Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

Казацкий марш на Хортицу
Казацкий марш на Хортицу
Киев - Китайгород - Петриковка - Новомосковск - Днепропетровск - Запорожье - Киев
Добавлен: 7 июля 2009 г.
Просмотров: 9002
Автор: Gladiolus
Продолжительность: 3 дня
Пробег: 1200 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.9
голосов: 12
9  
Отзывы

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ НА АВТОМОБИЛЕ:
Subaru Forester
Марка: Subaru Forester
Тип и объем двигателя: 2.0
Средний расход топлива в поездке: 10 л/100км

Маршруты участников клуба Doroga.UA снова пересеклись, на этот раз в Нижнем Поднепровье. Земля, где зародилось и окрепло украинское казачество, полна историческими местами и достопримечательностями. За три дня можно успеть далеко не всё, но самое интересное…

Есть в трёхдневных клубных выездах нечто особенное. Во-первых, обширная география, не ограниченная традиционными 300-400 км от Киева. Во-вторых, возможность вместить в рамки одного тура целую массу интересных мест. В-третьих, замечательная возможность для новичков не только перезнакомиться, но и сдружиться с компанией. Наконец, начало второго дня не воспринимается как неизбежно прощальное. Всё только начинается!

Место встречи пришлось определять эмпирическим методом, т.е. опытным путём, поскольку запланированная заранее точка в районе Кобеляк оказалась зарезервированной под какое-то другое мероприятие. Обнаруженное «передовым отрядом» организаторов выезда кафе «Урарту» на въезде в Китайгород своим названием указывает на армянскую национальность кухни (так называлось древнее государство на территории нынешней Армении). Значит, в обеденном меню будет долма и кебабы!

Несколько экипажей прибыло на стартовую точку задолго до оговорённых 12:00, выехав на всякий случай пораньше. Стартовали чётко по графику.

До первого пункта экскурсионной программы долго добираться не пришлось – это здесь же, в Китайгороде. Село ведь историческое, казацкое. Один из бывших фортов т.н. Украинской линии укреплений на пути татар с юга на север.

У многих сразу возник вопрос – откуда тут китайцы? Вообще-то, есть две версии. По одной, казаки сигнализировали об опасности при помощи китайки – куска шёлковой ткани. По другой, название происходит от тюркского слова «китай», что значит «стена». Т.е., Китайгород был хорошо укреплённой крепостью.

Сейчас от укреплений ничего не осталось, но сохранились три казацкие церкви XVIII века – самые старые на Днепропетровщине. Построил их амбициозный сотник Семёнов, стремившийся таким образом укрепить свой авторитет перед Запорожской Сечью. Его память увековечивает мемориальная плита возле Успенского храма.

Неспешно перемещаемся в Петриковку. Тоже казацкое село, названо в честь последнего запорожского атамана Петра Калнышевского. Ещё на въезде прошу всех по рации обратить внимание на разбросанные вдоль трассы магазинчики, киоски и просто места стихийной торговли петриковскими сувенирами – расписными кувшинами и тарелками. Издавна у местных жителей появилась тяга разрисовывать свои дома внутри и снаружи цветами и жар-птицами. Советская власть поставила местную художественную традицию на промышленную основу, и появилась фабрика «Дружба». Сейчас это один из главных центров поставок живописных безделушек на все сувенирные рынки страны.

Несколько затянутая лекция директора Центра народного искусства Василия Биленко о технике росписи с применением кисточек из кошачьей шерсти была только прелюдией к посещению мастерских, где работают настоящие художники, и красивую вещь можно купить буквально «из-под кисти». Деревянная тарелка с простым узором – около 100 грн., работа мастера – от 400 грн., но и за десятку можно купить интересную мелочь.

 

Дальнейшее движение колонны осложняется с въездом на окраины Днепропетровска, а после нескольких светофоров караван начинает распадаться. На этот случай водители детально проинструктированы о маршруте, так что никто не потерялся.

Собравшись перед съездом в Новомосковск, въезжаем колонной в город трудовой славы «Интерпайпа». Характерная для многих промышленных агломераций востока Украины депрессивность здесь почти не ощущается. Впрочем, историей здесь тоже почти не пахнет, хотя в XVII веке это была одна из самых значительных казацких крепостей Самара.

Наша цель – возвышающийся над коробками типовой за стройки Троицкий собор, главная святыня запорожских казаков. Его устремлённый ввысь силуэт невозможно ни с чем перепутать, поскольку другого такого в мире просто нет. Это единственный в своём роде девятикупольный деревянный храм, построенный без единого гвоздя! Правда, самые внимательные заметили металлические кольца, торчащие из стен, но это просто стяжки, которые сделали позднее, чтобы уберечь постройку от сдвигов.

Историю и легенды, связанные с этим поразительным творением архитектора-самоучки из харьковской глубинки, мы узнали от замечательного экскурсовода из Новомосковского краеведческого музея. Очень порадовала политкорректность, с которой он излагал спорные исторические факты, и очень не понравился комментарий проходившего мимо церковника, мол, Мазепа – это предатель. Не знаю, лично меня он не предавал…

Не лишним оказалось сходить за пару кварталов в краеведческий музей. Это один из нередких примеров хорошо подобранной и грамотно организованной экспозиции, казалось бы, обычного районного музея. Тут не ниспровергают заложенные советской историей истины, а просто предлагают посмотреть на известные факты с разных сторон… А в качестве бонуса – интереснейшая выставка микроминиатюр: микроскопические «скульптуры» в игольных ушках и на «постаментах» из сахарных крупинок.

Под конец экскурсионного дня добираемся до Самарской пустыни – старинного монастыря, служившего когда-то казацким госпиталем. Нас предупреждают о строгих правилах посещения (московский патриархат), но всё оказывается не так страшно. Послушник, который проводит нам экскурсию, совсем не обращает внимания на наши шорты и непокрытые головы женщин, и даже пускает в подземный храм в подвалах монастыря.

Вот и первый привал – база отдыха «Маяк» в Новосёловке между Новомосковском и Днепропетровском. Для нас припасены номера с кондиционерами в гостиничном корпусе, хотя есть и вполне комфортабельные домики, в которых отдыхает по выходным днепропетровский средний класс. В ресторане накрыт большой стол под клубным флагом Doroga.UA. Вечер традиционно начинается со знакомства с новичками, а заканчивается за летними столиками на свежем воздухе – не слишком поздно, ведь завтра у нас очень насыщенный день…

На весь следующий день у нас в планах была Хортица, но поскольку маршрут всё равно пролегал через Днепропетровск, было решено посвятить хотя бы полчаса прогулке по центру этого не слишком исторического, но очень зелёного и уютного города.

Впечатлил уже сам въезд в правобережную часть города по мосту через Днепр – обширная панорама с холмами и современными высотками на переднем плане. Проезд по центральному проспекту Карла Маркса утром выходного дня не вызвал трудностей. А короткая прогулка от Исторического музея к Преображенскому собору у многих оставила ощущение, что сюда нужна будет обязательно вернуться хотя бы на один полный день, чтобы познакомиться с городом получше.

Отдельно стоит упомянуть днепропетровские дороги. Откровенно говоря, начитавшись профильных форумов, я готовился к худшему – повсеместным ямам и колдобинам. Но оказалось, что не всё так плохо! Во всяком случае, те улицы и проспекты, по которым нам пришлось проехать, иногда вызывали нарекание только отсутствием разметки. Может, мы просто попали на «акцию»?

Навёрстывая потраченное в Днепропетровске время, в Запорожье ехали на пределе скоростных лимитов, которые установлены новыми правилами для магистралей с разделительной полосой – 110 (+20) км/ч.

Знакомство с Запорожьем мы решили начать со встречи с запорожским казачеством – некогда могучей военной силой, из которой выросла украинская государственность и демократия. Кончено же, возле Запорожского дуба – символа казацкой мощи. К большому сожалению, увидеть это знаменитое 700-летнее дерево таким роскошным, каким оно было при Богдане Хмельницком, уже никому не суждено. Печальную историю медленной смерти зелёного исполина поведал нам куренной атаман Войска Запорожского Низового Александр Лазутин – человек, сделавший максимум возможного для спасения этого чуда природы. Его нынешний вердикт неутешителен – всё, что можно сделать сейчас, это посадить рядом «потомка», выращенного из жёлудя «отца». А пока у нас есть возможность увидеть зелень на единственной пока ещё живой ветке.

Что ж, пора на Хортицу! На остров въезжаем по мосту, с которого открываются замечательные виды на хортицкие скалы и ДнепроГЭС. Вскоре паркуемся на стоянке возле Музея запорожского казачества.

По богатству экспозиции, посвящённой истории украинских казаков, этот музей – главный конкурент Днепропетровского исторического музея, созданного ещё знаменитым историком Яворницким. Все эти пушки, пистоли, сабли, старинные карты могут увлечь и самостоятельного туриста, а с хорошим гидом экскурсионный час пролетает совеем незаметно.

Но самое интересное впереди. Мимо казацких редутов экскурсовод Елена Пачковская ведёт нашу группу к реконструированной Запорожской Сечи. Сечь – это деревянная крепость из заострённых (усечённых) брёвен. А Запорожская Сечь – это бывший главный военно-административный центр казацкого государства. Считается, что первую крепость за днепровскими порогами построил князь Дмитрий (Байда) Вишневецкий в 1553 году на острове Малая Хортица, который носит теперь его легендарное имя. Потом её неоднократно разрушали и отстраивали заново, пока императрица Екатерина II не решила окончательно «казацкий вопрос» полным упразднением «запорожской республики».

Восстановление Сечи продолжается уже несколько лет. Она уже успела послужить декорациями на съёмках фильма «Тарас Бульба», по территории уже проводятся экскурсии, но экспозиция казацкого быта пока не открыта. Пока можно только погулять по территории, осмотреть церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени), а также послушать интереснейший рассказ экскурсовода о том, как была устроена повседневная жизнь сечевиков.

Уставшие и разморенные нещадным южным солнцем возвращаемся к машинам, чтобы переехать на другой конец острова – к Казацкой Залоге. Это ещё один этнографическо-фольклорный комплекс, на его базе функционирует прославленный далеко за пределами страны конный театр «Запорожские казаки». Это обязательный пункт программы всех путешествующих через Запорожье «интуристических» групп. На них здесь ориентирован и весь бизнес, графики корректируют под приходящие в порт теплоходы с бюргерами и канадскими дровосеками на борту.

Когда мы подъехали к театру в 14:35, запланированное на 15:00 представление было уже в полном разгаре, а ведь мы много раз перед этим уточняли время. Обещанных зарезервированных мест на парковке не было, столы накрыли не в том месте, которое мы оговаривали заранее…

Надеемся, все эти неурядицы доставили больше неприятностей организаторам выезда, чем участником. Не смотря ни на что, казаки «джигитовали» здорово, кнутами щёлкали виртуозно, разыгрывали смешные сценки. Казацкий кулиш на обед оказался несколько жидковатым, но вполне съедобным, да и к остальным блюдам полевой казацкой кухни во главе с салом не хватало только чарочки (за обедом мы не употребляем спиртного – это неписанное правило).

В качестве компенсации нам устроили бесплатные «казацкие забавы» – желающие смогли покататься на лошади и поупражняться с кнутом. Последнее занятие не на шутку увлекло мужскую часть компании, так что пришлось подгонять – неподалёку уже ждали реставраторы чайки.

Старинный казацкий боевой корабль подняли со дна Днепра в 1999 году при активном организационном и финансовом участии певца Андрея Макаревича. Деревянный корпус 300 лет пролежал в толще песка, благодаря чему остался почти невредимым. Но понадобилось ещё много лет кропотливого труда, чтобы превратить остатки чайки в полноценный музейный экспонат, презентующий запорожские кораблестроительные технологии XVIII века. А два года назад неподалёку нашли и подняли по уже обкатанной технологии бригантину тех же времён. Сейчас и её энтузиасты скрупулёзно восстанавливают, как огромный пазл. Нужно слышать, с каким увлечением ребята рассказывают о своей работе, об особенностях конструкции и боевого применения этих кораблей. Надеюсь, когда-нибудь они составят основу экспозиции музея ВМС Украины.

Ещё немного времени осталось на посещение Скифского стана. Это самая высокая точка Хортицы, где есть несколько скифских курганов и целая коллекция каменных баб. Здесь мы встретились с известным запорожским краеведом Владимиром Шовкуном, или «дедом-сказочником», как прозвали мы его после часа общения. Рассказчик от Бога, которому чужда любая критичность и политкорректность. Если вы ещё не знаете, что все цивилизации на Земле распространились с берегов Днепра от мифических ариев, вам срочно нужно попасть на экскурсию в Скифский стан. Вы убедитесь, что древние украинцы первыми изобрели колесо, одомашнили крупный рогатый скот и начали пахать землю. Амазонки и кентавры – это, кстати, тоже пра-украинцы. И даже не пытайтесь подлавливать экскурсовода на несоответствиях – тут же возникнет теория, которая всё объясняет! Порой как-то даже верится…

Что ж, есть неисчерпаемая тема для вечерних застольных бесед! Селимся в тургостинице «Хортица» прямо на острове, которая оказалась на удивление комфортабельной (только кондиционеров в номерах нет). Кухня и обслуживание в ресторане вообще выше всяких похвал! Жаль только закрывается слишком рано...

Финал мероприятия пришлось переместить прямо на ступеньки перед входом в гостиницу. Несколько неудобно и вызывающе, но выбора нам не оставили. Те, кто решил пораньше лечь спать, ещё долго могли слышать казацкие песни в исполнении самых стойких казаков и казачек…

Вот и финальный день путешествия. По мосту над гранитными скалами колонна покидает Хортицу. Но с городом мы ещё не прощаемся. По сути, знакомство только начинается!

Паркуемся на площадке у ДнепроГЭСа. Со строительства этой грандиозной плотины в 1927-1932 годах, собственно, и началась новая история Запорожья. Это была одна из главных «строек коммунизма», воплощавшая создание «светлого будущего», т.е. электрификацию всей страны. Дамба впечатляет и сейчас. Жаль, что в музей ДнепроГЭСа и в машинный зал по выходным попасть невозможно…

Мимо колоссального памятника Ленину выходим в начало (точнее, в конец, если считать по нумерации домов) проспекта имени того же вождя пролетариата. Он считается самым длинным в Европе – что-то около 15 км.

Экскурсия по центру города будет позднее, а пока заглянем в частный музей истории оружия, который владельцы считают единственным в Украине. К подобным утверждениям можно относиться скептически, пока не попадёшь на второй этаж оружейного магазина «Диана» и не увидишь воочию эту шикарную коллекцию. Серьёзно, львовский Арсенал отдыхает! Сейчас в экспозиции представлено более 2 тыс. единиц оружия всех времён и народов, начиная от каменного века, и заканчивая современностью. И собрание постоянно пополняется! Коллекции запорожского предпринимателя Шлайфера откровенно тесно в небольшом помещении магазина. Для неё напрашиваются просторные залы в камне и дереве, средневековые интерьеры, профессиональные экскурсоводы, очереди на входе… Да, туристического потенциала у Запорожья в избытке.

Первый в стране музей ретро-автомобилей, кстати, тоже появился именно здесь. В принципе, в разных украинских городах есть много сообществ энтузиастов восстановления раритетных авто, но только запорожский клуб «Фаэтон» решился выставить свои сокровища на всеобщее обозрение. Причём, завод ЗАЗ – старейшее и крупнейшее в стране автомобилестроительное предприятие, как ни странно, не имеет к этой инициативе никакого отношения.

Музей отыскиваем в промзоне на территории завода «Укрграфит». Посетителей встречает один из первых советских тракторов ХТЗ. Рядом – «мечта охотника», переделанный из армейского БРДМа вездеход. А в ангаре… Полный восторг любителя ретро-техники! Первые советские «полуторки», первые армейские внедорожники, первые гражданские легковушки, утилитарные спецмашины и роскошные представители зарубежного автопрома. И, конечно, первенец Запорожского автозавода - ЗАЗ-965, вошедший в историю и фольклор как «Горбатый Запорожец». Нет, действительно странно, что такой автогигант (в масштабах Украины), как ЗАЗ, не сподобился на создание подобного музея…

В завершение путешествия – финальный проезд колонной по проспекту Ленина. На площади Маяковского с фонтаном-шариком и сувенирными лотками запланирована последняя экскурсионная остановка и обед в кафе "Фиеста" с тенистой летней площадкой. Холодная окрошка пришлась как нельзя кстати в этот жаркий и насыщенный впечатлениями день.

И хоть до конца дня ещё много времени, уже пора прощаться – путь домой неблизкий. Кто-то отправляется по новому харьковскому автобану через Полтаву, кто-то решает прокатиться по красивым местам вдоль Днепра через Кременчуг, а у кого-то впереди Крым! Как говорили в классической советской комедии, на то они и маршруты, чтобы то сходиться, а то расходиться.

Надеюсь, наши маршруты разошлись ненадолго. До следующего выезда!

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.9
голосов: 12
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 16
 
28 марта 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: Michelle_dp
Какие уж тут шутки. Еще раз популярно объясняю: к подъему т.н. "казацкой чайки" в 1999 г. А. Макаревич не имеет никакого отношения. Финансирование проекта осуществляли тогдашний нардеп Алексей Кучеренко и Запорожский алюминиевый комбинат. Вы просто перепутали с более поздним подъемом бригантины. Но это совсем другая история...
 

Пользователь
Отзывов: 198
 
15 апреля 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Шутите? Макаревич по Украине и России даже благотворительные концерты давал с целью выручки средств на подъем кораблей. К какому виду участия это относится?
 

Пользователь
Отзывов: 16
 
17 февраля 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
"Старинный казацкий боевой корабль подняли со дна Днепра в 1999 году при активном организационном и финансовом участии певца Андрея Макаревича. "
Ни активного, ни пассивного участия Макаревича в подъеме "чайки" не было. В отличие от нардепа Алексея Кучеренко.
 

Модератор
Отзывов: 409
 
7 декабря 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: Olga
Вас правильно учили Улыбка НО!!! Разница не в том какие они (Донские или Запорожские), а в том, что в русском языке они кАзаки, а в украинском кОзаки. Т.е. если бы отчет был на украинском языке, то и казаки были бы через"о" Улыбка Даже Донские Улыбка
 

Гость
 
7 декабря 2010 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Я когда училась в школе, то нас учили что кАзаки - это Донские и другие что были в России. А кОзаки - это запорожские. По-русски так было правильно. Сейчас почему-то запорожских называют кАзаками. Ну не звучит оно. Да и никогда у нас так запорожцев не называли. ИМХО. А, в целом, отчет интересный.
 

Пользователь
Отзывов: 8
 
9 августа 2009 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Любителям техно, рекомендую свернуть с проспекта в район Павло Кичкас, здесь находятся практически все промышленные предприятия, какой красивый разноцветный дым из труб валит. А какой запах, местные по запаху определяют с какой стороны дует ветер, у каждого завода свои выбросы. А на шлаковом отвале можно понаблюдать как выливают шлак, очень похоже на лаву из  вулкана. А по Хортице стоит просто прогулятся по заповедниной части, шикарные степные виды, богатые флорой овраги -балки, и какие высокие гранитные берега. Хортица- это один из самых больших островов на Днепре.
 

Пользователь
Отзывов: 78
 
14 июля 2009 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Гладиолус рулит!!!!!! как всегда получила удовольствие от прочтения нового отчета!
 

Пользователь
Отзывов: 84
 
8 июля 2009 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Как приятно все это еще раз вспомнить! Да еще и увидеть себя на некоторых фотографиях.. Подмигивающий
Классный отчет!
 

Пользователь
Отзывов: 372
 
7 июля 2009 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Да, прав был Smile, сказав однажды - что пока не прочтёшь отчёт о пройденном путешествии, оно кажется незавершённым ... Улыбка И действительно, когда дочитываешь отчёт ... в конце, начинаешь ловить внутри себя нотки, которые испытываешь в конце каждого нашего путешествия - когда мы все, остановившись на трассе - прощаемся с друг другом ... Грустный
Не хочется расставаться, и данные автоотчёты, это мимолётная возможность снова ощутить ту атмосферу, которая сопровождает нас, в наших клубных автопутешествиях !!!
Спасибо Gladiolusu, за приятные воспоминания - о прекрасном путешествии в "страну Казаков"!!! И как всегда жаль - что и оно уже завершилось Грустный Ну что ж, будем разведывать новые дороги - для нас, для "Doroga.UA" !!!


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

07.08.2020 - 09.08.2020
Бандерштат 2020

07.08.2020 - 09.08.2020
Схід-Рок

08.08.2020 - 09.08.2020
Гелон-фест
Все события