Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

Путешествие по морям и проливам или Восток дело тонкое
Путешествие по морям и проливам или Восток дело тонкое
Тернополь – Варна – Обзор – Несебыр – Созополь – Стамбул – Самсун – Батуми – Цхалтубо – Кутаиси – Батуми – Артвин – Aни – Догубаязит – Хасанкейф – Мардин – Шанлыурфа – Гёреме – Олюдениз – Айвалык – Созополь – Бран – Тернополь
Добавлен: 26 октября 2016 г.
Просмотров: 2959
Автор: alla alla
Продолжительность: 25 дней
Пробег: 8800 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.8
голосов: 18
18  
Отзывы

Идея автомобильного путешествия родилась спонтанно. Собирались в отпуск к нашим грузинским друзьям в Батуми. Учитывая грузинское гостеприимство, более правильно сказать: очень дорогим и близким. Знакомы с 1997 года. Билеты на самолет для двоих  Киев–Батуми–Киев стоили около 400 евро. Пробный шар был кинут мужем: Это сколько солярки можно купить? До Батуми должно хватить. Мысль понятна, но вести машину-то мне. Муж машину не водит. На все мои попытки привлечь его к процессу вождения был один ответ: Это мой подарок тебе и я на него не посягаю. В ход пошел аргумент, что, будучи в гостях в Батуми в 2015 году, обещали приехать на машине, что дороги в Европе, Турции, Грузии намного лучше, чем у нас, в конце концов, съездим в Болгарию, отдохнем и вернемся. В Болгарии в этом году отдыхали многие мои знакомые. К обсуждениям присоединился  сын, с невесткой, заявив, что в Болгарию они бы поехали. Плюс два водителя.

Началось движение, хорошо описанное в пьесе М. Старицкого “Как принять? Стоя? Сидя? Лёжа!”  Машину на сервис, заказ виз в туристической фирме, карта международного автомобильного страхования (зеленая карта) на машину, международное страхование путешествующих, открытие  пользования платежными картами в Румынии, Болгарии, Турции, Грузии. Бронирование отелей booking.com. Оплата румынских дорог на сайте Roviniete.ro. Предполагалось пользоваться платежными гривневыми картами Master Cart gold и VISA gold, на один счет в Уксиббанке. Приключения начались за неделю до отъезда – сперли карту Master Cart gold.  Карту заблокировали. Так как для бронирования использовалась Master Cart gold, заволновался booking.com. Один отель попробовал зарезервировать оплату, а карта заблокирована. Пока переводили бронирование на VISA gold, отелю проплатили 33% по  PayPal картой сына. И наконец, в 3.30 18 сентября началось.

Тернополь–Варна–Обзор

Заправили полный бак на заправке Шелл, полный доливали перед границей тоже на Шелле. К границе подошли в 6.30, машин мало. Прошли быстро. На румынской таможне русскоговорящая сотрудница при проверке багажника спросила: Сигареты, наркотики? Муж пошутил, Бухаю! Сотрудница мне: Сочувствую. Мне представлялась Румыния серой и унылой страной. Так оно и было. Монотонная, загруженная дорога, через населенные пункты с ограничением 50 км/час. На обратном пути мое мнение поменялось, я увидела другую Румынию. Нет неинтересных стран, есть неинтересные маршруты. Через полтора часа стало ясно, что так мы слона не продадим – пройти за день 1100 км, даже двумя водителями, под вопросом. Давит забронированный отель. Приходиться сесть на собаку, это в трактовке мужа. Из его анекдота выходит из ресторана две пьяных блохи и одна говорит второй: пешком пойдем или собаку подождем? Я сторонница выражения, найти спонсора. Плотно сажусь на хвост местным Шумахерам. Дело пошло веселее. Объездная дорога Бухареста, вспомнились наши дороги. Около 17 часов проходим границу Румыния – Болгария, платим румынам за проезд по мосту 7 евро.  В Болгарии, за переходом, покупаем виньетку на месяц, платим 15 евро. Берем курс на Варну. По дороге обедаем. Около Шумена начинается скоростная дорога. С удивлением обнаруживаю стрелку спидометра на 170 км. До Варны пролетаем со скоростью 130-150 км в час, да простит меня болгарская полиция. Начинает темнеть, до Обзора остается 60 км,  в который прибываем 19.40.

Начинаем искать South Beach  Apartments, никто не знает. Заезжаем на заправку Лукойл. Никто не знает! Вечер перестает быть томным. Кому-то приходит идея позвонить в отель, за вознаграждение. Сотрудники АЗС категорически отказываются. Приезжает на заправку машина с молодыми девицами. Направляем к ним сына. Вопрос решается за 20 секунд. Через пять минут приезжает Вячеслав, хозяин отеля, со словами, где мы пропали? Отвечаем, что 1100 км за день. В 20.15 мы в номере. Просторный номер, с  двумя комнатами. Принимаем душ и валимся спать. 19 сентября, утро, светит солнце. Завтракаем и на пляж. Покупались, позагорали. После обеда пошел дождь, заметно похолодало. На следующий день облачно и холодно. Вячеслав извиняется за погоду. Говорит, что сезон заканчивается 15 сентября. Решаем 21 поехать в Несебыр. Утром завтракаем и в дорогу. Несебыр понравился, здесь значительно теплее, хотя 40 км от Обзора.  Платная парковка, много туристов, сувениры. Походили, сделали фотографии. Возвращаясь, заехали в Солнечный берег. Посмотрели, пообедали. Не впечатлило ни первое, ни второе. 22-го рано утром отвозим детей в Варну. Они возвращаются в Тернополь на  машине Peugeot 406, которую нашли на BlaBlaCar. Водитель Степан оказался внимательным, добрым человеком и отличным водителем. В Варне не остаемся, вроде погода налаживается. В Обзоре позагорали, но не купались, море штормило. Прощаемся с Вячеславом, говорим, что уедем завтра рано.

Обзор–Стамбул   

Выехали из Обзора рано, часов в 8. Учитывая погоду, оставаться не было смысла. Благо до Несебыр дорога была проверена. Светит солнце, настроение прекрасное. Заправили полный бак в Солнечном береге. Возле Бургаса, по навигатору, повернули и попали на стоянку аэропорта. Выезд  перекрывает автоматический шлагбаум. Как работает система  - неизвестно. После легкой паники, увидели мужчину, который рассекал стоянку на велосипеде. На вопрос - как выехать отсюда? Мужчина положил  на асфальт велосипед, идет к терминалу на въезде, берет карту, возвращается, дает нам карту и показывает на выездной терминал. Идея такая - въезжаешь,  берешь карточку и при выезде ее в выездной терминал. Если время пребывания на стоянке до 10 + 5 минут — бесплатно, больше - платно. Карточку в терминал шлагбаум подымается... и свобода. Дружно, с ненавистью, посмотрели на навигатор. Только расслабились – пролетаем поворот на Малко-Тырново. Пересчитываем маршрут, навигатор рекомендует доехать почти до Созополя, развернуться, возвратиться к точке поворота. Ненависть к навигатору  возрастает.  Муж сквозь зубы  “дайте мне его за горло подержать”. Разряжаю обстановку фразой “Ну хоть Созополь посмотрим”. Проехались по Созополю, город понравился. Решили: на обратном пути остановиться в Созополе.

Возвращаемся на поворот, поворачиваем на Малко-Тырново, уже не обращая внимания на советы навигатора. Здесь снова напомню – старые карты это потеря времени, топлива, настроения. Въезжаем  в Малко-Тырново около  13 часов. Навигатор упорно хочет провести через населенный пункт, хотя видна хорошая объездная дорога. Муж, начитавшись интернета, требует долить бак, мотивируя , что топливо в Болгарии дешевле. Заправки на въезде в Малко-Тырново уж больно какие-то левые. Замечаю, что дальше есть, вроде бы, АЗС Лукойл. Муж уперся. С последней заправки  полного бака прошли 150 км, расход  4,4  на 100 - итого 6,6. Мужики  заправляют 15. Молчу, в конце концов,  путешествие финансирует муж. Он тоже что-то заподозрил, но мужское самолюбие давит разум. Далее он заявляет, что надо проверить давление в шинах. Зовет мужика с заправки, проверить давление. Машина с салона, возле водительской  двери, наклейка с давлением. Муж тычет пальцем в наклейку, мужик кивает и начинает шуршать возле колес.  Мужа распирает  от гордости  в сопричастности технической поддержки.  Закончили с колесами, поехали. Машина пошла жестко и упруго. Муж заявляет – в Тернополе не накачали. Забегая наперед, пройдя Турцию, Грузию,  Турцию, въехав в Болгарию и заехав  на АЗС Лукойл, попросила проверить давление. У сотрудника АЗС глаза стали круглые. Извинился. Сказал  что, наверно манометр неисправный, посоветовал подъехать на шиномонтаж. Подъехали, вышел мастер,  прошу проверить давление. Проверяет – глаза  круглые. Спрашивает –  “Зачем???”  Оказывается закачано  3,3  вместо 2,3. Левые заправки – никогда!!! Ну и верь после этого мужикам. 6000 км на перекаченных  колесах! Подымаемся по объездной  Малко-Тырново, справа АЗС Лукойл. Гордо смотрю на мужа, тот замолкает. Границу проходим быстро, транспорта мало. На турецкой границе проходим следующее:

- окошко паспортный контроль, сдаем паспорта, техпаспорт на машину;
- окошко таможни, сдаем паспорта, техпаспорт на машину;
- подъезжаем к таможеннику, если его нет – ищем и приглашаем  осмотреть машину;
- следующее  окошко проверяет отметки первых 3х пунктов. Если все отмечено – выпустят, если нет, то завернут обратно.

Проверено. Попытка выехать с одной  отметкой была пресечена, вернули назад. Турки  усиленно покопались в вещах. Попросили страховку. В почтовом киоске PTT, справа, поменяли лиры. Наклейки турецкая  виньетка в продаже в киоске не было. Ничего, купим позже.

Встречай нас Турция! Первое, что впечатлило, это Дороги. Пишу сознательно с большой буквы. Были в глухомани, дорога Хопа – Артвин – Aни – Догубаязит:  дороги  идеальны. У нас  с дорогами что-то не то. Напевне пороблено.

Вспомнился  диалог:

— И быть тебе за это рыбой, мерзкой и скользкой!
— Да, но обещали котом!
— Недостоин!

(из к/ф “Формула любви”)

Нашла спонсора – мужик  на джипе рассекает 100 км/ч. Села на хвост. Водитель заметил, что за рулем дама. Турецкая кровь взыграла, Ставки  поднялись до 125-130 км/ч. Тут уместно сказать, что в Турции  женщина за рулем - редкость. Проехав по Турции  более 5000 км, видела женщину за рулем всего два раза. Джип пробует оторваться, но опыта 20 летнего  вождения хватает, чтобы  держаться за спонсором. Оживился муж, молчавший после Лукойла. Забылась остановка в  Kirklareli для покупки наклейки. Замелькали знаки платного автобана О-3. Спонсор пошел прямо, а мы повернули на О-3. Выезжаем на скоростное шоссе О-3. Стоят проезды для  разных систем оплаты. Никаких сооружений для приобретения наклеек нет. В голове замелькало – “…в чан с дерьмом – так, что только голова торчит, – и возят по городу. А над ним янычар с мечом. И через каждые пять минут он ка-ак вж-жж-жик!… мечом над чаном"… (из к/ф “Джентльмены удачи. ”)

Муж по образованию  инженер– электроник, говорит: бери правый ряд, там никаких сканеров, детекторов и камер нет. В случае чего, скажем  «Руссо туристо». Тут надо заметить, что южнее параллельно  О-3 проходит  бесплатная дорога на Стамбул  D-100. Отличается она тем, что проходит через населенные пункты. Беру вправо, потихоньку обхожу мудреную электронику. Тихо, ничего не воет, не мигает, с дубиной никто не гонится за машиной. Набираю скорость и стараюсь поскорей убраться с этого места. На скоростных шоссе разрешенная скорость 120 км/ч, но летают по разному. С одной стороны,  хочется с ветерком, с другой стороны расход топлива. У меня при 170 км/ч расход  растет до 10 л дизеля. Выбрала 130-135 км/ч. Лучше я в Стамбуле сладостей наемся на сэкономленные деньги.

Пользовались скоростными шоссе О-3, О-4, О-31, О-51, О-21. Нигде  полицейских  не заметила. С неприятным  холодком в спине приближаемся к Стамбулу. Поток  становится плотным, заняты все ряды. Впереди очередной  пункт контроля оплаты. Обойти справа невозможно, проезда нет. Муж реагирует моментально – бери на ворота  HGS, дальше идет рассуждения вслух, что, судя по всему, система построена по принципу платежных карт, а следовательно должна предполагать овердрафт, ну по крайней мере он бы ее делал так. Замечаю, что не сильно разбираюсь в его  программных и  электронных  штучках. После углубленного изучения системы оплаты скоростных шоссе  HGS уже в Стамбуле муж сообщил следующее: можно проехать в ворота HGS без наклейки, тебя зафиксируют и внесут в базу данных. На протяжении 7 дней ты должна купить наклейку с достаточной суммой денег, с которой вычитается  задолженность. В противном  случае – штраф.

Навигатор держится молодцом. Уверено показывает съезд  с О-3 в город.

Если кто-то скажет, что где-то сложно ехать – смело посылайте его в Стамбул. Знаки есть, светофоры есть, разметка есть, но культуры нет. Пешеходов на пешеходном переходе никто не пропускает. Ездить сложно, легко могут подрезать. Много односторонних улиц с кучей торговли.  Передать это невозможно - это надо попробовать. Перед  въездом в старый город  упираемся в перекопанную улицу.  Выхожу из машины. Посмотрев на узенькую улицу, куда рекомендует навигатор, оценив габариты  Peugeot 308sw, потрогав мокрую на спине футболку, решаю: с меня на сегодня хватит.

Рядом стоянка такси. Таксисты возбуждено обсуждают мое появление с водительского места универсала. Пользуюсь моментом - подхожу к таксистам.  В Обзоре выучили несколько слов на турецком – здравствуйте, спасибо, как дела. Обращаюсь к таксистам Мерхаба (здравствуйте). Таксисты оживляются еще больше. Усилено, что-то доказывают друг другу. Дальнейшее общение на английском прояснило ситуацию. Спор шел о том, что насколько правильно быть за рулем женщине, когда в салоне мужчина. Второй аспект спора – все проблемы должен решать мужчина, а не женщина. Муж был подвергнут гневным взглядам и суровыми высказываниями в его адрес. После этого всеми поисками занимался муж. Так родилось название отчета – Восток дело тонкое.

Возвратимся к таксистам. Прошу, на английском, за вознаграждение, вывести на адрес отеля. Просят 20 лир. Честно говоря, я бы заплатила и 30, и 50. Таксист сворачивает в узенькую улочку. Начинаем движение. Такое я увидела первый раз. Впереди идущая машина останавливается и начинает разгружать продукты. Все стоят, объехать нереально.  Думаю,  сейчас начнется «вторая часть марлезонского балета»  и ... водители выходят с машины, спокойно общаются между собой, наш таксист принимает оживленное участие в разговоре. Судя  по взглядам на нашу машину, такое поведение мужчины, имея в виду моего мужа, вопиющее безобразие и достойно осуждения. Все ждут, когда разгрузится машина. Мы куда-то спешим? Восток. Через пять минут трогаемся. Теперь ритм движения задает наш таксист. Он периодически останавливается, выходит из машины и уточняет адрес, все, кто позади нас, тоже стоят. Мы куда–то спешим? Запомнилось очередное уточнение таксистом адреса у портье отеля. К этому обсуждению присоединяется два водителя, один прохожий. Страсти накаляются, эмоции хлещут фонтаном. Посылаю мужа ускорить процесс. Он присоединяется к компании и пробует напомнить о нас и шести машинах сзади, которые стоят и ждут. Увидев мужа, таксист, считает своим долгом, поделится с участниками дискуссии  о безобразиях, которые творятся сегодня среди белого дня в Стамбуле, имея в виду нас. Шесть машин терпеливо ждут!  Мы куда–то спешим?

Таким образом приезжаем к отелю. Муж выходит из машины, отдает 20 лир, благодарит и прощается на турецком и английском с таксистом. Теперь озадачен хозяин отеля. Дама за рулем и с мужчиной в салоне, это же какая  экзотика. Нам предлагают лучший номер из наличия свободных. Какая там доплата! Отель Antique House Istanbul маленький, чистый, уютный. Для нас важно ощутить дух старой Турции и время, за которое можно добраться до Голубой мечети. В нашем случае 5-7 минут. Заносим вещи, заказываем обед. В  интернете много рекомендаций – пойти и найти более дешевое кафе. Мы сторонники  обеда в отеле или  в кафе,  ресторане рекомендованных хозяином отеля. Учитывая, что в цепочку забронировано  9 отелей и дневной маршрут  составляет  от 500 до 820 км, искать питание в незнакомых местах не рискнули. Отобедали, вкусно. Спросила,  кто готовит? Мужчина, совладелец отеля. Спрашиваю, сколько стоит мастер класс для мужа. Муж обижается, сегодня явно не его день.

И пешком к  мечети Султанахмет или Голубой мечети.

Мечеть действующая. Во время намаза войти могут только мусульмане. Каждый день молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв. При посещении это нужно учесть. При  входе в мечеть снять обувь, женщины закрывают волосы платком, закрывают плечи, длинное платье. Голубая мечеть описана достаточно хорошо. Настоятельно рекомендуем посетить. Собор Святой  Софии через 300 м посещать не стали, идет реставрация. Далее, по маршруту движения  трамвая  спускаемся  на набережную. Не доходя  набережной, метров  200, справа  железнодорожный вокзал, из которого отправлялся Восточный экспресс. Рядом Koca Мустафа Паша мечеть. Вниз и налево  на  Галатский  мост. Рядом с мостом, через дорогу, находится Новая мечеть.  На обратном пути, на углу, большая кондитерская. Заходим, заказываем чай и сладости. Вкуснота неимоверная. Без сомнений, в сладостях турки знают толк.

Возвращаемся в отель. Планы на завтра – купить наклейку HGS, далее по мере свободного времени. Утром проснулись в 6 часов  от призыва на намаз. Заснуть больше не удалось. Муж взял ноутбук  и углубился  в изучение системы HGS. Завтрак  и в город. Купить наклейку можно в банке и на почте. Задача усложняется тем, что сегодня суббота и банки закрыты, остается только почта. Решаем продвигаться вчерашним маршрутом с выходом на Новую мечеть, Египетский рынок, Мечеть  Сулеймание  и по ходу найти почту PTT. После длительных поисков, общения с полицией, находим отделение почты  в здании музея PTT, с правой стороны. Работает, но очередь  человек 10. Через полчаса, после заполнения анкеты с данными техпаспорта, многострадальный стикер HGS с внесенной суммой 55 лир у нас на руках. Далее двигаемся на  Египетский рынок, покупаем кофе. Через рынок  -  к мечети Сулеймание, на територии  которой покоится прах султана Сулеймана Великолепного и нашей соотечественницы  Роксолана Хюррем Султан.

 Возвратившись  в отель, пообедали. Сил осталось немного, решаем посетить Цистерна Базилика. Это подземное водохранилище в самом центре Стамбула.

Прогулявшись возле Голубой мечети, в сумерках возвращаемся  в отель. Кто хоть раз попал в Стамбул, обязательно захочет в него вернуться. Шикарный город. Очень настоятельно рекомендую. Завтра  в Самсун  740 км. Гуляя по  набережной, обратили  внимание на активное паромное сообщение. Между европейской и азиатской частями  Стамбула. Паромное сообщение работало, как часы. Даже турецкие музыканты пользуються паромом.

Решили для пересечения  пролива Босфор воспользоваться паромом Harem-Sirkeci, по расстоянию короче, интересней и проще выехать из  Стамбула.  В воскресенье первый паром в 9 00. В 8 15 подъезжаем к паромной переправе, не выходя  из машины оплачиваем паром. 9 лир автомобиль и 4 лиры пассажир.

В 9 отплываем на азиатскую часть  Стамбула.  Прибываем в Sirkeci и, пользуясь упомянутой дорогой D-100, попадаем на скоростное шоссе О-4, хотя можно  продолжать движение по D-100. Я считаю, кто был в Турции  и не воспользовался  скоростным шоссе, где можно размять  машину, тот не автолюбитель. Километров через 300 км съезжаем О-4 на D-100  еще 300 км поворот на D- 795. Останавливались два раза, первый - заправка  Шелл, рядом  с мечетью, 575 км.

Долили 10 литров  дизеля, воспользовались услугами. Попили чаю в кафе между заправкой и мечетью, с интересным  блюдом: кусок  масла  в тарелке с медом. К нему  еще блюдо с белым хлебом. Очень вкусно и сытно. Отмечу, в Турции хлеб по кусочкам нигде не продается, он идет в большом количестве (большая пластиковая коробка или корзина) как бесплатное приложение к основным блюдам. Сразу представила наш ресторан. Вечер при свечах и торг мужчины, который претендует  на  «Хочешь большой, но чистой любви«, с официантом –  и два кусочка хлеба, нет три. Вторая остановка  на небольшом  придорожном базаре, на котором продавали самовары. Слева красивое озеро. Полежала на заднем сидении – шею отпустило.

Около 17.30  въехали в Самсун. Сделали несколько кругов, благодаря старым картам. Город с большим перепадом высот. На светофоре с подъемом градусов с 20 мотор при попытке тронуться заглох. Сзади машину подперли. Включаю аварийку, народ спокойно, тихо объезжает нас.  Дождавшись  зеленого, набрав обороты, стартуем. Впечатлил поворот градусов 150 со спуском градусов 25. Это не основная дорога, это когда мотали круги по городу.

Добравшись до финишной  точки, муж отправляется на поиски отеля Hotel Necmi. После пятиминутного поиска, отель находится на рынке. То есть в одном из домов, которые окружают рынок, но вход и окна номера выходят на рынок. Обратите внимание, что бесплатная парковка доступна только с 19:00 до 08:30. В отеле Necmi не принимаются бронирования от пар, не состоящих в браке - Восток. Нам для транзита подходит. Машина паркуется на территории  рынка. Отобедали в ресторане, рекомендованном хозяином отеля. Прошлись к Tutun Iskelesi. И в отель. Пикантность отеля - в общей туалетной комнате и душе на этаж. Так как на этаже кроме нас не было никого, на это мало обратили внимание.

Я не  пишу много об отелях, так как мнение будет субъективно. Представьте своё состояние после 700–850 км в день.

Завтра, 26 сентября, – на Батуми.

Утром, 26 сентября в 8.00 стартуем на Грузию. В городе пробки, плотный поток, но после Стамбула это детский лепет. Дорога идет по берегу Черного моря, через населенные пункты, транспорта много. Но это для меня хорошо, легко найти подходящего  спонсора. По маршруту много полицейских. Выглядит это так: появляется на дороге треугольник, похожий  на наш аварийный, с надписью Traffic control, далее сужение конусами в один ряд, метров через 300 полицейская машина и полицейские. Наблюдала и такое – сужение в крайний правый ряд, на тротуаре  стоит столик, сидят два полицейских и пьют чай, даже так. Естественно, увидев знак, все демонстрируют  ангельскую лояльность к скоростному режиму. В Хопе обедаем в кафе (проверенном в 2015 году) и к границе. На границе  в 15.00 часов, очередь, машин 30.

За полчаса в границе. Турки  не  могут  понять, откуда мы взялись. Из Грузии не выезжали. Объясняем, зашли в Турцию со стороны Болгарии. Выражают удивление и уважение, выводят из очереди и пропускают по свободному ряду, никакого досмотра, все отметки за две минуты. Грузинская граница, такая же ситуация - вы откуда взялись. Отвечаю, через Румынию, Болгарию, Турцию. Удивление и уважение. Сотрудник грузинской границы говорит: у меня для вас две новости одна хорошая, а другая плохая. Давайте хорошую – Мы рады приветствовать вас в Грузии!  Плохая новость,  пассажиру придется выйти из машины и пройти границу пешком, таковы правила. Никакого досмотра, все отметки за две минуты. Не поверите, как приятно.

Грузия

Батуми смотрится европейским городом. Описывать его могу долго. Скажу коротко – я его люблю! Подъезжаем  к дому наших грузинских друзей, сигналим. Выходят наши друзья, глаза круглые - вы откуда взялись. Мы обещали приехать на машине – приехали. Так это сколько километров, через Россию?  Нет, через Румынию, Болгарию, Турцию. Вы сумасшедшие.

Вечером собираются родственники за обильным столом. Рекой льется вино и чача. За мир, за дружбу, за детей… В Турции алкоголь не приветствуется. Муж, измученный минеральными водами в Турции, через  час  перешел на украинский язык с западно-украинским диалектом, хотя свободно и легко говорит на русском. Тут русский туговато  идет, а западно-украинский… Попытки переключить язык не увенчались успехом, муж прочно завис на западно-украинском. Потихоньку намекаю, что пора и честь знать, тем более что кроме меня его никто не понимает и приходится переводить. Муж встает из-за стола, неожиданно у него включается грузинский, он выдает  матлоба  (спасибо) и походкой волка из мультфильма "Жил был пес" удаляется в комнату для гостей.

Утром завтракаем и на море, загорать и купаться.

Вечерняя программа предполагает посещение родственников наших друзей, близких и далеких. Муж, после рассказа тет-а-тет о проблемах переключения  языка, перестал употреблять чачу и перешел на вино. На следующий день погода испортилась, пошел проливной дождь. Прогноз показывал, что погода будет 2 октября, а 3 уже надо выезжать в Турцию. Сидим дома. Муж усиленно прорабатывает маршрут от Батуми до Мардина. На этом отрезке номер пока не забронирован. Рассматривается вариант, переночевать в Ване,  посмотреть знаменитое озеро и присмотреть моей кошке Машке (которая  в девичестве уже девятый год) ванского кота.

В последний момент перед бронированием муж меняет решение и бронирует отель в Догубаязит. Свое решение он мотивирует тем, что его настораживают спутниковые снимки отрезка Hopa – Ardahan. Вечерняя программа расписана до конца пребывания и действует при любой погоде. Учитывая прогноз погоды, возникает предложение поехать в Цхалтубо и посмотреть пещеру Прометей.

Батуми–Цхалтубо–Кутаиси-Батуми 319 км

Утром, собрав полную машину, едем смотреть пещеру. Дорога однорядная, со сплошной разделительной. Полиции много. Выбираю участок метров 300 закрытый поворотами спереди и сзади усилено просматриваю его на наличие полиции, включаю поворот на обгон, но меня опережает джип. Тут же, как черт из табакерки, появляется полицейский Ford с сиреной и мигалками. Джип был догнан и прижат к обочине. Но откуда взялись полицейские - до сих пор загадка. После увиденного нарушать правила пропало желание. Приезжаем в Цхалтубо. По дороге заброшенные партийные санатории. Сделать из пещеры Прометея туристический объект пришло в голову в 2010 году Михаилу Саакашвили.

Теперь в пещере устраивают настоящие подземные лазерные шоу с использованием свето- и музыкальных эффектов, оказывают косметические услуги, грязевые маски на лицо. Но в связи с обильными дождями грязевое место оказалось затоплено. Пещера интересная, настоятельно рекомендую. После посещения наши грузинские друзья предлагают заехать к их  друзьям в Кутаиси. Тем более, что не обедали.

Кутаиси из окон машины – красиво, но, конечно, не Батуми. Радостная встреча, обильный стол, рекой чача и вино и тосты. Муж упорно отбивается от чачи. "Что, дорогой,  болеешь, да?" Немного пригубил и говорит, что вино ему больше нравится. Дело идет к вечеру. Начинаю намекать, что нам еще в Батуми (150 км), а в темноте ехать не хочу. Бурные прощания, мужу дарят двухлитровую бутылку вина, которое ему понравилось.

Возвращаемся в Батуми, народ в салоне подуставший, в салоне стоит запах чачи и вина. Начинает темнеть, начинается сильный дождь, но мы уже в Кобулети. По правой стороне большой плакат партии Черновецкого (через неделю выборы) на его особняке.  Муж требует заехать к нему. Ну да, сейчас, в таком виде. Приезжаем домой. Единственный вечер, когда вечерняя программа была отложена.1 октября, сильный дождь. Надо же так попасть. Муж упорно работает с маршрутом. На участке Мардин – Гёреме предлагается для остановки  на выбор три места: Шанлыурфа, Газиантеп, бани Наиб,  Адана (самая большая мечеть). Отвечаю: хочу все. Попытки мужа перебронировать отель в Мардине на день раньше не увенчались успехом, слишком поздно. Оставляем все как есть, выбираю Шанлыурфу. Общественная баня, это не для меня. В мечетях уже были. Пусть не  в самых больших, зато в самых красивых. 2 октября погода резко меняется, потеплело, светит солнце. Собираемся на пляж. Садимся в машину и  едем в Гонио. Вода намного чище и теплее, чем в Батуми. Купаемся, загораем целый день. Вечером вечерняя программа. Муж упорно, несмотря на активные предложения, не пьет чачу. Только вино. 3 октября, только начало светать, прощаемся с друзьями и Грузией, с большим сожалением. Нас ждет восточная Турция, по крайней мере, так утверждают забронированные отели. Границу проходим быстро.

Батуми–Артвин–Aни–Догубаязит 525 км

До Хопы пролетаем быстро, пустая дорога. Хопа – Артвин. Пошли серпантины. Подымаемся с 0 на 345 м. Места очень красивые. Я бы сказала: дикая красота. Посчитав, что дорога идет через Артвин, заезжаем в город. Артвин - город на склоне горы. Все городские улицы представляют узкие серпантины с дикими, по крайней мере для меня, подъемами и спусками. Положение усложняется припаркованными машинами. Одну, при пропуске встречной цепляю правым зеркалом зеркало припаркованного автомобиля. Пишем записку, на английском, с извинениями и готовностью возместить ущерб, указав mail. Навигатор сходит с ума, предлагая крутые подъемы или спуски, в которые я не рискую заходить, имея 2 тонный универсал с 1.6 литровым мотором. В конце концов, это все приводит к легкой панике, а может и не легкой. Впереди пристойно одетый мужчина паркует внедорожник БМВ. Игнорируя уроки Стамбула, выхожу из машины, обращаюсь (на английском) о помощи. Английский не проходит. По моим жестам и по моему выражению лица он понимает ситуацию,  жестами показывает на свою машину, на нашу машину и предлагает следовать за ним. 8 км по городским серпантинам и мы на дороге Hopa–Ardahan. Останавливаемся, показывает свое  предприятие, рассказывает, как проехать дальше. Глядя на наши лица, рисует план. Спрашиваем, на английском, сколько мы должны? Английский не проходит, показываем деньги. Он обижается. Благодарим на турецком. Дай Бог ему здоровья,  да хранит его Аллах. 8 км по серпантину вниз, а потом 8 км по серпантину вверх домой!!! Восток. Думаю, все приключения закончились, но они только начинаются. Далее начинаются серпантины и подъем на перевал 2460 м. Уши сильно заложило, от перепада давления в салоне трещат бутылки с водой. На  высоте 1980 м тяга двигателя резко падает, Вентилятор обдува радиатора воет на максимальных оборотах.

Машина  на второй передаче, скорость 10 км/час, двигатель жадно глотает 14 л дизеля, ему не хватает воздуха, Серпантины с поворотом 140-160 градусов, на первой передаче. В интернете много описаний о Трансфэгэрашском шоссе  в Румынии длиной 90 км с верхней точкой 2034 м. А как вам 188 км с серпантинами и перепадом от 0 до 2460? Очень хочется пообщаться с дамами, которые прошли  эту дорогу. Места очень красивые.

Останавливаемся на перевале 2460 м. В некоторых местах лежит снег, но тепло. Вентилятор обдува продолжает гнать воздух минут пять. Муж замечает, что наверно перегреваем  двигатель. Решаем подождать, перекусить, потрогать первый снег 2016 года. Фотографируемся, пьем чай. Проходит минут 40. В машину и продолжаем движение. До Догубаязит 300 км. Вниз дело пошло веселее. Серпантины стали вялые. С перевала стало видно гору Арарат  5 137 м, с заснеженной вершиной.

Легенда об Арарате.  Если внимательно посмотреть на гору, то можно заметить, что рядом с основной горой есть еще одна поменьше, только без белой шапки. Так вот, в легенде говорится: были две сестры - старшая и младшая. И настолько обе сестры завидовали друг другу, что однажды младшая прокляла старшую, сказав: “желаю тебе, чтобы голова твоя вечно была покрыта белым платком (белый считается траурным) ”, а вторая в отместку пожелала: “тогда пусть тебя вечно сопровождают гадюки и крысы.” Печально. Хотим отклониться от маршрута и посетить бывшую армянскую столицу Ани. Около 14 часов прибываем на место. Передвигаемся ускоренным шагом. Практически все сооружения разрушены, в большей или меньшей степени. Но красиво.

Церкви посетили две. В одной лики святых на стенах частично сохранились, в другой сбиты полностью. Внутри, на стенах  храма, надписи на турецком, даже на русском. Этого понять не могу, в православном храме, пусть не действующем, писать на стенах, ну ладно турки. Дело Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова “Киса и Ося были здесь”  неистребимо. Муж проводит акустические измерения в храмах и приходит в неописуемый восторг. Он показывает данные приборов, со словами: "Ты посмотри, какая линейность и какое усиление и это в 961 году!!!". Что это такое, я не знаю, но разделяю его радость. Рядом  граница с Арменией, разделяет государства каньон с рекой Аракс. По прямой - метров 30-50, видно армянскую пограничную заставу с флагом Армении. "Помыть руки" находиться возле ресторана, который расположен в главном офисе комплекса,  метрах в 250 от центрального входа. Возвращаемся 40 км на дорогу D-965, собственно, откуда поворачивали на Ани. Берем курс на Ыгдыр. Машин мало, полицейских  не видно. Часов к 17 подъезжаем к Догубаязит. Километров за 10 армейский блокпост, останавливают. Подходит военный с оружием, в бронежилете, каске. 28 градусов жары. Откуда? Украина. Россия? Нет, Украина.     

Удивлены. Зачем здесь? Travel, go to Star Apart Hotel, Попросили показать багажник. Въезжаем в Догубаязит.  Догубаязит находится на высоте 1300-1600 метров. В Румынии перевалы на такой высоте. На светофоре на машину кидаются несколько детей. Глядя на ладони на стекле двери, открывать стекло стало страшно. Центр перекопан, ремонтируют дорогу. Объездными путями добираемся до отеля. Возникает проблема парковки. Универсал не влазит  в отведенное место. Сотрудник отеля просит занять место водителя и загоняет задом машину на тротуар через бордюр. Невозмутимо выходит из машины и показывает на нос. Мы в машину, в салоне запах горелого сцепления. Только этого не хватало, нам еще 5000 км ехать. Даю себе слово больше к машине и в машину никого не подпускать. Город  расположен у подножия горы Арарат. Ужинаем, по рекомендации сотрудников отеля, в небольшом ресторанчике. В отель отдыхать. Говорим на ресепшне, что выезжаем рано, на завтрак не претендуем, просим  горячую воду в термос. Утром сонный сотрудник открывает отель, мы в машину и вперед. Заехали, посмотрели  Дворца Исхака Паши,

крепость Баязет с мечетью и на Ван- Мардин

Догубаязит–Мардин 653 км

Поворачиваем на D-975, как-то все подозрительно - ни одной фуры, редкие легковые, проехали километров 30. Видим, дорога пересыпана, но следы проезда есть. Муж оценивает клиренс, проходим. Едем еще километров 10.

Предстает страшная картина, шоссе разворочено полностью. Позже в Мардине, в отеле, посмотрели новости, в которых сообщили, что накануне ночью трасса была взорвана. Возвращаемся под Догубаязит и спрашиваем, что с дорогой. Молодой парень на заправке говорит Road Closed. Ура, он говорит на английском!  Как проехать на Татван–Мардин? Рекомендует ехать на Агръ -Adilcevaz–Татван –Мардин. Это длиннее на 50 км, но нас это не смущает. Дорога оказалось  интересней, чем дорога D-975. Проходила возле Сюпхан или Сюпхандаг.  Потухший стратовулкан высотой 4058 м над уровнем моря является вторым по величине (после Арарата) вулканом в Турции. Снег лежал только на северном склоне. Далее выходим на озеро Ван с северной стороны. Очень красиво, настоятельно рекомендую. Обходим озеро. По дороге делаем остановку, парень продает арбузы и дыни, рядом осел поедает подгнившие дыни. Покупаем  две дыни и два арбуза. Муж предлагает сфотографироваться на осле. Отвечаю, фотографируй лучше, когда я в машине. Остановку делаем в Hasankeyf  на реке Тигр. Маленький городок, похож на Гёреме. Прямо на  реке стоит деревянный помост,  высотой метров  7, на котором стол и стулья. Садимся и заказываем чай. Прелесть момента в том, что при прохождении автотранспорта, по основному мосту,

сооружение подозрительно дрожит и впечатление такое, что вот-вот рухнет в реку Тигр. Попили чаю и на Мардин. На отель Darius Konag?. На него заходим со второго круга. Улочки узкие, вспомнился Стамбул. При подъезде к отелю расстояние между стенами домов и зеркалами достигало 5-6см, спичечная коробка. На хозяев отеля картина - дама за рулем - производит впечатление, и мы получаем вместо двухместного номера за 35 евро  большой четырехместный номер за 55 евро без всяких доплат. Восток.

По пути купили ящик клубники. Вышли на террасу отеля, заказали чай, намыли клубники. Клубника в октябре, в этом что то есть, это чудесно! Вид с террасы великолепный. На следующее утро встаем рано, отказываемся от завтрака. Плата за стратегическую ошибку, в октябре короткий световой день.

Мардин–Гёреме 846 км

Если кто-то на такое решится, рекомендуем начинать в начале сентября или в мае. Самый длинный отрезок в путешествии 816 км плюс заход в Шанлыурфу. Аккуратно вывожу машину из парковки и в Шанлыурфу, в город пяти пророков. Центральным местом паломничества в Шанлыурфе являются мечеть Халиль-Рахман и относящийся к нему пруд Авраама, наполненный святыми и неприкосновенными карпами.

Легенда рассказывает, что пророк Авраам, брошенный в костер, спасся, превратив огонь в воду, а горящие поленья — в карпов. Парковка платная, вход бесплатный. Одежда, как для посещения мечети.  В городе много интересного. Рекомендую. Времени хватило только на мечеть Халиль-Рахман.

Стартуем на Гёреме - впереди 620 км. В Гёреме заходим часов в 19, уже темно. Муж ищет отель Anatoliacave Pension. За счет хорошего расположения находит быстро. Радушный хозяин, удивлен дамой за рулем. Несколько номеров на выбор. Мне это определенно нравится. Номер в скале с духом Гёреме. Просим ранний завтрак на 9 часов, решается. Хозяин очень доброжелательный. Вечером я сплю,  870 км за день, для дамы утомительно. Муж колдует над маршрутом на Олюдениз. Утром в шесть часов утра призыв на намаз. Для нас пробуждение, понежиться в постели. Муж подает кофе в постель и излагает следующее. На этот раз его рассуждения напоминают Винни-Пуха: “Это «Ж-ж-ж» — неспроста!… А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? По-моему так. А зачем на свете пчёлы? Чтобы делать мёд. А зачем на свете мёд? Чтоб я его ел. По-моему так! ”  Мысль следующая: если у большинства навигаторы с одинаковыми программами то и маршруты одинаковые. Значит, транспорт, имеющий навигатор, пойдет по одинаковой дороге. Где много транспорта, там много полицейских, а где много полицейских и много транспорта, там потенциальные проблемы. Хорошо излагает! Предложение идти не по предложенному навигатором маршруту на юг, Анталию, а по своему маршруту. Вкусный сытный завтрак, прощание с радушным хозяином.

Обзорный осмотр Гёреме из окон машины, несколько снимков и на Олюдениз.

Гёреме–Олюдениз 721 км

Выходим на Конью, навигатор ведет на юг, а мы повернули на северо-запад. Теория оправдалась: машин мало, полицейских нет. Около 17.30 прибываем в Majestic Hotel.

В этот раз навигатор вывел точно на адрес. Стараюсь сделать выход из машины эффектней. Получаем номер не на 1 этаже, как бронировали, а лучший на 4 этаже. Мне это нравится все больше. Четыре ночи на Средиземном море – мечта. Вечером обошли город, яркие огни, курортная жизнь бурлит. Красиво, чисто как на картинке турагентства. Утром убойный завтрак в виде шведского стола. Сборы, пляж. Есть городской бесплатный и платный Голубая лагуна. Идем на платный пляж, по 7 лир с человека. По дороге встречаем капитанов прогулочных кораблей, которые предлагают семичасовую экскурсию по морю, делая четыре остановки. Стоит это удовольствие по 25 лир с человека, включая обед. Напитки, за отдельную плату. Знакомимся с капитаном, берем рекламу, обещаем завтра воспользоваться услугами. Вода на пляже теплая, чистая, в несколько раз соленей, чем в Черном море. Плавать очень легко. Вечером ресторан. Убираются шезлонги вокруг бассейна, ставятся столики, зажигаются свечи. Вы хотели романтики, пожалуйста! Утром подъем, под призыв на намаз. Завтрак. И, нас ждет пиратский корабль.

Современному кораблю придан вид шхуны времен Колумба. На палубах находятся матрасы, на которых, положив свое полотенце, можно загорать. Действует принцип, кто раньше встал – того и тапки, то есть лучшие места. Можно прийти за час раньше, лечь  и загорать до отплытия. В 11.00 шхуна отходит от берега. Минут через 10-15 звучат позывные, на палубу вылетает мужчина в одежде турецкого пирата с турецким ятаганом и лезет на рею. Голос, с громкостью рок концерта, вещает на турецком, на английском "Мы рады приветствовать на борту пиратского корабля, желаем приятного путешествия и хорошего настроения" Шоу заказывали?..  Шоу приехало! Прогулка предполагает четыре остановки, около часа, во время которых можно покупаться. Все моменты шоу подробно описывать не буду. Здесь были и прыжки в воду главного пирата, с высоты пятиэтажного дома, пенная дискотека на палубе, спуск за борт корабля по пластиковой трубе аквапарка. Самое главное, загорать в море намного легче, корабль движется. Ну а купание в открытом море, не идет ни в какое сравнение с пляжем. Третье, тупое лежания на пляже приводит к скуке. На следующий день мы снова на корабль. Любопытно, что несколько мест стоянки поменялось. Дни на море пролетели на одном дыхании. 10 октября позавтракав, попрощавшись с персоналом, едем в Айвалык.

Олюдениз–Айвалык 490 км

Дорога вдоль побережья Эгейского моря. Рассматривался вариант сделать крюк на Памуккале, лишних 100 км. Короткий световой октябрьский день вносит свои коррективы. Побыть час, это ничего не увидеть. В 16 часов заезжаем в Айвалык портовый город, на берегу Эгейского моря. Город больше похож на греческий, чем на турецкий. Муж ищет отель Gumuslu Hotel. Поселяемся. Город напоминает пиратский портовый город, маленькие кафешки, узенькие улочки.

Вспоминается книга " Одиссея капитана Блада".  Встречаем на набережной хозяина отеля Ибрагима и просим рекомендовать рыбный ресторан. Первый раз ем рыбу, которая тает во рту. Одной рыбы, см 30, хватает на двоих. В путешествии родился в ресторанах следующий подход, если мы не знаем пищу, то заказываем на одного. Далее определяемся с размером порции и насколько вкусно. Это пришло после того, как один раз полностью оставили обед на столе. На набережной: продают свежую рыбу, мидии, сытые коты и флегматичные собаки.

Муж заинтересовался названием улицы, на которой расположен отель. Оказывается, Барбаросса был пиратом. Пиратский флот терроризировал все порты Средиземноморского побережья. Султан Сулейман, в конце концов, решил, что лучше иметь его в союзниках, нежели в противниках. Холодной осенью 1532 года султан Сулейман пригласил Барбароссу в свою столицу, чтобы сделать его командующим всем турецким флотом. Он по достоинству оценил славу и удачливость прославленного пирата. Барбаросса обеспечивал славу султану, Сулейман же сквозь пальцы смотрел на слабости своего адмирала к красивым женщинам, изысканному вину и возможности пограбить захваченные корабли. Барбаросса ценил людей за их качества, а не за национальность.  Любопытно и поучительно. Утром завтрак, прощание с хозяином, очень милым человеком.  Путь на пляж  городка Сарымсаклы (Sarimsakli)  (на 8 километре южнее Айвалыка).  На несколько километров простирается чистый песчаный пляж . Входит в десятку лучших пляжей Турции. Закрытие пляжного сезона.

Далее на Созополь.

Айвалык–Созополь 550 км

Едем в Чанаккале, далее паромом через пролив Дарданеллы в Kilitbahir. В Чанаккале стоит деревянный троянский конь, построенный специально для голливудского  блокбастера. Паромы работают, как часы.

В Kilitbahir можно посмотреть крепость. Дорога сначала идет по берегу пролива  Дарданеллы, затем по берегу Эгейского моря. Красивая дорога. Выходим на упоминаемую D-100. Дальше на Кыркларели. Погода портится, начинается ливень с грозой, скорость падает до 40 км/час. Вот и планируй маршрут! Граница. На этот раз турецкая таможня  повела себя настороженно. Тщательно проверены личные вещи, вытянут на обозрение нож. На вопросительный взгляд муж ответил: For fish. Обстукана внутренняя пластиковая обшивка  машины, два раза в разных помещениях проверены паспорта и техпаспорт на машину. В голове мелькают возможные грехи в Турции, бесплатный заезд на  скоростное шоссе и движение со скоростью 130-160 км/час на скоростных шоссе, поцарапанное зеркало в Артвине…. но таможня дает добро.

Болгария встречает большой  лужей,  проехать по которой стоит 4 лева. Таможня настроена доброжелательно, удивляются пройденному расстоянию. Извиняются за дождливую погоду. Приятно. В Созополь приезжаем затемно. Муж, заматеревший и обнаглевший в поисках, ломится в первый попавший дом и просит помочь в поиске адреса, далее приносит извинения и удаляется. Поселяемся отель Hotel Bobchev. Очень радушные хозяева. Утром просыпаемся в около шести, ждем призыва на намаз, призыва нет. Ах да, мы в Болгарии. Завтрак ровно в 9.00 подали в номер. Такое впервые за 8000 км. Не скрою, очень приятно. После завтрака заезжаем в старый город, не Несебыр, но красиво.

Стартуем на Бран.

Созополь–Бран  613 км

В баке литров 10 топлива. По дороге высматриваем заправку Shell,  OМV, выходим на автомагистраль „Тракия“  Бургас–София с 7 литрами в баке. На турецких скоростных  дорогах через каждые десять-двадцать  километров заправки. Но Болгария не Турция. Проезжаем 10 км, 20 км, 30 км, 45км, ни одной заправки! Только щиты рекламы одежды, мебели, стройматериалов и прочей ерунды. На скорости 130–135 км/час видно очень удобно читать и запоминать номера телефонов товаров и услуг, с точки зрения болгар. Я уже представляю себя на трассе с пластиковой бутылкой  и "Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте этвас копек ауф дем штюк брод. Подайте евро дизель". Определенно, надо переодеться во что-то неброское, чтоб не перепутали. Сходим со скоростной  дороги и поворачиваем на Карнобат- Шумен. 263 км  3ч 26м.

В Карнобате заправляемся. Итак, 54 км ни одной заправки! Если это болгарская шутка, то я ее оценила. Дорога на Шумен никакая. Ни скоростная, ни красивая. Лучше было идти на Сливен–Велико-Тырново–Русе, км 323 3ч 52м. Хоть бы  Велико-Тырново посмотрели. Заходим на границу, платим болгарам за мост 2 евро, проходим быстро. Уважаемая публика, с Румынии в Болгарию - 7, Болгарии в Румынию -2, Евросоюз, в чем прикол?  Подходим к объездной Бухареста, в прошлый раз проходили по восточной части. Решили обойти по западной части. Впечатления жуткие, средняя скорость 12 км/час, пробка,  дорога паршивая. “И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет. ” Не ездите  по объездной  дороге Бухареста. “ - Гм... Да ведь других нет? ”

С объездной уходим на скоростное шоссе А-3 Бухарест – Плоешти. Дорога в два, три ряда. Машин много,  моросит мелкий дождь. Все держатся в крайнем левом ряду, обгоны идут в основном через правый ряд. Все это несется со скоростью 115-125 км/час. Некоторые в крайнем левом ряду еще, для удовольствия  позади  идущих машин,  притормаживают. Весело, но несколько непривычно.

Далее на Брашов, Бран. Дорога загружена. Приезжаем, в темноте в Бран, идет дождь. Начинаются поиски отеля Pension Anna Braun. С местными контакта не получается. Попадается на глаза полицейская машина. Муж пошел общаться. Один полицейский пристойно говорит на английском. Получает  детальную информацию, благодарит. Заселяемся в отель около 20 часов. Волновались, в бронировании было предупреждение приехать  до 18.00. Спасибо хозяину, что дождался. Мы извинились, сославшись на погоду. Делаем легкий ужин, а хлеба нет. Выходим на поиски. Стоит ларек, несколько мужиков пьют с бутылок пиво. Муж обращается к продавщице, "I want to buy bread. " Та предлагает пиво, "I do not want a beer. I want to buy bread". От пьющей пиво компании отделяется мужчина, внимательно изучает мужа и уверенно говорит продавщице - Водка! Таких, два удара (первый в Грузии) связанных с алкоголем, уводят мужа в глубокие сомнения – неужели все так плохо? Хлеб покупаем в  супермаркете. Евро не берут, рассчитываемся картой. Первый раз, за всю поездку требуют ввести PIN код и поставить подпись. Утром завтрак, прощание с добрыми,  душевными хозяевами. Обмен евро на леи в местном банке  затягивается на  час! В замок билет стоит 35 лей. Время на замок съел банк. Уходим на Тернополь.

Бран-Тернополь 684 км

В Брашов не заходили. Пошли по маршруту Бран–Рупя–Георгени-Пьятра-Нямц–Сучава. Особенно впечатлил перевал – Биказ (1257 м). Судите по фотографии.

После Турции  Hopa–Ardahan,  перевал проходится легко. Далее  одно из самых впечатляющих природных мест Румынии, самое глубокое и длинное ущелье - ущелье Биказ. Очень красивый маршрут, малозагруженный. Рекомендую. Подходим к границе  18.30, румынскую границу пересекаем быстро, на украинской границе стоим около часа. Прибываем в Тернополь в 23.40.

Итог.

Топливо, около 500 литров. Да, это дороже стоимости билетов в Батуми. Но как оценить то,  мы что увидели и испытали? Как оценить приобретенный опыт вождения в Стамбуле, на серпантинах высокогорья Турции, Румынии, скорость на  скоростных  дорогах? Где можно  это купить в одном пакете и за какие деньги? Судить читателю.

Из моего опыта, избранное:

1. Не подпускать к машине и не впускать в машину никого! На скоростном шоссе держать дистанцию не менее 40 метров. Не заправляться на левых заправках, иметь запас топлива в баке не меньше чем на 250-300 км пробега, свой калиброванный манометр, навигатор со свежими картами, начинать путешествие в длинный, световой день, упаковку бутилированной воды. Термос с горячим чаем или кофе, сухой паёк на день: обед, ужин. Жидкое мыло, бумажные полотенца (для эстетов туалетную бумагу), пузырек со спиртом или другое дезинфицирующее средство. Муж добавляет "И бутылку виски".

Хочется  сказать, что все, с кем мы встречались, были добры и внимательны к нам. Дай Бог им крепкого здоровья, счастья, благосостояния.

С выражением должного уважения, Алла

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.8
голосов: 18
ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 2
 
13 февраля 2017 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Круто!!Браво!!
Отличных Вам путешествий в дальнейшем..
 

Пользователь
Отзывов: 4
 
10 января 2017 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо! Всех с  Рождественскими, новогодними праздниками! Обнаружила, что ссылка битая. I m Sorry, D400 Мардин -Шанлыурфа, 130 км/ч ,13 км до границы Сирии - это  обычное шоссе!!!  https://cloud.mail.ru/public/L9QB/VpthWX43V
 

Пользователь
Отзывов: 38
 
9 января 2017 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Шикарный маршрут. Можно только сказать "Браво"! +10.
 

Пользователь
Отзывов: 4
 
31 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Большое спасибо всем за добрые слова! Видеоматериалы по ссылке https://cloud.mail.ru/public/AkAz/7MDMZhLZQ. Дух Турции, дороги ( бесплатная D400, 130 км/ч ) и немного веселого и яркого в пасмурный осенний день.
 

Пользователь
Отзывов: 128
 
30 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Dima" :
Маршрут впечатляет.

ОЧЕНЬ впечатлило!!!
 

Пользователь
Отзывов: 333
 
28 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
достойно уважения. очень часто попадается фраза: "Радушный хозяин, удивлен дамой за рулем".  Улыбка  фраза вполне подошла бы для названия отчета.
 

Пользователь
Отзывов: 152
 
28 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Ваше избранное - это наш стиль путешествий, пришло само собой как-то, после 500 км по Украине.))  В том числе манометр, он со мной всегда, как и аптечка, и прочие нужные автомелочи. И штурман-муж, который проверяет и исправляет маршрут, предложенный навигатором.  Не хочешь пилотировать - бди маршрут, очень помогает, попробуйте))
С почином вас)
 

Пользователь
Отзывов: 120
 
27 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Супер!
 

Пользователь
Отзывов: 4
 
27 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Болгарская полугодовая мультивиза (90/180)
 

Пользователь
Отзывов: 117
 
27 октября 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Завидное путешествие!
Какие визы открывали? Болгарские?
+10


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Все события