Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

Транспортный тур в рождественскую Европу 2
Транспортный тур в рождественскую Европу 2
Мариуполь-Киев-Вроцлав (Польша) - Прага (Чехия) - Дрезден (Германия) - Чески Крумлов (Чехия) - Братислава (Словакия) - Львов - Мариуполь
Добавлен: 6 февраля 2019 г.
Просмотров: 2312
Автор: nattochka8
Продолжительность: 12 дней
Пробег: 5500 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 10
голосов: 3
5  
Отзывы

ПРАГА.  ДРЕЗДЕН

Часть четвёртая, чешская.

 ПРАГА. 10 – 11 декабря. Понедельник, вторник.

Прагу я обожаю! Да, она невероятно перезаполнена, шумна, её центральные площади похожи на круговерть людей разных цветов кожи и разрезов глаз, а её узкие улочки становятся ещё уже от скопищ шустрых и вездесущих туристов. Но это центр. Два шага в сторону, к примеру, на Кампу или в боковые улочки Малой СтрАны - и можно отдохнуть от мелькания лиц, жужжания человеческого улья и других переизбытков. За пределами центра Прага становится сосредоточенной и спешащей, в меру простой, но знающей себе цену. Поэтому Прага для меня ещё и многозвучна, многогранна, разноцветна, всегда празднична, нарядна и каждый раз очень, ну просто ОЧЕНЬ красива! 

Была я в Праге несколько раз, летом и зимой, все мои поездки были разными, но объединил их общий дух, мистики и волшебства, учуянный мной сразу, в первое посещение, в 2007-м.  Он пронизал Прагу от дна Влтавы до верхушки Петршинской башни с эпицентром на Карловом мосту. Виной тому послужили хороший гид и наш запоздавший приезд. Ехали мы тогда в июле с группой автобусным туром, и что-то там у нас случилось в дороге, что прибыли мы на экскурсию вместо 18.00 в половине девятого. Как оказалось, это было самое правильное время.

   Сразу от Пороховой башни в быстром темпе гид потащила нас на Карлов мост, объясняя свою скорость, а заодно и мотивируя нас тем, что на визитную карточку Праги нужно первый раз смотреть либо на границе сумерек и темноты, либо рано утром, когда все нормальные люди спят, и только романтики приходят на Карлов мост ощутить всю неуловимую среди бела дня атмосферу таинственного средневековья.

В общем, мы очутились на мосту, среди всех этих скульптур, на границе сумерек и темноты. В начале нам открылся волшебный вид на подсвеченный Пражский град, затем на ренессансные дворцы с возвышающимся над ними шпилем водонапорной башни с часами, под синим-синим небом…   И мне были настолько по барабану туристы, галдящие на разных языках, цепляющие нас сумками, топчущиеся по моим ногам, что они вообще никак, ни на секунду, меня не беспокоили и не мешали мне. Я их просто не замечала. Картинки Праги с Карлового моста казались мне реально-нереальными, меня унесло в какую-то другую эпоху, а скульптуры…  Экскурсовод построила тогда свой рассказ очень правильно. Сначала она познакомила нас с некоторыми из скульптур, что-то упомянула из истории их создания, рассказывала какие-то интригующие события, связанные с историческими личностями, воплотившимися в камень, и только в конце известила группу, что большинство скульптур, которые мы видим, –  копии. Отакої! А я ведь слушала её рассказ с таким интересом! И даже подумала: сколько же эти статуи видели на своём веку! А у них, оказывается, одни видели, другие не видели. Некоторые из копий, как выявилось, тоже по-своему древние: они заменили оригиналы ещё в XVIII и XIX веках. Подлинники  меняли на копии по разным причинам: из-за разрушений материала (дерево, песчаник) под воздействием природных условий; несколько статуй были снесены наводнениями, их по крупицам собирали; войны и революции принесли свои беды. Но скульптура священника Яна Непомуцкого, вылитая из бронзы, стоит на мосту с  XVII века и исполняет желания по сей день. Моё первое желание с  Карлового моста сбылось, и оно было, как и требовалось, нематериальным. Экскурсовод вскользь упомянула, что оригиналы хранятся в музеях. Я тогда вообще не предполагала, что пройдёт время и я доберусь до них. 

    Я нашла в интернете музеи-хранилища настоящих скульптур. Это Лапидариум  https://www.nm.cz/navstivte-nas/objekty/lapidarium-narodniho-muzea Но, как по закону подлости, понедельник – вторник (дни нашего пребывания в Праге) --  выходные дни. И Вышеградские казематы http://www.praha-vysehrad.cz/Objekty#Kasematy Вот сюда я попала.

Но прежде чем рассказать о том, что я увидела в Вышеграде, я покажу вам Карлов мост на рассвете, «когда все нормальные люди спят, и только…» Короче, смотрите.

 Прага. Карлов мост на рассветеПрага. Карлов мост на рассветеПрага. Карлов мост. Староместская мостовая башня.Прага. Карлов мост. Скульптурная композиция Скульптура Франциска КсаверияПрага. Карлов мост на рассветеПрага. Карлов мост на рассвете. Малостранская башня.Прага. Карлов мост на рассветеПрага. Карлов мост на рассвете

Все эти фотографии были сделаны мной в январе 2012-го года. Не могу объективно расценить, передают ли снимки какую-то, хоть самую малую долю мистики и таинственности, потому что это мои личные труды, ощущения и воспоминания, но я всё же осмелюсь порекомендовать не полениться посетить Карлов мост на рассвете, тем более что, пока вы проделаете путь до него, вы  посмотрите половину Старого города, такого же рассветного, тихого, необитаемого и романтичного. Если Вы ещё не влюблены в Прагу, Вы в неё обязательно влюбитесь. Если вы в неё уже влюблены, то Ваше fall in love станет ещё глубже и Вам захочется возвращаться в этот город снова и снова.

 Вышеград.

Вышеград – один из исторических районов Праги, в котором находится крепость Вышеград. Вот она мне с её казематами и была необходима. Добиралась я сюда на метро. Минут десять пешочком – и я уже возле первых, встретившихся ворот, названных Таборские. Построены в 60-е годы XVII века.

Прага. Вышеград. Таборские ворота

Следующие - ворота Леопольда. 70-е годы XVII века.

 Прага. Вышеград. Ворота Леопольда. XVII век

Ротонда св. Мартина Милостивого,  построенная в 1100-м году, является самой древней ротондой в Праге. С XII века обросла множеством легенд: и горела она холодным пламенем, и привидение старого деда в ней живёт, и кости умерших из пола вылазят. Ууух, решила не заходить.

Ротонда Св.Мартина справа

 В Праге таких маленьких церквушек ещё две, но появились они в городе позже.

По всей территории крепости установлены указатели – заблудиться не получится, найти Вышеградские казематы очень просто.

  Работают они с 9.30. Заводят в казематы только организованно, с экскурсией. Первый заход в 10.00, а потом каждый час (11.00, 12.00 и т.д.). Я подошла в 10.15. Народ ещё не собрался, и мне сказали подойти к 11.00.

45 минут мною были использованы на осмотр костёла. Вход в костёл платный, 50 крон – немного неожиданно. Поэтому у служительницы, продававшей билеты и понимавшей русский, я спросила, возможно, у них есть на башнях смотровая площадка, поэтому они берут деньги за вход? Она ответила мне, что смотровой нет, а костёл что-то типа на самоокупаемости и протянула мне листик с краткой информацией на русском.  Раз уж я оплатила билет, то решила выжать из этого костёла всё, что можно.  Хотя такие потуги были здесь на тот момент абсолютно ни к чему, занятие по интересам само уже ждало меня внутри.

Войдя в зал вышеградского собора Петра и Павла, я сразу услышала звуки блокфлейты и милые детские голоса, исполняющие чешские песни и рождественские колядки, и тут же забыла о своём недовольстве, высказанном по поводу платного входа. В храме шла репетиция рождественского концерта. Малышню сменили детки постарше, им включили фортепианное сопровождение. Как же это было душевно и трогательно, как старательно детишки выводили куплеты! Вы тоже можете послушать.                      https://www.youtube.com/watch?v=X8Y8bDdOG3o&index=4&list=PL6uRbI2LWmRvoGPJHQJ7hFupMZuT5stP4&t=0s 

Если исключить рождественские репетиции, то я не сильно поняла, за что в соборе берут 50 крон. Да, он красив внутри, богат на росписи и орнаменты, деревянную резьбу и витражи, в нём очень интересно обустроенны капеллы. Но что-то я не припомню, где бы я ещё за вход в подобный храм платила деньги, если это не музей.

Костёл Святых Петра и ПавлаВышеградский садВ костёле Святых Петра и Павла Капелла Девы Марии ВышеградскойКапелла чешских покровителейАлтарь капеллы Яна НепомуцкогоВ капелле Яна Непомуцкого

 К 11.00 я подошла к казематам. Нас, экскурсантов, набралось аж пять человек. Все русскоязычные. А вот экскурсовод говорил только на чешском и английском. Стоимость экскурсии, кажется, 60 крон.  

 Вход в казематы находится в Кирпичных воротах.  Экскурсионная трасса подземелий короткая – и мы уже в большом высоком зале, имеющем название Горлице (Gorlice). Здесь находятся 6 оригинальных статуй с Карлового моста.

Фото скульптур я выставляю, но они  некачественные. Я не настроила заранее зеркалку, в зале полумрак, необходимо было место опоры (а его там нет), чтобы снимки не смазывались. Если бы я там настройками занималась, не успела бы ничего рассмотреть. Поэтому шлёпала всё на телефон.

Вышеградское подземельеЗал Горлице

Статуя Святой Людмилы, первой королевы, принявшей христианскую веру в Чехии. У её ног внук, маленький Вацлав, будущий король Чехии, отстаивавший и укреплявший христианство, а впоследствии принявший смерть от сторонников язычества. 1720 - 1724 гг.

Статуя Святой Людмилы

Статуя матери Богородицы Святой Анны,  покровительницы будущих матерей. Слева - её дочь, Мария. На руках - младенец Иисус. 

Святая Анна

Статуя философа и богослова святого Августина (1708 год). У его ног ангелочек. В правой  руке святой держит пылающее сердце (не знаю, правда, чьё) как знак любви к Богу. Левая рука его пуста. А вот на Карловом мосту левой рукой он держит золотой пасторский посох. 

Святой Августин в Вышеградских казематахСвятой Августин. Карлов мост.

Куда, спрашивается, дели посох?

А вот целая скульптурная сцена. Посвящена Мадонне с младенцем (по центру) и святому Бернару (справа). Слева ангелы держат крест с ликом Иисуса. 1709 год.

Мадонна и святой Бернар

Здесь тоже без потери не обошлось. На Карловом мосту у Мадонны в правой руке жезл. Моё личное фото этой композиции только 2012-го года и в темноте. Поэтому взяла в иннете:

Мадонна и святой Бернар. Карлов мост. Фото из интернета

Святой Николай Толентинский. Изображён с ангелом, несущим корзину с хлебом для бедных. 1708 год.

Святой Николай Толентинский

И последняя статуя - епископа, святого Войтеха (1709 год). К сожалению, я сделала фото, убегая, на скорую руку, снесла ему полголовы. Бедная голова! Ей и без меня пришлось выстрадать немало. Дело в том, что язычники, издеваясь над Войтехом, отрубили ему голову. Изображён святой с поднятой в крестном знамении правой рукой, в левой он держит Евангелие, под ногами примостились ангелочки.

Святой Войтех

Войтех, будучи епископом, основал в  Праге Бржевновский монастырь. Гости Праги едут в монастырь отведать вкусное пиво старинных рецептов. Но я не являюсь почитателем этого напитка, монастырь я облюбовала, чтобы поесть суп в хлебе. Монастырь находится немного вдалеке от центра, в этот раз я туда не доехала.

Плохо, конечно, что невозможно по-русски услышать ответы на интересующие вопросы. Что-то из рассказа гида я улавливала, но вот чтоб понять абсолютно всё – так не вышло. Может, я и про жезл с посохом тоже не поняла.

 Да и не было у меня там времени стоять и слушать. О статуях я всё в интернете прочла и видео насмотрелась. Единственный вопрос, который я задала, это вопрос о времени, когда были перевезены оригиналы в казематы.  Экскурсовод ответил, что 4 статуи перевезены были ещё в 1992-м году, а две – в 1999-м. Меня этот вопрос интересовал даже не для того, чтобы узнать,  сколько лет хранятся статуи в подземельях, меня больше интересовало, насколько современны копии на мосту и представляют ли они собой историческую ценность.   

 В зале со статуями мы находились минут 15 – 20, и поверьте, это было совершенно короткое пребывание. Рассмотреть все старинные скульптуры, снять фото и видео я едва успела. Меня ещё все ждали.

 А в конце экскурсии, когда все уже спустились на выход и зал опустел, мне открылись удивительного вида тени на стенах казематов. Если от общения со статуями я испытала чувство какого-то возвышенного блаженства, то  тени меня развеселили.

 Зал Горлице

Мне было интересно, как так получилось, что тени приобрели не совсем те очертания, что имели их владельцы, как эти тени слились, и какие именно соединились в совершенно новые фигурные композиции. Но, к сожалению, группа наша ждала одну меня, и мне пришлось оставить зал. Поэтому вышла я неудовлетворённая.

После экскурсии нам показывали кино на русском. Фильм был об истории Вышеграда. Я его до конца не досмотрела, слиняла.

Фильм о Вышеграде

Люблю этот вид с Вышеградского холма:

Виды, открывающийся из Вышеграда

После знакомства с первыми настоящими скульптурами мой аппетит разыгрался. В иннете я нашла информацию о всех оригиналах с Карлового моста. Вот сайт, если кто-то заинтересуется http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=1619  Существует несколько скульптур, снятых с пьедесталов ещё в ХVII веке, которые разбросаны по Праге. То есть Лапидарий не предел мечтаний, и я точно знаю, чем займусь в следующий приезд.

Чтобы закрыть тему Карлового моста, я расскажу ещё, как загадывала желание на нём.

 Карлов мост. Декабрь 2018.

 В этот раз посыл в будущее я сделала на месте, где известного и почитаемого в Чехии Святого Яна Непомуцкого сбросили с моста в реку по приказу короля Вацлава. Чтобы правильно проделать нелёгкий трюк с загадыванием, надо посмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=mrAjuHTW2f8 , начиная с 18-й минуты 24-й секунды.

На случай, если вдруг видео не откроется или его вообще уберут из ютуба, я опишу словами. На Карловом мосту нужно дойти до рамочки с изображением Святого. Если вы идёте по Карлову мосту со Старого Места в МАлу СтрАну, то рамочку ищИте над помостом (парапетом) с правой стороны. Так она выглядит (фото из нета):

 Рамочка с фигукркой Яна Непомуцкого на Карловом мосту.

Здесь вы останавливаетесь и, хорошо вчитываясь в свои записи, приобретаете постепенно интересную позу.

 Становитесь лицом к Старому Месту. Левая рука на кресте на парапете. Правая нога – на золотой кнопочке (гвоздике), забитой в булыжную мостовую. Правая рука – на звёздочках над головой монаха на чеканке-картинке. При этой стойке развернуться в обратную сторону и, глядя на собор святого Вита, загадать НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ желание.

 Пока я там выкручивала себе руки и спину, народ обращал на меня внимание. Не знаю, кто что подумал, но после совершения святейшего обряда я услышала фразу: «… видела, как девушка делала?…» wink

 Отсылать заветные мечты можно не только у рамочки. Ещё это делают у самой фигуры Яна Непомуцкого. У меня в коллекции есть только одно фото, которое  издалека показывает фигуру Святого, поэтому я взяла снова из интернета.

 Святой Ян Непомуцкий

Видите отполированные до блеска фигуры на барельефе  под ногами Святого?

 отполированные барельефы. к которым притрагиваются для исполнения желания

Слева изображение собаки короля Вацлава, которую натравили на Святого. Наш экскурсовод указывала нам именно на собачку, именно к ней надо дотронуться и загадать желание. Справа на барельефе на переднем плане вроде бы изображены простые горожане, свидетели казни Яна Непомуцкого. А за ними мелкая фигура самого Святого, падающего в реку, которую тоже надо потрогать. Мы в 2007-м делали так: сначала притрагивались к собачке, загадывали, а потом закрепляли желание на падающей фигурке.  Почему блестят горожане – не знаю. На видео Ольга Маркова рассказывает о Яне Непомуцком. Начало её рассказа ровно на 16-й минуте.

Теперь продолжу о понедельнике, 10 декабря.

Так как я вышла из казематов неудовлетворённая, то решила посетить ещё одну галерею со скульптурами. Это вилла Франтишека Билека. Особой популярностью у туристов данный музей не пользуется. Прочла я о нём в отчёте одной путешественницы и заинтересовалась. А так как наш рождественский тур приобрёл в моём лице нежданно-негаданно скульптурные оттенки, то закладочка на Билеке мне очень пригодилась. В картах Гугл музей отмечен как Bilkova villa. Расположен на Mickiewiczova 233/1, на подъёме из Малой Страны в Градчаны.

Франтишек Билек – чешский ваятель, график, мыслитель конца 19-го – первой половины 20-го века. Скульптуры Билека можно увидеть в разных городах Чехии. Вилла в Праге – его дом с 1911 года, а также мастерская.

  Вышла я из метро «Мала страна» и решила идти пешком в гору. Поход у меня был ещё тот. Если подниматься к музею, зная дорогу, то можно вполне управиться минут за 15 - 20. Я же поднималась около часа. Я постоянно заходила ни туда, доходила почти до верха, потом дорога заканчивалась, и я спускалась вниз, начиная всё сначала. В общем, мной было опробовано три дороги, которые приводили меня в тупики или точки, где невозможно перейти дорогу. При этом я шла по Maps.me. В итоге, я включила навигацию в Гугл и благополучно дошла до Виллы по четвёртому пути. А когда дошла, то думала, что всех поубиваю. Правда, не знала кого, поскольку никого со мной рядом не было, и в радиусе остроты моего зрения тоже никто не наблюдался. А на входной калитке наблюдалась вывеска с режимом работы музея, которая гласила, что понедельник – выходной. Ну, какие эмоции может после этого испытывать нормальный человек? Но виновата сама: не проверила перед походом свои записи.

 Музей Франтишека Билека

Зато, когда я путалась в лабиринтах подъёма, мне повстречался затерявшийся в дебрях двухвостый Богемский Лев.   

 Богемский лев 

Наткнуться на такую красивую историческую скульптуру в таком непонятном месте было, по меньшей мере, странно. Как будто его там специально спрятали. Это была огромнейшая, метров 150 в длину, продолговатая клумба, по кругу которой носились машины. На конце клумбы в заросли с ёлками и кустами помещён лев. Я, конечно, понимаю, что и на меня наткнуться в таком нелепом месте было странно. Лев уж точно подумал, что у меня не все дома. Но что там делает Он с короной на голове?..  На самом памятнике я не увидела никаких надписей. Дома он мне не давал покоя. Долго я искала информацию. Нашла немного. В 1852 году скульптор Йозеф Макс, сваявший также несколько статуй для Карлового моста, изготовил этого льва в память о чешских солдатах, погибших во время революции 1848 – 1849 гг. в Италии. Памятник находился в Городском музее и был перенесён в это место в 1953 году. Возможно, в 53-м клумба была как-то по-другому оборудована и не было такого сумасшедшего автомобильного движения. Но сейчас ни один нормальный человек туда специально не пойдёт. Только лишь сбившись с пути. Я на неё попала, спустившись с какого-то моста. 

 А на виллу мне пришлось идти на следующий день, во вторник.

До вторника еле дожила – так мне хотелось попасть в музей. В этот раз я уже не стала после метро идти пешком. Все дороги были мне знакомы, к тому же с самого утра зарядил дождь. Поэтому поехала я на виллу на трамвае, там всего одна остановка от метро «Мала страна».

Вход стоит 120 крон. Не знаю, проводят ли по музею экскурсии, но мне никто не предлагал, и я ходила по комнатам сама. Я вообще была там одной-единственной экскурсанткой. Фотографировать нельзя – и это, я считаю, большой минус музею. Не такая уж великая знаменитость их Франтишек Билек, не Роден однако, чтоб ещё и работы его засекречивать. Всё, что на меня производило впечатление, я записывала. А скульптуры, выполненные из гипса, дерева и бронзы, действительно, вызывают в душе отклик.

Но сначала, на первом этаже, я обошла жилые комнаты. Тем, кто идёт в музей из-за личности мастера, будет интересно посмотреть на мебель, к разработкам дизайна которой Билек приложил свою руку, на предметы интерьера и быта, которыми пользовались скульптор и его семья. Мне же на всё это было интересно посмотреть с историко-географической стороны, т.е. какие вещи были в обиходе в данный конкретный исторический отрезок времени в определённой стране у определённого сословия, насколько отличалась жизнь чехов (или другой нации) от украинцев.

А потом я увидела скульптуры. Я никогда не видела таких скульптур, я никогда не видела так прорисованных тел. Я никогда не задумывалась, что изображая человеческое тело, можно тАк показать любовь, счастье, одухотворённость или боль, силу, печаль, усталость. Я никогда не посещала мастерские художников. Возможно, именно потому, что в этой поездке я впервые стала обращать внимание на смысл, вложенный авторами в свои работы, скульптуры произвели на меня впечатление, а несколько из билековских произведений – даже очень сильное. Опишу несколько.

Фото скульптуры Моисея нашла в недрах иннета

 Сульптура Моисея

Правда, везде пишется, что билековский ветхозаветный пророк находится где-то на Парижской улице. Но нет. Я своими глазами видела эту статую в одном из залов дома-музея. Чем поразил или удивил Моисей? Во-первых, позой. Во-вторых, здоровым красивым телом. В-третьих, видением автора этого образа. У него Моисей не старик. Билековский Моисей – сильный большой человек, присевший на минуту отдохнуть, но готовый в любой момент встать и идти.

Ещё об одной из скульптур. Я не поняла, какое духовное столкновение показывает мастер в скульптуре так и называющейся «Духовное столкновение», но как в ней художник передал возраст двух молодых женщин – этот момент меня увлёк. Обе, казалось бы, молоды, но у обеих морщины. И вот в этих морщинах – тайна. Мазки по гипсу: одни передают возраст, другие – мускулы. А мазки кажутся одинаковыми. Тут ещё, конечно и осанка включается, и взгляд. Хорошо видно, какая из героинь моложе, какая - старше и мудрее. Фотографии этого скульптурного этюда я нигде не нашла, а очень хотелось бы показать.

Ну, и, конечно, скульптуры, превышающие мой рост чуть ли не в два раза. Они производят эффект «ВАУ!», особенно, когда открываешь дверь в зал и видишь перед собой застывших людей-великанов в эксцентрично-диковинных позах.

На вилле я провела около получаса. Музей небольшой, но работ достаточно много. Интересных для меня - процентов семьдесят. Я ни на секунду не пожалела, что два дня прорывалась сюда.

А в конце моей экскурсии – единственная скульптурная композиция, которую можно было сохранить на фото, потому что стоит она во дворе виллы. Посвящена чешскому богослову, епископу, основоположнику педагогики Яну Амосу Каменскому.

 Скульптура Ф. Билека, посвящённая Яну Амосу Каменскому

 Что ещё я успела сделать в Праге за два дня под дождём.

С погодой в Праге немного не повезло, т.к. дождь, а потом мокрый снег, сопровождали меня повсюду, с момента приезда. Осадков не было только в понедельник до темна. Как стемнело, снова началось.

Но всё же… что для бешеной собаки снег и дождь? Существуют места для обсыхания: церкви, магазины, музеи, кафе и т.д. Как только я чувствовала, что куртка промокает, я тут же искала тёплое помещение.

После массовых гуляний в Старом Месте я уходила в Малу Страну  отдохнуть от толпы. В понедельник я как раз попала туда, когда не было дождя.

Мала СтранаМала СтранаМала СтранаМала СтранаМала СтранаМала Страна

Неожиданно увидела дом "У золотого оленя". Его украшает скульптура святого Губерта, покровителя охотников и лесников, с оленем, у которого в рогах крест с распятием.

 Мала Страна. Дом Мала Страна. Дом

Но если о Губерте знают немногие, то олень познаменитее будет. Именно этот олень изображён на этикетке немецкого ликёра Егермейстер.

    Гуляя по Малой СтрАне во вторник под дождём, я заходила по дороге везде, где были открыты двери. Попала в красиво украшенный к празднику храм Богородицы Торжествующей.

 Костёл Девы Марии ТоржествующейКостёл Девы Марии ТоржествующейОрган в костёле Девы Марии ТоржествующейВертеп в костёле Девы Марии Торжествующей

Рядом с церковью обустроен загон с животными, можно купить еды и покормить ослика, лошадку, козу, барашка.

Косёл Девы Марии Торжествующей

По приезду домой прочла, что в костеле Девы Марии Торжествующей есть специальный столик,где записывают желания и отдают на исполнение Езулатко, маленькой, старинной статуэтке, изображающей Иисуса Христа. В день посещения храма я об этом не знала, а фигурка на глаза не попалась. Нашла фото в интернете. 

 Фигурка Езулатко в костёле Девы Марии Торжествующей.

  Поднималалась на МалострАнскую мостовую башню. Когда подошла к ней, было всего-то около пяти вечера. Я ещё подумала, что примерно в такое время я поднималась на смотровую во Вроцлаве. Но 10-го декабря день ещё не прибавляется, а уменьшается, и как раз пяти минут мне не хватило, чтоб было максимально красиво. Пока поднялась, на улице окончательно стемнело. Вход 100 крон.

 Вид с Малостранской мостовой башниВид с Малостранской мостовой башни

  На Староместской площади смотрела на сцене рождественский концерт:

Рождественский концерт на Староместской площади

А потом изучала интерьеры церкви Св.Николая под органную музыку. Очень богатый храм, красив и снаружи, и внутри. Каждый раз в него захожу, не могу пройти мимо. И каждый раз в нём какое-то мероприятие. А концерты здесь проходят ежедневно. С программой можно ознакомиться на сайте церкви https://koncertyvpraze.eu/koncerty-program/   Но до концерта проповедь. Я её смиренно слушала минут двадцать, поняла процентов на десять. Наконец, дождалась концерт. В итоге, время не дало мне насладиться великой классической музыкой, т.к. предпоследний автобус к друзьям в пригород от метро Черны Мост отходил около девяти вечера, а ещё до Чёрного Моста добираться около часа. В программе органного концерта были Бах, Вивальди, Моцарт и Дворжак – куда уж звёзднее! Прослушала только Баха. Сделала только одно фото:

 В церквиСв.Николая на Староместской площади

Над головой хрустальная люстра, огромная и красивенная. Потом уже прочла, что люстра была подарена российским императором Александром II. На снимке она немного в кадр попала.

Из-за ярмарки церковь Святого Николая не то, что рассмотреть, её увидеть невозможно. Глаза просто слепнут от перелива огней на площади, да ещё всякие мигающие сооружения и нагромождения. Поэтому проиллюстрирую церковь своим снимком от 2012-го года.

 Церковь Св. Николая на Староместской площади

Так как в Праге меня интересовал не только город, который является тут же и музеем под открытым небом, но и наши друзья, то часть времени мы с подружкой провели вдвоём: гуляли по Праге, болтали, шатались по рождественской ярмарке, ели гуляш в хлебе. Сын тем временем встречался со своими друзьями.

На вечер вторника у нас были куплены билеты в Народный театр https://www.narodni-divadlo.cz/en/national-theatre  на балет «Щелкунчик». Билеты были взяты мной дома по интернету под руководством подружки, т.к. вся главная информация была на чешском. И билеты, пока я переводила с чешского на русский, подбирала места, чтобы втроём вместе сидеть, исчезали на глазах. Это в октябре месяце! В итоге, мы едва успели купить три билета на самом верхнем ярусе балкона на разных рядах. Сначала я чуть не оплатила стоячие где-то внизу, т.к. были три вместе и дёшево. Хорошо, подружка заметила и остановила меня. А то б стояли потлтора часа, как три тополя на Плющихе, зато вместе.

Если кому-то повезёт так же, как и нам, выкупить последние оставшиеся билеты на самой верхотуре, то имейте в виду, что раздевалка последнего яруса находится там же, на последнем ярусе. И надо туда подниматься одетыми невероятно долго – мы уже не верили, что лестница когда-то закончится. Но закончилась.

Наверное, нужно пару слов сказать, как была одета публика в театре, чтобы, понять, что можно выбрать себе из небогатого туристического гардероба. Я специально обращала внимание, придерживаются ли пражане дресс-кода. Ну, пражане, как раз, наверное,  и придерживаются, особенно те, у кого места в партере. Там всё чётко: женщины в элегантных платьях, мужчины в костюмах или рубашке с галстуком. Чем выше от партера, тем одежда демократичнее. Встречались девушки в нарядных платьях, но таковых на нашем ярусе было по пальцам сосчитать. На балконах, подозреваю, сидело много гостей и столицы, и страны. Женщины и в блузах, и в свитерах. Кто-то с красивыми аксессуарами, кто-то в палантине, чтобы украсить наряд. Но при этом одежда спокойная, уместная. Я неплохо вписалась в чёрном свитере и шарфе-палантине. Сын был в рубашке, но без галстука. Кто-то перед моими глазами промелькнул в джинсах, но это было, скорее исключение из правила.  

Теперь о спектакле. Места у нас, конечно, были не самые лучшие, и это сказывалось на слышимости и видимости. Музыка оркестра доходила на верхний балкон недостаточно громко, нам всем троим не хватило громкости и мощи, особенно в конце второго действия на Адажио и Вальсе цветов, когда весь спектакль ждёшь этого апогея. Нормальной видимости слегка мешали колонны.

Вид на зрительный зал с верхнего яруса балкона

 Постановка. Балет несколько осовремененный, не классическое либретто Мариуса Петипа. Это не недостаток, это констатация. Если сравнить работу актёров в Праге и в Киевской, либо во Львовской Операх, где я смотрела «Щелкунчик», то наши актёры, как мне кажется, выкладываются больше, делают красивые высокие поддержки, прыгают выше. Пражские артисты или любят больше себя, чем зрителя, или школа балета другая. Я не великий знаток балета, но вот если в Киеве мне с другими зрителями хотелось кричать в какие-то моменты «браво», то в Пражском театре таких моментов не было.

Но мы всё равно получили удовольствие, и очень большое удовольствие! Поход в храм искусства – это каждый раз событие, особенно, если давно не был. А доброе и вечное Пётр Ильич Чайковский и чешские артисты балета в нас вложили, и мы с хорошим настроением покидали театр.

Рождественские ярмарки в Праге.

Их там много. Самая большая и многолюдная, конечно, на Староместской площади. Также я побывала на ярмарках на Кампе, в Малой стране, на Вацлавской площади.

На Малостранской площади ярмарка, никакая, всего несколько павильонов:

Малостранска площадь

Ярмарка на острове Кампа:

 Ярмарка на острове Кампа

Ярмарка на Вацлавской площади:

Ярмарка на Вацлавской плолщади 

 Из-за огромного столпотворения на Староместской площади, главная ёлка страны была, как неприступная крепость, только издалека.

 Ярмарка на Староместской площади

Сказать, что все эти ярмарки меня чем-то удивили, не могу. Но вот глинтвейн в Праге был самый вкусный, это точно. Конечно, мешал гулять, а особенно делать фото, дождь, а когда и снег повалил, то уже ничего не хотелось.

Всегда удивлялась знаменитому чешскому трдло: более дорогой булки с дыркой я в жизни своей не встречала, а ведь люди берут, очереди стоят в те киоски, где в дырку мороженое заталкивают. Я каждый раз покупала, будучи в Праге, этот раскрученный чешский специалитет, но в это раз не стала.

Трдло печётся

Но, конечно же, рождественские ярмарки в Праге делают и без того сказочно красивый город ещё более праздничным и ярким, а людей, в нём живущих и в него приезжающих - добрее и веселее. Все хохочут, улыбаются, разговаривают громко, что-то ищут, перебирают игрушки на прилавках или просто праздно бродят куда глаза глядят. И у всех, практически у всех, на лицах улыбки. Это радовало больше всего, и, честно, не хотелось выходить из той толкотни. Вот это парадокс.

 

Где и что мы ели.

Завтракали мы и ужинали, конечно, в дружеской обстановке дома за большим дружеским столом.  Для обедов в Праге у меня было отмечено множество мест с разумными ценами.

В первый вечер, когда приехали, у нас было два часа до встречи с друзьями, и мы пошли перекусить в Vytopna  https://vytopna.cz , что на Вацлавской площади. Спасибо передаче «Европа за копейки». Хоть и пишут в отзывах, что это «туристическая замануха», чехов, скажу я вам, там было немеряно. Главный туристический треш заведения – игрушечная железная дорога, по которой паровозики развозят бокалы с пивом. Я думала, что и бургеры наши тоже паровозик привезёт, но нет, бургеры с картофелем фри прибыли на подносе с официантом.

 в Výtopnaв Výtopna

 О пиве ничего сказать не могу, т.к. не употребляю. Сыну пиво понравилось. Цены, действительно, разумные, но недешевые. Есть меню на русском.

Как только зашли, смотрим, очередь человек десять. Сын потянул меня уходить. Но нет, мы не привыкли отступать, к тому же пока искали обменник после автовокзала, а потом и ресторан, вымокли под дождём. Поэтому я аргументировала: пока будем ждать очередь, обсохнем. Но очередь так быстро двигалась, что мы и обсохнуть не успели, как нас передали русскоязычной взмыленной официантке, которая усадила нас возле окна за высокий стол с видом на Вацлавак. Здесь я хочу отметить, что столики у окна рассчитаны на двоих. Если вы придёте компанией, и захотите сесть у окна, то может и не получиться. Так, во всяком случае, было в нашем зале, самом ближайшем к выходу.

Гуляш в хлебе мы с подружкой ели в Малой стране в ресторанчике  Pivo & Basilico Caffe Restaurant (Zamecka 203/2, 118 00 Mala Strana) http://www.pivobasilico.cz . Наконец, мечта моя осуществилась. Я несколько лет пыталась попробовать это блюдо, но почему-то какие-то обстоятельства постоянно мешали. Цена была отличная, 125 крон, даже подружка удивилась. Ресторан находится чуть в сторонке от основных потоков туристов, что, очевидно, и является основополагающим для снижения цены.

  в Pivo / Basilico

 В вечер перед «Щелкунчиком» мы с друзьями пошли отмечать нашу встречу U Medvidku  https://umedvidku.cz/ru/ Это старая пивоварня, огромных размеров, с несколькими залами и с классическим для Чехии набором блюд: кнедли, свичкова, полёвка, галушки, колено и т.д.

Не помню, что брали друзья. Я взяла себе панированый сыр с фри ( Smazeny syr s bramborovymi hranolky a tatarskou omackou) и картофельные кнедли с жареной мясной начинкой, поданные с тушёной красной капустой ( Bramborove knedliky plnene uzenym masem s hlavkovym zelim).Второе блюдо было залито густым соусом. Вкусно и много. Я не ожидала, что будет столько и две кнедли раздала остальным.

 Панированный сыр с фриФаршированные картофельные кнедли

Сын заказал свиной шницель с картофельным салатом (Smazeny veprovy rizek s bramborovym salatem). Тоже было много и вкусно.

 Пивоварня настолько огромна, что я никак не могла в ней сориентироваться. Если кто-то не сможет найти свободный столик в Праге (как было у меня во Вроцлаве), идите U Medvidku, там целые залы при нас пустовали.

На последок в маленьком магазинчике при отеле (ресторан и отель в одном здании) друзья купили фирменное ресторанное пиво, закупоренное в бутылки, и подарили его нам в качестве привета мужу. Рецепту этого пива 500 лет, крепость 14 градусов, хранится меньше месяца. Так оно выглядит:

 Живое пиво U Medvidku

Муж сказал, что это настоящее живое пиво. Сын продегустировал и сказал, что хоть опыт в пиве у него и небольшой, но вкуснее «U Medvidku» он не пил.

И один маленький лайфхак по ресторану от жителей Праги: здесь работают серьёзные парни, и они не слишком любят русскую речь, хотя и не показывают этого. Тема 1968-го года для граждан и патриотов Чехии жива и актуальна до сих пор. Лучше украинский.

Один раз у нас с сыном был перекус в закусочной Bageterie Boulevard. Это сеть багеттерий. Мы заходили в неё в ТЦ «Черны Мост». Здесь на 100 крон можно хорошо подзаправиться. Только не берите вегетарианское меню – гадость редкая и дорогая. Я в Праге с ним прокололась, взяв сразу два блюда не тех, что надо. Одно на фотографии выглядело, как шаурма. По факту оказались завёрнутые в лаваш куски недовареного яблока с пресным творогом . Второе – как тосты из чёрного хлеба с хамоном, на деле - тушёный буряк тоже с творогом. Я потом в Братиславе исправилась: в такой же багеттерии заказала уже нормальный багет с нормальной мясной начинкой. Сфотографировать забыла.

Гуляя по Малой стране под дождём, я зашла погреться кофейком и тортиками в кондитерскую U knoflicku (У кнопочки) http://www.uknoflicku.cz . Вкусно (но во Вроцлаве было вкуснее), цены вполне адекватные. Взяла чизкейк с малиновым желе и что-то по типу сметанника. Американо было большим, что вызвало очень приятные эмоции.

 U knoflíckuU knoflíckuU knoflícku

Итог по Праге: снова, в который раз, не нагулялась, не насмотрелась, хочу ещё!

 

 

Часть 4, немецкая.

ДРЕЗДЕН. 12 декабря, среда.

В Дрезден из Праги мы поехали с ночёвкой налегке, без багажа. Вещи оставили в Праге у друзей.

Отправлялся наш автобус в 10:30, а прибывал в Дрезден – в 12:30. 

Чешские пейзажи за окном были живописны, но спокойны, нас сопровождали холмы, покрытые травой. Потом появился лежащий на холмах снежок. Всё, на что он здесь был способен, это покрыть землю просвечивающимся тонким слоем. Наши места на втором ряду, вся дорога, как на ладони. Впереди сидела только стюардесса и щебетала с водителем не уставая.

 Чешские пейзажи за окном RegiojetЧешские пейзажи за окном Regiojet

 Где-то уже в Германии мы стали набирать высоту. И высота была небольшая, в самый пиковый момент около семисот метров, если верить высотометру в телефоне. Но на улице резко поднялась  пурга, чистая дорога в секунды побелела, по бокам трассы появились обледенело-заснеженные деревья, вдалеке - заснеженные холмы, переднее водительское окно  залепливало мокрым снегом, причём дворники вообще с ним не справлялись. Мело не по-детски. Мы с сыном переглянулись. В такие минуты, конечно, думаешь, а на кой фиг мне вообще всё это надо? Скорость водитель сбросил, автобус не вилял по скользкой дороге – только это и успокаивало. Но такой сюрприз природы труханул меня с сейсмической интенсивностью, страшно было, жуть. И только в поведении нашей сопровождающей ничего не изменилось: она, как щебетала на своём чешском, так и продолжала щебетать. Казалось, она не видит, что творится за окном. Водитель спокойно с ней разговаривал, и даже оборачивался к ней. Я уже собралась попросить её не отвлекать водителя. Но тут она и сама замолчала – то ли в окно глянула, то ли рассказки у неё закончились. В общем, ехали мы в метели минут двадцать, пока не опустились метров до четырёхсот. Фотки стала делать, когда снег уменьшился. Со страху даже не подумала, что непогоду можно было заснять.

 По дороге нас застигли снега и метельПо дороге в Дрезден нас застигли снега и метель вПо дороге в Дрезден нас застигли снега и метель вПоказания высотометра

Несмотря на трудности пути, прибыли мы в Дрезден вовремя. До поселения  у нас был час времени, и мы решили перекусить на ж/д вокзале, к которому  примыкает международная автобусная остановка, где нас высадил Regiojet. Взяли по куску пиццы в какой-то арабской закусочной в главном зале. Пицца невкусная, я её не доела, хоть и была проголодавшаяся. Сын сказал: «Никогда ничего не покупал на вокзалах, и теперь уж точно не буду покупать, раз даже в Германии так всё печально.» Потом мы вышли на перрон посмотреть на немецкие поезда и отправились в отель, хоть и рано ещё было. Идти от вокзала до отеля минут десять.  

 Байрише штрассеНа вокзале порадовала Новогодняя ёлкаАрабская закусочная с невкусной пиццейПлатформы

Отель у нас и здесь был «Ибис», а точнее ibis Dresden Bastei.

Я долго думала, описывать ли мне ещё один экшен, произошедший с нами, а то все подумают, что меня вообще пускать заграницу нельзя. Но раз уж я начала говорить о подвохах, какие могут нас ждать там, то чего уже таиться? В ночь на кануне отъезда в Дрезден мы с подружкой никак не могли наговориться и пошли спать после часа ночи. Около двух часов, когда я ещё перебирала вещи для поездки, пришло в Приват-24 сообщение следующего содержания "Отель: Hotel on Booking.com, Amsterdam" и показана снятая сумма 81 Евро. Сказать, что я удивилась - ничего не сказать. Дело в том, что отель с таким названием я не заказывала и в столицу Нидерландов на Рождественские ярмарки тоже не собиралась. Что это всё значит, я решила узнать у Букинга. Дозвониться было нереально, никто не брал трубку, хотя раньше я дозванивалась с первой попытки. Тогда я решила идти другим путём. 81 Евро - сумма, которая была мне знакома. Именно столько стоило проживание в апарт-отеле в Братиславе. И я позвонила туда. Мне ответили. Я изложила вопрос. На другом конце провода мне подтвердили, что, действительно, отель несколько минут назад снял деньги. Я успокоилась. Вы думаете надолго? Не прошло и минуты, как до меня доходит, что интернет лимит у меня 150 Евро, и если сейчас "Ибис" в Дрездене начнёт снимать деньги, то банк отправит его запросы куда подальше, потому что Ибис стоил 100 Евро. Я бегом в Приват-24 (т.е. в приложение, конечно же) увеличивать лимит. А он, зараза, не увеличивается, банк просит сфотографироваться и отправить зачем-то им моё фото.  Я нажимаю на место для фото, которое банковская программа указывает, а щелчка не происходит, и никто меня не фотографирует. Я, наверное, раз 15 - 20 повторяю попытку увеличить лимит, время три часа ночи - и никаких изменений. Просто безумие какое-то!  Иду в соседнюю комнату и бужу сына, думая, что техника отказывается мне подчиняться. Представьте выражение лица сына в этот момент! Спросонья он ничего не может понять, а особенно, зачем фотографировать маму в три часа ночи в пижаме для Приватбанка???  surprise  А я же вся на иголках: надо скорее увеличивать лимит, потому что с минуты на минуту Ибис начнёт действовать. Но и у пришедшего в себя сына тоже ничего не получается. В конце концов, он первый не выдержал и сказал: "Мама, мы больше ничего сейчас делать не будем. Ты пойдёшь спать, а утром проверишь почту, приват, букинг... И всё остальное тоже утром!!!". Знаете ли, устами младенца... как говорится. Утром я проверила все вышеперечисленные сыном приложения - везде тихо и спокойно.  

В автобусе на Дрезден я прочла в новостях по Украине, что в Приватбанке ночью произошёл очередной сбой системы. Ну, что ж мне так везёт?! В принципе, ничего плохого не произошло, и я должна была перестраховаться после приключений во Вроцлаве, но все эти лишние телодвижения и  беспокойства лишили меня целых двух часов сна.frown

Движ в Ибисе был сумасшедший. Мы, когда зашли в холл, то подумали, что здесь уже и начинается рождественская ярмарка. Очереди на выселение-поселение, люди снуют туда-сюда, в лифт с первого раза не попадаешь.

 Рюкзак сдали на три с половиной часа в багажную комнату после чек-аута на следующий день, а забрать – проблема, надо в очереди на выселение стоять, несмотря на то, что в той багажной комнате сидит отдельная девушка. А у нас до автобуса всего полчаса. Пришлось сыну ей поморгать и поулыбаться, чтоб забрать без очереди рюкзак. Иногда сын в путешествиях бывает очень полезен. Одна единица багажа, сданная на хранение, стоит 1 Евро.

А что творилось на завтраках! Я тогда сразу о завтраках напишу. Зал ресторана небольшой для такого огромного отеля, мест не хватает. Стулья забирают от одних столиков к другим, чтоб компанией поместиться. Мы заняли столик, поставили стаканы с соком, блюдце с хлебом. Набрали еды в тарелки – не можем найти стол. Пропал. Ну, можно тарелку официанту забрать, допускаю. Можно стул переставить. Но чтоб стол вместе со стаканами и тарелкой хлеба исчез… Заняли новые места. Я сыну говорю: «Следи, чтоб стол не унесли». Пришлось по одному ходить добирать еды. Такие казусы за завтраком. Мы потом долго ещё вспоминали, как наш стол спионерили. Если говорить о питании на завтраке, то здесь с вроцлавским коллегой наблюдались разительные отличия.   Выбор блюд более скромен, чем в Польше. Из горячего только омлет.  Хотя не наесться было невозможно. Друзья потом сказали, что Ибисы, несмотря на ограниченность ассотртимента, всё же хорошо кормят, если сравнивать с другими трёхзвёздными отелями по всей Германии. Фото ресторана нет. Не решилась я при таком количестве людей фотографировать.

Но несмотря на высокую оживлённость и очередь на рецепции, поселили нас на 15 минут раньше. Номер-стандарт - такой же небольшой и уютный, как и во Вроцлаве. Такой же отличный Wi-Fi, так же регулируется отопление, такая же функциональная ванная.  Единственное отличие - вид из окна. Если во Вроцлаве это были окна того же Ибиса в пяти метрах от нашей комнаты, то в Дрездене – вид на город. У нас был последний этаж, и мы расценили его как смотровую площадку.

 ibis Dresden Bastei.ibis Dresden Bastei.Вид из окна номера

 Бросив вещи, мы сразу же отправились в Нойштадт, чтобы успеть до темна взобраться на смотровую башню церкви Трёх волхвов, или Драйкёнигскирхе (Dreikonigskirche). В городе мы немного ориентируемся, так как были уже в 2012-м году и тоже зимой, но в январе, сразу после Новогодних праздников. Если описывать Дрезден предрождественский и постновогодний, то это будут два разных города. Людей тогда было много, но не настолько много, как сейчас. Причём немцы, они какие-то громкоголосые. И это создавало впечатление, что людей на улицах, а особенно на ярмарках, ещё раза в полтора больше, чем в Праге или Вроцлаве. В общем, с каждым новым городом и с каждой новой ярмаркой обилие туристов в моём восприятии возрастало. Я думала, что в Чески Крумлове я уже буду шарахаться ярмарочных гуляний. Но ничего, пронесло. Там было по-другому.

В Дрездене самая большая ярмарка в Альтштадте. Здесь она даже не просто самая большая, она просто грандиознейшая! Крыши павильонов украшены большими куклами, которые двигали руками, головами, поворачивались вправо-влево, танцевали, играли на дудочках, вытаскивали из печи пирожки, что-то размешивали в кастрюлях  и т.д.   И каких только не встречалось персонажей на павильонах: и трубочисты, и гномы, и сказочные принцы с принцессами, и мультяшные герои, и Санты – мчащиеся на санях с оленями, медведями, волками, ёлками, подарками.  Обращали на себя внимание заснеженные домики, целые заснеженные городки – как они только выстояли на крышах?!  И всё вокруг крутится, вертится, движется, переливается, поблёскивает. Народ ест, пьёт, кричит на всю Ивановскую, веселится, целуется и обнимается; детишки катаются на двухэтажной рождественской карусели, в вагончиках по железной дороге среди искусственных елей и живых еловых веток. На столиках для еды установлены рождественские веночки с подсвечником посредине. А чего только не продают! Кроме ёлочных украшений, можно увидеть и тёплые вещи, и сумки, и деревянные изделия, и всякие баночки с непонятным мне содержимым, и канцтовары.  И все они – с новогодними или рождественскими мотивами. Висели наборы для саун, и тоже с рождественско-новогодними вкраплениями. Есть такая традиция: каждый год, 31-го декабря, с друзьями ходить в баню.  

Ярмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в АльтштадтеЯрмарка в Альтштадте

 Сколько разной еды! Её такое изобилие, что подходишь к киоску с едой и не понимаешь, какая написанная на прайсе цена к какому блюду относится. Десятки всяких колбасок, казаны и огромные сковороды с какими-то пыхтящими блюдами, плавающие в прозрачном кипящем масле лепёшки теста, шипящие блины и пончики, крутящиеся на гигантских вертелах такие же гигантские куски то ли баранины, то ли свинины, но не исключаю, что это были кенгуру или крокодил. Кто их разберёт, тех фрау и герров. В глинтвейнах и пуншах мы вообще запутались. Так и не поняли, что пили. Брали попробовать пунш, а оказалось обычное горячее вино. А когда на улице стемнело, ярмарки превратились в эпицентр иллюминации. Никакой экономии в освещении! Не очень похоже на очень экономных немцев.

 Ярмарка в АльтштадтеА когда на улице стемнело, ярмарки превратились в эпицентр иллюминации.

Через ярмарочную торговлю и Старый город мы направились к мосту Августа Сильного, где нас ждал «Упс!» Может, он, конечно, и не нас ждал, а, скорее, тех, кто приехал в Дрезден впервые, но начиная от Дворцовой площади по всей длине моста до Нового города шла реконструкция.

 Дворцовая площадь и мост Августа на реконструкции

Мы хотя бы видели всю красоту, открывающуюся на Старый город, семь лет назад. А вот приехавшим впервые, пришлось домысливать, как смотрятся Балкон Европы и башни основных дрезденских церквей не через призму строительной техники, гор стройматериалов и разрушенного до основания моста Августа.

Нашла у себя фото от января 2012-го года с видом на Балкон Европы. Балконом Европы в Дрездене называют высокую длинную террасу над Эльбой, названную в честь графа Генриха фон Брюля, ограничивающую Альтштадт и умещающуюся меж двух мостов, Августа и Каролы.

 Терраса Брюля (Дрезденский Балкон Европы)Вид с моста Августа на террасу Брюля

Вид на эти же достопримечательности с моста Каролы. Мы на него в этот раз не пошли:

Вид с моста Каролы  на террасу Брюля

Сейчас наша цель - башня с часами и смотровой площадкой:

 Наша цель - башня с часами и видовой площадкой

В Новом городе, или Нойштадте, нас сразу встретили сияющий позолотой памятник Августу II Сильному, колесо обозрения и ярмарочные павильоны «Augustusmarkt».

 Памятник Августу Сильному в Нойштадте 

Очень хотелось есть, из павильонов неслись вкуснейшие запахи, но мы были целенаправлены и непоколебимы. Наградой нам послужили пустая смотровая и красивые виды с высокой башни Драйкёнигскирхе.

Церковь Трёх Волхвов (Драйкёнигскирхе)Виды со смотровой ДрайкёнигскирхеВид со смотровой ДрайкёнигскирхеВид со смотровой ДрайкёнигскирхеВиды со смотровой ДрайкёнигскирхеВиды со смотровой Драйкёнигскирхе

 Почему мы пошли именно на эту смотровую, спросите вы, ведь в самом Старом городе панорамы открывались бы поинтересней. Да, можно было бы подняться на купол Фрауэнкирхе или на башню Дворца Резиденции, но это стоило бы значительно дороже (от 10 Евро с чел. ). Смотровая Драйкёнигскирхе стоила 3 Евро с человека, вот она нам и подошла. Благодаря тому, что мы наверху были одни, мы там задержались довольно долго, пока к нам в гости не хлынула толпа, явно не немцев. Но всё же, мне кажется, на смотровую Драйкёнигскирхе туристы не сильно доходят.

 Спустившись с башни, более сытыми мы не стали и пошли искать их кафе, т.к я нашла информацию, что церковь Трёх волхвов имеет своё кафе, где можно взять меню дня за 6 Евро. Сначала мы прошли через зал церкви. Он необычно прост, больше похож на зрительный зал Домов культуры. Но вот алтарь-скульптура – это что-то удивительное.  Изображает он притчу о десяти девах.  

 Церковь Трёх Волхвов (Драйкёнигскирхе)Церковь Трёх Волхвов (Драйкёнигскирхе)Алтарь в Драйкёнигскирхе

Заходили мы в зал со стороны лестницы на башню. А если выйти из зала на противоположный вход, то дверь налево – это и есть кафе. Но, к сожалению, кормление дневным меню к тому времени закончилось. Только чай или кофе.

На Hauptstrasse, где была разбита ярмарка, мы зашли в Schwarzmarkt Cafe, там и остались. Именно есть мы там не стали, а заказали по большой чашке кофе и куску торта.

 

Пока мы ждали заказ, я открыла свои записи по Дрездену. Оказалось, в Драйкёнигскирхе мы не посмотрели барельеф «Пляска смерти», созданный ещё в середине XVI века. Этот барельеф несколько раз был перенесён: с ворот дворца-резиденции на кладбище, а потом сюда в церковь. Мне ещё дома было интересно посмотреть, что это за барельеф такой и как это можно лепку из песчаника взять отодрать и прилепить на новое место, да ещё дважды. Но нам на глаза нигде не попалось это скульптурное изваяние. Причём оно же немаленькое: 1,5 м высотой и 12 метров длиной. Нигде не пишется, в каком месте, внутри или снаружи, надо искать барельеф, даже на сайте церкви. Всего, что желательно посмотреть, не упомнишь, а вышли мы из кафе, когда совсем стемнело и больше в церковь не вернулись.

 И тут самое интересное. Дома, просматривая фото, я увидела барельеф в зале:

 Предполагаемая Предполагаемая

Но я всё равно сомневаюсь, что это он. Не помню я, чтоб эта лепка была высотой в человеческий рост, и не похоже, что она из песчаника. Больше смахивает на копию для украшения зала. И над фигурами, идущими за скелетом, согласно Википедии,  должна быть длинная надпись на немецком о бренности бытия. А её и в помине нет. Может, кто в курсе, подскажите, всё-таки та эта «Пляска смерти» или не та.

 После кафе мы ещё немного походили по ярмарке «Augustusmarkt» в Нойштадте. Она здесь нешумная, спокойная, более уютная.

Каток на ярмарке

 Теперь пришло время сказать, чего, кроме рождественской атмосферы, мне ещё хотелось от Дрездена. Когда в 2012-м мы приехали домой, друзья и знакомые меня спрашивали: «А на Сикстинскую Мадонну ходила смотреть?» - «Нет, не ходила.» - «Вас, что, не водили?» - «Почему же не водили, водили, это обязательная программа в Дрездене» - «Так ты чего? Приехать в Дрезден за тысячу километров и не сходить в Галерею…» В общем, странная ты, Наташа.

Но вот тогда не хотелось. Мы тогда больше городу времени уделили, много чего успели посмотреть на обоих берегах Эльбы. К тому же, я была почти уверена, что в этом немецком городе мы не последний раз, и всему своё время. Так и случилось. В этот раз я очень хотела посмотреть на главную доминанту Дрезденской картинной галереи. Даже могу сказать, что я не просто хотела её увидеть, я к моменту посещения Дрездена уже начала бредить ею.

Вернувшись в Старый город, мы пошли искать вход в Галерею старых мастеров, чтоб завтра утром не тратить на поиск время. Вход в арке со стороны Театрплац, по дорожке от памятника королю Иоганну Саксонскому, дверь справа. Фото 2012-го,  как раз на вход очередь стоит.

 Вход в Галерею старых мастеров в арку, куда очередь стоит

Было уже около 18.00. Мы, вновь через все достопримечательности Старого города, через ярмарку на Альтмаркте, фотографируя и заглядывая во всевозможные окошки, двери, вышли на прилегающую к нашему Ибису Прагерштрассе, основную шоппинговую улицу Дрездена. Все торговые центры со встроенными в них супермаркетами закрываются в 20.00. Это очень рано. У меня было отмечено, что в ТЦ Карштадт на самом верхнем этаже можно в ресторане самообслуживания хорошо поесть на 5 Евро. Зашли в ТЦ. А там столько всего! И скидки, к тому же. В общем, пока добрались до пятого этажа, в ресторане уже не отпускали. За столиками ещё сидели люди, но кассы были закрыты, а еду закрывали и уносили. Так что, если кто соберётся там поужинать, то старайтесь успеть до 19.00 хотя бы набрать тарелки.

Сын на следующий день там обедал. Брал спагетти с мясом, салат, сок. Обошлось в 5,50 Евро.

А мы спустились в продуктовый супермаркет. Там купили еды на ужин. Плохо, что в номере не было чайника, а в фойе – только платный аппарат по производству горячих напитков. Поели в номере.

Прагер штрассеПрагер штрассе Прагер штрассеibis Dresden Bastei

В заключение этого дня я покажу сценки и картинки из жизни вечернего предрождественского Дрездена. И такой Дрезден мне полюбился больше, чем тот, что я знала раньше.

 

ДРЕЗДЕН. 13 декабря, четверг.

Всё-таки хорошо, что существуют сайты отчётов о путешествиях, где туристы помогают друг другу, делятся опытом, дают полезные советы. Мне попался такой отчёт, и я очень благодарна, что девушка, очевидно, такая же одержимая, как и я, по шагам описала свои действия на пути к «Сикстинской Мадонне». Чтобы правильно увидеть Рафаэлевский шедевр, надо правильно подготовиться к встрече с ним. Всё, что касается, картины, у меня прошло идеально. Отклонения возникли на других этапах.

Музей открывается в 10.00. Без семи десять я уже стояла у парадной двери и была первой. За семь минут подошло где-то человек шесть. Все стояли по очереди на вход и так же по очереди зашли. Я первой купила билет за 12 Евро. Это комбинированный билет на три музея: Галерея старых мастеров, Физико-математический салон и Музей фарфора. Билеты продаются в зале, как заходите – слева. Вы не увидите привычную нам кассу за стеклом, это похоже на рецепцию отеля. Женщина, продавшая мне билет, указала на гардероб напротив билетной стойки. Там две фрау забрали у меня всё, что было, даже 1 Евро за хранение. Никто не сказал, что могу взять с собой телефон, ручку с блокнотом или лист бумаги. Ничего не спросили, ничего не предложили – иди себе с Богом. Вот мы с ним и пошли. Дошли до крупного мужчины со сканнером в руках, поднялись по лестнице. А потом, наверное, Бог и подсказал мне, чтоб я спросила, правильно ли пошла, потому что перед сканнером был еще проход направо. Я уже потом, в самом конце, из него вышла. И я вернулась к мужчине со сканнером и спросила: «Sistine Madonna?» Он махнул рукой, указав на лестницу вверх. В это же время я увидела прибывающих на «рецепцию» туристов и поняла, что надо поторопиться, и побежала. Сама. А тот, с кем меня отправили женщины в гардеробе, остался там. Караулить. Чтоб мне никто не мешал. Бежала я, конечно, не так, как на олимпиадах бегают, но ускорилась хорошо. Точно не могу сказать, зачем бежала. Скорее всего, чтоб побыть с ней подольше наедине, без никого.  Указателей к «Мадонне» нет. Но все знают, где она. Бежала я долго: лестницы, повороты, двери, коридоры, тётеньки, дяденьки. Скажешь заветных два слова – и тебе с улыбкой показывают, куда дальше.

И, наконец, я возле неё. Минут пятнадцать-двадцать вообще никого не было. И я видела только её, её младенца, двух малышей с крыльями у её ног, ангельские лики за её спиной, святую Варвару по её левую руку и святого Сикста – по правую. Вот стояла, как вкопанная, и смотрела. Смотрительница с левого входа и смотритель с правого несколько раз заходили в зал и с опаской поглядывали на меня: ничего ли я не удумала и всё ли у меня в порядке.

 А потом в зал пришли детки, лет по пять-шесть, с двумя молоденькими учительницами. Все они расселись на полу перед «Мадонной» и стали вести диалог. Как я в тот момент жалела, что не знаю немецкого! Хотелось послушать, как детишкам подают учителя встречу с прекрасным и что дети отвечают. Никто из малышей не кричал, не бегал, не баловался. Вели себя очень прилично. Они отвлекли моё внимание от основной картины, и я стала рассматривать, что ещё развешено в зале. Оказалось, что весь зал, в котором мы находились, был посвящён Мадоннам с младенцами кистей разных авторов. Запомнила лишь «Мадонну со святым Франциском» Корреджо. Тоже очень красивая картина, немного образами и композицией похожая на рафаэлевскую.

Но «Сикстинская Мадонна» Рафаэля –  это нечто особенное, лёгкое, одухотворённое. Это несказанное и неописуемое эстетическое удовольствие! И с бухты-барахты идти смотреть на неё не стоит.

В глубокой молодости из-за малоинформативности я считала, что человек либо умеет рисовать, как, к примеру, Левитан, либо не умеет, как я, например. Поэтому портреты одноклассников и учителей руки моей соседки по парте я уже считала шедеврами. А если кто-то зайца или кошку изобразит, так это, по моему мнению, вообще было достойно Эрмитажа. Потом, значительно позже, у меня появились какие-то более высокие понимания и вкусы. Но это не значит, что я сильно разбираюсь в чём-то там. Все мои созерцания и наблюдения на уровне чувств. Но чем ценны для провинциала музеи, где хранятся сокровища мирового класса, это тем, что после каждого из них ты начинаешь видеть что-то, чего не замечал ранее, и понимать, что тебе необходимо познать дальше.

Так, совершенно незаметно для себя, переходя из зала в зал, я поняла, что стала узнавать руку Рубенса. В одном из залов было размещено три его работы довольно больших размеров. Только переступив порог этого зала и бегло обведя взглядом произведения живописи, мне стало понятно, что три картины его. А в зале со скульптурными копиями, в который я просто не могла не зайти в эту поездку, среди множества голов, лиц и туловищ, я распознала, после просмотра картин великих мастеров, бюст Геракла. Так и сказала себе: «О! Да это же Геракл!» Эти мои наблюдения были маленьким шагом вперёд в глазах самой себя, что вызывало эмоциональный подъём и желание двигаться дальше к новым залам.

Кроме того, хождение по галереям – очень познавательное занятие. В холле, откуда я заходила к Сикстинской Мадонне, висят две картины нидерландского художника 17 века Хендрика Аверкампа «Пейзаж с конькобежцами» и «Игра в мяч на льду». На обеих картинах изображено катание на коньках и игры с клюшками и мячом. На «Пейзаже…» даже видно, что клюшки держат мужчины, ноги которых обуты в коньки!   Я же, необразованная, раньше-то думала, что катание на коньках – забава исконно русская, а хоккейную клюшку придумала Национальная Хоккейная Лига. Картины Аверкампа так мне запали в память, что я в тот же день на пути в Прагу полезла в интернет, чтобы прочесть историю коньков. Сколько же я интересного вычитала! Вот не побывала бы в Дрездене, не узнала бы, что на коньках люди ещё в Бронзовом веке катались, причём в Северном Причерноморье, где-то совсем рядом с Мариуполем, - и жила бы тёмная неизвестно сколько лет ещё.

Фото из интернета:

Аверкамп Хендрик. Игра в мяч на льду. Фото из интернетаАверкамп Хендрик. Пейзаж с конькобежцами. Фото из интернета

 Тем временем залы Галереи стали заполняться экскурсантами, одиночными и групповыми. И тут до меня дошло, что я не знаю, который час, а нам надо выселиться в 12.00, да ещё и рюкзак сдать в камеру хранения отеля. Пока я находилась в Галерее, сын пошёл смотреть Стеклянную мануфактуру Volkswagen, а она расположена далековато от «Ибиса», и мы договорились, что с чек-аутом я справлюсь одна.

В одном из отчётов я читала, что билет в Картинную галерею действует целый день. Я думала, что спокойно выйду из Галереи, а через час вернусь и побуду ещё здесь до двух часов. Также я читала в отчётах, что люди, делая перерыв между музеями, выходили куда-то на кофе-тайм и снова возвращались. Очевидно, я не поняла чего-то в тех рассказах, а кофе-таймы происходили не за пределами музеев, а на их территории.  

И ещё я вдруг увидела у экскурсантов в руках блокноты, ручки, листы бумаги, мобильные телефоны и даже фотоаппараты. Оказывается, в музее можно делать снимки, но только без вспышки. Как только у кого-то вспыхивал огонёк при съёмке, тут же начинала пиликать сигнализация. Но никого при мне не вывели, только просили выключать вспышку. Тут я, конечно же, осознала, что на самом начальном этапе совершила досадную ошибку, не взяв с собой телефон. Потом уже прочла, тоже в одном из отчётов, что возле касс лежат буклеты на разных языках с планом музея и другой полезной информацией. Вот информация из буклета, оставленная одной путешественницей в отчёте:

«1. Рюкзаки и сумки нужно оставить или в гардеробе или в камере хранения, которые находятся около кассы.

Камера хранения - бесплатно, гардероб - 1 Евро (это оставить сумки, раздеваться бесплатно).

2. Туалет. Находится там же на -1 этаже, НО не выбрасывайте и не прячьте далеко билет, вход в туалет через турникет по QR-коду на входном билете. Или 2 Евро.  

3. Фотосъемка. Бесплатно.

Нельзя использовать вспышку, штативы, палки для селфи, нельзя приближаться к экспонатам ближе, чем на 1 метр.

Запрещено делать репортажи.

Запрещено делать снимки работников музея и сторонних лиц (это дословно).»

Куда ж мне было увидеть буклеты, я же спешила всех обогнать! Но, правда, стойка рецепции была пуста, никаких буклетов я не видела. И кассирша не буклет мне протянула, а указала рукой на гардероб.

В музейных коридорах где-то я увидела часы. Было около одиннадцати. Пора идти выселяться.   

Я уже направилась в сторону выхода, как вдруг увидела двух девочек, показывающих смотрительнице лист с распечаткой ещё одного шедевра, хранящегося в залах Галереи. Это была прекрасная "Шоколадница" Лиотара. Как я могла о ней забыть?! Я же говорю, недаром две фрау из гардероба отослали меня не одну. И вот этот Второй всё время за мной присматривал, а в конце его терпение закончилось, и Он сунул распечатку с «Шоколадницей», не так смотрительнице, как мне под нос. Я послушала, как эта добрая бабушка  объясняет девочкам дорогу, и раньше них сорвалась с места. Я не могла не посмотреть на образец гармонии, грации и изящества. Но. Перед «Шоколадницей» я сбегала в гардероб за телефоном. Поэтому творение Лиотара у меня есть, но на фото остались блики:

 Жан-Этьен Лиотар

А когда шла на выход, мне встретился зал с копиями античных скульптур, где я узнала Геракла (его бюст на фото по центру).

копия статуи Аполлона БельведерскогоКопия античного бюста ГераклаЗал античных копий в Галерее старых мастеров

После «Шоколадницы», вынырнув в холл с лестницей из двери бокового входа и наткнувшись вновь на крупного мужчину со сканнером в руках, я у него решила спросить, можно ли с билетом выйти на улицу и через час вернуться. Он отрицательно покачал головой. Я сказала, что в 12.00 мне надо выселиться из гостиницы. Тогда он пошёл мне навстречу, заверив, что я могу идти выселяться, а он меня запомнит и пропустит. Двум, уже всем нам знакомым фрау гардеробщицам, я задала вопрос:

- Нужно ли мне будет снова при сдаче куртки платить Евро за хранение всё той же куртки, когда я приду после выселения?

Сначала они долго не могли понять, чего я хочу. Тогда в переводчике я набрала вопрос и показала им немецкий перевод. Они заулыбались и снова отправили меня с Богом в отель, пообещав, меня, такую занудную и жадную, запомнить.

Но, дело в том, что в Галерею я больше не вернулась. Всё у меня так хорошо стало под конец складываться, люди шли мне навстречу, - иди себе и досматривай шедевры. Но что-то у меня внутри щёлкнуло, и я не пошла. А ведь я с таким сожалением выходила оттуда.

Сейчас мне кажется, что всё-таки лучше меньше, да лучше. Ведь всё, что было мной увидено, хорошо запомнилось и стоит перед глазами: и Рубенс, и Корреджо, и грациозная горничная с подносом в руках, и статуи из зала копий, и, конечно же, прекрасная Мадонна с прижавшимся к её груди маленьким Иисусом и вызвавшая во мне глубокие неописуемые чувства.

А когда я покинула Цвингер, то услышала доносившиеся откуда-то звуки фортепиано. Покрутившись, я увидела на Театрплац белый рояль и маэстро, исполняющего чудесную музыкальную композицию «My way» Фрэнка Синатры. Здесь описывать не стоит, здесь стоит увидеть и услышать.

 https://www.youtube.com/watch?v=SRX-mmcZEb8 

За роялем белорусский композитор, имени, к сожалению, не вспомню. Его помощница, продававшая диски, сказала, что его можно услышать на трёх площадках города: Театрплац, Ноймаркт и в каком-то из торговых центров. Когда-то давно я прочла одну интересную цитату какого-то известного человека: «Если Вы увидели на улице играющего музыканта, и его работа не оставила Вас равнодушным, не поскупитесь, положите ему монетку». Я положила, он мне улыбнулся и глазами поблагодарил. Бывают в жизни минуты, когда всё хорошее собирается в одном месте. Вот и тогда: огромная площадь, старинные дворцы, свежий тёплый ветерок, белый рояль, красивейшая музыка, я под впечатлением от Мадонны, - словом, этот момент стал развязкой после кульминации, на душе стало легко и безоблачно. Я даже не стала спешить в отель. Шла спокойно, разглядывала всё вокруг, сжимая в руке билет в Галерею и понимая, что в Музей я уже сегодня не вернусь.

 ТеатрплацТеатрплац

После выселения мы просто гуляли по городу, заходили в кирхи. Во Фрауэнкирхе меня занесли и вынесли - поток людей непрерывен. В Хофкирхе сидели слушали орган, не могли себя оторвать от прекрасной музыки, красоты вокруг, пробыли там около получаса. Автобус у нас в 16.30. Но до автобуса я хотела ещё накупить рождественских подарков и немецких сладостей, которые вчера вечером заприметила в Карштадте. Их продавали и в супермаркете, и целые столы с коробками конфет и штолленами были выставлены посреди первого этажа торгового центра. Пока я покупала в Карштадте немецкие рождественские сладости, сын обедал на пятом этаже.

На дальнем плане фарфоровое панно Башня замка-резиденции со смотровой площадкойВорота Дрезденского замкаВ придворной церкви ХофкирхеВ придворной церкви ХофкирхеОрган ХофкирхеХофкирхеНачало ярмарки NeumarktФрауэнкирхеНа террасе БрюляВ Хофкирхе

 По Дрездену у меня всё. Извините, но без исторических подробностей и перечисления дрезденских достопримечательностей. Может, кому-то это покажется неправильным.

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 10
голосов: 3
ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 277
 
12 марта 2019 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо, Володя! Таки дух мистики в моих фото зацеплен. blush2 Благодаря Вам сейчас читаю Швейка ( в моём отчёте о Венгрии Вы в отзыве упоминали цитату из книги, а я обещала снова перечитать Гашека).Отслеживаю по улицам его похождения, прям вот представляю, откуда и куда он передвигался. Жду от Вас путешествия в Прагу и отчёт под названием "По следам бравого солдата Швейка" derisive Поездка и Швейк меня так увлекли, что нашла в ютубе старые чёрно-белые чешские фильмы советского периода и с удовольствием их смотрю.
 

Пользователь
Отзывов: 339
 
12 марта 2019 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Якщо закляттям першої частини стала образа старого телефона, то другої - Коломойського за Приватбанк!) Та відважні герої здолали і це випробувння! Не в останню чергу завдяки оптимістичному настрою та почуттю гумора. Особливо мені сподобалися такі особисті зізнання як: "люди или умеют рисовать..." та "видела как девушка делала"))). Сам звіт, як завжди, інформативний, цікавий та веселий. Відчув дух ранішнього Карлового мосту та вкотре впевнився, що Прага є одним з найкрасивіших міст Європи. Збираюся вкотре його відвідати, правда цього разу виключно маршрутами Бравого вояка Швейка. Дякую за Історію, переходжу на на третій "левел" - дізнаюся, що там ще з Вами трапилося!)))
 

Пользователь
Отзывов: 277
 
7 февраля 2019 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо и вам за отзывы. Рада, что интересно. Рада, что "светится" - неожиданно приятен такой отзыв. Наверное, кусочек Мадонны я- таки утащила с собой, хоть и наблюдали за мной смотрители.
 

Пользователь
Отзывов: 219
 
7 февраля 2019 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо, очень интересно написано.  Особенно о Щелкунчике. В этом году узнал, что оказывается у киевских театралов есть традиция: перед Новым годом обязательно сходить №-й раз в своей жизни на Щелкунчика. И как этой традицией пользуются перекупы. Цены для выгула дамами вечерних платьев и ювелирных изделий зашкаливают.
 

Пользователь
Отзывов: 129
 
6 февраля 2019 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Правильно все. Чувственно. Аж светится отчет.
Но "переживуха" Вы еще та... )))