(*) Можно и нужно ехать в далёкие дали и открывать для себя новое и интересное. Однако полезно бывает оглядеться вкруг себя. Хотя бы стоя на улице Медовой в Киеве. И прикоснуться к истории советской авиации (а все экспонаты построены до 1991 года на
десятках авиазаводов всего Советского Союза) на окраине столицы Украины. Авиамузей в Киеве (Жуляны), судя по моим наблюдениям, интересует и посетителей мужеского и женского пола возрастом от 5 до 70 лет! Мужеского, правда, чуть больше
. Чаще встречаются «наши люди» - соотечественники. Попались мне в этот приезд три интуриста с громадными рюкзаками и серьёзными фото-машинками.
По говору - поляки. Так что место известно и за пределами страны.
Столица Украины за три десятилетия исхожена мной вдоль, поперёк, и по диагонали. Поэтому основные интересные места Киева, которых на самом деле не безбрежно много, а скорее умеренно, по второму, третьему разу приходится посещать. Прямо в черте города расположился
аэропорт «Жуляны», в советское время служивший авиа-гаванью местных авиалиний. Ныне он гордо называется – международный аэропорт «Киев» им. Игоря Сикорского. И буквально за забором музейной площадки, в сотне метров тянется вдаль взлётно-посадочная полоса аэропорта.
За время, проведенное в музее, около десятка «Боингов» использовали эту взлётку.
(*) Сразу оговорюсь, что авиастроительная отрасль в СССР разбросала авиазаводы по всей территории страны. В Украине их оказались два - в Киеве и Харькове. Увы, сейчас «едва дышащие». Конструкторское бюро пассажирских и транспортных самолетов КБ Антонова
носит имя главного конструктора Олега Константиновича Антонова, человека множества талантов – от плодовитого идеями авиаконструктора до романтического художника. И «антоновских» самолётов достаточно много было доведено до неба за несколько десятилетий, и
теперь они частично выставлены в музее, хотя некоторые интересные модели отсутствуют. Что-то из ранних АНов 50-х и прошлого века не сберегли вовсе. Эта беда «исторического беспамятства техники Отечества», к несчастью, интернациональна, присуща Украине и
России. Музей в подмосковном Монино хотя имеет на поле уникальные образцы авиатехники, но и там много «белых пятен». Поэтому киевская коллекция самолётов на поле подобралась с множеством пробелов, из того, что оказалось на территории Украины на момент отделения
УССР от Советского Союза. Хочется верить, что власти и неравнодушные энтузиасты (активисты) исправят ситуацию, и вместо утилизации интересные образцы техники останутся для людской памяти в музеях.
Посетителей встречает несколько флагштоков и большая эмблема НАУ, киевского авиа-университета, владельца музея. Вполне культурный вход. Внутри, рядом со входом, очень кстати установлен скромный бюст легендарному пилоту российской императорской авиации времён
Первой мировой штабс-капитану Петру Николаевичу Нестерову. Погиб он в небе Украины, над Жолквой.


На территории музейной площадки, рядом с воротами, гостей встречают пара реплик аэропланов прошлого века из Первой мировой войны. Копия самолёта «Анатра-Анасаль» выполнена умелыми руками в Одессе. Второй аэроплан, реплика-макет по виду германского «Альбатроса(?)»
с нарисованными украинскими трезубцами представляет украинские ВВС УНР (?) краткого периода начала века № XX .

Несколько учебных самолетов – советские самолёты Як-18 и чехословацкие Л-29, Л-39 фирмы «Аэро». На них курсанты летных училищ делали первые шаги в небо.

Начну я, конечно, с истории самолётов «Антонов», единственного украинского «авиа-брэнда», тем паче работает АНТК «Антонов» тоже в Киеве. Славные времена КБ остались в прошлом, вместе с легендарным главным конструктором Антоновым О.К. и сменившем его ГК
Балабуевым П.В. После ухода последнего, со середины 2000-х крутое пике украинского авиапрома стало особо стремительным. АНТК «Антонов» практически не ставит на крыло новые модели самолётов, а лишь дорабатывает единичные экземпляры Ан-148, присваивая им другие
индексы. А история КБ в советские времена блистает эпохальными грузовыми самолётами: АН-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан -124 «Руслан» и единственный построенный летающий экземпляр сверхгиганта Ан -225 «Мрия». Эти транспортники увидеть здесь нельзя. Жаль. Последние
два, правда, по объективным причинам – ещё в строю.
Долгожитель неба – легендарный биплан АН-2 , созданный в 1946 году уже почти 70 лет летает. В Китае начали с лицензионной копии Ан-2 в 50-е годы, а нынче с новым мотором и авионикой биплан переживает «вторую жизнь». И китайские «Аннушки» - Y-5B экспортируются
достаточно активно. «Кукурузник» представлен в нескольких экземплярах. Один – очень прикольный, ждёт реставрации.

Массовый двухмоторный АН-24 и его собратья Ан-26 и Ан-30. Модификации всяческие: пассажирские, грузовые, авиаразведки.

Очень необычно выглядит опытный самолет ДРЛО Ан-71. С грибом антенны над килем. В серию он не пошёл. Эти функции в ВВС РФ выполняют большие «ильюшинские» самолёты А-50 и А-100, а украинских ВВС ввиду отсутствия последних, возможно обходятся паллиативными
модификациями Cу-24 .

В этот визит увидел новинку – опытную авиетку, не получившую даже индекса «Ан». Просто – «Изделие 181». Очень прикольная!

(*) Раз исторически так сложилось, что Украине досталось из советских только одно авиационное конструкторское бюро АНТК, то пробелы музейной экспозиции Киева их продукции «Антонов» – нонсенс. Ан-8 и Ан-10 точно не сохранились. Не увидел я там ни малых
и средних Ан-14, Ан-28, ни Ан-12 и некоторых крупных самолётов-транспортников КБ Антонова. По сусекам поскрести, вероятно, и отыщутся где то. Легендарный Ан-22 «Антей» на пенсию не спешит, ещё работает. На Украине этот борт, единственный, эксплуатируют «Авиалинии
Антонова». Может когда уступят его музею и он станет экспонатом, как его собрат в Монинском музее. Про новые самолёты в виде экспонатов, вроде Ан -140 или Ан -148(…158,178), говорить преждевременно…
Патриарх советских авиаконструкторской мысли Андрей Николаевич Туполев (АНТ) поработал на гражданскую авиацию и десятки миллионов пассажиров перевезли его «тушки»: Ту-104, Ту-114 , Ту-134 и Ту-154. Кроме турбовинтового гиганта Ту-114 остальные три упомянутых
можно лицезреть и тут. Большинство авиапассажиров ещё застало их в отечественных аэропортах, поэтому я их особенно не выделял. Как-то «затесался» в компанию отечественных пассажирских аэропланов чешский L - 410.


«Львиную долю» бомбардировочных полков в СССР и теперь России комплектовали самолётами ТУ. От больших стратегов - сверхзвукового ТУ-160 и дозвукового ТУ-95, до средних - ТУ-22 разных модификаций. Из этих «бомбёров» в киевском музее можно осмотреть ТУ-142,
т.е. это морской противолодочный вариант базового Ту-95МС. Впечатляют огромные лопасти винтов двигателей этого бомбардировщика. Только авиаспециалист укажет различия в оснащении этих бортов по незначительным внешним признакам.

Американцы и НАТО очень опасались Ту-22М, называемые там «Backfire». Как раз три модификации Ту-22М -0, Ту-22М -2, Ту-22М -3 во всей «боевой красе и мощи» застыли здесь на бетонке.

C ними в одной связке на бетонке - Ту-134 УБЛ, на нём летчики бомбардировочной авиации совершенствовали навыки в пилотировании, дабы не расходовать ресурс «боевых» ТУ-22.

Можно ознакомиться с «ильюшенскими» самолётами, начиная четырёхмоторного турбовинтового Ил-18.

В компании с ним пассажирские Ил-62 и Ил-86.

Обязательно стоит взглянуть на «трудягу» – грузовой Ил-76. Их выпустили несколько сотен бортов, многие и сейчас составляют костяк транспортной авиации ВВС.

Экзотически выглядит Ил-14 с надписью по борту «Полярная авиация», в непривычной бурой окраске, с пингвином на киле. Полста лет летал он над льдинами.

Самая многочисленная и по количеству и по периоду боевого часто прошлого коллекция истребителей – продукция КБ «Миг». Самых первых редких реактивных моделей 40-х годов, вроде МиГ-9, тут не увидим. Линейка начинается с героя корейской войны – Миг-15, более
15 500 его разновидностей когда то выпущено на авиазаводах в разных странах. И это не считая тысяч китайских «клонов». Его дальнейшее развитие Миг-17 и Миг-19 .

И самый массовый и ещё летающих в ВВС не самых развитых и богатых стран Миг-21. Исключительно гармоничный по пропорциям и техническим данным самолёт. Успевший повоевать в небе Вьетнама и на Ближнем Востоке.

Миги с индексами 23,25,27 кажутся после него какими – то угловатыми (ИМХО).

Ставший на крыло на излёте СССР Миг-29 – изящная современная боевая машина. И сейчас она в составе боевой авиации стран СНГ.

Постоянно «дышало в спину» авиаконструкторам «МиГ» КБ Сухого с истребителями и штурмовиками «Су». Из 60-х и 70-х поколение Су-7 и Су-20, Су-17 выставлены на этой площадке в Киеве. Варианты в «пустынной» раскраске напоминают, что много самолётов ушло почти
задаром «друзьям СССР» из Африки и Азии.


Штурмовик Су-25 – «летающий танк», достойный потомок «Ил-2».

Фронтовой бомбардировщик Су-24. Его собратья более 40 лет остаются действующими «боевыми единицами».

И если отсутствие редких «сушек» из 50-х Су-9 и новых российских Су-34, вариантов Су-30, Су-33 вполне логично и объяснимо. То отсутствие знаменитейшего современного Су-27 вызывает вопросы. Наверняка есть на Украине машины, выработавшие свой ресурс планера
и никогда уже не взлетящих по техническому состоянию. А в музей они - вполне подходящие экспонаты.
«Яковлевские» самолёты представлены скупо в музее (ИМХО). Як-3 , времён Отечественной войны, скорее «новодел», но представление о советских истребителях той пора даёт вполне наглядное.

Кроме Як-40, двух СВВП Як-38 и учебного аэроплана Як-18,

заслуживает пристального внимания учебный Як-28У. Непривычная остроносая, как веретено, зелёная машина с тандемными кабинами выделяется среди «Мигов» и «Сушек».

Морской уголок.
Тема особо мне близкая - Морская Авиация. В 60-е годы отец мой служил офицером в дальней авиации ВВС Северного флота. Летал на бомбардировщике Ту-16. И летчики в черной флотской форме жили общей большой семьёй в гарнизоне северного городка С. В музее МА
представлена скуповато. Два гидросамолёта КБ Бериева были важным звеном противолодочной обороны флотов в разное время. Бе-6 два десятилетия с начала 50-х интенсивно эксплуатировался на всех флотах. Реально мы их мальчишками видели у причалов на базе Сафоново.
Там на постаменте, около музея ВВС Северного флота один экземпляр установлен. К сожалению, в состоянии, как после налёта «махновцев». В Киеве эта «летающая лодка» пребывает в очень пристойном виде.

Бе-12 – это потомок предыдущей машины летал в МА со середины 60-х годов. Ныне фактически на всех флотах они отлетали свой ресурс и утилизированы. И только на ЧФ осталось несколько летающих «мастодондов» этого типа.

К этим гидросамолётам, под крыло, как маленьких утят к утке, установили 2 СВВП Як-38. Эти советские аналоги британского «Харриера» то немногое, что осталось от советских «квази-авианосцев» - авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Эти СВВП ТАВКР «Киев».
Короткокрылые штурмовики очень необычно выглядят.

Чуть в стороне от основной экспозиции, под открытым небом, хранятся серые увесистые бочонки авиабомб: от «супер» - 9-ти тонной ФАБ- 9000, тяжёлые ФАБ- 5000, ФАБ- 3000 до ФАБ - 250. Несколько авиаракет разного назначения выставлены тут же.

В павильоне учебные в разрезе авиационные ракеты и даже одна торпеда для применения авиацией.

Как небольшой беспилотный истребитель рядом с ракетоносным бомбардировщиком ТУ-22 выглядит ракета Х-22.

В 60—70 е годы Советский Союз был фаворитом в создании беспилотников. Только тогда это были большие, размером с реактивный истребитель МиГ аппараты. Чаще за основу брался какой то из реактивных истребителей и конструкторы изобретали что-то, устраивающее
военных заказчиков. Предназначены они для ведения тактической и оперативной разведки в прифронтовой полосе путём фото - и теле-разведки площадных целей. Но вследствие разрухи « лихих девяностых» лидерство было утрачено. А нынешние тучи летающих конструкций
от микро и мини-коптеров до тоже тяжёлых БПЛА решают задачи не только разведки и целеуказания. Это реально и ударное ракетное оружие. И теперь приходиться догонять нынешних лидеров беспилотной авиации: Израиль и США. А как примеры тех БЛА у ангара выставлены
два разведывательных ЛА туполевского КБ: Ту -141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Вместе с пусковыми установками. Они ещё числятся в составе ВВСУ, но вряд ли в лётной годности. Время их ушло, однако.

Геликоптерная экспозиция.
Вертолётная экспозиция показывает машины обеих вертолётных школ СССР. Милевские вертолёты отрывает патриарх – алый Ми-1, первый советский серийный геликоптер. Его воссоздали, имея всего лишь оригинальный остаток корпуса.

И линейка продолжена универсалами Ми-4, Ми-2, Ми-8.

Два поколения тяжёлых геликоптеров: Ми-6, родом из 60-х годов, и его следующее поколение Ми-26 в ООНовской раскраске. Если его действительно притащили с площадки-могильника ликвидации Чернобыльской АЭС, то вряд ли следы радиоактивной грязи с него полностью
смыли. Потенциально небезопасный экспонат

Три боевых «Крокодила» Ми-24, начиная с первых серий Ми-24А с непривычной формой носовой части.

И парочка следующих модификаций Ми -24 (варианты Д и П). Разукрашенный, как в калейдоскопе, экземпляр МИ-24 без винтов ждет «живительной» реставрации.

КБ Миля известно более винтокрылами для суши. Но один морской удачный вертолёт есть Ми-14 ПЛ. Противолодочная машина, способная садиться на воду. К сожалению практически все МИ-14 списаны из боевых частей. А новой машины на его смену не пришло.

Заканчивая с темой геликоптеров КБ Миля - трудно было бы рассчитывать увидеть здесь уникальный гигант необычной конструкции Ми-12. Счастье, что из двух выпущенных хотя бы один остался в подмосковном монинском музее. Время музейных Ми-28Н даже в России
нескоро подойдет. А вот «летающий кран» Ми-10К теоретически и мог бы где то «на задворках украинских аэродромов» найтись.
Второй разработчик вертолётов в СССР – КБ Камова представлен в музее более скромно. Приверженцы сосной схемы трудно прокладывали путь своим нетрадиционным геликоптерам. Кроме народнохозяйственного универсального Ка-26

в разделе морской авиатехники выставлены два противолодочных вертолёта Ка-25ПЛ и Ка-27ПЛ.

Причём, если есть надежда, что нынешние боевые Ка-50 и Ка-52 через пару десятков лет где то в музеях РФ может и возможно будет увидеть, то в украинский авиамузей не попадут наверняка. То их «предки» из 50-х годов: начиная с опытных Ка-8 и Ка-10 и серийных
Ка-15, Ка-18 и прочие вряд ли сохранились где-то «живьём».
(*) Частенько я сетовал, осматривая киевскую авиавыставку, об отсутствии многих образцов советской авиатехники. Это наша общая история. В Чернигове, на «обломках» авиаучилища ЧВВАУЛ, выпустившего в советское время дюжину летчиков, ставших потом космонавтами,
группа энтузиастов сохранила небольшую авиавыставку. Чуть более десятка реактивных, в основном учебных истребителей. От Л-29 , Миг -15, 17 и до МиГ23. , Эти образцы как раз уже есть уже в Киевском авиа-музее.

(*) А вот откуда стоило бы пополнить коллекцию. Так это бывшая авиабаза под Полтавой, хоть и названная музеем, для посещения не очень удобна. Вот и я всю Полтаву осмотрел, а за город, на авиаплощадку уже не попал - неудобно добираться. А там собрали
то немногое, что сохранилось после «под - американского прогиба», когда своими руками, но за американские деньги были уничтожены «в хлам» десятки бомбардировщиков-стратегов. И осталось лишь по одному образцу тех авиа-легенд. Конечно, Ту-16, самолёт, ушедший
в СССР в историю, а в Китае он реинкарнировался в китайский аналог Н-6 и вовсю летает в ВВС. И Ту-22кд хорошо дополнил бы тройку модификаций Ту-22М. Ну а самый современный «стратег» Ту-160 из расформированной авиадивизии стал бы «примой» авиаколлекции.
В шесть пилотских кабин можно за отдельные деньги взглянуть. Впечатляют десятки стрелочных индикаторов и чуть ли не сотни тумблеров и кнопок. И настоящий штурвал. Строгую надпись «Руками не трогать» дублируют суровые смотрители авиа-экспонатов.

Или вот этот цветовой парадокс – круглая сфера ярко-оранжевого цвета, но называемая «чёрный ящик»


Скромно, в дальней зоне площадки, выстроились автомашины аэродромного обслуживания. Неприметное хозяйство любого аэропорта.

В небольшой пристройке присутствует крохотный сувенирный магазинчик. В застеклённой витрине очень точные и очень дорогие(!) авиамодели, выполненные профессионально. Разные значки, даже экзотика армейские отличия Туркменистана

Появился даже музейный павильон, где собраны авиационные двигатели, и отдельный зал с авиа-симуляторами, где можно попробовать себя в роли пилота.
Хитрыми галсами почти 2 часа я «утюжил» киевский авиамузей. Мне было с чем сравнить, и я не разочаровался. Опять прикоснулся к той авиации, которую знаю и люблю. Тем паче за 9 лет с первого моего визита явно виден прогресс, и есть надежда, что к нынешним
70 экземплярам авиа-аппаратам ещё десяток в ближайшие годы таки добавится.
(*) Так что рекомендую: Государственный музей авиации Украины (Державний музей авіації України) Киев, ул. Медовая, 1. Автобус 220 довезёт прямо до ворот. Альтернатива - своим авто. И цена билета в авиамузей демократичная, всего эквивалент
4-х долларов. В украинских гривнах, конечно.