Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ

Исторические покатушки по любимой Бессарабии
Исторические покатушки по любимой Бессарабии
Белгород-Днестровский - Сарата - Арциз - Фрумушика-Нова - Болград - Новосельское
Добавлен: 14 июня 2016 г.
Просмотров: 2459
Автор: NewKent
Продолжительность: 1 день
Пробег: 420 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.8
голосов: 10
12  
Отзывы

… Мы выезжаем на широкий четырехполосный автобан Одесса-Рени, по которому несутся машины с номерами всей Европы. Всего пару часов вдоль бессарабских степей и вот мы уже на румыской границе…

Наверное, когда-нибудь так и будет. А пока в отчетах о дальних поездках наших соотечественников половину описания занимают не заграничные красоты, а ужасы дороги от Одессы до границы :)

Но, несмотря на «направления» вместо дорог, мы с семьей любим кататься по нашей степной Бессарабии. Вот и сейчас, ранним утром стартуем из древнего Аккермана, выезжаем на трассу и, привычно огибая на скорости знакомые ямы, движемся в сторону Сараты.

Когда-то по этим степям кочевали буджакские татары. И называлася тогда этот край Буджак, то есть «угол». Двести лет назад, в 1812 году эта территория перешла к Российской Империи. Татары откочевали в Крым, а вся южная Бессарабия перешла в казну, то есть лично Императору.

Царь-батюшка приказал размежевать эту территорию кусками по 3000 десятин (гектаров) и награждал этой землёй своих приближенных. Две большие области были выделены для немецких колонистов – в те годы из Европы двигались беженцы от наполеоновских войн.

Иногда причиной колонизации были миссионеры-авантюристы. Как-то у немецкого священника Игнация Линдла возник конфликт с церковью, и у него возникла мысль "основать братскую общину в далеких краях". Он бежал в Россию и вскоре получил разрешение найти подходящее место для поселения. Линдл подобрал участок земли в Бессарабии на берегах реки Сарата (на румынском – Соленая).

Так была основана небольшая колония Сарата, составившая отдельный колонистский округ. 

В центре Сараты высится Лютеранская кирха, построенная в 1840 году. Когда-то в храме был установлен орган. В советское время здание использовалось традиционно - здесь размещался дом офицеров, затем дом культуры. Лишь в 1995 г. благодаря пожертвованиям из Германии лютеранская кирха была реконструирована и вновь освящена.

А мы движемся в небольшой районный центр Арциз. 

Арси – так назывался французский город, около которого в 1814 году союзные войска одержали победу над наполеоновской армией.

По указанию Императора большинство новых колоний получили названия, связанные с русскими победами над Наполеоном. Так появились в бессарабской степи Бородино, Березино, Тарутино, Лейпциг и тому подобное.

В Арцизе можно увидеть много интересного – это и памятник трактору «Универсал» из 30-х годов, и старинное заброшенное еврейское кладбище в центре города. Сейчас в городе достраивают церковный комплекс, который является уменьшенной копией Большой базилики в Плиске (Болгария) и не имеет аналогов на территории Украины.

Есть и совершенно неожиданные в современной Украине вещи – например небольшой монастырь Дмитрия  Донского и памятник Куликовской битве.

 

Сейчас Арциз - это типичный украинский районный центр, но взгляд иногда останавливается на одинаковых добротных домах из красного кирпича – бывшие жилища бессарабских немцев.

В 1940 году Советский Союз «отжал» Бессарабию у Румынии. По соглашению Сталина с Гитлером 90 тысяч немцев были переселены в оккупированную Польшу.  Каждая семья могла взять с собой столько вещей, сколько вмещалось на пароконный фургон. Все дома и все сельхозорудия остались на месте.

Всего через 5 лет эти немцы будут вынуждены бежать из Польши опять бросив все свое имущество.

А в Арцизе осталось старое немецкое кладбище, которое время от времени посещают автобусы с туристами из Германии да такие любители, как мы…

Впереди нас ждал Париж.

Нет, не тот Париж, который «увидеть и умереть». Это всего лишь бывшая немецкая колония, названная так в память о 1814 годе. Помните - «…едут, едут по Парижу наши козаки…». Основанный в 1816 году Париж стал одной из самых крупных немецких колоний Бессарабии.

Сейчас это обычное бессарабское село Веселый Кут. Мы осматриваем развалины старой кирхи и движемся дальше.

По дороге в каждом селе высятся величественные стены старых кирх. И невольно связываешь царящую кругом разруху с осквернением этих красивых храмов.

Взгляните на кирху в селе Бородино – бывший колхозный Дом Культуры, отделанный совковой плиткой, рядом скульптура Ильича, и дискотека «Торнадо» из 90-х, и памятная доска основателям колонии.

Вся наша история, вся «разруха в головах» на одном снимке…

Дорога постепенно переходит в проселочную, но мы движемся уверенно – весь маршрут рассмотрен на гугло-картах и забит в навигаторе.

По дороге встречаются забавные раритеты – как например этот заброшенный Дом Культуры в бывшей помещичьей усадьбе.

Вообще, в Бессарабии можно встретить очень много памятников из “раньшего времени”. Например, около дороги, вдалеке от жилья, нам попался такой памятник из местного камня-дикаря.

“Здесь покоится прах Раба Божьего (имя неразборчиво) Феодоровича Дебиляка, родившегося 8 марта 1888 года и убит молнией ... Июля 1908 года. Мир праху твоему, дорогой Сын". 20 лет было парню…

Вокруг перекатываются волны бесконечного ковыля. Поневоле начинаешь вспоминать школьные уроки и Тараса Бульбу.

А когда-то здесь “на поле танки грохотали”.

В 1946 году недалеко от райцентра Тарутино решили создать военный полигон. При этом выселили жителей 5 молдавских и немецких сел.

Полигон этот строился под руководством прославленного маршала Георгия Жукова. Как раз в те годы он попал в немилость и был отправлен руководить Одесским военным округом.

В наши дни военный полигон закрыли, а потомок уроженцев выселенного села Фрумушика создал в этих местах этнографическое село-музей Фрумушика-Нова.

Место невероятно интересное.

Восстановлены национальные бессарабские жилища со всей утварью - молдавское, украинское, русское, болгарское, немецкое, гагаузское, еврейское. 

Самое интересное, что в этих домах можно остановиться на ночь. И в типичном болгарском доме со старинной деревянной мебелью неожиданно обнаруживаешь современный санузел с джакузи.

Есть даже типичный дом советского колхозника 80-х годов с ностальгическими предметами.

Недалеко расположился парк советских скульптур – десятки Ильичей, Пионеров и Сталиных выстроились в круги и напоминают истуканов острова Пасхи.

Тут можно посмотреть и выставку техники с самолётами-кукурузниками, и покататься на БТР-е по степям бывшего полигона, и поучаствовать в фазаньей охоте.

Для туристов построены вот такие гостевые домики:

Нам повезло. Мы встретили отца хозяина. Он рассказал нам, как выселяли их семью из этих мест, показал интересные экспонаты в небольшом музее и пригласил на дегустацию в обширный подвал.

Особенно понравилось белое вино сорта «Цитрон». Штурман оттянулся по-полной, а водителю оставалось только облизываться и закупаться домой :)

Посмотрели мы и небольшой зоопарк.

Рядом находится впечатляющий фазанарий, где в огромном вольере (метров 10 на 50), закрытом сверху сеткой, перемещаются десятки фазанов с радужными хвостами.

А еще Фрумушика-Нова - самый большой в Европе овцеводческий комплекс по выращиванию овец каракульской породы. И когда на водопой приходят стада по 8 тысяч голов овец – это зрелище весьма впечатляет!

Живописно выглядят овчарни в степи, покрытые разноцветной металлочерепицей.

Нам настала пора двигаться дальше. Выезжали мы другой дорогой, прямо через бескрайний полигон. Кстати, если вы надумаете посетить эти места – внимательно изучите прогноз погоды. В дождь эти степи становятся непроходимыми.

По пути мы остановились возле бывшего командного пункта. Именно отсюда опальный маршал Жуков наблюдал за учебными боями местной дивизии.

Проезжаем село Веселая Долина. Когда-то это была большая немецкая колония Клястиц,  названная в честь победы русской армии под с.Клястицы в 1812 году. Это был центр одноименного колонистского округа.

О прошлом напоминает небывалый для украинских сел широкий центральный проспект с разделительной полосой.

А еще в селе сохранился памятник немецким солдатам, погибшим в Первой Мировой войне. Обелиск установлен в румынское время, в 1930 году.

Мы не стали выснять, на чьей стороне сражались погибшие. Теперь это все лишь история…

Через Арциз выезжаем на Татарбунары. Там традиционный перекус в заведении “Тихая поляна”. Очень рекомендую - там такой курбан (суп из баранины ) – пальчики оближешь!

Подкрепившись, мы легче переносим дорожный ужас, начинающийся за Татарбунарами. Мы местные,  поэтому сразу сворачиваем на паралельную проселочную дорогу. И пока киевляне медленно едут по обочине, мы несемся со скоростью 100 км в час по раскатанной грунтовке. Осталось тут только знаки расставить!

Дорога Одесса-Измаил на участке от села Спасское до спуска в долину лимана Китай проходит по гребню древнего Нижнего Траянова вала.

Когда-то в ровной, как стол, степи были видны древние Трояновы валы – названные так по имени римского императора Марка Ульпия Траяна. Ученые до сих пор спорят для чего они предназначались. Валы  проходят в верховьях лиманов, которые в те времена впадали в Черное море.

Проезжаем одно из наших любимых мест - долину реки Алияги. Петляющая петлями-"меандрами" река впадает в озеро Китай. Видимо, эту долину облюбовали еще в скифские времена - в хорошую погоду вокруг можно насчитать до 15 курганов.

В погожий летний день эта долина поразительно напоминает африканскую саванну…

По дороге проезжаем село Каракурт, бывшее еще недавно Жовтневым. Это единственное село в Украине, где живут албанцы, сохранившие свой язык и обычаи.

Вообще, в Бессарабии  в 1945 году были одновременно переименованы практически все села. И вместо исторических названий на карте появились безликие Жовтневые, Виноградовки, Приморские…

И вот наконец мы приближаемся к столице бессарабских болгар – городу Болграду.

Первую остановку мы делаем на въезде в Болград. Когда-то, в очередную русско-турецкую войну, на этом поле делал смотр своим войскам император Николай Павлович. Отсюда войска двинулись к переправе через Дунай – мы еще побываем на том месте.

Следующая остановка – храм Святого Митрофана.

Обустройством первых болгарских переселенцев занимался бессарабский наместник – генерал Иван Инзов. Еще при жизни Инзов выразил желание, "чтобы прах его по смерти покоился в Болграде". После кончины Инзова в 1845 г. в Одессе, жители на своих плечах пешком перенесли гроб с его останками в Болград и похоронили в Митрофановской церкви, которая стала мавзолеем Инзова. 

От ворот кладбищенской ограды до самой усыпальницы последние метры, люди, нёсшие гроб, передвигались на коленях.

В храме хранится отреставрированный катафалк Инзова, который так и не использовался по назначению.

И конечно же, каждый раз, бывая в Болграде, мы посещаем Спасо-Преображенский собор.

Потрясающее сооружение. Сбор построен в 1838 г. на пожертвования жителей города. Интерьер расписан в 1912-14 гг. художником И. Пискаревым в стиле романтизма по эскизам Васнецова.

В январе 2012 г. собор сильно пострадал от пожара - рухнул купол, обгорела внутренняя отделка.

Возле собора находится памятник 48 десантникам, погибшим во время катастрофы военно-транспортного самолёта Ил-76 в небе над Баку в 1989 году.

В Баку они живым щитом стояли между представителями разных национальностей, не допустив кровопролития. 

Заезжаем мы традиционно в парк Пушкина, расположенный на склоне возле озера Ялпуг. Там мы гуляем по уютным аллеям из 100-летней туи, пьем родникую воду, любуемся огромными дубами.

Не менее интересно побывать на болградском базаре. Тут мы обычно покупаем местные мясные блюда - кавырму и баур. Отсюда же всегда везем “мерудию” – сушеную смесь пахучих трав. Ну, и местного вина иногда прикупаем…

“И в болградских красавиц приезжим так просто влюбиться
Языки наши разные, как бессарабские лица
То болгарский доносится, то заграничный молдавский,
Гагаузский и русский, а вот уже слышен албанский…”

За Болградом набираем родниковую воду и устраиваем себе “пикник на обочине” из болгарских вкусняшек..

Дальше движемся в сторону Дуная мимо озера Ялпуг. Проезжаем молдавские, гагаузские, болгарские села. Дорога тут местами без асфальта, поэтому передвигаемся аккуратно.

Наконец, возле села Новосельское хорошая асфальтированная дорога ведет нас в сторону “государственной границы”.

В советские времена эта пограничная зона была закрыта – ведь за Дунаем совсем близко Румыния. Еще несколько лет назад на этой дороге нас встречал пограничный контроль – а сейчас можно ехать свободно.

Вокруг живописные болота, напоминающие африканские джунгли. Не хватает только крокодилов. Впрочем, однажды я на берегу Дуная встретил непуганных кабанов…

Озера Картал и Кугурлуй занесены в международный список Рамсарской конвенции об охране водно-болотных угодий.

И вот, наконец, цель нашей поездки - монумент в честь переправы русской армии во главе с императором Николаем I через Дунай и начала Константинопольского похода.

Переправа существовала здесь с древнейших времен. Для переправы своих войск в разное время ею пользовались персидский царь Дарий І, шедший завоевывать Скифию, греческий полководец Александр Македонский, римский император Траян, болгарский хан Аспарух и множество других полководцев. 

Во время русско-турецкой войны 1828-29 гг. русское войско, возглавляемое Николаем І, именно тут построило гать и 27 мая 1828 г. форсировало Дунай. Начавшийся с этого момента поход на Константинополь закончился на следующий год Адрианопольским миром. 

К 60-летию этой кампании в 1888 г. был установлен чугунный памятник конической обелиск, украшенный артиллерийскими орудиями и двуглавыми орлами. Своей формой монумент напоминает каменные обелиски храмов Древнего Египта.

Надпись на памятнике гласит: "Здесь 27 мая 1828 года переправился через реку Дунай Император Николай I и указал своим войскам путь к славе и победам". 

Налюбовавшись величественным монументом, мы двигаемся в обратную дорогу. В селе Новосельском – бывшем молдавском Сату-Ноу - можно встретить несколько памятников разных эпох.

Это и герой гражданской войны, соратник Котовского, Илларион Нягу, и памятник погибшим в годы Первой Мировой, поставленный в румынское время. 

Встретилась нам даже ажурная решетка с надписью Cazino – еще один привет из румынской эпохи Бессарабии.

В старинном старообрядческом селе Старая Некрасовка нас ждали  еще несколько необычных объектов.

Прямо посреди села, между обычных домов, установлен “Памятник меридиану”. 

Это памятный знак на южной оконечности Дуги Струве. Эта Дуга - сеть из 265 триангуляционных пунктов. Протяженность дуги - более 2820 км. Она проходит от побережья Северного Ледовитого океана до устья Дуная. Создавалась в 1816-55 гг. академиком В. Струве с целью определения формы и размеров Земли.

В настоящее время пункты дуги можно найти на территории Норвегии, Швеции, Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Молдавии (село Рудь) и Украины. 

В 2005 года Комитет ЮНЕСКО по Всемирному наследию утвердил сохранившиеся 34 пунктов Дуги Струве в качестве Памятника Всемирного наследия. Единственный в этом списке общий памятник от нескольких государств.

Недалеко находится старообрядческая церковь Иоанна Богослова. Интерьер украшает выполненный по старообрядческим канонам иконостас с иконами XVII в., принесенными в Старую Некрасовку донскими казаками-некрасовцами. Рядом - зимняя церковь и воскресная старообрядческая школа.

Я успел сделать только один снимок иконостаса, как ко мне бросился батюшка чуть-ли не с кулаками.  Но и по этому снимку можно почуствовать старину потемневших икон…

Нас ждала неспешная дорога домой. 

В Бессарабии не зря сохранились памятники разных эпох. И даже эти кусты вдоль трассы, образующие юбилейную надпись – тоже памятник. Не наломать бы нам сейчас дров…

Вот такая она, наша Бессарабия, наша родина…

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.8
голосов: 10
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 473
 
25 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Honda_Od" :
Прекрасный и познавательный отчет. Завтра едем по вашему маршруту из  Одессы. У нас два дня есть. Хотим захватить Приморское-Вилково.
Так как в свое время самую малость немного поездил тех местах, могу сказать, что если к этому маршруту вы хотите добавить еще и Приморское-Вилково, в 2 дня не уложитесь. Разве только на вертолете, и то не факт Улыбка На Вилково, если хотите на 0-км, считайте нужен день. Да и про состояние дорог там не забываем. Это мрак.
 

Пользователь
Отзывов: 4
 
25 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Прекрасный и познавательный отчет. Завтра едем по вашему маршруту из  Одессы. У нас два дня есть. Хотим захватить Приморское-Вилково. Надеюсь, жара не испортит удовольствие. Только не пойму как за один день столько успели посмотреть? Или где-то ночевали? Во сколько выехали туда и во  сколько вернулись? Спасибо. если ответите. И за исторические детали и наводку где перекусить отдельное спасибо. А также про болгарский базар, жаль, нет информации про время его работы
 

Пользователь
Отзывов: 40
 
22 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Интересный отчет. Так хочется куда-то ехать навстречу новому, а тут вот оно все рядом, мы с Николаева. Буду еще читать, перечитывать, а там может и дороги подлатают и можно проехаться на денек.  Спасибо Вам!
 

Пользователь
Отзывов: 70
 
22 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо за ответ. Указанная статья из "Сегодня" была одним из источников при подготовке к поездке, как и этото сайт.
На Вашем блоге, чувтствую, подзастряну с удовольствием.
 

Пользователь
Отзывов: 3
 
19 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "turtat" :
"На самом деле про Бессарабию можно рассказывать бесконечно". Тем, кто знает Улыбка

Поэтому опять спрошу Вас об источниках исторических и краеведческих сведений.  Сошлитесь, пожалуйста, на инетные ссылки или бумажные версии источников.

Да я и сам как-бы краевед. Веду блог old-akkerman.livejournal.com. Много информации на форумах - туристических и исторических.

Интересный перечень незаезженных достопримечательностей Одесской области есть в этой статье:
http://www.segodnya.ua/regions/odessa/neizvectnaja-odecckaja-oblact-cklep-v-akkermane-i-kreml-v-dolinovke.html

Да и на сайте doroga.uа указаны многие достопримечательности с координатами и краткой историей.
 

Пользователь
Отзывов: 70
 
17 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
"На самом деле про Бессарабию можно рассказывать бесконечно". Тем, кто знает Улыбка
На самом деле, мы провели 9 дней отпуска целенаправленно в Одесской области. По состоянию дорог, вперыве чувствовали себя после отпуска, как после ссылки: большие расстояния при ужасном качестве дорог отнимали не только непомерно много времени, но физически и душевно выматывали (кстати на тот момент, трасса Одесса - Рени, была относительно хорошего качества, лучшая после киевской трассы). И это несмотря на то, что специально планировали поездку на сентябрь (2012), когда уже все ремонты трасс проведены. Вторая неожиданность: замечательные люди, которые в этих условиях не потеряли чувства собственного достоинства и очень рады гостям (мужа в Котовске и в Болграда буквально за руку заводили на импровизированную экскурсию).
Так как на все было всего 9 дней (ага, на самую большую территориально область), и начивали с Саврани, Кодымы, Котовска, а хотелось и в Измаил с Вилково попасть, пришлось оставить на потом центральные места бывших немецких колоний. Путеводителя не было. Да, и единственный путеводитель по области увидели в Ширяевской библиотеке, издан на грант Евросоюза, и достать его оказалось непросто (2 года понадобилось).
После муж категорически отказывался от подобных проектов, хотя до того исколесили Западную Украину.
Выводы сделаны такие: что пока не будет дорог, не будет и массового туризма, хотя группы потомков колонистов регулярно бывают. И нужно планировать маршрут с минимальными переездами, максимально насыщенными достопримечательностями, как на Западной Украине. Проблема найти именно максимально подробно о достопримечательностях региона.
Хочу более подробно и выборочно посетить районы области.
Поэтому опять спрошу Вас об источниках исторических и краеведческих сведений.  Сошлитесь, пожалуйста, на инетные ссылки или бумажные версии источников.
 

Пользователь
Отзывов: 139
 
16 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Почитал и лишний раз убедился: там где Россия-там бардак и разруха.Как же надо было испохабить этот самобытный край, выселить местное население и еще заменить местные исторические названия на радяньские. Хорошо хоть декоммунизация в Украине ставит на свои места.Жаль правда, что апологеты"русского мира" делают ставку на местное население в попытках сепаратизма и принуждения любви к России. Украине надо бороться за эти края, тем более,что это ворота в ЕС.
 

Пользователь
Отзывов: 3
 
15 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: turtat
Спасибо за теплые отзывы. Я боялся, что исторические детали будут интересны немногим. На самом деле про Бессарабию можно рассказывать бесконечно, и туристы, пролетающие ее по дороге из Одессы за рубеж, пропускают много любопытных мест.

В Фрумушике-Нова мы были несколько раз, в разные дни. Радует, что каждый год появляется что-то новое. Я очень не люблю организованный туризм, поэтому мы приезжали в будние дни. В принципе, у них есть отличный сайт с контактной информацией, из Одессы ходят фирменные микроавтобусы с туристами, можно заранее или на месте  заказать экскурсию или продегустировать фирменное блюдо из фазана.
 

Пользователь
Отзывов: 70
 
15 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Интересный отчет. Спасибо за  такие инфраструктурные детали, как любимое кафе по дороге.
Вы в Фрумушике-Новой были в выходной? С другими посетителями пересекались? Заранее созванивалсиь-договаривались?
Интересно, какими источниками пользовались для изучения истории немецких колонистов?
 

Пользователь
Отзывов: 205
 
15 июня 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Хороший отчёт. Особенно начало. Я было подумал, что построили ПЕРВЫЙ и единственный  км. этой дороги, для рекламы, а-н  нет . Что ж будем ждать. Несколько раз возил в паломничество своих родственников в Татарбунары в Борисовский женский монастырь. Очень понравилась местность и степной воздух. Был проездом и в Болграде, возвращалсь из Греции в 2013году. Проезжали ночью, поэтому запомнилась дорога и две глубокие ямы.   После их решили заночевать в посадке возле поля. А утром, так как первым встал, захотел  побаловать свою семью жаренной картошкой, умудрился испортить сковородку и картошку в ней. Хоть в Бессарабии и дороги плохие, но путешествовать там хочется.