Идея подобного тура вызревала давно. Уж больно хотелось мне «сосисочного» отдыха с наблюдением звёзд, облаков и прочих радостей Природы. И обязательно весь набор данных благ хотелось иметь в Карпатах. На одной из одесских покатушек выясняется, что хорошие
мои товарищи как раз и планируют подобный семейный выезд в Карпаты. Присоединяюсь!
Машина у меня подготовлена для наших дорог, подчёркиваю ДОРОГ, а не бездорожья, поэтому особых нареканий на наши дороги у меня нет. Есть, конечно, места, где желателен ремонт, но в целом терпимо.

Поскольку туризм у меня «зелёный» то и рукотворным достопримечательностям уделяться будет минимальное время. Фото, пару слов, а там сами решайте: хотите увидеть или нет.
День первый. 25.07.2014 Точка рандеву намечена в субботу в Черновцах. Каждый экипаж, четыре из Одессы и один из Херсона, добираются самостоятельно. Мы стартовали в… пятницу. Ночёвка запланирована в Могилёв-Подольском. Маршрут проложен не
по скучнейшей трассе Одесса-Киев с уходом на Могилёв-Подольский в районе Умани, а через живописнейшие райцентры и сёла Одесской области. Васильевка, Каменка, Кучурган, Великая Михайловка, Балта и т.д.
Вот справа по ходу появляется
Усадьба Панкеева, село Васильевка, прибежище «человека-волка». Местные жители с уверенностью заявляли мне, что именно эту усадьбу можно видеть в фильме «Свадьба в Малиновке». Сие не соответствует действительности, но как местная легенда имеет право на существование.


В следующем селе, Каменка, находятся впечатляющие руины
костёла Рождества Девы Марии. Где на стенах ещё видны советские пророчества «Современная война есть война моторов».


В Кучургане, сразу же за VIP рынком, дорога резко уходит вправо. И вот тут её состояние может совсем не понравится владельцам машин не соответствующих нашим дорогам. Но такое дорожное покрытие, скорее его отсутствие, будет кратковременным и через пару километров
всё придёт в норму.

Виликомихайловский район порадует исследователей казачества. Здесь без проблем можно обнаружить казацкие кресты. Имена тех, кто первыми лежат под крестами, уже не определить, а новые имена появились значительно позже.

И именно здесь находится таинственный Кардамичевский лес. Ходят легенды, что человек заходил в лес утром на часок, а выходил уже вечером. И наоборот: человек целый день грибы в лесу собирал, а выйдя из лесу, с удивлением обнаруживал, что и часу не прошло.
Я лично гулял по лесу, но ничего подобного со мной не произошло. Видно, не с нашим одесским счастьем…
В самой Великой Михайловке великолепный краеведческий музей с уникальными экспонатами. Своим существованием, и большинством экспонатов, музей обязан своему директору Людмиле. Ну где вы ещё найдёте такой экспонат как карандаш, которым житель села написал
заявление о приёме в колхоз?!

В Чечельнике меня всегда поражает величие
костёла св. Иосифа.

В Могилёв-Подольске, традиционно, остановились в гостинице «Смарагд». Претензий нет. И конечно, вечер провели с одноклубниками Сергеем (ака Барбос) и его женой Любой.
День второй 26.07.2014 Субботним утром, свежие и бодрые, проследовали в Черновцы. Так как мы идём с опережением других экипажей, то у нас было время побродить по городу и даже посетить
Краеведческий музей. Экспозиция которого произвела благоприятное впечатление. Но вот, наконец-то, прибыла золотистая ШНива.





Самый большой и самый многодетный экипаж. Муж, жена и три девочки. Прогулявшись с ними по городу и откушав в ресторане, двигаем на юг, на Берегомет. Где, когда уже стемнело, воссоединились с чёрной ШНивой из Херсона и одесским Land Rover Discovery. УАЗ Патриот,
пятый элемент нашего выезда, идущий с прицепом, где-то по дороге поломался, починился, и рассчитывает нагнать нас завтра.
Если у вас никогда не было УАЗа, не важно какой модификации, и вы не имеете опыта общения с ним, то я вам скажу, что эта машина отличается фантастической проходимостью и феноменальной ненадёжностью. У неё может через пять минут поломаться свеже установленная
новая деталь. И Патриот, в этом плане, полностью соответствовал своему УАЗовскому происхождению, ломаясь, по мелочи, фактически через день. Если не сам Патриот, то его прицеп.
День третий 27.07.2014 Переночевав в сельских хатах, воскресным утром колонной тронулись конкретно в горы. Но ехали очень недолго. Возникли технические проблемы у Land Rover Discovery. Дело в том, что во главе нашей колоны стоял не гламурный
Discovery последнего четвёртого поколения, а самый первый Disco (годы выпуска 1989-1998)! Именно первый Disco является прямым потомком иконы бездорожья Land Rover Defender (известного в определённых кругах как Ведровер). Фактически это тот же Ведровер, но
в комфортном кузове. (Последующие поколения Disco от предка взяли только имя). Ну а что же из себя представляет легендарный Land Rover Defender в плане надёжности? Да это же тот же УАЗ, только английский! Зато чинится легко и просто. Поэтому, где-то через
час, наконец-то, мы начали наш Карпатский тур. Курс на юг, к румынской границе. Позади Лопушна, Долишний Шепот. На хребте Шурдин (1173 м) фотосессия. В районе Русской проверка паспортов, поднят шлагбаум и до границы, по левому борту, можно рукой достать.





Погода, горы как никак, меняется от солнечной и ясной до туманно-моросящей. Ночёвка запланирована на хребте Томнатикул, в районе бывшей РЛС «Байкал», 1565 м над уровнем моря. (Широта 47 град 45,9394 мин Северная, долгота 25 град 2,1086 мин Восточная). Наконец-то
сквозь туман и дождь мы видим купола РЛС. Однако скорость движения катастрофически замедлилась. Овцы! Пока отара не прошла, шансов попасть на вершину не было.






Наконец-то мы у цели. РЛС в Бозе почила вместе с СССР. Оборудование демонтировали, а сами купола остались. И разгуливающие на вершине стада коров и табуны лошадей используют купола как убежище от дождя.


Отъехав на несколько сот метров от куполов на ровную, почти идеальную для лагеря, площадку, где уже до нас останавливались неоднократно туристы, об этом можно было судить по стационарно расположенным лавкам и столу, задумались сидя в машинах. Да и как не
пригорюниться, ибо временами моросящий дождик перешёл в ливень. Что делать!? Ну как «Что?». Лагерь устанавливать. Над столом навес натягивать и т.д. И природа, восхитившись нашей решимостью, дождь прекратила.
День четвёртый 28.07.2014 Утро выдалось великолепным. Солнечно! Так как вчера, уже затемно, нас нагнал УАЗ «Патриот», то теперь наша компания в полном сборе. 7 мужчин, 1 мальчик (10 лет), 4 женщины и 6 девочек от года и два месяца до 16
лет. И каждый нашёл себе дело по вкусу. Кто грибы собирал, кто ягоды. Грибы брали исключительно белые, так что в этот день все участники вылазки сели на грибную диету.

Ещё раз, уже без дождя, изучили купола, набрали в заброшенном колодце воды и, главное, разведали спуск с Томнатикула на другую сторону хребта в сторону реки Сарата с последующим достижением реки Перкалаб. И всё это на запад от Томнатикула.






День пятый 29.07.2014 Если вчера и позавчера нашими соседями на вершине были овцы-козы да коровы-лошади, то с утра стала ясна причина взрыхлённости поверхности горы. Свиньи! Конечно домашние, но до чего же шерстистые! И вели они себя по-свински.
Мусорные пакеты разорвали, что смогли съели, а остальное пришлось по всей поляне собирать.


Прибрав за свиньями, и за собой, дружной колонной выдвинулись на Перкалаб. Дорога на спуск там была, но в этом году там явно никто не ездил. Вот мы её и обновили.


Спустили с хребта вполне благополучно, а как иначе ведь у нас семейный туризм, а не экстремальный поход. Заодно подремонтировав, в процессе спуска, прицеп УАЗа. УАЗ без ежедневного ремонта - не УАЗ! А спустившись на дорогу, тому же УАЗу, по-быстрому, провели
ремонт его газовой системы.
Прежде чем посетить кляузу Рудольфа, отобедали на свежем воздухе, возле колодца, который, по некоторым данным, является анусом Земли. В пользу данного утверждения свидетельствует периодически испускаемый почвой отнюдь не божественный аромат. При этом в реке,
в двух шагах, вода чистая и не вонючая.

Владелец УАЗа, самый грязный участник нашей поездки, он каждый день мылся, тут же искупался в реке. Вода, говорит, +5 градусов!



А затем была сама кляуза Рудольфа. (Широта 47 град 47,1951 мин Северная, долгота 24 град 56,5495 мин Восточная). Как видите это обычная плотина, созданная из подручных материалов. Служила для сплава леса.


Но нам её показалось мало и мы поехали смотреть ещё одну. Там пришлось немножко ножками пройти. И сразу же выплыла низкая туристическая подготовка некоторых участников вылазки. Сапоги резиновые обязательно!






На ночёвку херсонская ШНива отправилась к благоухающему колодцу, а все одесские экипажи отправились на ночлег в эпицентр цивилизации, в отель «Каменный рай» в селении Стебни (Широта 48 град 7,0796 мин Северная, долгота 24 град 59,4171 мин Восточная). Поскольку
на место мы прибыли в 23 часа, то у меня было только одно желание – спать. Что и сделал.
День шестой 30.07.2014 Солнечное утро и великолепный вид с балкона плюс радушный хозяин Сергей (098-803-11-56) и оригинальный интерьер ресторана с хорошим завтраком были предвестниками интересного дня. Так оно и оказалось.






На сегодня у нас было намечено восхождение на Пип Иван, она же Чёрная Гора. 2020 м. (Широта 48 град 2,77 мин Северная, долгота 24 град 37,879 мин Восточная). Уж больно мне хотелось посмотреть на обсерваторию там находящуюся.
Идём вдоль Чёрного Черемоша, Верховину, Красник и Зелёную. Увы, но в Верховине нас покидает, временно конечно, УАЗ. Ему нужен сварщик по причине отделения глушителя от основной части авто.
Однако реки Шибены достигли только две машины: моя и херсонская ШНива. Остальные машины, с целью предотвращения внутрисемейного конфликта, ушли на Драгобрат, променяв палатку на отель. Удивительное дело, но не все жёны, почему-то готовы променять гостиничное
ложе на спальный мешок, а горячий душ на купание в горной реке.
Итак, избавившись от балласта, мы смело идём на штурм вершины через ур. Полонина Шурын и озеро Маричейка . Пару слов за нас оставшихся. Херсонцы, единственный чисто мужской экипаж, отец с десятилетним сыном и товарищ отца, несколько младше нас. Всего лишь
в два раза. Так что можно считать в гору поехали самый старый и молодой экипажи.


Оказывая помощь друг другу, используя Hi-Jack – реечный домкрат (поломался), ручную лебёдку (вышла из строя после поломки рычага), выискивая обходные пути, мы упорно лезли в гору. Увы, но подняться на вершину нам не удалось. Настал момент когда стало ясно,
что ШНива дальше уже точно не пройдёт. Я ещё прополз несколько десятком метров вверх и… всё. А ведь меня ещё в Одессе товарищи предупреждали, что без лебёдки мне вершины не достичь. Очень понравилась реакция пилота ШНивы Саши на нашу неудачу. Надо ставить,
говорит, лебёдки и идти на следующий год опять.
Если подъём был зачётным, то спуск просто великолепен. Саша аж взвыл от восторга. Ведь когда подымались, то видели только небо. А на спуске… Спустились когда уже стояла ночь. Херсонцы сели ужинать, а мне уже хотелось только спать.
День седьмой 31.07.2014 И вновь прекрасное солнечное утро. Как же мы купились на него! Но об этом позже. Завтрак и мы идём в гору своими ножками. Проходим те места, где вчера прорывались машинами. Н-да. Серьёзный расколбас.






А вот и, наверно, самая высокогорная реклама. Заглянем сюда на обратном пути. А пока достигаем высокогорного озера Маричейка. Берега его заросли черникой. Но времени пастись уже нет. Солнце скрыто чёрными тучами и начинает накрапывать дождь. После приобретения
сыра, отличнейшего, на выходе из жилища пастухов накрапывающий дождь превращается в ливень. И к моменту достижения машин на нас нет сухой нитки. Но настроение великолепное!






Переодеваемся и стартуем на Драгобрат, где уже пребывают три другие наши экипажа. В Ильцах обедаем в корчме «У Мойши». Обед такой, что ужинать уже сегодня не стал. Самым поразительным стало для меня состояние дороги от трассы до турбаз Драгобрата. Эти восемь
километров назвать дорогой даже у меня язык не поворачивается. Это скорее место по которому стекает вода весной и во время дождя. И ездят там в качестве такси УАЗы всех модификаций и «Шишига» (ГАЗ-66). Ну и правильные внедорожники.
К месту ночлега прибываем ещё засветло. Товарищи нам забронировали домик, мы с женой на первом этаже, херсонцы на втором. Растапливаем камин и сушим то в чём ходили к Маричейке. Душ. Сон.
День восьмой 01.08.2014 С утра экипажи УАЗа и золотистой ШНивы грузятся в «Патриот», надо отдать должное влезли все, и едут в Ивано-Франковск. Думаете осматривать достопримечательности? Как бы не так. За коробкой передач на ШНиву! А что
с родной? Умерла после подъёма на Драгобрат.
Ну а мы с херсонцами совершили пешее восхождение на гору Стиг (1704 м). Почему пешее? Да на эту гору заехать ничего не стоит – туда чуть ли не автобан на вершину проложен. Ну и вообще в окрестностях погуляли. И, конечно же, черникой полакомились, которой
там превеликое множество.
День девятый 02.08.2014 Настало время расстаться с нашими друзьями. Мы идём на Ужгород, херсонцы, перед возвращением, решили ещё на Говерлу заглянуть, а одесские экипажи собираются домой. Благо ремонт золотистой ШНивы ещё в два ночи закончили.
В очередной раз «восхитился» дорогой на Драгобрат. Теперь уже спускаясь. После чего к трассе на Ужгород претензий быть не могло.
Так как места здесь все знакомы, к тому же туризм «зелёный» то акцентировать внимание ни на чём не буду. Разве что пару фото с Солотвино и Белой Церкви. Ну нравятся мне здешние избушки.



Ближе к вечеру достигли Ужгорода. Где традиционно остановился в гостинице «Изумруд». В местном ресторане и отужинали. Погуляли по вечернему городу и в отель. Копить силы.
День десятый 03.08.2014 С утра, часов в девять, отправились на прогулку по городу. Заодно и краеведческий музей в замке расположенный посетили. Несколько лет в него не заглядывал и скажу, что посещение оставило благоприятное впечатление.
Существенно обновилась и расширилась экспозиция. Целый день в городе. День чудесный. Солнечный. Устал – присядь в кафе, отдохни. В отель – только ночевать.








День одиннадцатый 04.08.2014 Покидаем утром Ужгород. Так как мне ещё надо заскочить в Киев, то решаю, в обязательном порядке, заехать в
Таракановский форт. Исходя из этого и прокладываю маршрут.
Выезжая из Малого Березного видим указатель к Василианскому монастырю 15 века. Увы, но от первоначального монастыря почти ничего не сохранилось. Всё новодел, но сделано с любовью.

Во Львовской области, в Самборском районе в районе селения Рудки уходим с трасы в сторону деревни Вишня. С целью осмотра усадьбы Александера Фредро. Польского писателя и деда Митрополита Андрея Шептицкого.






Уже ближе к вечеру прибываем в Таракановский форт. Об одном могу пожалеть, что мне не четырнадцать лет. Я бы тогда там на неделю прописался. Будет возможность ещё раз заехать
– заеду на целый день.






Ну а на ночлег остановились в деревянном домике (мотеле) на окружной за Житомиром.
День двенадцатый 05.08.2014 (последний) Мотель запомнился живым будильником – петухом, который кукарекал под номером. Покидаем мотель, пару часов и мы в Киеве. Ещё несколько часов в Киеве и на Одессу.
Восемь вечера. Мы дома. Всё. Наш тур закончился. А жаль…
Некоторые итоги и выводы. Для полноценной поездки по Карпатам надо ставить лебёдку. Чисто по горам прошёл 200 км. На полном приводе, с блокировками и пониженной передаче. Расход в таких условиях порадовал – всего 17 л на 100 км.