Продолжение... (Часть тринадцатая)
От Изолы до Любляны было больше ста километров и мы проехали их без остановок. Подумав, что раз уж мы едем домой через Словению, то почему-бы нам не взглянуть одним глазком на её столицу, мы забыли о своём решении избегать подземных парковок, принятом после
«побега» из Больцано
и выбрали паркинг в центре города, чтобы «по быстренькому пробежаться» и ехать дальше. К тому времени мы ещё не решили,
каким маршрутом будем возвращаться в Украину и где будем ночевать с 21 на 22 сентября. Два «правильных» маршрута были через Словакию и через Венгрию: до Братиславы и до Будапешта от Любляны было часов пять езды (Алексей почему-то считал, что нам лучше будет
переночевать в какой-нибудь столице). Приблизительно такое же расстояние было и до Вены
…
Итак, Любляна!.. То ли ЛЮбляна, то ли ЛюблЯна: нам полюбился второй вариант
. До 1918 года город носил немецкое название Лайбах (Laibach),
потому что на протяжении почти шести веков находился под юрисдикцией австрийской ветви Габсбургов. Город окружают горы и самая крупная река, через него протекающая, носит премилое название «ЛюблЯница». Мы вышли с паркинга у здания Национального собрания республики
Словении (Drzavni zbor Republike Slovenije) и пока Алексей рассматривал карту города я рассматривала горельефные скульптуры людей, украшающие собой вход в собрание.

С полсотни людей по-видимому изображали повседневную жизнь словенцев, но меня удивило то, что они почему-то все были абсолютно голыми. Удивило потому, что скульптуры, так же как и само здание были не античными, а современными: к обнажённости античных изваяний
у нас обычно вопросов не возникает
… Полюбовались, поулыбались и пошли по Subiceva ulica, мимо памятника народному югославскому герою Franca
Rozmana Staneta и через парк Звезда вышли на площадь Конгресса (Kongresni trg). Прелюбопытнейшее здание Урсулинской церкви Святой Троицы (Zupnijska cerkev sv. Trojice), комплекс зданий с магазином, баром и музеем иллюзий (Muzej iluzij), Люблянский университет
(Univerza v Ljubljani), концертный зал (Slovenian Philharmonic Building), а на горе за рекой возвышается Замок (Ljubljana grad): и мы поняли, что «один глазок», которым мы хотели взглянуть на словенскую столицу разбежался у нас в разные стороны!.. Мы ходили
и всё повторяли, как царь из мультфильма о Трёх богатырях: «Нра-вит-ся!».








От площади мы пошли по Vegova ulica между Университетом и Fegova gymnasium (средней школой для девочек), по аллее композиторов (Aleja skladateljev), проложенной в 1932 году на руинах средневековой стены.


















На аллее установлены каменные головы композиторов (skladateljev), а на пересечении с площадью Французской революции (Trg francoske revolucije) стоит голова (почти бюст
) словенского поэта и священника Simona Gregorcica, а на памятнике francoski Iliriji прилеплена пара золочёных голов, женская (?) и Наполеона.
Я заглянула в какой-то, как мне показалось музейный дворик при храме, где тоже были установлены чьи-то головы, но на поверку там оказалась харчевня и высшая школа дизайна и фотографии (Srednja sola za oblikovanje in fotografijo Ljubljana). Мы решили, что «голые
люди» при Национальном собрании, это случайность (или издёвка скульптора – стрёмные они какие-то) – словенцы явно любят головы
.






Оминаем городской музей (Mestni muzej Ljubljana), еврейский культурный центр (Kulturni zavod judovski kulturni center Ljubljana) и выходим на набережную Любляницы. Что за чудо, эта Любляница! По киевским мостам через Днепр редко кто ходит пешком (а если
верить Николаю Васильевичу, то даже "редкая птица долетит до середины"
): если кому вздумается, то этот переход займёт минут 15 – 20. Проезд тоже
занимает немало времени, поскольку, увы, часто связан с заторами. Мосты через Любляницу рассчитаны на несколько секунд ходу. Любляница закована в высокие каменные берега из которых она решительно вышла в 2010 году! Она вообще регулярно наводняется, правда,
как правило, за пределами столицы. Вода в реке зелёная и непрозрачная и вообще половина неё течёт где-то по карстовым пещерам. 21 сентября 2018 года вода стояла в берегах довольно низко и по реке ходили прогулочные кораблики, с которых по идее в такое время
года видны лишь каменные стены.









Мы брели по набережной, щурились на солнце и периодически останавливались, чтобы насладиться красотой и очарованием места. Памятники, фонтаны, сувениры (мы купили забавный магнитик в виде кеда с надписью Slovenija) и от Statue of France Preseren (известного
словенского поэта XIX века, создателя гимна) с площади его же имени (Presernov trg) по известному тройному мосту (Tromostovje) мы переходим Любляницу и оказываемся в так называемом историческом центре.

























Весь центр города, включая данный мост уже одиннадцать лет обходится без транспорта, то есть является пешеходным, а раньше средняя часть моста, построенная по проекту итальянца Джованни Пикко, была проезжей и только два боковых моста, достроенных через девяносто
лет (1842/1931) известным словенским архитектором Йоже Плечником (Joze Plecnik) были пешеходными. Нужно сказать, что Йоже Плечник немало потрудился не только в создании архитектурного облика Любляны, но также и в других европейских городах и главным образом
в Пражском граде и это заметно!.. По Stritarjeva ulica мы вышли на Городскую площадь (Mestni trg), где возле фонтана Франческо Робба (Robbov vodnjak) напротив городской мэрии (Mestna hisa) юные хористы исполняли какую-то знакомую и красивую англоязычную песню.
Среди публики было много пожилых мужчин в военной форме. Поскольку 21 сентября не был выходным днём (это была пятница), то возможно концерт был устроен в честь этих самых военных…





Я не встретила ни одного отзыва в интернете, в котором бы сквозило равнодушие к этому городу: люди приезжают и независимо, так сказать, от степени знакомства с Любляной уезжают из неё с любовью. Попадаются описания, в которых звучит ирония и даже некоторый
сарказм по поводу «компактности» столичного города, но что уж тут поделать, такие люди как правило иронизируют над всем и всеми, будто десятки сотен квадратных километров городов, в которых они проживают выстроили они сами и впечатляющие размеры делают их
более счастливыми и являются предметом им личной гордости. И даже в таких отзывах сквозь насмешку звучит восхищение. Несмотря на свою относительно небольшую площадь Любляна, ещё будучи в составе социалистической Югославии, была самой процветающей столицей
самой благополучной её республики. Словения и сейчас является страной с очень высоким уровнем человеческого развития (мой любимый ИРЧП
), в котором учитываются уровень здоровья, образования и дохода на душу населения: двадцать второе место из 187. Вот и мы приехали в Любляну
с некоторым любопытством, а уезжали с любовью! Алексей сказал, что этот город вызвал в нём какую-то необычайную нежность! Теперь достаточно при нём произнести одно название «Любляна», чтобы он начал постанывать с умилением и по его лицу разлилась блаженная
улыбка…








Сидя над этим описанием я закрываю глаза, чтобы понять, какие ассоциации вызывает у меня воспоминание о Любляне… Я ощущаю нежный привкус мёда на губах, может быть липового или акациевого, такого лёгкого и прозрачного, не приторного, который имеет способность
очень долго не засахариваться…
Мы не помним, как уезжали из Любляны. Прямо, как влюблённые, которые в подробностях помнят свидание и начисто забывают «до» и «после»
… Могу только с уверенностью сказать, что на люблянском паркинге мы не заблудились и никаких маломальских затруднений с ним у нас не возникло
.
Далі буде... 
Авто-вояж по западной Европе (Часть 1 - подготовка к путешествию, Краков)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 2 - Чехия, Прага)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 3 - Германия, Мюнхен)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 4 - Германия)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 5 - подвесной мост Highline179)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 6 - Цугшпитце)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 7 - Гармиш-Партенкирхен)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 8 - Австрия, Инсбрук)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 9 - Италия: Больцано, Кавалезе)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 10 - Италия: Верона)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 11 - Каваллино, Венеция)
Авто-вояж по западной Европе (Часть 12 - Словения, Изола)