Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

Авиамузей по-киевски.
Авиамузей по-киевски.
Киев-Киев
Добавлен: 27 февраля 2020 г.
Просмотров: 1564
Автор: LINKOR
Продолжительность: 1 день
Пробег: 10 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 10
голосов: 2
2  
Отзывы

(*) Можно и нужно ехать в далёкие дали и открывать для себя новое и интересное. Однако полезно бывает оглядеться вкруг себя.  Хотя бы стоя на улице Медовой в Киеве. И прикоснуться к истории советской авиации (а все экспонаты построены до 1991 года на десятках авиазаводов всего Советского Союза) на окраине столицы Украины. Авиамузей в Киеве (Жуляны), судя по моим наблюдениям, интересует и посетителей мужеского и женского пола возрастом от 5 до 70 лет!  Мужеского, правда, чуть больше smiley. Чаще встречаются «наши люди» - соотечественники. Попались мне в этот приезд три  интуриста с громадными рюкзаками и серьёзными фото-машинками. По говору - поляки. Так что место известно и за пределами страны.

Столица Украины за три десятилетия исхожена мной вдоль, поперёк, и по диагонали.  Поэтому основные интересные места Киева, которых на самом деле не безбрежно много, а скорее умеренно, по второму, третьему разу приходится посещать. Прямо в черте города расположился аэропорт «Жуляны», в советское время служивший авиа-гаванью местных авиалиний. Ныне он гордо называется – международный аэропорт «Киев» им. Игоря Сикорского. И буквально за забором музейной площадки, в сотне метров тянется вдаль взлётно-посадочная полоса аэропорта. За время, проведенное в музее, около десятка «Боингов» использовали эту взлётку.

(*) Сразу оговорюсь, что авиастроительная отрасль в СССР разбросала авиазаводы по всей территории страны. В Украине их оказались два - в Киеве и Харькове. Увы, сейчас «едва дышащие». Конструкторское бюро пассажирских и транспортных самолетов КБ Антонова носит имя главного конструктора Олега Константиновича Антонова, человека множества талантов – от плодовитого идеями  авиаконструктора до романтического художника. И «антоновских» самолётов достаточно много было доведено до неба за несколько десятилетий, и теперь они частично выставлены в музее, хотя некоторые интересные модели отсутствуют. Что-то из ранних АНов 50-х и  прошлого века не сберегли вовсе. Эта беда «исторического беспамятства  техники Отечества», к несчастью, интернациональна, присуща Украине и России. Музей в подмосковном Монино хотя имеет на поле уникальные образцы авиатехники, но и там много «белых пятен». Поэтому киевская коллекция самолётов на поле  подобралась  с множеством пробелов, из того, что оказалось на территории Украины на момент отделения УССР от Советского Союза. Хочется верить, что власти и неравнодушные энтузиасты  (активисты) исправят ситуацию, и вместо утилизации интересные образцы техники останутся для людской памяти в музеях.

Посетителей встречает несколько флагштоков и большая эмблема НАУ, киевского авиа-университета, владельца музея. Вполне культурный вход. Внутри, рядом со входом, очень кстати установлен скромный бюст легендарному пилоту российской императорской авиации времён Первой мировой штабс-капитану Петру Николаевичу Нестерову. Погиб он в небе Украины, над Жолквой.

 

На территории музейной площадки, рядом с воротами,  гостей встречают пара реплик аэропланов прошлого века из Первой мировой войны. Копия самолёта «Анатра-Анасаль» выполнена умелыми руками в Одессе. Второй аэроплан, реплика-макет по виду германского «Альбатроса(?)» с нарисованными украинскими трезубцами представляет украинские ВВС  УНР (?) краткого периода начала века № XX .

 

 Несколько учебных самолетов – советские самолёты Як-18 и чехословацкие Л-29, Л-39 фирмы «Аэро». На них курсанты летных училищ делали первые шаги в небо.

 

Начну я, конечно,  с истории самолётов «Антонов», единственного украинского «авиа-брэнда»,  тем паче работает АНТК «Антонов» тоже в Киеве. Славные времена КБ остались в прошлом, вместе с легендарным главным конструктором Антоновым О.К. и сменившем его ГК Балабуевым П.В. После ухода последнего, со середины 2000-х крутое пике украинского авиапрома стало особо стремительным. АНТК «Антонов» практически не ставит на крыло новые модели самолётов, а лишь дорабатывает единичные экземпляры Ан-148, присваивая им другие индексы. А история КБ в советские времена  блистает эпохальными грузовыми самолётами:  АН-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан -124 «Руслан» и единственный построенный летающий экземпляр сверхгиганта Ан -225 «Мрия». Эти транспортники увидеть здесь нельзя. Жаль. Последние два, правда,  по объективным причинам – ещё в строю.

Долгожитель неба – легендарный биплан АН-2 , созданный в 1946 году уже почти 70 лет летает. В Китае начали с лицензионной копии Ан-2 в 50-е годы, а нынче с новым мотором и авионикой биплан переживает «вторую жизнь». И китайские «Аннушки» - Y-5B экспортируются достаточно активно. «Кукурузник»  представлен в нескольких экземплярах. Один – очень прикольный, ждёт реставрации.

 

Массовый двухмоторный АН-24 и его собратья Ан-26 и Ан-30. Модификации всяческие: пассажирские, грузовые, авиаразведки.

 

Очень необычно выглядит опытный самолет ДРЛО Ан-71. С грибом антенны над килем.  В серию он не пошёл. Эти функции в ВВС РФ выполняют большие «ильюшинские» самолёты А-50 и А-100, а украинских ВВС ввиду отсутствия последних, возможно обходятся паллиативными модификациями Cу-24 .

 

В этот визит увидел новинку – опытную авиетку, не получившую даже индекса «Ан». Просто – «Изделие 181». Очень прикольная!

(*) Раз исторически так сложилось, что Украине досталось из советских только одно авиационное конструкторское бюро АНТК, то пробелы музейной экспозиции Киева  их продукции «Антонов» – нонсенс. Ан-8 и Ан-10 точно не сохранились. Не увидел я там ни малых и средних Ан-14, Ан-28, ни Ан-12 и некоторых  крупных самолётов-транспортников КБ Антонова.  По сусекам поскрести, вероятно, и отыщутся где то. Легендарный Ан-22 «Антей» на пенсию не спешит, ещё работает. На Украине этот борт, единственный, эксплуатируют «Авиалинии Антонова». Может когда уступят его музею  и он станет экспонатом, как его собрат в Монинском музее. Про новые самолёты в виде экспонатов, вроде Ан -140 или Ан -148(…158,178), говорить преждевременно…

Патриарх советских авиаконструкторской мысли Андрей Николаевич Туполев (АНТ) поработал на гражданскую  авиацию и десятки миллионов пассажиров перевезли его «тушки»: Ту-104, Ту-114 , Ту-134 и Ту-154. Кроме турбовинтового гиганта Ту-114  остальные три упомянутых можно лицезреть и тут. Большинство авиапассажиров ещё застало их в отечественных аэропортах, поэтому я их особенно не выделял. Как-то  «затесался» в компанию отечественных пассажирских аэропланов чешский L - 410.

 

 «Львиную долю» бомбардировочных полков в СССР и теперь России комплектовали самолётами ТУ. От больших стратегов - сверхзвукового ТУ-160 и дозвукового ТУ-95, до средних - ТУ-22 разных модификаций. Из этих «бомбёров» в киевском музее можно осмотреть ТУ-142, т.е. это морской противолодочный вариант базового Ту-95МС. Впечатляют огромные лопасти  винтов двигателей этого бомбардировщика. Только авиаспециалист укажет различия в оснащении этих бортов по незначительным внешним признакам.

 

Американцы и НАТО очень опасались Ту-22М, называемые там «Backfire». Как раз три модификации Ту-22М -0, Ту-22М -2, Ту-22М -3 во всей «боевой красе и мощи» застыли здесь на бетонке.

 

C ними в одной связке  на бетонке - Ту-134 УБЛ, на нём летчики бомбардировочной авиации совершенствовали навыки в пилотировании, дабы не расходовать ресурс «боевых» ТУ-22.

 

Можно ознакомиться с «ильюшенскими» самолётами, начиная четырёхмоторного турбовинтового Ил-18.

В компании с ним  пассажирские Ил-62 и Ил-86. 

Обязательно стоит взглянуть на «трудягу» – грузовой Ил-76. Их выпустили несколько сотен бортов, многие и сейчас составляют костяк транспортной авиации ВВС.

 

Экзотически выглядит Ил-14 с надписью по борту «Полярная авиация», в непривычной бурой окраске, с пингвином на киле. Полста лет летал он над льдинами.

Самая многочисленная и по количеству и по периоду боевого часто прошлого коллекция истребителей – продукция КБ «Миг». Самых первых редких реактивных моделей 40-х годов, вроде МиГ-9, тут не увидим. Линейка начинается с героя корейской войны – Миг-15, более 15 500 его разновидностей когда то выпущено на авиазаводах в разных странах. И это не считая тысяч китайских «клонов».  Его дальнейшее развитие Миг-17 и  Миг-19 .

 

И самый массовый и ещё летающих в ВВС не самых развитых и богатых стран Миг-21. Исключительно гармоничный по пропорциям и техническим данным самолёт. Успевший повоевать в небе Вьетнама и на Ближнем Востоке.

 

Миги с индексами 23,25,27 кажутся после него какими – то угловатыми (ИМХО).

 

Ставший на крыло на излёте СССР Миг-29 – изящная современная боевая машина.  И сейчас она в составе боевой авиации стран СНГ.

 

Постоянно «дышало в спину» авиаконструкторам «МиГ»  КБ Сухого с истребителями и штурмовиками «Су». Из 60-х и 70-х поколение Су-7 и Су-20, Су-17 выставлены на этой площадке в Киеве. Варианты в «пустынной» раскраске напоминают, что много самолётов ушло почти задаром «друзьям СССР» из Африки и Азии.

 

Штурмовик Су-25 – «летающий танк», достойный потомок «Ил-2».

 

Фронтовой бомбардировщик Су-24. Его собратья  более 40 лет остаются действующими «боевыми единицами».

 

И если отсутствие редких «сушек» из 50-х Су-9 и новых российских Су-34, вариантов Су-30, Су-33 вполне логично и объяснимо. То отсутствие знаменитейшего современного Су-27 вызывает вопросы. Наверняка есть на Украине машины, выработавшие свой ресурс планера и никогда уже не   взлетящих по техническому состоянию. А в музей они - вполне подходящие экспонаты.

«Яковлевские» самолёты представлены скупо в музее (ИМХО). Як-3 , времён Отечественной войны, скорее «новодел», но представление о советских истребителях той пора даёт вполне наглядное.

 

Кроме Як-40,  двух СВВП Як-38 и учебного аэроплана Як-18,

заслуживает пристального внимания учебный Як-28У. Непривычная остроносая, как веретено, зелёная машина с тандемными кабинами выделяется среди «Мигов» и «Сушек».

 

 

Морской уголок.

Тема особо мне близкая - Морская Авиация. В 60-е годы отец мой служил офицером в дальней авиации ВВС Северного флота. Летал на бомбардировщике Ту-16. И летчики в черной флотской форме жили общей большой семьёй в гарнизоне северного городка С. В музее МА представлена скуповато. Два гидросамолёта КБ Бериева были важным звеном противолодочной обороны флотов в разное время. Бе-6 два десятилетия с начала 50-х интенсивно эксплуатировался на всех флотах.  Реально мы их мальчишками видели у причалов на базе Сафоново. Там на постаменте, около музея ВВС Северного флота один экземпляр установлен. К сожалению,  в состоянии, как после налёта «махновцев». В Киеве эта «летающая лодка» пребывает в очень пристойном виде.

 

 Бе-12 – это потомок предыдущей машины летал в МА со середины 60-х годов. Ныне фактически на всех флотах они отлетали свой ресурс и утилизированы. И только на ЧФ осталось несколько летающих «мастодондов» этого типа.

 

К этим гидросамолётам, под крыло, как маленьких утят к утке,  установили 2 СВВП Як-38. Эти советские аналоги британского «Харриера» то немногое, что осталось от советских «квази-авианосцев» - авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Эти СВВП ТАВКР «Киев». Короткокрылые штурмовики очень необычно выглядят.

Чуть в стороне от основной экспозиции, под открытым небом, хранятся серые увесистые бочонки авиабомб: от «супер» - 9-ти тонной ФАБ- 9000, тяжёлые  ФАБ- 5000, ФАБ- 3000  до ФАБ - 250. Несколько авиаракет разного назначения выставлены тут же.

В павильоне учебные в разрезе авиационные ракеты и даже одна торпеда для применения авиацией.

 

Как небольшой беспилотный истребитель рядом с ракетоносным бомбардировщиком ТУ-22   выглядит ракета Х-22.

В 60—70 е годы Советский Союз был фаворитом в создании беспилотников. Только тогда это были большие, размером с реактивный истребитель МиГ аппараты. Чаще за основу брался какой то из реактивных истребителей и конструкторы изобретали что-то, устраивающее военных заказчиков. Предназначены они  для ведения тактической и оперативной разведки в прифронтовой полосе путём фото - и теле-разведки площадных целей.  Но вследствие  разрухи « лихих девяностых» лидерство было утрачено. А нынешние тучи летающих конструкций от микро и мини-коптеров  до тоже тяжёлых БПЛА решают задачи не только разведки и целеуказания.  Это реально и  ударное ракетное оружие. И теперь приходиться догонять нынешних лидеров беспилотной авиации: Израиль и США. А как примеры тех БЛА у ангара выставлены два разведывательных ЛА туполевского КБ: Ту -141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс».  Вместе с пусковыми установками. Они ещё числятся в составе ВВСУ, но вряд ли в лётной годности.  Время их ушло, однако.

 

 

Геликоптерная экспозиция.

Вертолётная экспозиция показывает машины обеих вертолётных школ СССР. Милевские вертолёты отрывает патриарх – алый Ми-1, первый советский серийный геликоптер. Его воссоздали,  имея всего лишь оригинальный остаток корпуса.

 

И линейка продолжена универсалами Ми-4, Ми-2, Ми-8.

Два поколения  тяжёлых геликоптеров: Ми-6, родом из 60-х годов,  и его следующее поколение Ми-26 в ООНовской раскраске. Если его действительно притащили с площадки-могильника ликвидации Чернобыльской АЭС, то вряд ли следы радиоактивной грязи с него полностью смыли. Потенциально небезопасный экспонатangel

 

Три боевых «Крокодила» Ми-24, начиная с первых серий Ми-24А с непривычной формой носовой части.

 

И парочка следующих модификаций Ми -24 (варианты Д и П). Разукрашенный, как в калейдоскопе, экземпляр МИ-24 без винтов ждет «живительной» реставрации.

 

КБ Миля известно более винтокрылами для суши. Но один морской удачный вертолёт есть Ми-14 ПЛ. Противолодочная машина, способная садиться на воду. К сожалению практически все МИ-14 списаны из боевых частей. А новой машины на его смену не пришло.

 

Заканчивая с темой геликоптеров КБ Миля -  трудно было бы рассчитывать увидеть здесь уникальный гигант необычной конструкции Ми-12. Счастье, что из двух выпущенных хотя бы один остался в подмосковном монинском музее. Время музейных  Ми-28Н даже в России нескоро подойдет. А вот «летающий кран» Ми-10К теоретически и мог бы где то «на задворках украинских аэродромов» найтись.

Второй разработчик вертолётов в СССР – КБ Камова представлен в музее более скромно. Приверженцы сосной схемы трудно прокладывали путь своим нетрадиционным геликоптерам. Кроме народнохозяйственного универсального Ка-26

 

в разделе морской авиатехники выставлены два противолодочных вертолёта Ка-25ПЛ и Ка-27ПЛ.

 

Причём, если есть надежда, что нынешние боевые Ка-50 и Ка-52 через пару десятков лет где то в музеях РФ может и возможно будет увидеть, то в украинский авиамузей не попадут наверняка. То их «предки» из 50-х годов: начиная с опытных Ка-8 и Ка-10 и серийных  Ка-15, Ка-18 и прочие вряд ли сохранились где-то «живьём».

(*) Частенько я сетовал, осматривая киевскую авиавыставку, об отсутствии многих образцов советской авиатехники. Это наша общая история. В Чернигове, на «обломках» авиаучилища ЧВВАУЛ, выпустившего в советское время дюжину летчиков, ставших потом космонавтами, группа энтузиастов сохранила небольшую авиавыставку. Чуть более десятка реактивных, в основном учебных истребителей. От Л-29 , Миг -15, 17  и до МиГ23. , Эти образцы как раз уже есть уже в Киевском авиа-музее.

 

(*) А вот откуда стоило бы пополнить коллекцию. Так это бывшая авиабаза под Полтавой, хоть и названная музеем, для посещения не очень удобна. Вот и я всю Полтаву осмотрел, а за город, на авиаплощадку уже не попал - неудобно добираться.   А там собрали то немногое, что сохранилось после  «под - американского прогиба», когда  своими руками, но за американские деньги были  уничтожены «в хлам» десятки бомбардировщиков-стратегов. И осталось лишь по одному образцу тех авиа-легенд.  Конечно, Ту-16, самолёт, ушедший в СССР в историю, а в Китае он реинкарнировался в китайский аналог Н-6 и вовсю летает в ВВС. И Ту-22кд хорошо дополнил бы тройку модификаций Ту-22М. Ну а самый современный «стратег» Ту-160 из расформированной авиадивизии стал бы «примой» авиаколлекции.

В шесть пилотских кабин можно за отдельные деньги взглянуть.  Впечатляют десятки стрелочных индикаторов и чуть ли не сотни тумблеров и кнопок. И настоящий штурвал. Строгую надпись «Руками не трогать» дублируют суровые смотрители авиа-экспонатов.

 

Или вот этот цветовой парадокс – круглая сфера ярко-оранжевого цвета, но называемая «чёрный ящик» laugh

Скромно, в дальней зоне площадки, выстроились автомашины аэродромного обслуживания.  Неприметное хозяйство любого аэропорта.

 

В небольшой пристройке присутствует крохотный сувенирный магазинчик. В застеклённой витрине очень точные и очень дорогие(!) авиамодели, выполненные профессионально.  Разные значки, даже экзотика армейские отличия Туркменистанаwink

 

Появился даже музейный павильон, где собраны авиационные двигатели, и отдельный зал с авиа-симуляторами, где можно попробовать себя в роли пилота.

Хитрыми галсами почти 2 часа я «утюжил» киевский авиамузей.  Мне было с чем сравнить, и я не разочаровался. Опять прикоснулся к той авиации, которую знаю и люблю. Тем паче за 9 лет с первого моего визита явно виден прогресс, и есть надежда, что к нынешним 70 экземплярам авиа-аппаратам ещё десяток в ближайшие годы таки добавится.

(*) Так что рекомендую: Государственный музей авиации Украины (Державний музей авіації України) Киев, ул. Медовая, 1. Автобус 220 довезёт прямо до ворот. Альтернатива - своим авто. И цена билета в авиамузей демократичная, всего эквивалент 4-х долларов. В украинских гривнах, конечно.smiley

 

 

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 10
голосов: 2
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Однажды в Австрии (1 день, 150 км)

ОТЗЫВЫ

 
 

Пользователь
Отзывов: 233
 
5 марта 2020 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: Troffi
Будете с детьми в авиамузее, обязательно возьмите детям билеты в кабины самолетов,/ вертолётов. . Ребятне там интересно. Авиасимуляторы в ангаре уже для подростков и взрослых, не игрушечные:)
 

Пользователь
Отзывов: 76
 
2 марта 2020 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо за подсказку, теперь знаю куда с 10 летним племянником сходить весной. Ему будет интересно.