ехать по счетчику пробега на спидометре автомобиля. На очередном повороте Олег обнуляет датчик - пробуем ехать, обнуляя от препятствия до препятствия показания счетчика на спидометре. Метод не подвел.
Через десяток километров прибываем к месту старта. Тут кипит народный праздник, посвященный гонке. Развеселила надпись "Сабантуй" на приветственном плакате.

Так работают маршалы ралли на старте

Оказывается, так называется местный Праздник плуга. Сделали несколько кадров на старте нашего джипа и отправляемся по маршруту.

Наши уехали на первый спецучасток

Выехав на трассу, обгоняем наших провожатых и "тулим" по приличной асфальтированной трассе в направлении города Бугуруслан. Я немного разочарован отличным качеством дорожного покрытия. Я же ожидал жесткого бездорожья, пока же мы едем по приличной дороге, слегка перегруженной караванами машин сопровождения. Ощущение, как на трассе Киев-Житомир, только две полосы вместо четырех и нет посторонних машин, трасса закрыта для гражданских автомобилей.

Привыкаем к машине. У Олега проблема – кресло водителя жестко зафиксировано в раму внедорожника и не предполагает возможности для настроек. А у моего напарника рост под два метра. Километров через 200 за руль сел я, вот так, совсем того не ожидая, в первый же день я попробовал себя в качестве пилота.

Я доволен тем, как зафиксировано тело трехточечным ремнем безопасности в гоночном кресле RECARO. Реально чувствуешь себя безопасно и практически не болтаешься на ямах и поворотах. Джип ведет себя на трассе прекрасно, не смотря на огромный вес – "Паджеро" был собран заново на стальной раме французским тюнинговым ателье.

Часов через пять въезжаем в окрестности Бугуруслана, так и не попробовав вкуса жесткого бездорожья. В центре города праздник, посвященный ралли, много флагов, в том числе разных политических сил. Удивительно, как чиновники всех уровней пытались приобщиться к ралли. Но, лично я на них не в обиде, организация и содействие гонке было действительно всестороннее. Центр города проходим быстро, уже научились работать с кнопкой спидометра и роудбуком, уверенно движемся по узким улочкам и выезжаем из города в сторону военного аэродрома. Не удивляйтесь - разбивать бивуак (лагерь) на аэродроме – одна из традиций Дакара. Причин для этого несколько: во-первых, так легче обеспечивать логистику, организаторы и журналисты передвигаются от аэродрома до аэродрома на самолетах, за время, которое гонщики проводят на маршруте - технический персонал успевает разбить лагерь, и обеспечить его всем необходимым. Во-вторых, аэродром – закрытая территория, и легче обеспечивать безопасность участников, пресекать воровство и тому подобное. В третьих, аэродром изначально обеспечен связью, электричеством и прочими коммуникациями, что существенно облегчает жизнь организаторов. Хотя, практически все службы обеспечивающие работу гонки, имеют автономные источники энергии.

Итак, мы прибыли на первый дакаровский бивуак. Я начал осматриваться вокруг. По сути, бивуак - это большой лагерь. Места для стоянки занимаются произвольно – чья команда сопровождения прибывает первой – занимает более комфортные места, поближе к штабу гонки. В этом деле тоже есть секреты. Например, не стоит ночевать рядом с командой "КАМАЗ-мастер", потому что дизельные генераторы работают у них всю ночь. Земля гудит так, что голова скачет и стучится об землю. Но, как оказалось, даже и в таких условиях можно спать - после трудного дня.

Наш первый лагерьлагерь другой команды для сравнения

Перед гонкой я, честно говоря, немного побаивался диких бытовых условий на гонке. Увиденная картина, меня порадовало. Бивуак оснащен светом, по крайне мере центральная его часть, на видном месте стоит штаб гонки и пресс-центр. Там же обычно расположены информационные щиты с результатами дня и планами на утро. Недалеко от штаба расположилась столовая - свято место для дакаровца. Питаться там можно весь вечер по системе "шведский стол". Обязательным атрибутом бивуака являются биотуалеты и душ с теплой (практически всегда) водой. Все здания обустроены по типу конструктора и разбираются для дальнейшей транспортировки за считанные минуты.  

туалет - объект стратегическийдуш-вид снаружиДуш - вид изнутри
 
В пресс-центре, пишу релиз. Сегодня первым пришел Насер Аль АТТИЯХ. Вадима НЕСТЕРЧУК и его штурман Валерий СУББОТА приехали в лагерь в хорошем настроении, они показали неплохое время. Закончив текст и отобрав с десяток фотографий, столкнулся с проблемой доступа к интернету. Все места в полевой пресс-службе действительно оказались занятыми. Выручил коллега из российского интернет ресурса "Чемпионат.ру", Евгений Кустов. На дни гонки он стал моим проводником в глобальную сеть. За что я искренне ему благодарен.

Вернулся в лагерь команды - тут кипит работа. Боевая машина вела себя хорошо, особых повреждений не было, механики делали профилактические работы и готовили джип к завтрашнему дню. Грузовик Марко Пьяно стоял недалеко, он приехал сегодня 17-ым.
Отправились с Олегом Черновым на первый дакаровский ужин. Я так понял, что даже на ралли, французы привыкли кушать хорошо. Моя язва может спасть спокойно, в меню несколько вариантов второго – рис наиболее приемлемый для меня. Есть мясная и сырная нарезка и рыбка. Овощи, фрукты, соки, чай, кофе, сладости. В принципе еда даже для человека с желудочными проблемами сносная.

Не все вернулись вовремя...

Интересно наблюдать за лагерем. Бивуак похож на большой муравейник, который раскинулся, почему то, вширь. Все кипит, гудит, вокруг разноголосье языков и звуков. Кто-то смеется, кто-то материться. На русском, на английском, на немецком. Расстояние между штабом и столовой насколько большое, что организаторы передвигаются на квадроциклах и сегвеях (двухколесная платформа с рулем, на электромоторе). Забавно на это смотреть – на фоне полноприводных пыльных чудовищ с форсированным двигателем, едет стройная француженка на элегантном сегвее.

Сидим на вечернем брифинге – это планерка грядущего дня, на которой подробно разбирают карту маршрута, обозначают проблемные места и правки. Часто за время подготовки и печати роудбука – ландшафт местности менялся. Мероприятие для меня новое, впитываю информацию. Оказалось полезного для моего экипажа мало, правок по роудбуку машин сопровождения нет. У нас все четко по плану.

Бреду к своей платке. Наши механики все так же копошатся около машин. Вадим и Валера спят. Олег решает какие-то организационные вопросы. Я иду на разведку в душ. Оказалось все чинно и благородно. Брезентовые перегородки, пластмассовые краны, рядом емкость с водой, которая нагревается от солнца за день. Вода не особо горячая, но теплая достаточно для того, что бы получить наслаждение от купания.

После душа почувствовал сполна усталость первого боевого дня гонки. Упал в палатку, подвинул локтем Олега, залез в спальник. Рядом шумели механики, но я их уже не слышал…

7 сентября, 2009 года, Бугуруслан-Уральск, 540 км

Подъем в 5 утра это ужасно! Сегодня третий этап гонки. Туалет (до него нужно идти), водные процедуры – все в очень быстром темпе. Механики уже заканчивают собирать лагерь. Помогаю сложить нашу палатку и спальники. Все пакуют в грузовую машину, которая будет выезжать первой.

Местный раритет...так работают журналистыВадим спит на роскладушке - бережет спинуНаш пилот

Очень быстро завтракаем. Меню в столовой радует – есть овсянка, йогурты, сыр, повидло, фрукты. Организаторы выдают питьевую воду в дорогу, забираем несколько упаковок из расчета два литра на человека. Воду выдают бесплатно, решили взять с запасом. Получаем на всех сухой паек. В наборе: паштеты (вкусные), печенье, творожок, сок, конфеты. Берем с собой еще немного хлеба. Вроде все.

Марко стартует

Выезжаем на маршрут. Первый боевой экипаж стартовал в 6.40 утра (ралли живет по ашхабадскому времени +1 час от московского). Наш джип сопровождения выезжает около 6.45. Наш боевой джип и грузовик Марко Пьяно уже уехали. Мы покинули гостеприимный город Бугуруслан, так и не увидев его достопримечательностей. В зеркало заднего вида вижу самолет прессы, уходящий в небо. Машинка бодро рычит. За рулем Олег Чернов, я в штурманском кресле. На заднем сиденье спит механик, Володя Улещенко…Сосредоточено едем. Нас обгоняют, мы обгоняем. Стараемся держать темп, но и не рисковать зря. Много шутим и подкалываем друг друга - боремся со сном. Боевые машины проходят сейчас два спецучастка по территории Татарстана. Первый, общей длинной 116 км, второй -115 км. Наш маршрут легче – асфальт и укатанные проселочные дороги. Надеемся, что это времени нам хватит, что бы добраться до места встречи с боевым экипажем. Это пограничная деревня Илек на границе Казахстана и Татарстана. Благодаря договоренностям президентов Росси - Дмитрия Медведева и Нурсултан Назарбаева, наш ждет специальный пограничный коридор. В случае необходимости, на месте встречи Володя окажет боевому джипу первую помощь, так как, по территории Казахстана еще нужно проехать где-то 188 километров "лиазона" (часть дневного маршрута, которая не идет в зачет) и обязательно отметиться на финише в бивуаке города Уральска. Там джип и грузовик, участвующие в гонке, уже будут поджидать всесильные механики…

первые солончаки

Уральск (Орал) — город в западном Казахстане, занимает северную часть прикаспийской неизменности. Основан в 1594. Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган. Google пестрит описанием живописной степной равнины, с высокими и крутыми речными ярами. Вряд ли, нам не удастся насладиться уральскими красотами, у нас другая задача – жать на педаль да держать руль покрепче…Ландшафт вокруг меняется на глазах, и становиться традиционным для дакаровский гонки – много пыли, выжженная земля, желтая трава.

Терратрип так и не заработал. Все также пользуемся кнопкой спидометра – получается не хуже чем с прибором. Пока серьезно ни разу не сбились с маршрута. Неожиданно быстро приехали на пограничный пункт, это значит, что около 350 км мы уже проехали. Пограничный коридор работает на максимальной скорости, но тянучка все равно есть. На въезде встречают ребята их техперсонала, что-то сверяют, что-то смотрят. Дальше встречают пограничники с ярко выраженной восточной внешностью, быстро заглядывают в паспорта – и все. Минут за 10 мы уже въехали на территорию Казахстана. Ждем боевые машины…

Джип Вадима Нестерчука появился через час. Машина в порядке. Колонной движемся в Уральск. Город опять остается где-то в стороне от маршрута. Выезжаем на территорию международного аэропорта Подстепное. Боевую машину долго отмывали. Вадим жалуется на пыль, говорит, что каждый обгон в таких условиях был на грани фола. Ведь останавливаться в таких условиях тоже нельзя, сзади двигались такие же ослепленные пылью участники. По результатам сегодняшнего дня, наш экипаж занимает 28 место в классификации внедорожников. Волнуемся за Марко – его грузовик пока не приехал. К вечеру узнаем, что у них проблемы с коробкой передач. Это странно, потому что перед гонкой Марко установил абсолютно новую коробку. Боевой L200 прошел три этапа ралли без серьезных повреждений, но мелкие поломки все равно есть, три механика колдуют над джипом. Вечером приехал Марко, не смотря на поломку, по результатам трех этапов занимает 18 место. Сможет ли выйти на завтрашний старт, решит утром. Пока молчаливо крутит гайки со своим механиком. Я в шоке, неужели два человека за ночь смогут починить коробку передач на грузовике? Механики обещали помочь, но после ремонта боевого джипа…

Вечером в пресс-службе - по результатам трех этапов, первые места делят между собой гонщики из немецкой команды: Насера Ал Аттия, Марка Миллера. Мы 25-ые по итогам трех этапов. В состязании грузовиков лидирует экипаж царя Дакара, Владимира Чагина из команды "КАМАЗ Мастер". Жалею, что на гонку не приехала команда BMW, была бы интрига.

8 сентября 2009 года, Уральск-Бейнеу, 830 км

Сегодняшняя ночь была беспокойной. Не смотря на шум, я спал как убитый – организм изо всех сил пытался набраться сил. Караваны из грузовиков и джипов поддержки выезжали из лагеря в сторону казахского города Бейнеу, чтобы успеть подготовить лагерь для участников, финишировавших первыми. Сегодня нам предстоит проехать маршрут длинной около 800 км. Учитывая большое расстояние дневного пробега, стартуем с бивуака около 4-00, грузовик сопровождения с механиками уехал еще раньше. Очень хочу спать. Первую часть маршрута тоскливо веду Олега по роудбуку. Молчим и мечтаем о сне. Механик Володя, дремлет на заднем сидении. Окружающий пейзаж не блещет разнообразием – выезженная земля, желтая трава, мелкий песок, но, на настоящую пустыню пока не похоже. Дорожное покрытие пока тоже не похоже на тяжелое бездорожье. Единственная серьезная помеха – сотни овец, переходящих дорогу.Пару раз пришлось жестко тормозить. Тюнинговые тормоза отрабатывают отлично…

Володя убегает от верблюда

Через несколько часов видим первых верблюдов – кораблей пустыни. Делаем небольшую остановку – размять спину и сфотографироваться. Верблюды, судя по всему, дикие. До ближайшего селения километров 100. Хотя, не похоже, что они нас боятся. Печенье требуют со знанием дела. Один из верблюдов ведет себя довольно агрессивно, пришлось прятаться в машине…

Где-то километров через 200 встречаем небольшое озеро, на которое местные пастухи пригнали скот. В основном верблюды, коровы и овцы. Делаем небольшую остановку. Пастухи не говорят ни на одном знакомом нам языке. Вернее они в принципе не говорят, а издают звуки. Забавные ребята – в такую жару одеты в теплую одежду…

король пустыни

Через несколько часов видим солончаки – многометровые пятна соли на поверхности земли. Интересное такое явление.…Периодически встречаем одинокие колодцы и строение мусульманских кладбищ (это целые мини городки – смотрите фото)…

Дорога, дорога, дорога. Асфальт чередуется с грунтовкой средней сложности. Едем уверенно к точке встречи с джипом Вадима Нестерчука, который идет в зачете. Вадим проходит контрольную точку и начинает движение по лиазону. На связь ребята не выходили – это значит, что серьезных поломок нет, и боевой джип движется к старту своим ходом…

Туркменскому экипажу не повезло

В бивуак Бейнеу мы приезжаем первыми, в 13-30, и делаем символичное фото. Всезнающий интернет сообщил, что Бейнеу — посёлок городского типа в Мангистауской области Казахстана. Близ посёлка проходит трасса газопровода "Средняя Азия — Центр". Местность представляет собой слабоволнистую равнину. Постоянные водотоки и водоёмы отсутствуют. Растительность пустынная, разреженная. Климат резко континентальный, крайне засушливый. Особых достопримечательностей нет.

Аэродром погряз в пыли. Земля вокруг сухая, покрытая колючими кустарниками. Тонны мелких частиц поднимается в воздух при малейшем движении автомобиля или вертолета. Я закрыл лицо банданой и обул на ноги специальные ботинки для пустыни. Реально классная вещь, в кроссовках ходить по пыли и песку нереально. В ботинках ноги всегда сухие и чистые. При соблюдении элементарной гигиены конечно. Кстати, в "правильных" ботинках даже в такую жару комфортно. Нога дышит, через специальные поры. Но, дезодорант для обуви, конечно же, пригодился…

Тут кто-то живет...Столовая - вид изнутри
 

Олег ждет грузовик с механиками и лагерным снаряжением. Я захожу в пресс-службу и узнаю, что на гонке случилась серьезная авария - пострадал российско-белорусский экипаж. Внедорожник Mitsubishi Pajero перевернулся на крышу после прохождения первого контрольного пункта. Пилот Андрей Бирюков получил несколько тяжелых переломов в области таза, а штурман, белорус Дмитрий Книга - перелом ключицы. Оба спортсмена эвакуированы с трассы вертолетами медицинской службы ралли. Так же перевернулся туркменский Nissan под номером 120. До финиша еще не добралось 10 экипажей. Прохождение 581 км спецучастка заняло у гонщиков в среднем около 10 часов, последние машины прибыли в спортивный городок в Бейнеу уже ближе к полуночи…

Пострадавший джип - все живы!!!

Прибыл Вадим и Валера на боевой машине. Финишировали 37-ыми, пройдя 581 км спецучастка за 8,9 часов. Рассказывают, что видели первые дюны, и миражи на горизонте. Я жалею, что мою машину не пускают на спецучастки, там, судя по всему, намного красивее. Но, вряд ли, мой "Паджерик" смог бы преодолеть дороги высокой вязкости и дюны 3-5 метров. Хотя, он, как оказалось, на многое способен…

Жители города Бейнеу установили несколько традиционных юрт. Юрта – это жилище кочевников и символ Казахстана. Юрта похожа на палатку, она легко ставится и разбирается ее удобно перевозить на лошадях и верблюдах. Юрта сделана из верблюжьей шерсти и ее войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу. Сам проверял. Всех журналистов любезно пригласили попробовать казахскую кухню отдохнуть в прохладе. Я искренне благодарен жителям Бейнеу за гостиный прием. Названий блюд, признаюсь, я даже и не спрашивал, потому что баранину с лепешкой я и без названий идентифицирую на любом столе по запаху. Особенно после переезда в 800 километров… Пыль реально достала. Ужинать в столовой сложно – песок противно трещит на зубах. На столах много нетронутой еды. Журналисты жалуются, что от мелкой пыли отказывается работать техника…

Вечером приволокли грузовик Марко Пияна. Наш француз расстроен, вышла из строя коробка передач. Французский экипаж сумел проехать всего 12 км спецучастка и не смог самостоятельно добраться до финиша. Все расстроены, теперь боевой джип остался без поддержки на спецучастках. Будем надеяться, что все обойдется…

Вечер трудного дня. Позволил себе выпить в столовой пару бокалов отличного чилийского вина. Вино и пиво на бивуаках никак не заканчивается, как и Red Bull (официальный спонсор ралли). Так же всегда есть фрукты. Кажется мне, что дыни и арбузы французского происхождения. Не похожи на местные, но тоже вкусные.

Я сильно устал, пытаюсь уснуть под рев двигателей машин добравшихся, наконец-то, к лагерю. Механики, как обычно, колдуют над боевым джипом. Моя машина в порядке. На сломанный терратрип мы не обращаем внимание. Еще один день позади…

9 сентября 2009 года, Бейнеу (Казахстан) - Жанаозен (Казахстан), 480 км

Алан утренний

С трудом проснулся от рева взлетающего самолета. Ребята уже на ногах, Олег не будил меня до последнего, дал возможность отдохнуть. В столовой узнаю, что сегодня утром на старт не вышло 3 автомобиля. Автомобиль Мирослава Заплетала, Mitsubishi Pajero, приехал на финиш в Бейнеу со сломанным двигателем. Toyota Самуэля Готгебера и Жан-Пьера Турнье вернулась на тросе со сломанным задним мостом. Единственный женский экипаж — Светлана Голубкина и Елена Правдина также сошли с дистанции, у них перегрелся двигатель. В категории "грузовики" Руслан Фуруджи также сломал передний мост на вчерашнем этапе, наш француз Марко Пьяно так же не смог стартовать. Вот это утро! Сажусь в штурманское кресло и ласково глажу "Паджерик", прошу довезти нас до Ашхабада.

Читаю роудбукАксакал

Первый час маршрута заставил напрячься. Дорожное покрытие резко ухудшилось. Буквально через пару десятков километров роудбук ведет нас по грейдерной дороге с камнями величиной с кулак. Ориентиры слабо узнаваемы, пейзаж монотонен. Через час встречаем "Шайхану" (местное кафе). Кто сюда заходит на чай – я не представляю. Вокруг на сотни километров нет живой души. Останавливаемся на пару минут, пьем чай, с чем-то жирным. Внутри здания находиться невозможно – воняет. Уезжаем быстро. Нас провожает одиноким взглядом мудрый старик. За бортом около 30 градусов, а он одет в пиджак и шерстяную зимнюю шапочку. Может что-то знает?...

Продолжаем трястись по грунтовке. Постоянно натыкаемся на знак "Место отдыха", на нем изображена елочка. Выглядит как издевательство в подобных условиях…

Дорога с каждым часом ухудшается. Едем медленно, объезжаем большие ямы и камни. По пути встречаем несколько сломанных Mitsubishi L200, на которых передвигались организаторы. Останавливаемся на пару секунд спросить все ли живы и здоровы. Оказывать техническую помощь – нет времени. У нас другие задачи. Все, кто не может передвигаться самостоятельно, вечером подберет "метла" - двухэтажный эвакуатор.

тайфун

Встречаем несколько небольших песчаных тайфунов. Выглядят жутко, признаюсь честно. Да и, в общем, местность производит не слишком хорошее впечатление. Едем по территории Плато Устюрт - пустынному району между северной частью Каспия и Аральским морем, а если быть точнее между полуостровом Мангышлак на западе, остатками Аральского моря и дельтой Амударьи на востоке. Это мистическое место, изобилующее аномальными зонами и следами древних цивилизаций. Говорят, что на плато довольно часто видят миражи, так же зафиксированы многочисленные контакты с пришельцами.

КараванВот такая вот качественная дорога Чинки

Через полчаса видим первые "чинки" - крутые обрывы, высота которых достигает до 350 метров. Сегодняшний спецучасток проходит именно там. Вокруг на многие километры раскинулась солончаковая пустыня. В нашей машине работает кондиционер, но все равно постоянно хочется пить. В 70-х годах на спутниковых фотографиях плато Устюрт обнаружили магические линии и километровые стрелы искусственного происхождения. Что-то похожее есть в перуанской пустыне Наска. Некоторые считают эти рисунки археологическим феноменом, другие - инопланетными символами. Почитать подробнее можно здесь. Общая информация о плато здесь.

Дорога становиться все хуже. Ведем машину по очереди, от такого режима быстро устаешь. Сделали небольшую остановку и обнаружили, что порвали задний бампер. Под бампер набилось слишком большое количество песка, кроме того, пару раз зацепились за край одной из многочисленных ям…

Опускаемся в небольшую долину и получаем приз за мучения. Перед нами раскинулся фантастический пейзаж. Не зря голливудские фантасты снимали тут марсианские пейзажи. Обрывы скальных пород, неимоверной красоты, разукрашенные природой в разные цвета. Величественные, громадные, гордые, мистические скалы плато Устюрт. Я понял, зачем я приехал сюда, бросив теплую уютную квартиру, любимую девушку, и хорошо оплачиваемую работу. Я приехал, что бы увидеть эту красоту и сделать фотографии для своих будущих детей. Ребята, Плато Устюрт, это круто!!!

Плато Устюрт Заблудились

Выехав из долины, увидели несколько местных машин, которые держались в стороне. Говорят, что через плато часто ходят караваны контрабандистов. Я перестал читать карту, не могу найти ориентиры, все одинаково, и слишком невыразительны выбранные для ориентации пометки в роудбуке. Делаем остановку, пытаемся дозвониться боевому экипажу, потому что на место встречи мы реально не успеваем. С трудом определяем на карте свое месторасположения. Нас обгоняет караван грузовиков, падаем "на хвост", с надеждой, что ребята знают дорогу. Через пару километров, я узнаю ориентиры из роудбука, мы обгоняем колонну и по появившейся, откуда не возьмись, дороге уверенно двигаемся в сторону городка с французским названием Жанаозен. Не удивляйтесь - с 1968 года по 1992 год город именовался — Новый Узень, а с 1992 года употребляется казахское название — Жанаозен. В городе нет ничего кроме нескольких тюрем, нефтяного и газоперерабатывающего заводов. Я плакал, когда читал в Википедии, что "одной из главных достопримечательностей города Жанаозен является фонтан, украшенный скульптурой мальчика с дельфином".

Порваный бампер

На бивуаке в Жанаозене обсуждают новости дня. Уже десять участников покинули гонку. Сегодня после старта загорелся двигатель у Филиппа Гаше, и он был вынужден отказаться от дальнейшего участия в ралли. Кристиан Лавьель на Nissan Patrol (шел, кстати, в пятерке) выбыл из соревнований по причине поломки коробки передач. Наш боевой джип приехал 24-ым. В лагере движение – механики готовятся к ремонту. Вадим поймал несколько ям "два", а это около 80 см. Ночью предстоит ремонт ходовой, хотя внешних повреждений не автомобиле нет. Только от толстого слоя пыли, боевой внедорожник теперь не оранжевый, а белый. Моя машина стоит гордо в стороне – нам ремонты не нужны. Мы и так доедем. Только вот сейчас механик привяжет бампер, на привезенную из Киева проволоку.

Вадим говорит, что ни инопланетян, ни миражей на плато не видел, зато обнаружил много ошибок в роудбуке, многие именитые экипажи неоднократно сбивались с курса. Он не доволен, тем, что приехал в лагерь первым, но мы реально не могли ехать быстрее… Вечер этого дня вспоминается с трудом. Усталость взяла свое.

10 сентября 2010 года. Жанаозен (Казахстан) - Туркменбаши (Туркменистан), 698 километров

Сегодня удалось немного поспать. Выезжаем из лагеря около 7-00, и опять попадаем на раздолбанную пустынную трассу. Мы продолжаем двигаться по плато Устюрт, в средней части, между Каспийским и Аральским морями. Гонщикам обещали сегодня интереснейшую зону дюн. Мы же глотаем пыль от грузовиков, двигаясь по территории военного полигона, впервые открытом для штатских с 1991 года.

Упорно двигаемся вперед. Средняя скорость около 60-80 км час, асфальтная дорого низкого качества чередуется с громадными отрезками грунтовки, порезанной глубокими ямами. Трасса проходит по высохшим без воды долинам, по дороге встречаем парочку заброшенных зданий в стиле советского милитари. Дорога периодически превращается в тракторную колею, стараемся обгонять, потому что ехать за кем-то следом невозможно - пыль стоит стеной в салоне. Остановок тоже лучше не делать – несущийся КАМАЗ может просто не заметить. Достопримечательностей нет, интересных объектов за окном нет. Вот уже несколько часов боремся с пылью и пытаемся не потерять ориентиры. Потеряться в таких условиях означает, что мы нажимаем специальную красную кнопку на тератрипе, и выходим из гонки. После долгих мучений подъезжаем к казахско-туркменской границе и видим длинную очередь из машин сопровождения. Около часа пытаемся разобраться в алгоритме прохождения границы. Пограничный пост похож на деревянную будку, компьютеров и интернета здесь не было никогда. Также нет водопровода, с трудом понимаю, откуда тут электричество – столбов мы по пути не встречали. Будка обнесена колючей проволокой, но пограничная линия на долгие сотни километров свободна – ходи не хочу. Пограничники плохо говорят по-русски, и не особо пытаются убыстрить процесс. На плечах у них автоматы Калашникова. Так мило. Маршалы ралли с русской стороны, обессилено разводят руками. После долгих уговоров наши паспорта уносит в будку пограничник с телефоном "Нокиа 3310" на поясе. Все нервничают. На точку встречи с экипажами мы уже явно не успеваем. Наконец-то наш джип пропускают, после тщательной проверки, хотя я не уверен, что они смогли прочитать английские буквы в моем заграничном паспорте. Мы с облегчением набираем скорость, и смотрим в зеркало заднего вида на немцев, пытающихся говорить с туркменами на английском. Ну, здравствуй, Туркменистан.

Каракумы

Мы въехали в зону северных Каракумов. Трасса проходит по дну высохшего озера Карабогазгол на отметке минус 30 метров ниже уровня моря. Дорога отсутствует, есть направление движения. Я не понимаю, как цепляться за ориентиры, их просто нет. Едем в том направлении, куда и все. Через час вдалеке видим сбитый самолет. Подъезжаем ближе - не каждый день увидишь такое зрелище. Это старый истребитель, прошитый несколькими пулеметными очередями. Довольно неплохо сохранился, учитывая факт падения с неба на землю. Фотографируемся около этой жертвы пустыни и набираем скорость в сторону Туркменбаши.

Тут собирают сольСоляной завод

Итак, Туркменбаши, второй по величине город в Туркмении. Бывший Красноводск, переименован в честь Сапармурата Ниязова, президента Туркмении (1990—2006). Титул Туркменбаши значит "глава или отец всех туркмен". Туркменбаши — так же и название месяца "январь" в Туркмении, принятое в честь Сапармурата Ниязова. Он, в свое время, переименовал весь туркменский календарь. Например, апрель назывался "гурбансолтан-эдже" в честь матери бывшего президента. Туркменбаши умер на 67-м году жизни, но успел наделать много необычных дел, чем и прославился. Вот только беглый перечень "чудачеств": запрет мужчинам носить бороды и усы, запрет слушать музыку в машине, запрет слушать оперу и смотреть балет, запрет носить золотые зубы. Так же, отец туркмен поменял названия улиц на номера, заставлял чиновников заниматься зарядкой, сделал нелегитимными дипломы заграничных ВУЗов и уволил в один день их обладателей. Туркменбаши является автором местного бестселлера книги "Рухнама", основной идеей которой является богоизбранность туркменского народа, созданного по его версии непосредственно Аллахом 5 тысяч лет назад. Ниязов в свое время распорядился закрыть все больницы, расположенные вне Ашхабада. Заодно прикрыл все местные библиотеки. Одновременно с этим в пустыне Каракумы, начал строительство огромнейшего зоопарка для всех голодающих животных мира, включая северных пингвинов и китов.

Дорогой отель в ТуркменбашиНатоптал ботинками на мраморе

Сейчас в Туркмении новый правитель - Гурбангулы Бердымухаммедов. С 2007 года в стране появился интернет, хотя Youtube и LiveJournal, как и большинство почтовых серверов все еще вне закона. Скорость грандиозная – около в 50кб/с. А стоимость 1 гигабайта стоит несколько сотен долларов. Говорили, что даже около 500! Сам не проверял, пользовался интернетом в лагере. С 2008 года в стране открылись обменные пункты. Но все равно, ощущение полного маразма не покидало нас в Туркмении ни на минуту. Надежды на демократические реформы не оправдались. Единственным позитивным фактом из жизни туркмен можно считать практическое отсутствие преступности. Машины, например никто не ворует. Хотя, что там воровать - наш потертый Паджеро выглядел лимузином на фоне старых как мир БМВ и Опелей.

Вечный огонь из газаМестный полицейский. Или военный

Туркменбаши приветствовал нас заливом Кара-Богаз-Гол, что переводится как "озеро Чёрная пасть". После последних двух дней гонки по выезженной пустыне, залив показался нам прекрасным. Похоже, что всех горожан одели в нарядные одежды и выгнали на улицу. Женщины в красивых платьях по щиколотку, детки в белых рубашках, девочки в нарядных бантах. Но, радовались местные искренне, ведь не каждый день можно было увидеть на улицах их города образцы капиталистического автопрома.  
Очень порадовала газовая труба на въезде в город, из которой на несколько метров возвышается пламя. Это же сколько газа за год выгорает? Наверняка хватило бы обогреть какую-нибудь Полтаву.

А с каким наслаждением мы рассматривали цены на бензин – если мы правильно пересчитали, то около 2 центов за литр! Не знаю, есть ли где- то еще в мире такая цена. Но совсем добила меня история о том, что гражданам Туркмении выдают в месяц около 100 литров бензина бесплатно. Или это надо мной так местные пошутили? Кстати, мы заправлялись свои машины прямо на бивуаке. Еще в Киеве Олег заказал и оплатил определенное количество качественного топлива, потому что, в некоторых городах была большая проблема с качеством. А найти очищенное топливо для боевого джипа на обычной заправке нереально. Дакаровская заправка выглядит вот так:

Дакаровская заправка

Кстати, на бивуаке в Туркменбаши, с помощью пожарной машины и нескольких бойцов была организована мойка. Выглядело очень весело. Первый раз помыли свой Паджерик за все время гонки. До этого ездили замурзанные.

В бивуаке вовсю кипела работа, к настоящему моменту ралли покинули 15 экипажей: 12 легковушек и три грузовика. Пока ждали боевой экипаж, интересом походил по лагерю немецкой "народной" команды VW. Вот где организация! Боевые джипы Toureg после каждого дня гонки перебираются самым тщательным образом. У каждой машины свое место и своя команда механиков. Приятно смотреть как все чинно и со знанием дела крутят гайки. Немецкая дисциплина, немецкий порядок. После каждого дня гонки на машинах меняются колеса. Интересно, куда они их дели после гонки? Уверен, что повезли назад в Германию для экспертизы.

Во какие дыни....Женщины востокаМТС вездесущийКурс маната - кому интереснотак выглядит пресс-служба

11 сентября, 2009 года. Туркменбаши-Балканабад, 417 км

Утром выезжаем в сторону города Балканабад. На ралли обстановка напряженная, но интриге особой нет. На первый местах в зачете внедорожников плотно сидят ребята из команды VW, для прикола соревнуются друг с другом. В зачете грузовиков рулит команда "КАМАЗ Мастер", там тоже, по сути, внутреннее соревнование. Задача моего экипажа доехать до финиша.

Грузовик Марко - сломааааался

Честно говоря, я очень рад, что приехал сюда. Ведь для большинства обычных людей Дакар это только несбыточная мечта. Трансконтинентальные ралли-рейды - вершина мирового автоспорта. Соответственно, участвовать в подобном ралли, а тем более содержать свой личный автомобиль удовольствие не из легких. Хотя, есть смельчаки, как наши постоянные соседи по бивуаку из Прибалтики, которые сами были и за пилотов, и за механиков. Ночью чинили машину, а днем ехали в зачете. Жаль, что их Defender часто ломался, лично мне он очень нравился.

Кстати, в ралли "Шелковый путь" кроме групп Т4 (гоночные грузовики), Т2 (специальные гоночные внедорожники), и Т1 (серийные внедорожные автомобили, доработанные в плане повышения безопасности и надёжности) был и более доступный вариант участия в ралли-рейде - так называемая категория "рейд". В этой категории ехали машины, приспособленные к легкому бездорожью. Специально для них разработали более легкий маршрут. Любимцем ралли была команда на автомобиле "Ока", который доехал, таки, до финиша в Ашхабаде, каким-то чудом. Участники категории "Рейд" вместе со всеми ночуют на биваках, общаются с легендарными гонщиками. Некоторые участники путешествовали с детьми и женами. Я представляю, сколько семейных историй привезли они с этого путешествия. И во сколько обойдется ремонт ходовой после приезда домой.

Дневной маршрут не запомнился ничем ярким, а вот боевая машина сегодня вволю погоняла по песчаным дюнам. Вот небольшой фото отчет, снятый фотографом Сашой Кузнецовым. Гонкой это назвать сложно, но было, судя по всему, интересно.

Стоянка на бивуаке в Балканабаде запомнилась несколькими вещами. Во-первых, территорией. Под бивуак приспособили военный аэродром с большими ракетными ангарами. Некоторые даже умудрились разбить лагерь внутри. И были правы, потому что к вечеру на лагерь обрушилась огромная песчаная буря. Ветер с мелким песком убил не один ноутбук и не одну камеру. Так же на этой стоянке я впервые увидел, как готовиться традиционная баранина. И после этого перестал ее кушать, даже в ресторане. И дело даже не в песке, которым было обильно посыпано мясо. В общем, долгая история. Вывод один – не кушайте туркменские блюда, чревато диареей. Кстати, одним из минусов ралли, были биотуалеты, которые к Балканабаду уже пришли, как бы это правильно сказать, в легкую негодность. Спас деревянный туалет на краю аэродрома. 

Вот как нас встречалиПесчаная буряБар

Также в Балканабаде я увидел первого и единственного скорпиона. Испугаться не успел, потому что был в ботинках, и чуть не раздавил его. А в лагере, сегодня кто-то обращался в медпункт по поводу укуса скорпиона. Укололи сыворотку и отправили спать. Я же почему то думал, что это смертельно опасно. Странно как то…

туркменские женщинынаш лагерь

12 сентября, 2009 года. Балканабад-Туркменбаши, 417 км

Маразматическая ситуация. Вместо обещанного участка Балканабад – Дарваза нас опять гонят в Туркменбаши. Там, оказывается, будут президенты четырех стран оказывать нам почести. Перечисляю для солидности отчета – нас встречал Дмитрий Медведев, Гурбангулы Бердымухаммедов, президент Казахстана - Нурсултан Назарбаев и глава Азербайджана Ильхам Алиев. Хотя, может кто-то из них и не приехал. Я на торжественную церемонию не поехал.

Забираем Вадима из отеля

Реально все участники злые по этому поводу. У нас украли самый красивый кусок маршрута – по очень дикой пустыни. Вместо этого опять плетемся в Туркменбаши. Даже и не знаю, что рассказывать. Прибыли на бивуак рано, успели походить по рынку и пообедать. Вадим и Валера на боевой машине приехали поздно вечером злые и уставшие. Полностью вышли из строя два колеса. Пришлось в пустыне ставить запаску. Благо, что машина оснащена компрессором и домкратом. Я не оставался на разбор полетов. Было шумно. Вышел из строя датчик давления, ребята не рассчитали и спустили колеса на дюнах чуть больше положенного. Результат на лицо.

13 сентября, 2009 года. Туркменбаши-Ашхабад, 600 км

Вот и дожили мы до последнего дня гонки. Если все сложиться удачно, то уже сегодня ночью я улечу домой, через Стамбул. Мы едем по пустыне Каракумы, я впитываю в себя окружающий мир. Через сутки я буду в офисе скулить от скуки.

Каракумы, пустыня интересная. Большинство территории это такие себе заросшие сорняком пески. Барханные пески, с которым лично у меня эта пустыня ассоциировалась, занимают всего 5%. Более характерный для пустыни Каракумы пейзаж - плотные участки, образовавшиеся на глинистых отложениях древних рек. Местные называют их "такыры". Так же есть и солончаковые котловины – "шоры" по местному. Все эту красоту мы сейчас наблюдали. За рулем нашего джипа сегодня Марко Пьяно, его грузовик уже несколько дней тащит "метла" на буксире. С трудом представляю, как он доберется на свою базу во Франции. Мы тащим лафет для боевого джипа, не смотря на это, скорость наша довольно высокая.

Через пару часов прибываем на финиш спецучастка. Приехали заранее, есть время побродить около вертолета, на котором прилетели маршалы ралли. Удалось сфотографировать мираж. Смотрите, как здорово получилось.

МИРАЖ

9 этап ралли состоял из несложного, как планировалось спецучастка в 24 км. Затем нужно было доехать еще 593 км от точки финиша до Ашхабада. Этот спецучасток никто не воспринимал всерьез, но на финишной площадке узнаю, что травму позвоночника получил голландец Жерар де Рой на "IVECO". Машина младшего Де Роя перевернулась на 12-м км последнего спецучастка. Старший Де Рой (ему лет 70, не меньше), узнав об этом, развернул с визгом свой грузовик прямо на линии финиша, и отправился назад в пустыню спасать сына. Вот это было зрелище!

Де Рой старшийфиниш чемпионаФирдаус Кабиров - победительДоехали!!!вещщщщщьььььь

Вот небольшой фото отчет о том, как выглядел финиш последнего на этом ралли спецучастка. А затем, большим караваном мы поехали в Ашхабад, столицу Туркмении. Сложно даже представить, что за соседними горами находиться Иран! Так далеко, я до этого на машине не заезжал.

В окрестностях Ашхабад нас остановил веселый блокпост из ребят, оснащенных ведрами и тряпками. Оказывается, грязными в Ашхабад заезжать нельзя. Пока банда туркменских головорезов размазывала пыль, нас угощали вкусными фруктами, зеленым чаем и лепешками. Ох, как же все это было вкусно.

на ОКЕ ставят автографы

А Ашхабад, признаюсь, даже немного шокировал. Города реально отстроен из белого мрамора, в отделке много золота, красивой лепнины. Правда большинство зданий мне показалось бутафорскими, хотя на них и были надписи – институт, библиотека, министерство и т.д. Похоже, что эти здания просто «пустышки» – вокруг ни парковок с машинами, ни толп чиновников. В Ашхабаде реально стоят золотые памятники Туркменбаши. И около каждого памятника по охраннику.

Въезжаем в город из мрамораЗдания из белого мрамора

А в центре города гремел грандиозный праздник. На огромный подиум, построенный в центре города, выезжали автомобили экипажей, добравшихся до финиша. Мы ждали свою очередь - экипаж Вадима Нестерчука закончил гонку на 16 месте в классификации внедорожников. Было время все хорошенько рассмотреть и последний раз пообщаться и сфотографироваться с именитыми гонщиками. Кстати, не все доехали своим ходом до финиша. Из 50 автомобилей, отправившихся в "Шелковый путь" из Казани, до Ашхабада добрались лишь 34, из 20 грузовиков - 16. Из-за высокого темпа гонки, сложного рельефа и сложного температурного режима сходили с дистанции даже именитые гонщики.

Восточный размахесть и у них красавицыМир, Труд, Май, ДакарСтарейшины

Праздник по случаю финиша напомнил мне Советский Союз. Руководители Татарстана подошли к организации праздника с восточным размахом и тоталитарным подходом. Гонщики и французские организаторы с недоумением слушали песни и восхваления преемнику Туркменбаши - Гурбангулы Бердымухамедову. Размах и богатство праздника поразил воображение даже отъявленных скептиков. Прямо на площади было организовано театральное шоу о караване, бредущем по древнему Шелковому пути. Сотни артистов танцевального жанра, певцы, среди которых были звезды туркменской эстрады, огни и фейерверки, лошади и верблюды, а так же сотни сотрудников спецслужб – именно таким запомнили мы финал в Ашхабаде участники "Шелкового пути".
А, окончательная классификация выглядела так.

Карлос Сайнц - чемпион!!!А Нассер все равно наш друг

Первое место в категории "автомобили" занял испанец Карлос Сайнц, из команды Volkswagen. Второе место занял американец Марк Миллер, отставший от Карлоса на 21 минуту. А третье, их коллега по команде, Жинель Де Вильер. Четвертое место, после аварии многодневного лидера Насера Аль Аттия, досталось россиянину Руслану Мисикову, на Mitsubishi Pajero. А, первое место в категории "грузовики" занял Фирдаус Кабиров из команды "КАМАЗ Мастер". В начале гонки, никто не сомневался, что победителем будет камазовец Владимир Чагин, которого журналисты окрестили "Царем". Но, на пятом этапе КАМАЗ Чагина потерял колесо, и Владимир финишировал на три часа позже. Действующему чемпиону "Дакара" так и не удалось нагнать упущенное время, и Чагин занял в общем зачете шестую строчку. Вторым, не смотря на аварию на 9 этапе, в классификации грузовиков значится голландец Жерар Де Рой. До третьей позиции в общем зачете доехал чех Алеш Лопраис на "TATRA".

все. конц ралли Шелковый путь

Но, все это уже не очень-то меня и интересовало. В последний раз я посмотрел на наш оранжевый караван, попрощался с механиками. Уставший, пыльный, но загорелый и счастливый, я брел в свой отель. У меня есть пару часов для сна, перед торжественным ужином и отъездом в аэропорт…

Через 24 часа, сидя в офисе на очень важном совещании, я медитативно улыбался. Коллеги спорили о каких-то бюджетах, о каких-то планах, а я молча смотрел на стену. Там висела нарядная и красочная карта мира. А на ней было много неизведанных дорог…

"Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души".
Ю.Визбор, "Ночная дорога"

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.6
голосов: 5
ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 195
 
10 мая 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Сегодня прочитал. Понравилось. Понравилось про немецкий порядок команды VW – они и выиграли. Завидую, но увы- уже поздно.
 

Пользователь
Отзывов: 14
 
1 июня 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Да,  Казахстан - не Украина,  и представления о хорошей и плохой дороге сильно отличаются от наших.
lanc,  в моем отчете - эмоций,  вызванных дорогой  Бейнеу - Актау куда как побольше.
Отчет здесь   http://www.aveoclub.ru

  а фото к нему здесь   http://photofile.com.ua/users/narima/150294354/?page=1
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
29 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
to Deli:
Спасибо за нормальный коммент:)
Да, вы правы. прямой границы нет -  между Татарстаном и Казахстаном есть кусок Оренбуржской области, но границ там нет, ни де юре, ни де факто. По сути это все Российская федерация. А Бугуруслан - действительно - субъект России. Спасибо за поправки:)Не знаю только как исправить это в отчете....
 

Пользователь
Отзывов: 33
 
29 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Думаю что такой формат путешествия, как многодневное ралли, наложил свой отпечаток и на отчет. Глотать пыль и трястись на бездорожье целыми днями - это не по автобанам в Европе кататься:))) Автору спасибо за отчет о реальном ралли!!! Одно маленькое замечание: Татарстан не граничит с Казахстаном, а Бугуруслан, если мне память не изменяет, находится в Оренбургской области;)
 

Пользователь
Отзывов: 372
 
28 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Присоединюсь к Диме Подмигивающий Серёга – честно, мне тоже искренне завидно !! Подмигивающий)) Большое путешествие, большое испытание, большой труд !!! Вообщем, по-любому молодца !!! Пиши ИСЧО !!! Подмигивающий
 

Пользователь
Отзывов: 1808
 
28 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
2 Benbow: Да ничего личного, а попробовать - попробую, что-то пробовал, что-то нет...под самолюбованием - фото себя то там то сям (прямое обсуждение отчета)...да не принимайте близко к сердцу...я ж от души...:) написано, как по мне  неитересно (тем более что читал Ваши статьи)....
 

Пользователь
Отзывов: 35
 
28 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To Benbow
Честно - я бы хотел побывать на таком мероприятии. Вернее, проехать, просто проехать... Но, вряд ли. Остается только позавидовать.
Самолюбования, может и нет, но 4500 и 3 страны многие из нас проезжали.  И не раз, так что не стоило так подначивать... Есть уникумы по десятку стран и по десятку ткм за один заход. Но в этом ли суть? Улыбка
 

Пользователь
Отзывов: 11
 
28 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
to AlexUA
Много самолюбования? Это не коммент к отчету, а что-то ваше личное....
А на счет того, что это не путешествие - готов поспорить. Два перелета, 3 страны, 4 500 в машине, сон по 3-4 часа, маршрут, карты и т.д. Самое что ни на есть настоящее путешествия. Попробуйте как то...А с башней действительно -  ....с ней...:):) но реально падает:):)
 

Пользователь
Отзывов: 1808
 
28 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
еще многовато самолюбования...:)
 

Пользователь
Отзывов: 471
 
28 мая 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Присоединяюсь к оценке Алекса - тема ОТЛИЧНАЯ, но отчёт занудный - ибо много неинтересных подробностей и совершенно нет (что странно) эмоциональной окраски... Короче, тема не раскрыта =(