Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

Как мы перезимовали лето в Норвегии, август 2013
Как мы перезимовали лето в Норвегии, август 2013
Kiev - Riga - Oslo - Kjerag - Preikestolen - Trolltunga - Bergen - Flam - Lom - Geiranger - Trollstigen - Alesund - Trollkirkja - Atlantikvegen - Sunndalsora - Aursjovegen - Eikesdal - Bessegen - Oslo - Riga - Kiev
Добавлен: 26 ноября 2013 г.
Просмотров: 9763
Автор: Yulka
Продолжительность: 16 дней
Пробег: 3100 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.8
голосов: 30
35  
Отзывы

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ НА АВТОМОБИЛЕ:
Mercedes-Benz B180
Марка: Mercedes-Benz B180
Тип и объем двигателя: бензин, 2 л
Средний расход топлива в поездке: 7 л/100км
Отзыв об автомобиле: Очень комфортный внутри автомобиль. Хорош для длительных путешествий и для города. Чуткая к управлению машинка. Единственный недостаток - показалась немного жестковатой на неровностях дороги.

- Куда в отпуск?
- Угадай!
- Понятия не имею. Хоть намекни, в горы или на море?
- В горы в море или на море в горах, как посмотреть...
-Ааа. Поняла. В Норвегию!

(из переписки в скайпе)

Да! В Норвегию! Мы никогда не сомневались, что попадем туда. Вопрос был времени, денег и обстоятельств. И вот наконец-то и мы читаем туристические форумы о Норвегии, и не для того, чтобы просто полюбоваться и помечтать, а чтобы составить СВОЙ маршрут, по которому потом нам нужно будет две недели путешествовать.

 - Нет, нет, мистеры! Вы ничего не понимаете! Нужен план! План путешествия! Это самое главное. И я вам составлю этот план. Нет! Нет! Не говорите. Вы ничего не можете об этом знать, сэры!
…В течение двух часов мы путешествовали по карте Америки. Какое это было увлекательное занятие!
…Как приятно было говорить об опасностях, о перевалах, о прериях! Но еще приятнее было высчитывать с карандашом в руках, насколько автомобиль дешевле железной дороги; количество галлонов бензина, потребного на тысячу миль; стоимость обеда, скромного обеда путешественника. Мы в первый раз услышали слова "кэмп" и "туристгауз". Еще не начав путешествия, мы заботились о сокращении расходов, еще не имея автомобиля, мы заботились о его смазке. Нью-Йорк уже казался нам мрачной дырой, из которой надо немедленно вырваться на волю.

(«Одноэтажная Америка», Ильф и Петров)
 
Вот так и мы путешествовали по карте Норвегии и делали свои расчеты, мечтая уехать из жаркого июльского Киева.

После некоторых размышлений решаем не ехать на своей машине из-за существенной потери драгоценных дней отпуска и несущественной разницы по деньгам по сравнению с авиаперелетом и арендованным автомобилем. Чтобы предотвратить сомнения на тему «несущественной разницы по деньгам», замечу, что расход нашего Большого Зеленого Крокодильчика около 20 литров на сотню…

В результате творческих поисков прикинута нитка поездки. Маршрут открыточный, классический по юго-западу Норвегии. Главная цель – объять необъятное, как обычно.
Kiev – Riga – Oslo –Kjerag – Preikestolen – Trolltunga – Bergen – Flam – Lom – Geiranger – Trollstigen – Alesund – Trollkirkja – Atlantikvegen – Sunndalsora – Aursjovegen – Eikesdal – Bessegen – Oslo – Riga – Kiev

0 день – ночью прилетаем в Осло.
1 день – Осло - Lysebotn
2 день – Lysebotn –Kjerag – Tau
3 день – Preikestolen – Odda
4 день – Tyssedal- Trolltunga
5 день – Trolltunga - Voringsfossen - Bergen
6 день – Bergen – Tvindefossen Waterfall, музей Stalheim – Flam
7 день – Gudvangen - Flam
8 день – Flam- Stegastein –ледник Нигардсбреен – Skjolden
9 день – Skjolden – Lom – Geiranger
10 день – Geiranger
11 день – Geiranger – Trollstigen – Alesund
12 день – Alesund – Trollkirkja
13 день – Атлантическая дорога – Sunndalsora – Eikesdal – Gjende
14 день - Gjende – Memuruba - Bessegen
15 день - Gjende - Oslo
16 день - в 6.00 вылет из Осло, Рига

Ссылка на живую карту, кому интересно.

Приглашаем составить компанию в поездке нашего друга Ваню, который уже неоднократно ездил с нами. Итого нас четверо - я с мужем Сашей и дочкой Соней (почти 5 лет) и наш друг Ваня.

Авиабилеты покупаем в Air Baltic со стыковкой в Риге. Уже после того, как купили билеты, узнали про Норвежские авиалинии, у которых есть прямые перелёты Киев-Осло по приятным ценам. Утешаемся тем, что на такие же дни у них перелётов не было, и что на обратном пути мы еще сможем полдня погулять по Риге.

Бронируем машину в Hertz, как они пишут, размера Intermediate, Audi A3 or similar. В результате получили Mercedes-Benz B180 2012 года с пробегом около 40 тысяч с механической коробкой передач. Очень понравилась машинка, только круиз-контроля не хватало местами.

Получаем визы в норвежском визовом центре, переплачивая за их услуги, потому что в посольстве ближайшее свободное время было как раз перед нашим вылетом. Процедура обычная, удивило только, что в списке необходимых документов был подробный план поездки и смета расходов. Из всех посольств, где мы были, первый раз такое требование. Но для нас это не было проблемой, ведь мы и так писали план для себя. Через неделю получили назад паспорта со свежими шенгенами.

Физической подготовкой и заодно проверкой на прочность Сони стал небольшой поход по Крыму на майских праздниках. Получилось, что в день для Сони 9 км пешком по горам нормально. Соответственно при планировании маршрута отталкивались от этого.

В Крыму, готовимся к Норвегии.

Материальной подготовкой было обновление снаряги. Купили новые горные ботинки всем участникам, включая Соню. Очень радовались, когда случайно нашли Сонин размер (детских туристических вещей у нас днем с огнем не найдешь). И даже если она больше ни разу не воспользуется этими ботинками, все равно они стоили того, чтобы их купить. В кроссовках по камням было бы печально ходить.

Еще купили трёхместную палатку вместо нашей старой двушки. Спальники потеплее. Штормовые штаны и ветровки. Фонарики и горелку с походной посудой покупать, к счастью, не пришлось, они у нас уже были.

Ночь перед вылетом как всегда посвящается упаковке вещей. В этот раз сложность была в том, чтобы сложить каждый рюкзак не больше 20 кг, потому что на один билет положена одна единица багажа весом до 20 кг, и плата за перевес ой как кусается. Авиабилетов у нас три, соответственно – три рюкзака, всего 60 кг. Честно, никак не ожидали, что возьмем с собой столько вещей, но когда начали упаковывать снаряжение и теплые вещи на 16 дней, то пришлось еще и много чего оставить, потому что уже не влезло ни по весу, ни по объему.

И вот наконец-то пятница – день отъезда!

Перед вылетом

Мы рады началу отпуска, но еще волнуемся, ведь еще нужно долететь со стыковкой в Риге в 45 минут, нужно, чтобы с нами долетели наши вещи, надо ночью найти офис Херца и взять машину… И еще каким-то образом не помешало бы в эту самую машину влезть с четырьмя большими туристическими рюкзаками. Аэропорт в Риге по пути туда запомнился тесным предбанником, в котором проходил паспортный контроль, и работницей аэропорта, которая забрала нас после паспортного контроля и, указывая нам дорогу, побежала на высоченных каблуках к нашему гейту. По сторонам мы не оглядывались, потому что едва поспевали за этими Каблуками в своих кроссовках. Вот это талант! Последними зашли на борт самолета Рига-Осло, но главное успели. Муж сказал, больше с такими экстремальными стыковками летать не будем. Ну, поживем, увидим…

В Осло все прошло как по маслу: багаж успешно добрался с нами, менеджер Херца нас дождался, и вот мы уже едем по ночному шоссе в сторону столицы Норвегии. В Осло живет мой однокурсник с семьей, они любезно нас приютили на эту ночь (точнее все, что от нее осталось). Утром мы долго не разлёживались – нам еще нужно было хотя бы бегом одним глазком взглянуть на Осло и торопиться дальше. Следующая ночевка была запланирована в Лисеботне, а это в почти 400-х км…

В Осло погуляли вокруг Оперного театра и по набережной. К сожалению, в Парк скульптур Вигеланда мы не успевали, но не беда, посмотрим в следующий раз, который обязательно будет.

Осло. Оперный театр.Осло. Оперный театр.Осло. Возле оперного.Осло.Осло.Осло.Осло.Осло.

Пообедав у наших гостеприимных хозяев, мы с трудом отрываемся от мягкого дивана и все-таки выдвигаемся в пять часов вечера в сторону Люсе-фьорда.

Выезжаем из Осло, ждем, когда же начнем ускоряться, но через какое-то время понимаем, что скорость больше 80 км/ч нам в этой стране не светит. В городах снижение до 50, а местами и до 30 км/ч… Замеряли навигатором, получалось средняя скорость передвижения 43 км/ч… Негусто. Зато успеваем полюбоваться видами, которые все время и везде.

По дороге в Лисеботн.По дороге в Лисеботн.

Еще перед выездом из Осло мы купили еды на пару дней вперед, взяли красной рыбки на ужин и одноразовый гриль, о котором читали на форумах.

От длительности светового дня организм сходит с ума. Десятый час, а на улице еще светло. Решили поужинать в симпатичном месте возле озера. Пока жарили рыбку и кушали, начало смеркаться. Понимаем, что до запланированного места уже не доедем. Решили ехать, пока едется. Проехав до полной темноты, в час ночи решили искать ближайшую приличную «ёлочку» (место для отдыха, обозначенное соответствующим знаком, на котором нарисована ёлка) и там ставить палатки.

Сворачиваем с 45-й дороги на 9-ю, видим «ёлку» (координаты - 59.230563,7.531459), на ней уже приютился на ночь кемпер. Соседство туристов успокаивает. Не особо разбирая, где мы находимся, нашли ровное место, поставили палатки и моментально уснули.

Утром оказалось, что мы скромно встали на каменной плите посредине реки, а вокруг нас красота невероятная.

Первая дикая ночевка.Ёлочка возле ValleЁлочка возле Valle

Пока завтракали и собирали вещи, приехал туристический автобус, оттуда вывалила толпа туристов фотографироваться. А позже в одном отчете я прочитала, что товарищи специально по совету из интернета ехали ночевать именно на этой ёлке. Неплохо мы ткнули пальцем в небо.

Ёлочка возле Valle

Погода радует, мы полны сил и оптимизма. Нас ждет Кьераг. Проезжаем еще 90 км до старта трекинга.

По дороге к КьерагуПо дороге к КьерагуПо дороге к Кьерагу

По советам из интернета мы оставляем машину в кармашке, не доезжая до платного паркинга (координаты 59.039037,6.651345). Таким образом, мы, во-первых экономим 100 крон, а во-вторых начинаем подъем к Кьерагу с высоты на 100 метров выше, чем с официального начала тропы. Позже дороги все равно сливаются. Тут – GPS-трек с бесплатной стоянки.

Бесплатный карман возле Кьерага.

Пока мы добирались, погода начала портится. Из машины мы выходили уже под дождиком. Еще не совсем поняв, куда мы попали и что нас ждет, мы легкомысленно отнеслись к одежде и обуви. В результате, Соня вышла без колгот, в легких штанах, Саша – в джинсах, Ваня – в городских мокасинах. Но Норвегия сразу показала, что с нами шутки шутить тут никто не будет. По мере подъема усиливался дождь и ветер, мы начали замерзать и промокать, но еще не сдавались.

Топаем к горошине.

Люди навстречу шли очень уставшие, некоторые советовали нам вернуться. Но мы продолжали движение.

Топаем к горошине.

И вот перед нами последний подъем, за которым уже плато и Горошина. Ветер там уже был такой, что невозможно разогнуться в полный рост, сразу сносило на полметра, причем к краю обрыва. У меня с чехла от фотоаппарата сорвало дождевик и унесло куда-то во фьорд. Спрятались от ветра за большим камнем и задумались, как быть. Мимо нас возвращались вниз очередные товарищи и сказали, что наверху ветер в два раза сильнее, чем здесь, и они нам категорически не советуют туда идти с ребенком. И как ни обидно, пришлось идти обратно…Настоящий турист должен понимать, где заканчивается экстрим и начинается полный п…ц.

Решили вернуться к платному паркингу, думали, что тропа туда будет лучше. Но лучше она не была. После дождя все камни намокли, и спускаться по ним было туго. Во многих местах вдоль тропы прибиты цепи, за которые можно держаться, но толку от них было немного. Такое впечатление, что их проложили по линейке без учета рельефа. Хорошо, что когда мы выходили, Саша просто так бросил детскую и свою альпинистские системы в рюкзак. Мы встегнули Соню практически сразу, потому что усвистеть по скользким камням вниз или изобразить из себя воздушного змея шансы были большие.

Когда мы уже подходили к стоянке, выглянуло солнце, и на небе появилась радуга. Да уж, вроде и знаешь, что в горах погода переменчивая, но все равно обидно.

Радуга над Лисеботном.

И вот мы добрались вниз, Саша ушел за машиной по дороге, а мы с Ваней и Соней зашли в кафе, попить горячего чаю и согреться. И тут опять мы немного забылись, в какой мы стране. Не уточнив цену, покупаем 4 чая (пакетики в одноразовых стаканчиках) и отдаем на наши деньги около 200 грн. Вот это попили чаёк!

Кьераг мы не увидели, но получили отличную науку на всю оставшуюся поездку. Во все следующие походы мы сразу надевали горные ботинки и штормовые штаны (или хотя бы брали с собой), и заваривали утром в термос чай. Но такой плохой погоды у нас больше нигде и не было. Потерянный дождевик было жалко, но было решено, что это жертва норвежским троллям и знак, что раз мы оставили что-то в этой стране, то обязательно вернемся туда снова. И в следующий раз обязательно покорим Кьераг. Кстати, по сухим камням и без ветра я думаю, туда должно быть не сложно зайти… Ничего такого особенного я не увидела.

Дальше наш путь лежал на другую сторону Люсе-фьорда в какой-нибудь кемпинг недалеко от Прейкестолена. Попасть туда мы могли либо на пароме по фьорду (ходит из Лисеботна два раза в день в 12 и в 18), либо в объезд по 550-й и 45-й дороге.

Объезд Люсе-фьорда.

Мы решили ехать на машине, чтобы не ждать паром, и потом в плохую погоду было бы не сильно интересно кататься на кораблике. Самое забавное, что когда мы объехали фьорд и переправлялись через него по 13 дороге (точка В на карте), мы как раз пересеклись с паромом из Лисеботна. Т.е. по времени получилось бы одинаково. (По прямой из А в В расстояние 40 км.)

Паром в Люсе-фьорде.LysefjordСеверное море.

Из машины мы позвонили в Wathne camping и забронировали на ночь домик (600 крон). Кемпинг очень понравился. Один из лучших за всю поездку. И хоть санузел был во дворе, это не доставило нам никаких неудобств.

Wathne camping

Соня была счастлива попрыгать на батуте. И откуда у нее только силы берутся? А всего каких-то три часа назад плакала и говорила, что больше идти никуда не может.

В Wathne camping

Утром возвращаемся немного назад по 13-й дороге (кемпинг в 20 км от начала тропы к Прейкестолену), ставим машину на парковку (стоимость парковки 100 крон), где еще достаточно свободно, но люди все подъезжают и подъезжают, и торопимся поскорее выйти.

Прейкестолен (Preikestolen, Pulpit Rock) – одна из самых посещаемых природных достопримечательностей в Норвегии, популярна как у туристов, так и у местных.

На старте.

Как видно на схеме, в одну сторону нужно пройти 3800 м. Общий набор высоты получается около 500 метров (Трек). Очень советую идти, как нарисовано на треке, сначала по тропе Cliff trail, а потом по Hill trail. По Cliff trail интересно подходить к фьорду, а когда уже фьордом налюбовались, то с немноголюдной Hill Trail открывается очень красивый вид в сторону Ставангера.

На тропе к PreikestolenНа тропе к PreikestolenНа тропе к Preikestolen

Людей на тропе как на Крещатике в выходной день. Но несмотря на это, тропа все равно очень живописная, радует глаз и дает возможность разгуляться фотографу, тем более погода в этот день выдалась отличная.

Виды с тропы к PreikestolenНа тропе к PreikestolenLysefjord

Соня часть пути шла сама, часть ехала на папе.

Идем к Pulpit rockИдем к Pulpit rock

И вот наконец-то она! Кафедра!

PreikestolenPreikestolenPreikestolen

 И мы на ней!

Мы на КафедреМы на Кафедре

Радуемся, что в этот раз Тролли были к нам благосклонны, и мы смогли прийти к финишу. Конечно, устраиваем фотосессию на краю обрыва.

Над пропастьюНа Preikestolen

На PreikestolenТрещина в скале

Несколько видов сверху:

Lysefjord и PreikestolenНад КафедройPreikestolen во всей красеОчень счастливые, что мы дошли.LysefjordВиды с Preikestolen

И вдруг какой-то мужчина стал выгонять всех с Кафедры, никто не мог понять, в чем дело, но тут прилетел вертолет и стал приземляться прямо на Прейкестолен. Оказалось, человеку стало плохо, и вызвали спасателей. Мы были в шоке от такой оперативности. Хотелось бы, чтобы у нас было также…

Прилетит вдруг волшебник в оранжевом вертолёте...Спасатели

На обратном пути:

Кажется, это СтавангерВиды с Hill trailЕсли присмотреться, то можно увидеть МНОГО людей.

После успешного на этот раз трекинга нам еще предстояло проехать на машине чуть больше 200 км. (Помните среднюю норвежскую скорость передвижения?) Мы выбрали путь по видовым дорогам 13-й и 520-й мимо Sauda.

Карта - видовые дороги 13-я и 520-я

И все бы ничего, только со стоянки возле Прейкестолена мы выехали уже хорошо после обеда, часа в 4 вечера. Остановиться купить еды и покушать тоже, к сожалению, отнимает время. Да еще и в Sand паром ушел буквально у нас из-под носа, а следующий ждали целый час. В результате по шикарной видовой 520-й ехали уже совсем в сумерках. Не получилось ни пофоткать, ни поснимать видео. Придется верить мне на слово, что там очень-очень красиво! Дорога проходила сначала вдоль фьорда, а потом забралась повыше в горы. Особой специфики придавало то, что кроме нас таких психов-любителей ездить по ночным горным дорогам больше не было, и мы наслаждались всем природным великолепием в одиночестве. Эта дорога заняла почетное место в списке наиболее полюбившихся нам за эту поездку. Нужно вернуться туда днем, чтобы снять на фото и видео и поделиться впечатлениями.

В сумерках на 13-й дорогеГде-то на 13-й дорогеНа 550-й дороге

А популярных водопадов возле Sauda (Latefossen - 59.948198,6.584967, Langfoss 59.846044,6.339577) и не пытлись увидеть в темноте. Не скажу, что мы сильно расстроились, потому что чего-чего, а водопадов в Норвегии мы видели очень много. И часто какой-то «просто водопад по дороге» вызывал больше восхищения, чем его знаменитый собрат. Создалось впечатление, что «раскручивают» водопады, к которым просто легко добраться и возле которых есть место поставить будочку с сувенирами. Простите, если задела чьи-то чувства к любимому месту.

Пока было не сильно поздно (в Норвегии это до 6-7 часов вечера, позже есть шансы уже никого не застать), позвонила в рекомендованный на просторах интернета Sundal camping, попросили оставить для нас домик. Не помню, кому он понравился и за что, но нам точно оказался не по душе. Еще и оказалось, что путь к нему лежит через одиннадцатикилометровый платный туннель, по которому пришлось проехать два раза – туда и обратно. Минус 150 крон, однако! Это при стоимости кемпинга в 450. Не рекомендую туда ехать, если нет желания там остаться на несколько дней – как место для рыбалки, должно быть не плохое.

А торопились мы так сильно в Одду, потому что на следующий день нам предстояло выходить на тропу в сторону Троллтунги, и сделать это было, желательно, как можно раньше. Мы сразу понимали, что пройти с Соней 22 км с набором высоты более 1000 метров, мы не сможем. Поэтому сразу планировали поход к Языку тролля двухдневным.

Поставив в двенадцатом часу дня машину на парковку под неработающим фуникулером и заплатив за сутки стоянки 200 крон, мы берем необходимые на два дня в горах вещи и выдвигаемся. Если кто рассчитывает на подъемник, то можете оставить все надежды на него дома, фуникулер не работает и очевидно уже давно и совсем, он уже успел изрядно зарасти растительностью, и по нашим наблюдениям провода были местами оборваны. Нам сказали, что он не отвечал нормам безопасности, а на реконструкцию нужно очень много денег, поэтому пока что чинить его никто не собирается. Может и хорошо? Не так людно на тропе…

Неработающий фуникулёр.

Идти мы решили не по ступенькам, а по тропе вдоль рельс, о чем ни разу не пожалели. Стартовали одновременно с ребятами из Польши, они тоже были с большими рюкзаками, но пошли по ступенькам и быстро скрылись из вида. Внизу возле нижней станции бывшего подъемника есть маленький магазинчик, который одновременно и инфоцентр. Спросили у товарищей-продавцов-работников инфоцентра, какой прогноз погоды на ближайшие два дня. Они нам ответили «good weather for hiking» (хорошая погода для похода), и на этой оптимистичной ноте мы вышли. По мере набора высоты тучи над нами сгущались все сильнее и сильнее. Когда мы были в километре от верхней станции, начало капать, мы ускорились. Дождь становился все сильнее, и в конце концов мы побежали и успели спрятаться под крышей первого домика перед тем, как пошел ливень стеной. Похихикали по поводу «гуд везер». У всех свои понятия хорошей погоды. Кстати, весь оставшийся путь дождь то начинался, то прекращался, но такого сильного уже не было. Очень повезло, что оказались возле навесов, потому что мембрана в куртках - это хорошо, но у нее тоже есть предел разумного.

Подождали пока ливень стих до небольшого дождика и двинулись дальше. Одолели половину набора высоты, дорога шла почти по ровному мимо домиков-дач суровых норвежцев. Это ж надо так не любить других людей, чтобы построить дачу, на которую самому будет влезть потом сложно. 

На ровной дороге Соня была вознаграждена небольшим отдыхом и проехалась метров 500 на папе, как раз до следующего подъема, который вывел нас на плато. На этом втором подъеме ей было тяжелее всего. Но еще в начале поездки мы ей пообещали, что за отличное поведение, если она будет хорошо кушать, слушаться и ходить, по приезду домой, она получит фёрби, мохнатого ушастого говорящего зверя, о котором она давно мечтала. И вот на этом сложном подъеме она шла и мечтала о фёрби, рассказывала нам, какого он будет цвета, как она будет его кормить, как он будет петь и разговаривать. И эти мечтания работали, трудности отступали, и метр за метром мы поднимались все выше. В конце концов, вот уже и плато. А значит львиная доля набора высоты позади, теперь только небольшие перепады на самом плато.

Дачи по дороге на ТроллтунгуПо дороге к Языку ТролляПо дороге к Языку Тролля

По плато шлось веселее, и отметки километров стали вроде бы даже чаще мелькать.

Отметки километров на тропе к ТроллтунгеНа плато по дороге к ТроллтунгеНа плато по дороге к Троллтунге

 Соня радовалась пирамидкам, докидывала туда свои камушки.

Пирамидки из камнейНа плато по дороге к ТроллтунгеПо дороге к Языку Тролля

 И вот уже мы видим озеро.

По дороге к Языку ТролляПо дороге к Языку Тролля

Все люди, которых мы встречали, в основном шли нам навстречу, потому что те, кто идет без ночевки, стараются стартовать рано утром, а после обеда уже возвращаться. У пары, кажется, французов спросили, где же Язык, они махнули куда-то, за очередной перегиб… Мы начинали уставать, что уже говорить про Соню. Папа сжалился над ребенком и взял на плечи. Она моментально отрубилась. Идти с Соней на плечах намного сложнее, чем с туристическим рюкзаком, несмотря даже на то, что ребенок легче. Правильно отрегулированный рюкзак садится основным весом на бедра, а Соня давит только на плечи, да еще и во сне, пытается свалиться с папы. Поэтому пройдя с километр, делаем привал. У ребенка походный дневной сон. Но недолгий. Поспала Соня минут 40 и двинулись дальше.

Суровый дневной сон

И вот к 8 часам вечера мы все-таки дошли! И увидели ЕГО! Честно, я так мечтала об этой встрече, что чуть не плакала от счастья.

Trolltunga

Дома я сомневалась, что мы дойдем, а уж после неудачи с Кьерагом, так и совсем потеряла надежду, но все получилось! И я попрыгала на Языке и посидела на краю, как и хотела.

На Языке ТролляНа Языке ТролляНа Языке Тролля

А Соню на саму скалу побоялись тащить.

Trolltunga

Зато она построила свою пирамидку возле Троллтунги.

Соня возле Языка Тролля

Итого на 11 километров нам с Соней понадобилось 8 часов. Из этого расстояния она прошла сама 9,5 км и 1,5 км проехала на папе. Горжусь нашей маленькой туристкой! Хочу сказать, что самое сложное в походе с ребенком – это не преодоление расстояния, а то, что нужно постоянно уговаривать, убеждать, что нужно идти, придумывать, какие-то развлечения в пути. От этого реально устаешь. А физически очень напрягает то, что постоянно сбиваешься с ритма. Медленнее, чем мог бы, идти тяжело, больше устаешь, когда сбиваешься со своего личного ритма. Нужно то остановиться подождать, то что-то поправить, то что-то достать, то в туалет приспичило… Короче, эффективного времени ходьбы, наверное, если не меньше, то сравнимо со временем остановок. Но все равно ходить с детьми в походы, конечно, можно и нужно.

Еще дома я читала про домик для ночевки возле Языка Тролля Reinaskorsbu.

Домик возле Языка Тролля

Этот домик принадлежит организации Den Norske Turistforening - DNT - the Norwegian Trekking Association. Она следит за такими домиками в горах, пополняет запасы провизии, поддерживает порядок. Но на сайте было написано, что «домик не работает, поэтому учитывайте это, если собираетесь ночевать возле Языка». Мы учли и потащили с собой палатки и спальники. Но к нашему удивлению, домик оказался открыт и вполне пригоден для жизни. Две кровати из шести уже были заняты теми самыми поляками, которые начали подъем практически одновременно с нами. Они пришли к Троллтунге часа за три до нас, уже успели пофоткаться, покушать и собирались ложиться спать.

Мы тоже предпочли домик палатке, заселились на оставшиеся четыре кровати. Приготовили покушать себе на горелках, чтобы не использовать имеющуюся в домике плиту и общественный газ.

С такими родителями только и остается, что взяться за голову.

Проболтали с поляками часов до 11 ночи и очень счастливые, что мы в таком месте, легли спать. Несмотря на физическую усталость, мы долго не могли заснуть, потому что эмоции переполняли, мы еще в темноте переговаривались, наверное, с полчаса. А даже заснув, я все равно всю ночь во сне куда-то брела.

Для тех, кто не в курсе, что это за такие волшебные домики в горах, расскажу. Таких домиков по всей Норвегии немало. На сайте DNT приведена подробная информация про них. Сайт говорит нам, что есть три вида домиков: Staffed lodges (домики с персоналом), self-service cabins (кабины самообслуживания) and no-service cabins (кабины без сервиса). Наша кабина относился ко второму типу. Домик деревянный, без электричества, состоял из предбанника, двух комнат и служебной кладовки, которая была закрыта. В комнатах стояли три двухэтажных кровати с матрасами, были одеяла подушки, можно было взять пачку нового запечатанного постельного белья из-под кровати и застелить себе постель. Мы спали в спальниках. Также был стол, печка (буржуйка для обогрева), газовая плитка с баллоном газа, в шкафчике лежал минимальный набор еды (консервы, сухпай). Было много старых книг и фотоальбомов про местный край. Была книга отзывов, которая велась, кажется, с 70-х годов. При этом при всем, мы были потрясены, что в домике никого нет, - заходи и живи. На стене висел прайс за еду и ночевку, и ящик для денег. В правилах было написано, что тут действует система честного слова и благородства, и только вы знаете, оставили вы деньги или нет. Вместо замка дверь была закрыта веточкой, чтобы ветром не открывало. Возле домика лежали большие мешки с мусором. Нам сказали, что эти мешки раз в год выносят. Но все-таки непорядочных людей везде хватает, было видно, что ящик для денег когда-то пытались вскрыть. А поляки, с которыми мы ночевали, нам рассказывали, что встречали немцев, которые еще и хвастались, что жили в этих домиках, кушали, всем пользовались и ничего не оставляли. Всякие люди есть везде, и в европейских странах тоже.

На следующий день утром мы двинулись в обратный путь.

На плато возле Языка ТролляИ вдруг из-за угла БИДОН...На плато возле Языка Тролля

Первых людей мы встретили часов в 9 утра где-то за километр от Языка. Ранние пташки, вышли, наверное, часов в 6 утра. Людей навстречу было много, все улыбались, видя Соню, многие удивлялись, что она шла сама. Встретили вот такую забавную собаку, которая тоже несла свой груз.

СобачкаСобачка и норвежцы

Спускаться было все-таки полегче, чем подниматься, но все равно обратный путь у нас занял 7 часов, не многим меньше, чем подъем.

На плато возле Языка ТролляНа плато возле Языка ТролляНа плато возле Языка Тролля

Особенно добил последний крутой спуск вдоль фуникулера. Там уже силы были на исходе, мы часто делали с Соней черничные привалы. Кстати, черника была очень действенным средством в пути, которым я пользовалась. Я шла немного впереди Сони, на ходу срывала ягоды, предлагала ей угощенье, она меня догоняла, с удовольствием съедала и требовала еще. Так и шли от ягоды к ягоде или в поисках следующего куста.

И вот наконец-то стоянка и наша машина. Кажется, что мы не вчера отсюда ушли, а неделю назад. С удовольствием переодеваемся в чистое и сухое, пакуемся в машину и едем в Берген, где у нас уже забронирован на вечер отель. Еще дома, когда я искала место ночевки в Бергене, обнаружила, что с кемпингами там негусто, и многие находятся под городом. Мы решили забронировать отель, чтобы спокойно отдохнуть после всех походов, проснуться сразу утром в городе, позавтракать готовеньким и полноценно погулять, не теряя времени на утренние сборы и подъезды. 

В Бергене были запланированы океанариум, подъемник на смотровую площадку над городом и рыбный рынок.

Набережная в БергенеПряничные домики в Бергене

В океанариум спешили попасть на кормление пингвинов, но не сильно как-то оно нас впечатлило.

Океанариум в БергенеОкеанариум в Бергене

Зато случайно увидели кормление котиков, которые порадовали нас больше. Они дрессированные и за рыбку показывали разные номера. Недолго, конечно, но все равно – здорово.

Океанариум в Бергене

В океанариуме Соня порисовала в детской комнате. Пока она рисовала, мы от нечего делать рассортировали карандаши в коробке по цветам. Оказалось, что суровые норвежские дети срисовали все черные карандаши.

Океанариум в Бергене

Детки местные, кстати, нас впечатляли всю дорогу. В то время, как Соня была одета в колготки, джинсы и флиску, а то и в теплую жилетку на флиску, маленькие норвежцы преспокойно купались в трусах в фонтане. И мне самой было на них холодно смотреть. Когда мы ползли по горе упакованные в штормовую одежду и недовольные, что на нас капает, норвежские ребятишки сбегали в прямом смысле слова мимо нас с горы, промокшие до нитки, в одних футболках и явно не страдали от этого. По календарю лето – надо наслаждаться, а погода – ерунда!

После океанариума в Бергене мы поднялись на подъемнике на Флёйен (60.394722,5.343333), чтобы полюбоваться городом сверху. Мы поднимались не с самого низа, а с промежуточной станции, возле которой оставили машину.

Вид на Берген.Вид на Берген.Вид на Берген.

Погуляв наверху в парке, мы спустились пешком к машине и поехали во Флом, не забыв по дороге прихватить вкусняшек с рыбного рынка. Хотелось всего попробовать, поэтому купили тарелку ассорти (китового мяса, красной рыбы соленой, копченой, маринованной), и еще креветок, крабьих клешней. Может, рыбный рынок в Бергене – это и туристическое место с завышенными ценами, но все было ооочень вкусное и очень жаль, что такое место только в Бергене. В обычных магазинах я видела, например, только замороженные креветки, а такие я могу купить и дома. Таких свежих, как в Бергене, больше, к сожалению, нигде не встречали.

По дороге во Флом мы посмотрели Твиндефоссен и заехали в знаменитый отель Сталхайм. Красиво, но если не успеваете туда попасть, не расстраивайтесь, много не пропустите.

TvindefossenВид из отеляStallheim

В самом Фломе выбор жилья тоже не густой. Или дорогие отели, или один кемпинг, куда мы и направились. Это был самый дорогой кемпинг за нашу поездку. За машину и две палатки оставили по 325 крон за ночь. В некоторых других местах у нас домик стоил совсем немножко дороже. При этом там было очень много людей. Мы нашли свободное место на полянке, но к удобствам нужно было прилично топать каждый раз. Готовили на полянке возле палаток, на горелке, потому что не побегаешь туда-сюда на кухню с кастрюлями. Но стоит отметить, что при всей своей загруженности кемпинг все равно оставляет хорошее впечатление, было все очень чисто, аккуратно, люди не шумели и не мешали друг другу отдыхать. Там мы провели две ночи, палатки днем не складывали, хотя ценные вещи на всякий случай закрыли в машине, пока нас не было.

Кемпинг во Фломе

Программа на день предстояла плотная. Еще дома смотрели в интернете расписание катеров по фьорду и поездов по Фломской долине, и по факту утром купили билеты на лодку, которая отправляется в 11.00, чтобы вернуться в 14.20, взять велосипеды и в 14.50 сесть на поезд и подняться в Мирдаль. Во Фломе причал, велопрокат, железнодорожная станция и кассы находятся практически в одном месте. За велосипеды мы тоже договорились и заплатили утром, чтобы между катанием на кораблике и на поезде, их нужно было только забрать. А билеты на поезд мы утром не купили, торопились, чтобы не опоздать на кораблик, и решили, что купим уже днем перед самым поездом. И это было большой ошибкой! Не делайте так! Покупайте все билеты сразу утром на весь день.

Со спокойной душой мы сели на кораблик и поплыли по Согне-фьорду, самому глубокому и длинному фьорду в Европе, в сторону Гудвангена.

На кораблике Флом-Гудванген

Так как мы пришли перед самым отправлением, то мест для нас на открытой палубе, с которой открывались самые красивые виды, уже не осталось. Но через минут 15 мы только порадовались этому, потому что кораблик въехал под тучу с дождем, сопровождающую нас до самого Гудвангена.

По Согне-фьордуAurlandThe N?royfjord

С приближением к конечной точке нашей прогулки на катере, как по волшебству, снова вышло солнце. В Гудвангене мы побродили вокруг причала, дождались шаттл-баса до Флома и вернулись обратно, собираясь реализовать велочасть нашего плана.

В ГудвангенеВ ГудвангенеВ Гудвангене

Какого же было наше огорчение, когда придя в ж/д кассы, мы увидели объявление на ближайшие три рейса «Sold out» (все билеты проданы). Обидно было жутко, что мы так сглупили утром и не купили сразу билеты, но никто из нас не мог предположить, что поезд пользуется такой популярностью у туристов. И все же мы решили не сдаваться. Пошли в кассу, описали нашу ситуацию кассиру, что так вот получилось, что билеты не купили, а за велосипеды уже заплатили, и нельзя ли как-нибудь так нам попасть хоть тушкой, хоть чушкой, на этот поезд, куда уже нет билетов. Она позвала какого-то менеджера, и они вместе продали билеты для нас и наших велосипедов! Это было очень приятно, что люди пошли на встречу, а не отправили нас гулять до 8 часов вечера со своими велосипедами и проблемами.

Велосипеды ехали на поезде отдельно от нас в специальном вагоне. На каждый велик крепился специальный стикер, как на багаж в самолете.

FlamsbanaFlamsdalen, из окна поездаFlamsdalen, из окна поезда

Самое интересное, что внутри оказалось достаточно много свободных мест. Билеты не привязаны к конкретным местам, и мы без проблем сели. Соне подарили разукраску с карандашами, что конечно, порадовало ее намного больше, чем виды за окном.

Flamsbana, в вагонеFlamsbanaKjosfossen

Мы поднялись на высоту 866,8 метров на станцию Мирдаль. И оттуда покатились на велосипедах вниз.

В Мирдале

Это так чудесно – ехать около 20 км все время вниз вдоль горной речки, мимо красивых лугов и милых домиков. Очень рекомендую такую велопрогулку!

FlamsdalenFlamsdalen

Правда, мы слегка нарушили правила. Когда мы брали детское велокресло, нам пришлось торжественно пообещать хозяину велосипедов, что с ребенком до самого Мирдаля мы не поедем, а выйдем на пару станций раньше, потому что от Мирдаля вниз идет весьма крутой серпантинчик с крупными камнями.

Серпантин из Мирдаля

 Но мы же не могли пропустить такой красивый водопад!

Myrdalsfossen

Да и вообще, что мы, в Карпатах не катались, что ли?! Так что поехали мы до самого Мирдаля и нормально спустились вниз. Ехать, конечно, нужно было предельно осторожно, особенно мне с Соней, но особых проблем спуститься по такому серпантину я не вижу.

Довольные, что все запланированное выполнили, еще даже засветло мы вернулись в кемпинг.

И снова «Пора в дорогу, старина, подъем пропет! Ведь ты же сам мечтал услышать, старина…» И услышать, и главное увидеть, но как же тяжело утром вставать… За весь отпуск я так ни разу и не выспалась, хотя и не жалею об этом.

И вот уже мы на смотровой площадке Stegastein (60.908625,7.211963).

Вид со смотровой StegasteinВид со смотровой Stegastein

Пока мы делали дежурные фотки, природа подкинула нам подарок – двойную радугу через все небо! Радуга появилась на считанные минуты, и снова пасмурное небо. Как же нам повезло, что именно в эти минуты мы были в таком красивом месте!

StegasteinStegastein

Дальше держим путь по Снежной дороге, которая соответствовала своему названию, хотя снега в высоту машины в августе уже не нашли.

На Снежной 243-й дорогеНа Снежной 243-й дорогеНа Снежной 243-й дороге

В Лоэрдальский туннель заехали просто из интереса, как же выглядит самый длинный туннель в мире. Да так же как и все остальные, не самые длинные. Только есть карманы-площадки для отдыха, красиво подсвеченные.

Лердальский тоннельЛердальский тоннель

Так что в первом же кармане разворачиваемся и едем обратно в сторону Нигардсбрин(61.680509,7.212646) - ледника, который мы хотим увидеть сегодня.

Чем ближе подъезжаем к леднику, тем хуже погода. Дождь стеной. К леднику от парковки ведет пешеходная тропа по правому берегу озера (трек). В инфоцентре нам говорят, что идти туда сегодня «very dangerous», потому что ручьи, стекающие с гор, из-за дождя стали очень бурными и полноводными.

Вид с парковки на ледник NigardsbreenВы заметили людей на фотке? А они там есть!

Но у нас есть только сегодня и сейчас, а завтра мы будем в другом месте и ждать мы не можем. Поэтому достаем на улицу сонного ребенка в погоду, в которую хороший хозяин не впустит собаку из дома, и тащим в сторону ледника. Но все же из-за погоды, мы воспользовались лодочкой, которая ходит по озеру, сокращая путь где-то пополам (на треке синий пунктир по воде). К самому леднику, конечно, не подвозят, но гораздо ближе, и в объезд почти всех речек.

Соня

Ледник как всегда потрясает. Своей мощью и масштабами.

Ледник Нигардсбрин

Погода смилостивилась над нами, и перестал идти дождь. А на обратном пути к машине пришлось активно сбрасывать одежки, потому что выглянуло солнце.

Вид с парковки на ледник Nigardsbreen

Уже по солнечной погоде мы едем в кемпинг. Как всегда по дороге вкусные виды. После дождя вышла радуга.

Romantic road 55Romantic road 55Romantic road 55

Домик в кемпинге Nymoen Leirplass в городе Skjolden хоть и простой и маленький, но очень чистый и уютный. И место идеальное - на берегу озера, с видом на водопады с ближайших гор. И кемп с одной стороны практически рядом с дорогой, т.е. от основного маршрута не нужно отклоняться, чтобы туда заехать, а с другой стороны все равно в очень тихом месте. Цена - 525 крон.

Nymoen Leirplass Camping

Мы ужинали на веранде, с некоторой завистью поглядывая на соседей-норвежцев, которые явно обосновались в кемпинге не на один день и не спешили выезжать завтра в поиске новых приключений и видов.

Рыбка на гриле - главное блюдо отпуска.

Но новый день не приносит нам разочарования, а лишь новые восхищения – видовой дорогой 55.

На официальном сайте этого края дороге 55 дают такое описание: «Дорога 55 между Лустером и Ломом – самая высокогорная и впечатляющая дорога в Северной Европе (максимальная точка 1430 метров), получившая статус Национального Туристического Маршрута за свой захватывающий горный пейзаж, через который она проходит в Йотунхейнском Национальном парке. Эта дорога – главный путь в Йотунхейм – самые высокие норвежские горы».

И снова мы поглощаем этот норвежский видовой деликатес в непомерных количествах!!! ВИДЫ ВИДЫ ВИДЫ!!!

Дорога 55Дорога 55На 55-й дороге

55 дорога спускается с гор и выводит нас в Лом, где мы делаем небольшой привал, посещаем Кирку, и булочную, которая заманила нас запахом пончиков. Дальше едем по 15 дороге до развилки с видовой 258, на которую и сворачиваем. Мужа разрывает от желания все запечатлеть на фотографиях, поэтому, как и на 55 дороге, меняемся местами, и каждый получает свое удовольствие: я – драйверское, муж – фотографическое.

258 дорога – без покрытия, местами с ямками. Ехать на жестком мерседесике, да еще после большого мягкого джипа, было то еще удовольствие. Приходилось все время себя сдерживать, ведь я по таким дорогам привыкла ездить с гораздо более высокой скоростью  Но виды вокруг однозначно стоили неудобств.

258-я дорога258-я дорога

Здесь нас застал наш дневной температурный минимум 8,5 градусов. В среднем температура была градусов 16-20 днем. В горах холоднее, а на солнышке и в городах бывало и теплее.

258-я дорога

Домик выбрали просто по дороге, не доезжая Гейрангера. Увидели указатель и свернули, оказалось, что кемпинг из моего списка - Fossen camping. Когда нам предложили домик с туалетом, душем, горячей водой, да еще и c верандой с красивенным видом на Гейрангер-фьорд по 650 крон за ночь, то последние сомнения развеялись, и мы сняли его на две ночи.

Fossen camping

В домик заселялись под дождем, облачность была низкая, поэтому поездку на гору Далсниббу отложили на утро и не зря.

Проснувшись утром, смогли наблюдать как во фьорд заходил круизный лайнер. Погода была отличная, подтверждая прогноз c норвежского сайта погоды yr.no.

Гейрангер-фьорд

За красивыми видами в первую очередь направляемся на Далсниббу.

Дорога к Гейрангер-фьорд. Вид с Далснибы.Вид с ДалснибыДалсниба

Там мы встретили самого красивого тролля за всю нашу поездку. Соня даже боялась его обнять, такой он был как живой.

Троль на Далснибе.

Спускаемся с Далсниббы обратно в сторону Гейрангера за следующей фотосессией – на смотровой площадке Flydalsjuvet (N 62° 5' 18" E 7° 13' 25").

FlydalsjuvetFlydalsjuvetВид на Гейрангер с Flydalsjuvet

Чтобы сделать такие фотки, нужно было слегка нарушить правила безопасности и… перелезть через забор над обрывом. 

Когда мы подъехали, на смотровой площадке было достаточно много людей, но все стояли за забором. Мы, зная секретный ракурс, перемахнули через забор и были увлечены процессом фотографирования. Какого же было наше удивление, когда на обратном пути обнаружили очередь из нарушителей порядка, последовавших нашему примеру  Надеюсь, никто не улетел с обрыва вниз в то утро.

И пока еще была хорошая погода едем к началу тропы, что ведет к водопаду Storseterfossen (62.100951,7.215779). Трек маршрута здесь.

По дороге к водопаду StorseterfossenПо дороге к водопаду StorseterfossenПо дороге к водопаду Storseterfossen

Прогулка сложная – по дороге много черники, что задерживает продвижение вперед.

Соня в кустах черники.

Внизу при входе на тропу висело объявление, что на тропе работают непальские шерпы, просили им не мешать. Мы удивились, почему непальские шерпы, а не местные рабочие. Когда поднялись выше, увидели, что грунтовую дорогу облагораживали, делая из натурального камня ступени, а для этого на тропу затягивали такие огромные каменные глыбы, что обычному человеку сложно представить, как их вообще можно поднять. Неудивительно, что для этой работы понадобились шерпы с их силой.

Работы по благоустройству на тропе к водопаду

Водопад красивый, необычен тем, что за ним проходит тропа. В начале тропы табличка "Опасно, на свой страх и риск и т.п." поэтому Соню оставляем на полянке с дядей Ваней (который уже успел сбегать к водопаду, пока мы с Соней тискали овечек на тропе и ели чернику), а сами спускаемся.

Водопад StorseterfossenЗа водопадом Storseterfossen

Перекус. И вниз.

Пикник над водопадом StorseterfossenПо дороге с водопада Storseterfossen

А вам следующая фотография не напоминает «Ну, погоди!»? 

Кстати, села примечательны для нашего глаза тем, что нередко можно встретить новенькую технику в обычных дворах, в отличие от наших сел, где один старый разваливающийся трактор на всех.

После трекинга к водопаду едем наконец-то к самому фьорду, которым мы любовались сверху уже второй день. Берем здесь напрокат лодку, чтобы увидеть с воды знаменитые водопады Жених и Семь Сестер. Лодка – очень классный способ познания фьордов. Наверное, самый лучший. Как-то ближе всего к воде и скалам, понимаешь, какой человек маленький, по сравнению с этим величием природы.

Водопад ЖенихВодопад Семь СестёрПо Гейрангер-фьорду на лодкеГейрангер-фьордВодопад Семь СестёрОрлиная дорога

Успеваем сдать лодку как раз к началу обещанного синоптиками дождика. Когда я планировала две ночевки в Гейрангере, то сомневалась, не много ли это. И ответ однозначно нет, не много, а мало. Вокруг фьорда много пешеходных маршрутов, и если есть время и желание, то там можно найти, чем заняться, и на неделю.

На ужин я потребовала если не мяса, то хотя бы сосисок, потому что рыбу уже не могла видеть, по крайней мере, хотя бы один вечер.

Ужин с видом на Гейрангер

Следующую ночь мы должны были провести в отеле в Олесуне. Причина предпочтения отеля кемпингам та же, что и в Бергене, быть поближе к городу и не терять время на сборы и подъезды. Отель был отличный, в стоимость входил не только завтрак, но и ужин, поэтому из Гейрангера мы постарались выехать пораньше, зная себя и нашу плохую норвежскую традицию приезжать к месту ночевки затемно.

По дороге сделали несколько остановок. Первая сразу за Гейрангером, на дороге Орлов – Ornevegen, где мы говорим до свидания Гейрангер-фьорду.

Вид с Ornevegen

Одна из следующих остановок была, чтобы купить вот такой ящик клубники! В Норвегии был как раз сезон!

В Норвегии август - сезон клубники

И конечно же мы уделили внимание Лестнице Троллей. Про Трольштиген из википедии: «Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъема делает 11 резких поворотов, высота подъема иногда составляет 9 %.» Было очень забавно наблюдать сверху, как разъезжаются машинки и автобусы, которые сверху были похожи на детские игрушки. 

TrollstigenTrollstigenTrollstigen

Насмотревшись, мы сами двигаемся туда, чтобы прочувствовать Трольштиген на себе.

Trollstigen

В Олесун в отель мы успели даже раньше чем на ужин и попали на полдник, т.е. на вафли. Подкрепились неожиданными вафлями и пошли немного побродить по городу, раз уж так рано приехали.

В ОлесунеAlesund

Уже привычно для Норвегии попадаем под дождь и возвращаемся в отель на ужин. Отель отличный, но ожидаемо самый дорогой за всю поездку, все-таки Clarion, четыре звезды в самом центре города, побаловали себя.
В Олесуне тоже посещаем океанариум и смотровую площадку на горе Аксла (N 62° 28' 28" E 6° 9' 52").

Олесун с обзорной точки АкслаОлесун с обзорной точки АкслаВиды с АкслаВ океанариуме в ОлесунеВ океанариуме в ОлесунеВ океанариуме в Олесуне

Но не городами знаменита Норвегия, поэтому долго не задерживаемся в Олесуне, у нас дальше по плану поход в Церковь троллей. Это каскад водопадов в пещере. Очень красивое место. GPS-трек: тут.

По дороге к TrollkyrkjaПо дороге к Trollkyrkja

Чтобы добраться от стоянки машин до водопадов, нужно пройтись тропой километра 2,5 до пещеры, потом в пещере метров 30 по ручью, поэтому с собой стоит иметь фонарики и хорошую обувь.

Водопады в Церкви ТроллейВодопады в Церкви ТроллейВодопады в Церкви Троллей

На следующий день нас ждала самая северная достопримечательность нашего путешествия, после которой нужно было двигаться в обратный путь, в Осло. Но это завтра, а сегодня остро стоял вопрос ночлега. Те места, которые были на примете, оказались заняты. Поэтому доехав уже практически до начала Антлантической дороги, сворачиваем с основной дороги просто по указателю «Отель», особо ни на что не надеясь. Находим домики, встречаем хозяина, не смотря на очень позднее для Норвегии время (одиннадцатый час). Нам сдали отличный двухэтажный домик со всеми удобствами за 600 крон. Стандартно он стоил 950, но всвязи с отсутствием других постителей и с тем условием, что мы сами уберем за собой, нам сделали скидку. 

Домики Лиллевик – мечта рыбака. На первом этаже – спальни, санузел и огромный морозильник для рыбы. На втором гостиная с нафаршированной техникой кухней, откуда открывается шикарный вид на залив Атлантического океана. Побыть бы здесь недельку, как обычно с сожалением думаем мы, снова собираясь в дорогу утром… Эх…

Коттедж в ЛиллевикеГостиная в коттедже в ЛиллевикВид из окна.

И вот мы доехали до настоящего Атлантического океана. Каждый из нас намочил в нем, что смог.

Проехали по Атлантической дороге, перепрыгивая с одного острова на другой. Смотровая площадка на знаменитый горбатый мост, уходящий в небо, была закрыта на реконструкцию, поэтому фоткаем его с другой стороны.

Мост на Атлантической дорогеВдоль Атлантической дорогиВдоль Атлантической дороги. Красота суровой норвежской природы.

После Атлантической дороги наш путь теперь лежит на юг, едем в Sunndalsora, где начинается платная видовая дорога Aursjovegen. Красиво, но после всего увиденного, она уже на нас не произвела такого впечатления, как могла бы, будь она в начале поездки (трек).

Семейка троллейAursjovegenДачи на плато (1000 метров над уровнем моря).AursjovegenAursjovegenAursjovegenAursjovegenAursjovegenAursjovegen

Уже внизу, возле Эйкесдаля:

Возле EikesdalВозле EikesdalЗаконопослушные овечки.

Уже поздно ночью в темноте приезжаем в кемпинг, где днем забронировали по телефону кабину. Сюда привело нас желание попасть на Бессеген.

Когда мы составляли план поездки, Бессеген мы отметили как «хотелось бы увидеть», но думали, что скорее всего план где-то съедет и мы не успеем. И все-таки мы успели. У Сони с Ваней разгрузочный от походов день, а мы с Сашей рано утром тихонько уходим из домика, чтобы попасть на ранний кораблик, идущий из Гйендесхайма в Мемурубу, откуда и стартует тропа на Бессеген. http://gjende.no/ - информационный сайт. Трек маршрута.

Начало подъема на БессегенТропа на БессегенВдоль тропы на БессегенВдоль тропы на БессегенНастоящий турист всегда ищет как бы похуже перезимовать лето.Виды с тропы на Бессеген

Нереально красивое место!!! Еще бы чуть поменьше людей было на тропе, было бы идеальное.

Вдоль тропы на БессегенВдоль тропы на БессегенВдоль тропы на Бессеген. Людно.

Сложность трека заключается во втором крутом подъеме, который идет по достаточно острому гребню горы Бессеген. В принципе все проходимо, но местами не видишь вперед тропу и, несмотря на хорошую маркировку, не всегда понимаешь, куда нужно карабкаться. А с двух сторон от тропы обрывы - в озеро повыше и пониже. Дух захватывает. Но этот участок не сильно длинный, и в конце концов тропа выбирается на вершину Бессегена, хотя она и не основная цель этого трекинга. Самые вкусные виды открываются как раз с самого крутого участка тропы. Так что хоть и страшновато, но не забываем фоткаться!

Гребень Бессегена.На гребне БессегенаНа гребне Бессегена

Несколько панорамок Бессегена и окрестностей:

Панорама окрестностей БессегенаПанорама окрестностей БессегенаПанорама окрестностей Бессегена

Обессиленные и сытые впечатлениями и видами по горло доползаем до домика.

На последних метрах пути. Уже видно машины.

Все! План максимум выполнен.  Теперь наша цель – аэропорт Гардемун в Осло.

Последние 250 км по Норвегии. Как подарок – встреча с оленями. Правда, одомашненными, но от этого не менее прекрасными.

Олени.Олени.

По дороге в ОслоПо дороге в Осло

Заселяемся в отель возле аэропорта. Сдаем машину. Итого проехали 3100 км. Вот и все! До свидания, Норвегия! Мы уже мечтаем о новых встречах с твоей суровой северной красотой!

Неожиданная надпись на полу в аэропорту в Осло.

Перелет Осло-Рига я честно проспала. В Риге мы встретились с нашими друзьями, которые показали нам город.

В РигеВ РигеВ РигеВ РигеВ РигеВ Риге

Хотя, да простят меня наши экскурсоводы, от Риги у меня остались просто приятные эмоции, и если бы не фотографии, я бы, наверное, ничего не запомнила, настолько была полна впечатлениями от Норвегии.

В РигеВ РигеВ Риге

Все-таки не перестаю восхищаться самолетами. Еще один перелет и мы дома! Одни сутки – три страны. 

Это была самая красивая наша поездка из всех. Норвегия – первая страна, из которой я вернулась с ощущением «хочу там жить». Там было такое непередаваемое ощущение естественного спокойствия, которое нужно пережить, чтобы понять. И в то же время с туристической точки зрения это была самая тяжелая поездка. Много прошли пешком, ноги отпадали. Много проехали с низкой средней скоростью, соответственно много времени провели в машине. Хорошо, что машина была очень комфортная, но все равно тяжело и пассажирам, и водителям. Суровая погода, хотя, конечно, я прекрасно понимаю, что для гор это была отличная погода. И еще это была самая дорогая наша поездка. Норвегия очень дорогая страна.

Приблизительный бюджет поездки на трех взрослых и одного ребенка:
Авиабилеты – 1440 евро
Машина (аренда и платные дороги) – 9000 NOK
Бензин – 3200 NOK
Парковка – 435 NOK
Паромные переправы – 1000 NOK
Еда – 5000 NOK
Кемпинги – 5325 NOK
Отели (2 двухместных в Бергене, 1 одноместный и 1 двухместный в Олесуне, 1 трехместный в аэропорту) – 5770 NOK
Развлечения (типа входные билеты, всякие проездные и т.п.) – 4300 NOK
Итого: около 25000 NOK, потраченных в Норвегии, и 1440 евро на авиабилеты.

После отпуска сделала первый в своей жизни очень любительский видео-ролик. Оказалось, что видео снимали далеко не во всех местах, которые посещали, так что "що маємо, те маємо". И потом не судите строго, большинство кадров снято с рук в движении, так что местами качество съемки оставляет желать лучшего, есть к чему стремиться в будущих поездках 

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.8
голосов: 30
ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Гость
 
10 февраля 2016 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
После прочтения Вашей истории порываюсь бросить все, купить билет в один конец и поселиться в Норвежских горах. Спасибо огромное за столь подробный рассказ, это лучшее, что я читала о трекингах по Норвегии в интернете! Вы такие молодцы
 

Пользователь
Отзывов: 349
 
17 июля 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Elena" :
... В след.раз когда соберетесь снова в Норвегию могу посоветовать как удешевить поездку.

Так взяли бы и написали здесь для всех. Я думаю, всем пользователям будет это интересно, тем более по 5 раз в Норвегию мало кто ездит.
 

Гость
 
17 июля 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Юля, спасибо за такой яркий отчет о поездке. Прочитала с удовольствием.
Норвегией болем с 2007. Это единственная страна для меня, где я, пересекая границу обратно домой, начинаю скучать по Норвегии, еще не успев ее толком покинуть, и точно зная что вернусь.
Через 2 недели едем туда снова, уже в 5й раз.
Во многих , вами описанных, местах мы были и вы помогли мне углубиться, в столь приятные для меня. воспоминания.
Еще раз спасибо.
Успехов вам и новых путешествий в эту замечательнуя страну.
А то что дочку таскаете-это правильно. Жить надо не для детей, а вместе с ними. Только так они научаться радоваться, дружить, любить и сострадать, станут сильными и закаленными, А родители будут для них друзьями и старшими товарищами.Это мое виденье жизни.
В след.раз когда соберетесь снова в Норвегию могу посоветовать как удешевить поездку.
 

Гость
 
8 мая 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Ура!!! Я отыскала отзыв о походе с детьми по Норвегии, и даже конкретно на Язык Тролля! Собираемся там побывать в конце июля с почти пятилетней и 9,5 летней девочками. Пожалуйста, напишите - понадобилась ли вам там (Язык Тролля) обвязка (не имеем такого опыта - но готовы прикупить и опробовать - нужен совет) Улыбка И если не сложно - какие-нибудь рекомендации по горным ботинкам и штанам мембранным Улыбка
 

Пользователь
Отзывов: 27
 
11 февраля 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Michelle_dp" :
А название-то из статьи "Авторевю" за 2012 год) теперь мы знаем, что вы читаете)


Серьезно?? Улыбка Мы действительно читаем Авторевю, муж не пропускает ни один выпуск, но я честно не помню такой статьи. Наверное, просто отложилось в подсознании, а потом всплыло, когда я искала название для своего отчета Улыбка
 

Пользователь
Отзывов: 196
 
10 февраля 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
А название-то из статьи "Авторевю" за 2012 год) теперь мы знаем, что вы читаете)
 

Пользователь
Отзывов: 5
 
3 декабря 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Yulka" :

-мы все, кроме Сони, достаточно свободно разговариваем. Но думаю, объясниться на пальцах всегда можно. Нам в основном нужно было говорить на английском, когда договаривались с отелями.
-на некоторых фотках был выровнен горизонт и убрано виньетирование, цвета реальные, цветокоррекция, HDR не выполнялись.

Спасибо за ответ.
Удачных путешествий!
 

Пользователь
Отзывов: 27
 
2 декабря 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо всем за теплые отзывы!

 "Di-ma" :

У меня есть пара вопросов:
- с каким уровнем английского стоит ехать по такому маршруту; каков уровень у вашей команды?
- редактировали ли фото природы в редакторе?


-мы все, кроме Сони, достаточно свободно разговариваем. Но думаю, объясниться на пальцах всегда можно. Нам в основном нужно было говорить на английском, когда договаривались с отелями.
-на некоторых фотках был выровнен горизонт и убрано виньетирование, цвета реальные, цветокоррекция, HDR не выполнялись.
 

Пользователь
Отзывов: 5
 
2 декабря 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Снимаю перед Вами шляпу. Молодцы!
У меня есть пара вопросов:
- с каким уровнем английского стоит ехать по такому маршруту; каков уровень у вашей команды?
- редактировали ли фото природы в редакторе?
 

Гость
 
2 декабря 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Молодцы. Отчёт очень понравился. Грамотно составлен маршрут и похвальная последовательность в исполнении.


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Все события