Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

Грузия на автомобиле
Грузия на автомобиле
Тбилиси - Мцхета - Казбеги - Боржоми - Ахалцихе - Варзия - Кобулети - Батуми - Поти - Зугдиди - Сванетия - Телави - Цинандали - Сигнахи - Тбилиси
Добавлен: 3 августа 2009 г.
Просмотров: 20675
Автор: prorok313
Продолжительность: 9 дней
Пробег: 2000 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.7
голосов: 19
17  
Отзывы

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ НА АВТОМОБИЛЕ:
Mercedes-Benz
Марка: Mercedes-Benz

Желание поехать в эту страну возникло давно, однако данные о стране в наших СМИ и последние действия России останавливали. Изначально хотели ехать на свеем авто паромом в Поти, но стоимость перевозки 900 у.е. в оба конца за легковушку заставила искать другие пути. Так как нас двое, то решили искать попутчиков и сразу нашли киевлянина Михаила, который хотел поехать еще в мае, но попутчиков так и не нашел. Он был рад нашему предложению, и мы только согласовали время вылета и длительности поездки, исходя из отпускных возможностей участников. Общая длительность составила 9 дней, с учетом дня прибытия в Грузию. Надо заметить, что авиарейсы очень удобные по времени вылета - вы прибываете в страну в 9:0 по их времени (- 1 час от киевского), а улететь можно в 4:10 утра с прибытием в Киев в 5:10.

Относительно нашего транспорта

Я очень долго переписывался с фирмами по аренде авто. Надо заметить, что в Тбилиси их около 10, и они предлагают авто самой разной ценовой категории и с различными условиями аренды. Например, можно арендовать легковушку года 2002-2005 за 50-60 у.е. или внедорожник тех же годов за 90-100 у.е. Также можно арендовать авто с водителем за 150 лари/сутки (165 лари = 100 у.е.) + топливо, и, если вы едите за пределы Тбилиси, то оплачиваете питание и проживание водителя. Почти договорились арендовать внедорожник за 70 евро/сутки, но в последний момент я вспомнил об ответе одной компании о наличии у них Мерседесов по 50 лари/сутки, и было решено прилететь на место и узнать о качестве дорог с перспективой аренды Мерса.

Прибытие

У нашего попутчика через его сотрудника появился в Тбилиси знакомый, который нас встречал в аэропорту. Хотя это совсем не обязательно. В аэропорту полно такси, которое за 20 лари (что бы привыкнуть к пересчету, нужно умножать на 5) отвезет вас в Тбилиси, что в 20- км от города. Такси также можно заказать и у фирмы через интернет, что будет стоить уже 30 лари. С таможней проблем не было, и все прошло достаточно быстро.

Поселение в Тбилиси

Встречающая сторона (Джамал) и его приятель с авто начали искать для нас гостиницу с окраин города (50 лари за 2-х местный), далее была (50 лари за 2-х местный) почти в центре, но с жуткими условиями проживания (как у них сказано, комнаты без ремонта), и, наконец, остановились за 50 у.е. (2-х местный) в центре возле Майдана, который продолжается в ул. Руставели. О грузинском Майдане уже многие писали - это место времяпровождения иностранных туристов, где много ресторанов и кафе европейского уровня и такими же ценами. Небольшая гостиница с названием «Vip» имеет одно- и двухместные номера, которые расположены на 4-х этажах, небольшой холл внизу, частично столовая, где можно заказать за 5 у.е. легкий европейский завтрак. Постояльцы были немцы и англичане. Как потом оказалось, стоимость номера у них составляет 50 у.е. за одноместный и 70 за двухместный, а для нас они сделали скидку, так как к ним обращались Джамал и его друг, которые имеют общих с хозяевами гостиницы друзей.

Первый день: Тбилиси

Первую половину дня мы ходили по городу сами, посмотрели его центральную часть, пообедали в стильном ресторане, что находится в Доме кино и оформлен в стиле кинематографа. Обед на 3-х с вином стоил около 30 лари. Сразу стоит отметить, что в 1/3 ресторанов, в которых мы были, меню только на грузинском языке, в остальных дубляж на английском, и лишь в немногих дубляж на русском.

Если же вы идете в заведение попроще (кафе), то меню вообще отсутствует, и официант по совместительству бармен а часто и владелец называет его вслух. Вот здесь и начинаются приколы со стоимость, которая для иностранцев может возрасти почти в 2 раза. Так что первый совет: идите в заведение получше, это обойдется дешевле. Так же поступают со стоимость и в магазинах, которые расположены в туристических местах, где на товаре нет цены. Например, в сельском магазине в Сванении без зазрения совести за 0,5 л лимонада с нас хотели 1,5 лари (7,5 грн.), который обычно стоит 50 тетри (2.5 грн). Во всех ресторанах чаевые в размере 15% включены в стоимость, что указано на чеке, хотя и на грузинском.

Во второй половине дня для нас провел экскурсию владелец турфирмы Заза, с которым Михаил познакомился попереписке. Я не буду описывать все достопримечательности Тбилиси, отмечу только самые впечатляющие: новый собор Троицы на возвышенности, самый большой в Грузии, воистину монументальное грандиозное сооружение; серные бани недалеко от Майдана (состоят из 2-х комплексов, один за 3 лари/час общего пользования, и другой за 40-100 лари /час, в зависимости от размера за пользование приват. номером на 6-8 человек, который состоит из холла с диванами и креслами и парной с бассейном и мраморным топчаном для массажа, где мы даже попарились; парк отдыха на горе над Тбилиси, где в стилизированном под сказку виде есть множество каруселей для детей и где любит отдыхать большинство жителей города (в Киеве даже приблизительных аналогов нет). Но за отштукатуренными фасадами центральных улиц скрывается полная разруха.

 Второй день: Мцхета, Казбеги

Для путешествия на этот день мы арендовали за 60 лари/день + бензин водителя со своим авто Вано на фиате, которого посоветовал Заза.

Мцхета (первая столица) находиться рядом, там можно посмотреть собор Светицховели (1010-29 гг.), где находиться Животворящий Столп, храм Джвари (585 г.), что возвышается на горе над Мцхетой, монастырь Самтавро (XI в.), где похоронен первый христианский царь. Эти действующие христианские святыни, несмотря на их возраст, находятся в довольно хорошем состоянии. Как нам объяснили, в Грузии предпочитают не реставрировать, а консервировать здания. Мы были там рано утром, но уже встретили автобус с корейцами.

К Казбеги необходимо ехать около 150 км на север по хорошей дороге. Хорошая это значит, что асфальт со времен еще союза в месте повреждений залатан и ямы почти отсутствуют. По дороге мы встречаем большое озеро Жинвали с церковью на холме, далее еще ряд поселков, дорога поднимается к перевалу, за которым видны уже снежные вершины.

Оказалось, что известный монастырь в Казбеги находится на высоте 2100 и добраться к нему можно или пешком по дороге ( 1,5-2 часа ходу), или на ниве. Тут же появляется местный драйвер и доказывает что пешком не дойти и нужно только ехать 30 мин и он готов это сделать за 50 лари. После торговли поехали за 40. Дорога действительно плохая, но ехать минут 15, не более. Вид действительно красивый, действующий монастырь достаточно ухожен, там было около 20 человек жителей, которые пришли пешком на службу. По дороге обратно на трассе много персиков со своих садов за 1 лар/кг, слив и яблок. В Тбилиси возвращаемся около 19:00.

Аренда авто

Мы выяснили, что качество дорого в Грузии вполне сносное, и решили арендовать Мерседес. Я никогда не связывался с арендой авто, так что во всем искал подвох. Уже ближе к ночи нам пригнали 2 Мерседеса для выбора: один серебристый дизель 2,5 автомат и другой красный механика 2,4 бензин. Это оказались два больших монстра (когда-то называемыми «слонами»), на которых ездил в 90-х блатной рекет. Обе машины - не пугайтесь - 1993 г.в., пригнанные из Германии с пробегом несколько более 300 тыс. Так как был уже вечер, решили перед подписанием документов осмотреть внешний вид машин утром, а вечером я сел за руль красного авто для тестирования на дороге.

Внимание водители!!!!!!!!!

В Грузии, а особенно в Тбилиси, ездить не умеют, правил не знают, культуры на дороге никакой нет. Этому есть масса собственных наблюдений: никто не включает указатели поворотов при перестраивании; могут запросто, подрезав 3 ряда машин, повернуть с крайней левой полосы в крайнюю правую; едут не по разметке полос, а почему то между ними; могут ехать на красный; могут ехать на кирпич; на перекрестках не знают кто кому уступает дорогу, а поэтому тормозят все, сигналят, мигают и едет тот, кто более уверен в правоте; могут резко остановиться у обочины, не показав при этом маневр, или притормозить, что бы повернуть влево. В сельской местности много коров и свиней на дорогах. Так что для тестирования меня вывезли в более безлюдный район на окраину города.

После мех. коробки немца, где небольшое расстояние между соседними передачами, я решил сесть на дизель автомат, а впоследствии на нем и остановиться. Стоимость аренды авто составила 50 лари в день + 100 у.е. залога. На автомобиль оказалась страховка на 3000 у.е. от угона, повреждений, автогражданка с mах. франшизой для меня в 300 у.е. при полной потере автомобиля. Хочу отметить, что это наилучшие условия, которые предлагали мне фирмы по аренде, где и франшиза была выше, и было не понятно, сколько нужно платить при повреждениях и кто это оценивает. Владельцем фирмы был Георгий, с удовольствие даю его номер тел. +99598-62-02-02 и эл. почту giorgigiogio@mail.ru. При подписании документов у нас присутствовал как гарант того, что мы авто не украдем и не перегоним в Осетию, третья сторона – гражданин Грузии Джамал, но если у вас такой возможности нет, можно договориться и без этого. Утром перед выездом осмотрели авто, отметили и сфотографировали все царапины и сколы, владелец будучи за рулем вывез нас на автомагистраль за город и мы отправились в путешествие.

Третий день: Боржоми, Ахалцихе

На трассе езда более цивилизованная и упорядоченная. Удивляют только правила обгона, когда идущий на обгон автомобиль мигает встречному и сигналит попутному транспорту что бы их пропустили, благо что дорога в 2 широкие полосы и есть куда отъехать. Со временем я поступал точно так же.

От Тбилиси автомагистраль сделана только на 50 км, а дальше идет строительство и ехать можно уже 80, а местами и 30. Кстати, скоростной режим в Грузии следующий: нас. пункт 50 км/час, трасса 80 км/час, магистраль 110 км/час. Превышать можно не более чем на 15 км., первый штраф от 20 лари.

Пообедали в придорожном ресторане нац. блюдами, вкусно, большие порции, на будущее заказывали как правило только одну порцию разных блюд на 3-х что вполне хватало.

Добрались до Боржоми. Городок небольшой, часть парка с дворцом Романова закрыта, и все гуляют в парке, который начинается у подножья горы канатной дороги и распространяется вокруг этой горы справа вдоль речки на большую протяженность. Мы так и не дошли до его конца, свернули по тропинке влево и вверх и вышли в конечном итоге на дорогу, которая привела нас на вершину горы. На вершине располагается небольшая церковь Серафима Саровского, возле нее камень, где ему явилась Богородица, недалеко мужской монастырь. Возвращаемся несколько вниз к канатной дороге и по дороге встречаем здания, где разместили беженцев недавних военных событий. Картина жуткая: многоэтажные здание санатория с черными закопченными стенами от буржуек, трубы которых были выведены в окна. Спускаемся на канатной дороге вниз (1 лар) и уезжаем, пообедав в кафе.

В Ахалцихе добрались ближе к 17:00 и разместились в гостинице «Престиж», что почти в центре. Стоимость номеров от 40 до 100 лари, в зависимости от количества комнат (есть двухкомнатные). Кроме этой гостиницы есть и другие, но стоимость гораздо выше. Хозяйка рекомендует съездить в сероводородные ванные, основанные еще Романовым, что в 30 км от городка в горах, и посетить обсерваторию.

Купальни нашли с большим трудом, так как указателей нигде нет, а местные то и дело отправляли нас вверх и вниз по дороге, проезжая мимо купален. Но вот нашли. Здание, построенное еще за царя, сохранился фасад, смотрящий который сидел на крыльце повел нас показать это чудо бальнеологического курорта. Мы испытали легкий шок – здание наверное не ремонтировали еще со времен царя. В ряде комнат просто кучи мусора, падающая плитка и штукатурка, гнилые стены. Он открыл дверь и показал нам ванную, которая похожа на послевоенную одесскую коммуналку с водой темп. чуть выше 30. Еще большим было удивление что стоимость купания составляет 10 лари (50 грн) в час. До этого в гостинице нам сказали, что стоимость составляет 3 лари/чел., и после сообщения ему об этом, смотрящий тут же сообразил, указав нам на другую комнату с дыркой в поле размером 0,5х1,0 метра за 3 лари. Ничуть не смутившись нашим отказом он нас провел к выходу.

Только потом нам сказали, что это так сделано для того, что бы продать это место инвестору за небольшие деньги. Ванные действительно были по 3 лари и располагались в 100 метрах ниже этого здания. Впрочем, и там присутствовала разруха, но несколько меньшая, и состояли они из двух больших бассейнов метров по 25-30, куда наполнялась вода из скважины. Один был заполнен с темп. воды около 35 град, а другой только наполнялся, но вода текла не очень горячая, и сидеть можно было прямо возле трубы. Там мы встретили человек 10 армян, которые приехали в это селение на отдых и купание в этих ваннах.

Пока занимались купанием, уже стемнело, и мы поехали в обсерваторию. Об этом заведении в инете написано много. В горах живет и работает около 200 человек, и является оно вторым по размерам в бывшем Союзе. На небе облачно, и мы несколько огорчены, но все же поднимаемся по извилистой дороге вверх. Въезд преграждают механические ворота и серьезная охрана, объяснившая что это режимный объект и въезд запрещен. Мы объясняем что с Украины, много слышали об этой обсерватории и, если можно, хотим только посмотреть на этот комплекс. Охранник связывается с кем-то по тел., садиться к нам в машину, и мы едем к комплексу жилым домов. Минут через 10 к нам выходит мужчина, как потом оказалось, директор обсерватории, который согласился для гостей из Украины ночью провести экскурсию. О грузинском гостеприимстве можно писать многое, но этот пример все достаточно красочно описывает. Экскурсия оказалась очень интересной: мы увидели музей, узнали о достижениях их астрономов, а самое главное - смотрели в телескоп. Директор несколько раз, перенастраивая телескоп на необходимый участок неба, поднимая и опуская платформу телескопа по высоте (движется вся комната) и сам телескоп показал нам скопление звезд туманности Млечного пути и многое другое, отказавшись взять деньги за потраченное время. Вернулись в гостиницу поздно ночью.

Четвертый день: Варзия, Кобулети (пятый день)

Ранний подъем, так как до Варзии ехать 1,5-2 часа из-за не очень хорошей дороги. Дорога оказалась вполне проездная, только с ямами, так что скорость движения небольшая. В Варзию мы прибыли чуть раньше экскурсовода, который нас догнал минут через 20 на маршрутке. Комплекс грандиозный, даже если это его 1/3 (остальное потеряно при землетрясении), это все равно гораздо больше крымского Бахчисарая. Об этом комплексе в инете написано много. Было удивительно что существовала большая библиотека, которую к сожалению сожгли турки, аптека, церковь с сохранившейся росписью по штукатурке 12-го века, самотечное водоснабжение, вентиляция, канализация и т.д., было 8 этажей, что могло разместить при нашествии врага около 50 тыс. людей. Сейчас церковь (ныне монастырь) действует и там живет 7 монахов.

После Варзии большой переезд на побережье в Кобулети в объезд через Боржоми, Кутаиси, Самтредиа, Озургети, потому что дороги через Адигени нет.

Кобулети (где мы провели и пятый день) понравился прежде всего длинным пляжем более 5 км, который, в отличие от Крыма, не разделен на кусочки. Вдоль всего побережья идет мощеная тротуарной плиткой набережная метров 5-7 ширины, вдоль которой расположись гостиницы, пансионаты, частные виллы и дома, кафе и рестораны. Между этими зданиями много проходов к морю, потому что и с левой стороны трассы, которая проходит транзитом на Батуми, аналогичные постройки. Никто не перегораживает проходы и не ставит забор к воде, хотя есть достаточно богатые виллы с прозрачным забором и охраной по периметру.

В Кобулети отдыхают грузины и армяне, есть 5-звездочный отель со стоимостью номера от 175 лари. Стоимость проживания различная: от 10 лари/день за койко-место (одно, двух, трехместные комнаты) в доме, который сдают хозяева, до 50 у.е. за 2-местный в гостинице с видом на море. Совет: в начале городка цены самые низкие но и условия похуже. Если проедите в средину, то можно найти 2-местную комнату за 30 лари с видом на море. Для питания есть множество кафе и ресторанов, как раз здесь в большинстве заведений не дают меню, называют блюда и их цены исходя из внешнего вида клиента.

Еще одной достопримечательностью является парк аттракционов, который находится в нескольких километрах от городка. Проезжая днем мимо этого парка, мы не могли представить насколько он громаден при ночном освещении фонарей. Парк построен по последнему слову техники европейского образца и имеет более 3-х десятков аттракционов, не считая мелких. Аттракционы не гидропарковского уровня (киевляне поймут). Есть вертикальная вышка со свободным падением сидений, серия маятников, центрифуг, качалок и вращалок, американские горки с фиксацией сидения над головой и переворачивании пассажира на поворотах с ног на голову и многое другое. Стоимость аттракциона от 2-х до 10 лар.

 

День шестой: Батуми, Поти, Зугдиди

Утром отправились в Батуми, зная о городе только то, что там на природу и воздух наложил свой отпечаток портовый терминал, но все оказалось не так. В большом парке на набережной, что недалеко от порта, в изобилии пальмы, бамбук и много других тропических растений, которые в строгих ухоженных и продуманных композициях создают впечатления не портового города, а курорта. Запах был только моря и цветущих растений. Вдоль всего парка большой пляж из гальки с немногочисленным количеством купающихся и отдыхающих на лежаках грузин. Весь парк мы не обошли, так как он довольно большой, а знакомство с Батуми закончили в небольшом кафе украинской кухни, что недалеко от парка с хозяйкой из Харькова.

Подкрепившись украинским борщом и другими блюдами национальной кухни, мы поехали в ботанический сад, что возле Батуми. Указателей не было, поэтому решили спросить дорогу у прохожего, который оказался человекам, который живет на ее территории, и, сев в нашу машину, он привел нас прямо к саду. На территорию сада на авто не пускают, но, поговорив с охранниками, ворота открыли, и мы въехали в сказку.

Парк расположен на территории 120 га, очень ухожен, на его площадях также размещена сельхозакадемия. Никитский ботанический сад - карлик по сравнению с этим чудом тропической фауны. Он разделен на зоны по растениям из различных уголков мира: Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Япония, различные части Азии и т.д. Каждое дерево вдоль аллеи подписано на латинице, английском и русском языках. Везде копошатся служащие, подстригая и причесывая деревья и газоны.

Дорожка ведет вниз, и мы спустились в его нижнюю часть, что рядом с железной дорогой, а через 20 метров море. Наш гид, к сожалению не помню его имени, живет в одном из нескольких домов, которые уже давно стоят на территории парка, он поведал что долго работал в Петербурге, после того как кавказцев выгоняли из страны вернулся обратно, он также пытался перейти границу Украины и Венгрии, но был пойман пограничниками и депортирован с запретом въезда в Украину на 5 лет, о чем очень сожалеет. За помощь денег также не взял и пожелал хорошего пути. Пока мы доехали до ворот парка он передал номер своего тел. охраннику для того, что бы мы обращались в случае проблем в Грузии.

Дальше мы поехали вдоль побережья через Поти в Зугдиди (регион Мегрелия). Поти показался мрачным портовым городом с соответствующим запахом, так что проехали транзитом и даже не останавливались. В Зугдиди нам помогала с размещением знакомая Зазы (владелец тур фирмы из Тбилиси) Наташа. Гостиниц там две - одна напротив другой, и есть постоялые дворы. Мы, по совету Наташи (имя в переводе на наш язык), расположились в более новой. Стоимость номеров - 70 лари за 2-местный, или 100 за двухкомнатный, но, поговорив с владельцем, нам сделали скидку 2 по 50. Поужинали в ресторане Багратион (много блюд и хороший сервис). Перед отравлением дальше узнали у местного таксиста о состоянии дороги в Сванетию (дорога плохая, но уже делают новую). Оказалось, что у него родственники живут в Броварах под Киевом, и он гостил у них в прошлом году. Таксист приглашал нас переночевать бесплатно к себе в частный дом.

День седьмой: Сванетия

По совету Наташи встали очень рано, так как ехать 136 км (эти 136 км мы ехали около 6-ти часов) по плохой дороге. Первые километров 70 были вполне достойными - бетонка хорошего качества, только местами размытая, но засыпана щебенкой. Слева от нас было водохранилище на котором расположена плотина Джвари. Плотину мы не видели,- она оказалась в стороне.

Приключения начались после полуразломанного деревянного моста, перед которым стоял знак "движение запрещено". Но другой дороги в Сванетию просто нет! Помолившись впервые за путешествие, поехали через мост. Разломанные доски скрипели под тяжестью Мерса, но мы благополучно добрались на другую сторону.

Дорога оказалась достаточно плохой, особенно для низкого в клиренсе Мерседеса. Приходилось ехать медленно, выруливая между ямами и булыжниками. Местами дорога проходит в нише под вырубленным нависающим карнизом стены и везде стоят знаки камнепады. Так мы ехали несколько часов, пока не начали подниматься по перевалу вверх. За это время встретили несколько встречных попутных маршруток фордов и внедорожников, и каждый раз водители смотрели на нас с недоумением.

Уже почти на перевале встретились с реальной проблемой – большой глубокой лужей грязи с выкатанными канавами по колеи. Вот тогда мы и познакомились с грузинской полицией. Позвонив 022, сообщили, что стоим перед лужей грязи в горах и не знаем что делать. Если поедем, то наверняка застрянем и перегородим все движение, а возвращаться очень не хотелось (попробуй такое скажи нашим). Уже через 15 минут с перевала показалась патрульная машина – Тоyota пикап с 4-ми полицейскими. Они, не спрашивая документов у иностранцев на машину с тбилисскими номерами, спросили, чем могут помочь. Поняв ситуацию, водитель патрульной машины сел за руль нашего авто и, немного разогнавшись, проехал это препятствие. Узнав, что мы с Украины, патрульные сказали, что наши народы друзья, и мы договорились обратиться к ним на обратном пути для преодоления этого препятствия.

Еще несколько часов такой же дороги и мы в Местии – городок районного значения с больницей и небольшим аэропортом. Нам забронировали номера в единственной новой гостинице, вторую строят. Стоимость места на одного 35 лари, 45 с завтраком и 70 с полным пансионом. Узнавая об аренде машины для путешествия по горам нам предложили места в частном доме за 15 лари с человека, на что мы и согласились. В Грузии уже привыкли к туристам, поэтому предлагают только те места где есть душ и туалет в доме. Хозяином был Олег, очень воспитанный и культурный человек, его адрес ул. Сталина 5, не удивляйтесь именно Сталина. Наш гид на ниве сотрудник местного музея – Вахтанг за 10 лари/час согласился показать нам Сванетию. Погода была пасмурная, моросил дождь, прохладно, но экскурсия началась.

Первое что увидели - башню изнутри. Для этого пришлось лезть по 3-м деревянным лестницам, которые смогут выдержать разве что кур на эту верхотуру. Башни строили таким образом, что к ним примыкал с одной стороны дом, но так как старый дом разрушился хозяева в районе чердака нового дома, который примыкает к баше с другой стороны, прорубили лазейку в более чем 50 см стене и через нее сделали лаз на второй этаж башни. Первым этажом в свое время была яма для узников, а сейчас погреб. Так по этим куриным лестницам мы добрались на верх и через дырку в крыше сфотографировали окрестности. Вахтанг предлагал залезть на крышу, но как то не очень хотелось стоять на этой трухлявой конструкции. В проеме одного из окон лежала старая винтовка, правда без затвора. Рядом с башней была церковь, одна из 2-х в мире, на которой есть фрески 400-го года до н.э. с изображением воинов, может тех, что отправлялись за золотым руном в эти места.

Далее мы выехали в направлении ближайшей горной деревни - Ели. Дорога оказалась непростой даже для Нивы - подъемы и спуски по грязи, большие канавы. Наш путь преградила бригада лесорубов, которые спилили несколько деревьев. Как объяснил Вахтанг, в селе умер молодой парень, по их традиции на похороны прейдет все село (чуть более 1000 человек), и для этого нужны столы и скамейки. Каждый приходящий запишет свою фамилию в списке и укажет сумму, которую он жертвует, и так делают при каждом похороне для всех.

Вот и село – несколько каменных домов с пристройками из камня. Нас выбежали встречать четверо ребятишек разного возраста в резиновых сапогах, калошах, грязноватой одежде. Как объяснил гид, в селе есть школа до 4-го класса и свой учитель, в нее ходят дети с этого села и соседнего аналогичного, которое виднеется на пригорке под лесом, чуть выше. Кто старше,  учится в интернате в Местии, а домой идет только на каникулы. На улицу также вышла женщина в спортивном костюме и, вероятно, две ее дочери. Пообщавшись о сложностях местной жизни через переводчика- Вахтанга, мы вернулись к машине, сопровождаемые увеличившейся на несколько ребятишек компанией юных сванов.

Спустившись в село, заехали в местный музей, но увидев цену в 10 лари с человека +10 за экскурсовода, отказались, чем очень расстроили Вахтанга, который сказал, что мы не увидим ценных рукописей, икон и многого другого. Уже в машине он согласился, что цена высоковата, и ее устанавливали не они, а из Тбилиси.

Покушать можно только в одном месте – ресторане местной гостиницы. Именно здесь можно попробовать знаменитое сванское блюдо – кубдари (острое мясо в тесте). Раньше для его приготовления использовали немного конопли. Кстати, Сванетия была богата этим зельем, и местные его достаточно регулярно употребляли, но вроде в последнее время полиция за этим следит. Вечером Олег, хозяин дома, предложил гостям из Украины пойти вместе с ним на свадьбу от его дома - так в Сванетии принято поступать с гостями. Уставшие от дороги мы вежливо отказались.

День восьмой: возвращение в Тбилиси

Запомниться надолго. Выехали опять рано утром, около 7:30, и, как оказалось, не зря. После повторной помощи полиции с преодолением грязной лужи через 30 км мы пробили сразу 2 колеса. Как потом объяснили местные, это частые проблемы на этой дороге из-за острой скальной породы. Одну покрышку вообще разрезало литым диском почти на 1/3. Заменив запаской переднее колесо, все равно остались с одним спущенным, и это без насоса, на горной дороге, где не работает моб.

Совет: проверьте наличие в машине насоса перед выездом в горы и целостность запаски.

Минут через 30 остановилась попутная Нива и, накачав пробитое колесо, поехали вперед до очередного его спускания, что случилось минут через 10, а до ближайшего села около 30 км. Мы подкачивали колесо, воспользовавшись помощью попутных машин еще не один раз, пока не доехали до села. Останавливались все, не отказал в помощи никто. Один, у которого не было насоса, сообщил об этом кому-то из ниже расположенного села, и тот на Москвиче 412 приехал что бы нам помочь (вот это «дикие» сваны).

В селе колесо чинили большой компанией, во главе которой был местный мастеровой Дмитрий, служивший в свое время в Белоруссии и знающий тост «будьмо». Починка заняла около 2-х часов, так как они никуда не спешили, попивая пиво и методично ремонтируя колесо. Наконец то заклеили, накачали и в путь.

За время, пока я возился с колесом в мастерской Дмитрия, вокруг машины и двоих туристов собралась большая компания с пивом местных парней 25-35 лет и нескольких девушек и, предлагая выпить и произносить тосты, весело дискутировала по поводу дружбы Украины и Грузии.

До Зугдиди добрались уже без приключений. Там купили две б/у покрышки 50 лари за пару, помыли на мойке машину и к вечеру были в Тбилиси. Дорога оказалась менее сложной, чем на встречном направлении, так как грузовики двигались преимущественно в Поти. На подъезде к городу нас встретил Георгий (владелец компании по аренде) и, сев за руль авто, отвез нас в гостиницу.

День девятый: Телави, Цинандали, Сигнахи

Рассчитывая посетить винный край в последний день, мы договорились с Георгием, что он сам поведет авто, а мы будем только пассажирами. Путешествие оказалось очень интересным и познавательным.

Первое что мы посетили – это оптово-розничный рынок (крупнее троещинского) на выезде из Тбилиси, где, по словам Георгия, отоваривается весь город. Там действительно стоимость сувениров, которые нас интересовали, отличается от городской в разы. Немного отоварившись поехали дальше.

Цинандали. Место где находится старый завод по производству вина, родоначальником которого был Чавчавадзе, там же его музей и дегустация. Вероятно, из-за популярности среди иностранных туристов этого направления администрация музея решила брать деньги буквально за все. И так: посещение музея – 5 лари, однако в него нужно идти через часть парка за что также берут 2 лари, в музее экскурсия оплачивается отдельно. Есть в перечне также посещение винотеки (16 тыс. бутылок) – 5 лари и дегустация 6-ти видов вина в музее – 20 лари.

Мы выбрали винотеку. Она представляет собой отдельное строение в глубине парка, где в подвале здания расположено 30 больших комнат для хранения вина. Но так, как там ремонт, то все вывезли, кроме содержимого одной комнаты, где представлены самые старые бутылки, что и показывают туристам. Гид слабо говорит на русском и совсем не знает английского. За 25 грн с человека нам показали комнату со стеллажами на которых старые бутылки. Но все таки кое-что ценного мы узнали. Последнее пополнение этой комнаты было в 70-х годах, а последний раз открывали бутылку из винотеки 2 года назад. Кроме того, завод вот уже несколько лет не работает и находится на ремонте. Возникает вопрос: что же тогда они дегустируют за 100 грн, если завод давно не работает, а сухое вино хранится 2-3 года?

Разочаровавшись экскурсией, поехали в Телави на современный винный завод Teliani Valley, что на окраине города. У завода строгая пропускная система, но, узнав, что мы туристы из Украины, нам разрешают подъехать к зданию для встречи с девушкой-администратором. Она нас завела в музей-комнату, но после разговора о методике изготовления вина, сортах винограда и многом другом, что я знаю по крымским дегустациям, поняла, что имеет дело с интересующимися людьми и пригласила посетить сам завод.

Завод действительно сделан по последнему слову техники. Купажируют вино различными сортами винограда в дубовых бочках, очень популярный сорт саперави. Сухие вина после брожения и превращения сахара в спирт, а также дополнительной консервации (девушка не призналась чем консервируют) разливают в бутылки и продают. Кто не знает консервант для сухих вин применяется обязательно, а то вино за несколько месяцев скиснет. Бутылки завод заказывает из Италии, так как местное стекло по их мнению не качественное, а пробки из Испании. Показали нам и современную разливочную линию. Если же вино необходимо сделать полусладким, то его после купажирования помещают во французские резервуары (термостаты) с темп. + 2-4 для приостановления брожения и сохранения части сахара. Завод делает также сухое шампанское по классической технологии. На заводе в это время готовили цистерны для принятия винограда нового сезона. Есть и дегустация 2-х сухих марок вин за 20 лари. Отказавшись от дегустации, мы попросили возможность приобрести несколько бутылок настоящих Кинзмараули, Хванчкары и Оджалеши, что нам позволили сделать по заводской цене порядка 15-18 лари за бутылку.

Этот регион, кроме виноделия, очень богат своими христианскими святынями, многие из которых мы посетили. Прежде всего это собор Алаверди, что в 20 км от Телави. До возведения Троицкого собора он был самым высоким в Грузии (68 метров, а не 50 как пишут путеводители, 50 метров только до купола ). Дедушка у входа рассказал нам его историю, которая началась, когда из Сирии пришли 13 сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, одним из которых был Иосеб Алавердели, который основал на этом месте маленькую церковь Святого Георгия. В дальнейшем в 11 веке на этом месте царь Квирике Кахи построил собор, который и сейчас называют Собором Святого Георгия (Цминда Георги). Сейчас там мужской монастырь, и поэтому мужчин в шортах и майке в собор не пускают.

Монастырь Икалто с академией, что неподалеку, имеет ту же историю что и Алаверди, так как основателем был один из 13 монахов. Нас встречает предприимчивый дедушка, который 2 минуты говорит об его основателе, а затем хочет за экскурсию 5 лар. На территории идет реконструкция как монастыря, так и академии, где учился Шота Руставели. В окрестностях есть и другие монастыри, основателями которых были сирийские монахи, но мы движемся дальше.

Сигнахи. Образец городка, куда не стыдно пригласить не только туристов, но и иностранные правительственные делегации, что Саакашвили и делает. Полностью отреставрированный городок выглядит как декорации к дорогому фильму. Поменяли и подчистили все, от забора до крыши. Есть много музеев. Туда же перенесли и галерею знаменитого Пиросмани, которая, к сожалению, в понедельник была закрыта (выходной). В его же селе Квемо-Бодбе находится только музей художника. Недалеко находится церковь, в которой похоронена святая Нино (родоначальница христианства в Грузии) и святой источник.

Погода окончательно испортилась, и мы возвращаемся в Тбилиси. Кстати километраж до Телави небольшой - 120 км, а наш маршрут потянул на чуть более чем 300 км. Но скоро откроется дорога через Гомбори, как утверждают осталось около 10 км, что сократит путь в Телави до 80 км.

Полиция

Их полицейский - страж порядка европейского образца. Их работа действительно заключается в помощи людям. На всех дорогах можно увидеть полицейские авто, которые или стоят, или патрулируют дорогу, и без надобности никого не останавливают. За 9 дней нас не остановили и не проверили документы ни разу, хотя очень часто они проезжали мимо и видели, что в авто из Тбилиси, а за рулем сидит не грузин. Как нам рассказали, Саакашвили очень быстро устранил коррупцию, назначив наказание за дачу взятки и ее получение от 6 до 9 лет без вариантов избежать наказание. Ему пришлось уволить около 50 тыс. работников милиции, суда, прокуратуры, представителей органов управления и т.д. Они задерживали даже если у тебя было нечистое прошлое, поэтому многих преступников нашли, а многие сбежали из страны, в том числе и в Украину. Были у него и новаторские шаги – откупиться у государства за мелкое преступления, если потерпевшая сторона не выдвигает претензий и ты обратился сам. Сумма весьма большая для Грузии - от 5 до 10 тыс. у.е. Но теперь на улицах полное спокойствие, и гулять можно посредине ночи в самом глухом районе.

Послесловие

В отчете я постарался отразить позитивные и негативнее стороны путешествии по Грузии и предостеречь путешественника от тех ошибок, которые мы сделали сами. Как по мне, ехать действительно стоит. На фоне позитивных эмоций мелкие неудобства не замечаешь, и при возможности я обязательно поеду в Грузию снова, так как осталось много мест, где стоит побывать.

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.7
голосов: 19
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Гость
 
28 июля 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
очень интересно и познавательно! спасибо
 

Гость
 
15 апреля 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Киевлянин" :
В июне ездили на авто в Грузию. Ну что вам сказать. Мы в шоке! Конечно в положительном плане. Все начинается с границы. Разница фантастическая. В рашке на границе к тебе относятся как к дерьму (ну в общем то в рашке всегда к людям относились как к скоту) все сотрудники злые, в глазах кроме ненависти и желания содрать ничего нет, в итоге прохождение границы 2.5 часа. Заехали в Грузию. Хотел выйти , попросили сидеть в машине, и подъехать ближе к окошку. Просканировали паспорта и каждого в машине сфотографировали, ввели данные в базу компа. Итог 7 минут . Да еще мужик с улыбкой на устах предложил помощь, если она вам нужна.(поменять деньги,как проехать,где заночевать). Я могу писать долго и нудно, но наша семья была поражена людьми и тем что за это время сумели сделать грузины. Зависть добрая не покидает и по сей день. Рашка. За время проезда через территорию варваров два раза пытались содрать деньги, особенно в минеральных водах. Извините кацапчеги но никак по другому не назовешь вашу территорию. Перед выездом были выучены ПДД РФ, а также ссылки на законы + видеокамера. Итог 0 взяток. Единственная ошибка не заблокировал двери (пытались вытащить из машины) естественно не законно. В рашке закон понятие условное и полюционеры-корупционеры очень отдаленно знают что это такое, по крайней мере мне не встретился не один палицай который знает хотя бы ПДД. О рашке писать больше не буду, да и в следующий раз я лучше полечу (лоу кост Киев- Кутаиси за копейки делает это реальностью) чем буду ехать через страну варваров. Такое было ощущение что ты типа пиндос и едешь через иран. (все люди зашуганные, злые, хамовитые).  Те кто дочитал до конца и думает ехать или не ехать могу сказать. Обязательно ехать. Горы. Чистый воздух. Здоровая пища (очень недорого). Люди с другой планеты, особенно после рашки. Только не едьте на машине с низким клиренсом. Военно-грузинская дорога вас добьет. Зато какие там виды!!! Смотровая площадка - 3D IMAX нервно курит в сторонке. Короче мы в восторге чего и вам желаем (всем нормальным чоловекам, а не проплаченным путиноидам).

Унижая другую нацию, Вы сами становитесь такими же, если не хуже. Да в России не все благополучно, и гаишники есть, которым деньги нужны... а у нас не так же? Да в Грузии стало на порядок лучше, не спорю. Но судя по Вашему гневно-пренебрежительному отношению к соседям, Вы сами от них по развитию не далеко ушли. Жаль что Вы с Украины, мне стыдно что рядом со мной живут такие люди Грустный  А в Грузии и правда приятнее люди, чем в России и Украине.
 

Гость
 
7 сентября 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
В июне ездили на авто в Грузию. Ну что вам сказать. Мы в шоке! Конечно в положительном плане. Все начинается с границы. Разница фантастическая. В рашке на границе к тебе относятся как к дерьму (ну в общем то в рашке всегда к людям относились как к скоту) все сотрудники злые, в глазах кроме ненависти и желания содрать ничего нет, в итоге прохождение границы 2.5 часа. Заехали в Грузию. Хотел выйти , попросили сидеть в машине, и подъехать ближе к окошку. Просканировали паспорта и каждого в машине сфотографировали, ввели данные в базу компа. Итог 7 минут . Да еще мужик с улыбкой на устах предложил помощь, если она вам нужна.(поменять деньги,как проехать,где заночевать). Я могу писать долго и нудно, но наша семья была поражена людьми и тем что за это время сумели сделать грузины. Зависть добрая не покидает и по сей день. Рашка. За время проезда через территорию варваров два раза пытались содрать деньги, особенно в минеральных водах. Извините кацапчеги но никак по другому не назовешь вашу территорию. Перед выездом были выучены ПДД РФ, а также ссылки на законы + видеокамера. Итог 0 взяток. Единственная ошибка не заблокировал двери (пытались вытащить из машины) естественно не законно. В рашке закон понятие условное и полюционеры-корупционеры очень отдаленно знают что это такое, по крайней мере мне не встретился не один палицай который знает хотя бы ПДД. О рашке писать больше не буду, да и в следующий раз я лучше полечу (лоу кост Киев- Кутаиси за копейки делает это реальностью) чем буду ехать через страну варваров. Такое было ощущение что ты типа пиндос и едешь через иран. (все люди зашуганные, злые, хамовитые).  Те кто дочитал до конца и думает ехать или не ехать могу сказать. Обязательно ехать. Горы. Чистый воздух. Здоровая пища (очень недорого). Люди с другой планеты, особенно после рашки. Только не едьте на машине с низким клиренсом. Военно-грузинская дорога вас добьет. Зато какие там виды!!! Смотровая площадка - 3D IMAX нервно курит в сторонке. Короче мы в восторге чего и вам желаем (всем нормальным чоловекам, а не проплаченным путиноидам).
 

Гость
 
8 августа 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Отлично! Планируем свою поездку в Грузию в ближайшее время. Если можно вышлите, пожалуйста, координаты ваших сопровождающих, Наташи и Зазы.
 

Модератор
Отзывов: 771
 
12 июля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: Олег
Знайдіть, будь ласка:)
 

Гость
 
12 июля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Дякую за звіт, дуже допоміг в нашій подорожі Грузією, Вірменією та Нагірним Карабахом. Повернулися місяць тому. Якщо когось цікавлять буд-які питання з даної теми - буду дуже радий допомогти. (Подорожували на власному авто через Росію).
П.С. На звіт ніяк не знахожу часу.
 

Гость
 
31 августа 2011 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо большое, во многом Ваш рассказ очень помог когда были в Грузии, замечательная страна!
 

Пользователь
Отзывов: 547
 
28 августа 2011 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Зачёт.Больше фотографий.
 

Гость
 
17 октября 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо за рассказ. Теперь я знаю что надо ОБЯЗАТЕЛЬНО побывать в Грузии.
 

Гость
 
23 июня 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Во многих комментариях к отчёту, пишут: "молодцы!". Присоеденяюсь к этим товарищам в оценке.
Сам бывал, ещё при "совке", в Грузии множество раз : отдых, свадьбы детей друзей, к сожалению,  похороны.
Сейчас живу в очень дальнем зарубежье, но уже был в Грузии у друзей 4 года назад и буду опять в сентябре. Тянет.


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Все события