Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

На Кавказ, в гости к звездам
На Кавказ, в гости к звездам
Днепропетровск - Павлоград - Дебальцево - Должанское - Новошахтинск - Тихорецк - Армавир - Зеленчукская - Нижний Архыз - Архыз - Днепропетровск
Добавлен: 1 августа 2013 г.
Просмотров: 4895
Автор: Michelle_dp
Продолжительность: 8 дней
Пробег: 2224 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 9.6
голосов: 17
17  
Отзывы

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ НА АВТОМОБИЛЕ:
Hyundai Getz
Марка: Hyundai Getz
Тип и объем двигателя: 1,4 бензин
Средний расход топлива в поездке: 6.2 л/100км
Отзыв об автомобиле: Буквально накануне мы перешагнули отметку в 100 тысяч, но это ни коим образом не отразилось на надежности машинки. Мелкие неприятности вроде перегоревшей лампочки подсветки "печки" в расчет не беру, а вот улетучившийся в "разгар полуденного зноя" из системы кондиционера фреон ложку дегтя таки добавил. В остальном без приключений. Второй Getz своих хозяев вообще ничем не огорчал.

Вместо пролога: Идея путешествия принадлежит замечательному человеку, Александру Hitman'у из Getz-клуба, который 5 лет назад впервые попал в эти невероятные места и проделал просто огромный объем работы для того, чтобы иметь возможность поделиться этой красотой, а главное - предметом своего вдохновения и восхищения - Большим Телескопом Азимутальным, сокращенно БТА, с другими людьми. За это ему особая благодарность и признательность. Спасибо, Саша!

Для тех, кто читал форум, повторюсь, для остальных просто вкратце опишу цель поездки.

Куда:
- Россия, Карачаево-Черкесия, пос. Нижний Архыз, Специальная Астрофизическая Обсерватория АН РФ (САО)

Зачем:
- узнать побольше об Астрономии;
- побывать на одних из самых крупных телескопов (БТА, РАТАН-600, Цейсс-1000, РТФ-32), познакомиться с их устройством и увидеть, как именно начинаются наблюдения (посещения инструментов ведут научные сотрудники САО);
- посмотреть на ночное небо (телескоп 200мм, бинокли, глаза);
- побывать в уникальных местах (Софийские водопады, озера Малой Дуки, баритовый водопад, Архыз, Аланское городище, сплавиться по Зеленчуку на рафтах, подняться на Семиродники и, возможно, на Пастухова и т.д.).

Вот уже 5 лет, несколько раз в год, туда ездят группы. И пару недель назад это наконец-то удалось и нам. Причем поездка могла состояться и без нас, не перенеси организаторы в последний момент сроки на более поздние даты.

Подготовку начали с того, что собственными усилиями сняли тонировку со стекол передних дверей и запаслись лампочками головного света, т.к. в России обязательна езда с ближним светом. С пленкой хоть и помучались, но за час справились, заодно сэкономив около 100 грн, которые взяли бы за такую услугу на СТО.

Как оказалось, внезапный перенос дат оказался на руку только нам и сразу несколько экипажей отказались от поездки. В итоге наша делегация состояла всего из двух машин. Оба Гетцы, 1,4 на "ручке".

День первый. Приезд.

Ведущая машина ехала из Киева, и с ней мы должны были встретиться в Дебальцево ориентировочно в 4:00. С местом встречи нас разделяет 300 км, которые, по мнению навигатора, мы должны были преодолеть за 4 часа. Т.к. путь до конечного пункта назначения предстоял неблизкий, было решено приехать в Дебальцево заранее и сделать там первый привал перед последующим марш-броском.

Выехали 5 июля в 22:00 и к пересечению с харьковской трассой прибыли в 2:30. Учитывая тот факт, что Гармин при расчете времени прибытия не делал скидки на отвратительную дорогу от Павлограда до Донецкой области, я бы назвал наш результат более чем удовлетворительным. Хотя после майских покатушек по «танковым полигонам» Черновицкой, Хмельницкой областей, жаловаться не хочется. Спасибо хоть за то, что несмотря на все волны и ухабы, меньше 60 км/ч сбрасывать не приходилось. Упущенное же время наверстывали по автобанам родины Виктора Федоровича. До прибытия головного экипажа было еще почти 2 часа, и мы скоротали время в объятиях Морфея.

Встреча состоялась, и уже двумя машинами продолжили путь к границе, которую собрались пересекать на КПП "Должанский". Про этот участок дороги рассказать нечего, качество покрытия довольно приемлемое, поэтому переношусь сразу к переходу границы. Украина отпустила нас практически мгновенно, а вот российская сторона впускать не спешила. Нет, проблем никаких не возникло, там даже в машины не заглядывали, но нам «повезло» попасть на пересменку, которая и вызвала незапланированную задержку.

Спустя 40 минут мы, наконец, выезжаем на дороги Российской Федерации. Заправляем в Новошахтинске полный бак по совершенно шаровым, как для Украины, ценам - литр 95-го на АЗС «Газпром» стоит 31.50 руб. Легкий завтрак, краткий инструктаж об особенностях местных ПДД и продолжаем движение.

Первые впечатления от российских дорог двоякие - с одной стороны великолепное качество полотна, а с другой - их загруженность. На трассах типа ростовской объездной движение как в центре какого-нибудь города-миллионника. Очень сложно привыкнуть к тому, что ехать нужно с такой скоростью, которая изображена на знаках, безо всяких +20 км/ч. Вроде бы незначительное превышение не карается, но привлекать к себе лишнее внимания и давать повод к чему-то прицепиться не входило в наши планы. Не все придерживаются установленного лимита, но «мабуть вони щось знають». Еще одно наблюдение - если совершаешь обгон в крайнем левом ряду с предельно допустимой скоростью, то подпирающие сзади «торопыги» никоим образом не выказывают свое недовольство, а терпеливо ждут, пока завершишь маневр. Но есть один нюанс - при такой загруженности трассы, съехав в правый ряд и упершись в фуру или другой тихоход, рискуешь застрять за ним надолго, ибо вернуться назад очень проблематично. Пару раз я сам смалодушничал и пропускал летунов, но когда из ведущей машины по рации мне растолковали эти подробности, старался освобождать левый ряд только в том случае, если видел за быстрыми машинами окно, в которое смогу вернуться. Постепенно к такому режиму движения привыкаешь, и дальше проблем не возникает.

Из негативных впеЗдесь наверное хорошо, но нам дальше)чатлений - поворотниками здесь совершенно не пользуются. А уж про благодарность аварийкой и говорить не приходится. На одном участке ростовской объездной уперлись в ремонт дороги, где две полосы переходили в одну. Как ни пытался, как ни просился, но в другой ряд никто не впустил. Зато своих - пожалуйста! Прекратив попытки занять левый ряд, мы продолжили двигаться в своем, правом, и как оказалось, не ошиблись. Доехав до места ремонта, оказалось, что как раз «леворядникам» нужно перестраиваться. И уже те, кто не пускал нас, пытались просунуться перед нами. Мы люди не гордые, пропускаем, но «спасибо» никто и не думает говорить. Вот такие вот наблюдения…

Километров за 300 до точки назначения вновь заезжаем на «Газпром», заливаем бензин под горлышко, потому что дальше он будет гораздо худшего качества, а на этом нам и предстоит передвигаться по Кавказу. Опыт предыдущих поездок говорит о том, что этого количества как раз должно хватить на всю неделю и дорогу назад, до этой же самой заправки. За всю поездку на бензин было потрачено почти 3600 рублей, что соответствует 115 литрам. Плюс до полного бака (37л.) на 400 грн заправился  на Родине.

После того как свернули с федеральной трассы качество дорог ухудшается, но остается на вполне приемлемом уровне. Вокруг появляются первые намеки на горы - это радует и немного оживляет нас, уставших от монотонных равнинных пейзажей, разбавленных разве что полями подсолнухов. Ухудшается и погода - это огорчает. Небо затягивает тучами, начинается дождь. Но нам остается совсем немного и нога сама утапливает педаль газа, благо на «гайцев» наткнуться здесь гораздо сложнее, чем на трассах. Горы становятся все выше, фотоаппаратом щелкаем все чаще, стараясь успеть запечатлеть все вокруг. Забегая вперед, скажу, что по сравнению с тем, что нам предстояло увидеть дальше, это был просто аперитив. Ну и несколько кадров из того, что мы "нащелкали.

Фильм Машины на дороге? Не, не слышала.

На двух КПП в Карачаево-Черкесии к нам не проявили практически никакого интереса. Видать привыкли за последние годы к приезжающим по несколько раз за лето Гетцам с украинскими номерами. Мы все ближе к заветной цели, а горы все выше и красивее. Из первой машины советуют всматриваться в вершины гор и искать БТА. Спустя какое-то время после очередного поворота видим его где-то очень высоко на одной из вершин.

Еще пару километров и перед нами последний КПП при въезде на территорию САО. Мы в Нижнем Архызе. Несколько минут на оформление въезда, шлагбаум открыт – впереди 16 километров увлекательнейшего серпантина по которому нам предстоит подняться с высоты около 1000 метров над уровнем моря до двух тысяч.

Внимание! Прямо по курсу БТА!КПП в Нижнем Архызе.

Мы здесь впервые, поэтому отстаем от первой машины, да и мокрый асфальт не способствует активной езде. Из окон открываются невероятные виды, но все скрыто деревьями. И вдруг - длинный прямик, поворот на 90 градусов, а за ним широкая открытая площадка, с которой открывается такой вид, равного которому нам в жизни еще не приходилось видеть. Там же и первый Гетц, который уже нас ждет. Выходим, жадно глотаем необыкновенный горный воздух, даем отдохнуть и машинам. За предстоящую неделю нам еще не раз предстоит кататься здесь вверх-вниз, но в данный момент от восторга просто сносит крышу. Минут 10 приходим в себя от такой красоты, от пьянящего воздуха, а так же от давления, из-за которого у некоторых из нас буквально закладывает уши.

  

Делаем несколько кадров и по машинам. Осталось еще чуть-чуть, последние пятьВозле гостиницы. километров, и вот мы возле гостиницы «Андромеда» на высоте чуть больше 2000 метров над уровнем моря.

В окошке суточного пробега одни нули, а это значит, что от дома до гостиницы ровно тысяча километров, которые мы преодолели за 20 часов, включая 120 минут сна в Дебальцево.

Кстати об отдыхе. При виде роскошной мягкой кровати в номере показалось, что стоит только коснуться щекой подушки, и все вокруг перестанет существовать. Но делаем над собой усилие, складываем вещи и идем знакомиться с местом, где нам предстоит провести ближайшие 7 дней. Познакомлю с "Андромедой" и Вас. 

Главный вход и парковкаВид с парковки на БТАНаш номерКухняКаминный зал

В двух словах о гостинице. Стоимость проживания 700 руб. с человека. В номерах санузел в душевой кабинкой и телевизор. Отопление электрическое, о чем красноречиво говорят обогреватели на фото. Есть две кухни, зал с камином и столовая.  За 100 рублей можно воспользоваться стиральной машиной. Тем временем мы принимаем душ, съедаем импровизированный ужин из оставшихся с дороги продуктов и выходим на веранду смотреть на звезды. Небо чистейшее и очень темное. Сейчас как раз безлунные ночи, отчего звезды выглядят ярче обычного. Где-то там, в темноте БТА. И судя по всему должен вот-вот открыть огромное 30-тонное забрало своего купола для ночных наблюдений. «Советом стаи» решено идти к нему и понаблюдать за этим вблизи. 600 метров в кромешной темноте кажутся непостижимыми, но глаза быстро привыкают и путь туда не вызывает никаких трудностей. И вот мы всего в двадцати шагах от главной цели нашей поездки. Александр проводит краткий экскурс об особенностях этой грандиозной конструкции, истории ее создания. Полноценная экскурсия запланирована на четверг, но сейчас мы с жадностью впитываем каждое его слово. Вдруг ночную тишину пронизывают звуки гидроприводов, и купол начинает открываться. Какие механизмы способны поднять, а затем и удержать эту огромную и тяжелую конструкцию?! Все это мы увидим через несколько дней. А пока, разинув рты, следим за процессом раскрытия. Жаль это нельзя фотографировать - в часы наблюдений любое освещение вокруг категорически запрещено. Купол открыт, где-то там внутри знаменитый телескоп. Нам он, к сожалению, не виден. Через пару минут сдвигается с места и сам 1000-тонный (это не опечатка - тысячетонный!) купол, поворачиваясь вокруг своей оси, и выставляется в направлении каких-то, известных одну наблюдателю, звезд.Фото Екатерины Кучаевой, обработка-Selenia.

 Мы следим за всеми этими процессами в каком-то оцепенении и боясь даже вздохнуть. Сколько раз я перечитывал рассказы людей, побывавших здесь до нас, сколько раз я пересматривал их фотографии. Даже к этой поездке стали готовится всего за две недели до отъезда. Страшно и представить, что в этот самый момент мы могли быть дома и после очередного обыкновенного трудового дня готовиться ко сну. А вместо этого стоим за тысячу километров по горизонтали и более 2 км по вертикали от дома рядом с величественным Оком планеты, под звездным небом, которое здесь, как и должно, имеет форму полушария, купола, а не такого себе "потолка", каким оно выглядит в городе из-за засветки. И это первый наш вечер и первая ночь здесь. Впереди целая неделя новых впечатлений и приключений. И самое серьезное испытание выпало нам на следующий день. Но пока мы в благовейном настроении возвращаемся в гостиницу, чтобы выпить по бутылочке "Карачаевского" живого пива (срок годности-8 суток!) и выспаться перед завтрашней прогулкой к горным озерам. Прогулкой - так мы думали...

День второй. Поход.

Следующий день, вопреки опыту предыдущих поездок был посвящен не отдыху с дальней дороги, а походу в горы к Софийским озерам. Собираясь в путешествие на Кавказ, мы интересовались, какую одежду нужно брать. Ответ-джинсы, кроссовки, ветровка… То, что нам предложат столь серьезный переход никто и не мог предположить. Поэтому дополнительно с собой взяли разве что еще пару носков да теплый гольф. Возможно наши проводники, читая отчет, улыбнутся, но для нас это действительно было серьезным испытанием. Встретившись в Архызе с остальной группой, мы по их виду поняли, что здорово ошиблись в выборе одежды, но деваться было некуда. Прыгнули в машину и отправились навстречу неведомому. Если бы знали, что нам предстоит, то, скорее всего, не рискнули даже покидать гостиницу. 

Все в сборе. Дорогу до места, от которого нам предстояло идти пешком, описать непросто. Возможно, фотографии немного выручат. Подобные буераки, броды и каменные завалы возможно преодолеть только на старом добром Уазике. Подъем к водопаду Джур-Джур в Крыму после такого покажется легкой прогулкой в воскресный день.

К слову, ульяновский внедорожник-это то, что объединяет жителей поселков Генеральское (Крым) и Архыза (Кавказ). Только последние предпочитают микроавтобус-«буханку». Цены такие-3000 рублей за машину, либо по 300 рублей с человека, если едет больше 10 людей. За эти деньги группу отвозят к месту «высадки» и ждут в оговоренном месте ее возвращения. 

Вот лишь некоторые кадры из тех, которые нам удалось сделать во время этой жуткой тряски) 

Здесь наверное хорошо, но нам дальше)г.СофияСофийский ледник

И вот, мы на месте.  Потрусило нас изрядно, и снова стать ногами на земную твердь ой, как приятно. Начали без раскачки - сначала по бревну через реку, потом вообще по камням вброд. Препятствия вроде бы несерьезные, но оступиться здесь и идти дальше с мокрыми ногами, конечно же, не хотелось. Дальше горные речушки не раз преграждали нам путь. А пока останавливаемся, мажемся с ног до головы кремом от загара и выдвигаемся. Еще у подножия горы мы разделились на две группы, и чтобы не быть балластом для "скороходов", которые подготовлены гораздо лучше нас, пошли не спеша следом. Разумеется, в сопровождении проводника, чьи обязанности в этот день предстояло взять на себя милой и обаятельной сотруднице САО-Екатерине.

Первая наша цель-озеро Айматлы-Джагалы, находится на высоте 2400 метров. Путь к нему пролегает через альпийские луга, которые предстояло пройти под палящим солнцем. Мысленно похвалили себя за то, что не поленились обмазаться кремом и надели головные уборы, которые здесь были не то что желательны, а обязательны! Много описывать подъем не стану по двум причинам - 1) лучше смотреть фотографии, чем читать о том, как нам было тяжко; 2) после того, как мы узнали, что перевал Иркиз (категория 1А),  который был конечной точкой нашего маршрута, штурмуется детскими группами возрастом от 5 лет, жаловаться на сложность просто стыдно) Поэтому пока фотографии, а ключевые моменты буду описывать отдельно.

Спустя 2 часа мы достигли, наконец, первого озера. Пока шли лугами были мысли искупаться в нем, но по прибытию сил для водных процедур не осталось. Да и солнце спряталось за облаками. Когда прибыли на Айматлы первая группа уже собиралась, а мы только располагались для отдыха. Очень хотелось пить, т.к. во время подъема не делали ни глотка. Жажду утолили водой из ручья, впадающего в озеро, и чаем из трав, который предусмотрительно заварили еще в гостинице. 30 минут отдыха пролетели незаметно и пришло время продолжать движение. Следующие озера, и, соответственно, привал, будут только через 2,5 часа.

Карабкаемся по снежнику.

Софийские озера, высота 2811 метров. Наконец-то можно отдохнуть и перекусить. Тем более что время обеденное. Заодно и рюкзаки легче станут) Здесь расположены три озера, первое из которых можно увидеть на фотографиях выше. Следующее озеро расположено в нескольких десятках метров, а вот к третьему мы не дошли. Но его можно увидеть на фото 2-го водоема.

Софийские озера. Первое. Вид с другого берега.Софийские озера. Второе.Софийские озера. Второе.

Уходить решительно не хочется. Остаться бы тут, как те ребята с палатками, да только нет их у нас. Погода портится, надвигается туча, рискуем попасть под дождь. Дождевики, конечно, припасены, но ноги могут намокнуть основательно. К слову, солнце как ушло за облака, когда мы были на Айматлы, да так и не появлялось. Зато не жарко. Поели, пофотографировали, пора двигаться дальше. С погодой здесь не шутят и важно хотя бы преодолеть перевал Иркиз. Его высота 2880 метров и это высшая точка, на которую когда-либо взбирался каждый из нас, офисных планктонов) Но на него еще нужно подняться. В летних кроссовках, по снежнику, вперед! Только с виду кажется, что подъем пологий и невысокий. Вроде бы уже приличное расстояние прошли, но на глазомер по-прежнему надеяться нельзя. Что уж говорить о фотографиях. Далее вашему вниманию серия снимков, на которых изображен наш подъем на перевал, вид с него на первое и второе озера и, сделанный с максимальным зумом, кадр третьего озера.

Схема подъема на Иркиз.Вид на первое и второе озера.Третье озеро.Подъем на перевал Иркиз.Подъем на перевал Иркиз.Перевал покорен! Есть 2880 метров!

Иркиз покорен! Высота 2880 метров взята! В голове крутятся строчки из Высоцкого:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал -
Тот сам себя не испытал,
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес:
Внизу не встретишь, как не тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.

Как нам позже сообщили, данный перевал имеет категорию 1А. Вроде бы только начальная, но масса горных маршрутов и вовсе безкатегорийные, поэтому небольшой повод для гордости присутствует. Подъем занял у нас 10 минут. Воистину, глаза боятся, а ноги (в нашем случае) "делают". Но наши приключения на этом не заканчиваются. Впереди спуск и путь к стоянке, где  ждет машина. Виды с вершины завораживают, а взгляд вниз уверяет, что самая сложная часть пути позади. Как же мы ошибались... Внизу очутились спусят аж 40 минут, что является нашим личным антирекордом по соотношению "расстояние/время". Хотя группа альпинистов, которую встретили здесь же, на перевале, проделала это за 10-15 минут. Всего же путь "на базу" занял чуть больше 4 часов. Дальше-как это было.

Обратная сторона перевала.Последние километры...Нас уже ждут!

В общем-то на этом и все. Все на сегодня. 

Уставшие, измотанные, мы вышли на поляну, где уже полтора часа нас ждала первая группа и УАЗик. Осталось пережить дорогу до Архыза. Если утром неимоверная тряска воспринималась с юмором и выглядела как какой-то аттракцион, то сейчас обратный путь вселял, чуть ли не ужас. Потому что расслабляться в нем нельзя, иначе рискуешь остаться весь в синяках. Но - лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Высоцкий продолжает петь в голове:

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться.
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах свое сердце.

P.S. Напоследок карты нашего маршрута.

На общей карте: 1) Архыз, откуда мы стартовали на "буханке"; 2) Место, где нас высадили; 3) Место, где нас подобрали.

На увеличенной: 1) Озеро Айматлы; 2 и 3) Софийские озера; 1А) Перевал Иркиз.

 Это был самый яркий и насыщенный день всего нашего путешествия, дальше все будет спокойнее и без подобного экстрима. Но это не значит что совсем без него. Уже на следующий вечер мы столкнулись с тем, что горы могут быть источником не только положительных эмоций, но и опасности. А пока можно сделать паузу, перекурить или заварить чай/кофе-продолжение следует)

День третий. Пропавшие в горах.

На понедельник мы конечно же ничего не планировали. Нужно было хорошенько выспаться, чего не удавалось сделать уже трое суток. Проснулись ближе к обеду. Хитмэн с Натали укатили решать организационные вопросы, мы были предоставлены сами себе. Даже непривычно было, что не нужно никуда спешить, собираться. Приготовили чай и вышли на веранду наслаждаться видами. Ведь у нас для этого и времени-то особо не было - приехали поздно, встали рано, уехали, приехали опять поздно...  Снимки гостиницы и автомобилей возле нее сделаны именно в этот день. Вдогонку еще несколько кадров окружающих нас красот.

Облако заблудилось)Отара овец на Семиродниках.Туча над г.Пастухова.

 Погода тем временем испортилась, начался дождь. Гора Пастухова оказалась полностью скрытой в облаке. С этим и связан заголовок сегодняшнего дня. Но пока мы ждали ребят и отдыхали. Через пару часов они прибыли, привезли из Зеленчука продукты и здоровенный шмат мяса! Ура, самым высокогорным шашлыкам в жизни быть! А заодно и плову.

Пока девушки возились на кухне, мужская часть группы провела небольшое техобслуживание и поменяла передние тормозные колодки на моей машине, которые предусмотрительно захватили из Киева. Предыдущий комплект прошел уже 55 тысяч и хоть ничем еще себя не выдавал, остаться вдруг в горах без тормозов не хотелось. Как оказалось, мы перестраховались, и фрикционного слоя гарантировано хватило бы еще тысяч на 5. Вот так пока готовился самый высокогорный плов, мы произвели самую высокогорную замену колодок) Заодно замеряли давление в шинах и вот что выдал манометр на этой высоте. Спускать разумеется не стали.

День близился к концу, вечерело, когда позвонили ребята из научного городка, с которыми мы вчера ходили в горы, и сообщили что утром три девушки ушли на Пастухова (гора на двух снимках с облаком выше) и должны были вернуться еще час назад. Собирали группу на поиски. К сожалению, наша физическая форма и усталость не Стрелкой указано место, откуда начинались поиски. В левом углу  гостиница.позволяла принять в этом участие, поэтому помогали, чем могли - предоставили фонарики, рации. Эти предметы лишними никогда не будут. Собирались возле БТА, на месте, указанном стрелкой. Отсюда дальше только пешком. Хотя еще пару лет назад на гору Семиродники, откуда сделан снимок, можно было проехать и Гетцем. Каких-то 30-40 минут это бы сэкономило.

Встретились с ребятами, отдали им рации и фонари, а сами остались ждать на "командном пункте". Как оказалось, три девушки 17, 18 и 20 лет ушли утром на гору, и должны были вернуться к 17:00 к БТА, откуда вниз, в научный поселок, ходит "вахтовка". Но не пришли, телефоны вне зоны сети. Снизу машины все приезжали и приезжали. Мы рассказывали, что сами знаем, собирались новые группы и тоже уходили по разным маршрутам, чтобы предусмотреть все варианты. Могло случиться всякое. Наиболее вероятно, что они заблудились в то время, когда на гору нашло облако. Здесь это проще простого. Тут уже сценарии могут быть разными - могли переждать непогоду и пойти другой тропой, а могли и сорваться вниз... Кто-то предположил, что они могли встретить местных чабанов (пастухов). Ближние, чьи стада видно на фотографиях, конечно, помогли бы им добраться назад, а кто знает что на уме у самых дальних, встреть они трех молоденьких девочек. Волосы дыбом встают от одних только мыслей. В общей сложности на поиски ушло человек 15. Темнело, но поиски не прекращались.

И вот мы стоим возле БТА, вылавливаем в радиопереговорах хоть какие-то фразы, чтобы понять, как продвигаются поиски. В небе зажигаются звезды и на телескопе готовятся к наблюдениям. Но до него абсолютно нет дела. Подумать только, мы ради этой махины преодолели тысячу километров, впервые приблизились в кромешной тьме, а сейчас стоим совсем рядом, видим как открывается огромное, 30-тонное забрало, разворачивается купол, но голова занята совершенно другими мыслями. Но восторг все равно присутствует. До наступления темноты я успел сделать несколько фотографий, которыми и делюсь.

Видно гостиницу и дорогу к ней.

Время близилось к полуночи, но вестей по-прежнему не было. Кто-то, сказал что уже и МЧС подняли на ноги. Ждем. Съездили в гостиницу за новой порцией чая и теплой одеждой. На горе в такое время +8...+10, поэтому приходилось укутываться. Поисковые группы одна за другой возвращались не солоно хлебавши. Практически все они состояли из работников САО. Не последние люди в горах, и к тому же отличные специалисты в астрономии. А небо-то выдалось абсолютно безоблачным и каким-то по-особенному звездным. Нужно было как-то снять напряжение, и разговор перешел в другое русло. Разумеется астрономическое. Никогда мне еще не приходилось слышать столько всего интересного, и одновременно непонятного. А на часах было уже 2 часа. Почти все были в сборе, ждали последнюю группу. Самые опытные стали планировать продолжение поисков на утро и распределять людей. Здесь уже и наша помощь не будет лишней, благо восстановиться к утру успеем. Внезапно со стороны серпантина стал слышен дикий рев мотора и все вокруг озарилось светом. А во время наблюдений, напомню, это строжайше запрещено. Но какое дело до этого МСЧ-никам. Да, это были они. Один УАЗик-"буханка" и квадроцикл с горячим джигитом на нем. Рассказали им все что сами знаем, руководители наших поисков и бригады МЧС стали обсуждать и координировать свои действия, когда у одного из друзей девушек раздался звонок мобильного. Звонили они. Вокруг возникла абсолютная тишина, все замерли. Связь несколько раз прерывалась, но в конце концов удалось услышать что с ними все в порядке, они целы и находятся внизу горы километрах 10 от Нижнего Архыза. Слава Богу! Оказывается, этим лягушкам-путешественницам было скучно возвращаться той же дорогой, они хотели сообщить о смене маршрута, но связи в горах нет. Ну и... пошли. Как позже пошутил один из местных - на Пастухова пора ставить указать указатель: "Домой - Заблудиться". Квадроцикл умчал за девушками, а мы дождались последнюю группу и вернулись в гостиницу. Светало...

День четвертый. С Днем рождения!

У нашего предводителя праздник - в этот день он появился на свет! Вечером будут шашлыки и гости. А пока решено спуститься вниз, сходить к Лику Христа и отобедать в местном хычинарии. 

Про Лик ничего писать не буду. Официальная версия его появления напечатана на стенде, фото которого я здесь привожу. Проверкой достоверности не занимался. К нему ведет лестница из 500 ступеней. В отличие от Лика, она, Слава Богу, рукотворная, и очень удобная. Хотя еще каких-то пару лет назад паломникам предстояло взбираться наверх по тропинке, почти не уступающей нашей тропе на перевал. Вот как это выглядит:

Аланское городище

Ну что могу в итоге сказать? Не впечатлило. Да и виды оттуда весьма средненькие. Но для ознакомления пойдет. Гораздо больше понравились хычины! Эти вкуснейшие лепешки бывают с мясом, картошкой и сыром. Если они жаренные, то чебурек чебуреком) Но печеные другие. Во многих отчетах на Дороге то и дело мелькают фотографии различных изысканных блюд национальной кухни в местных ресторанах.  Не буду отставать и я)

Справа-наш уважаемый предводитель, слева-моя половинка)Хычин с мясом и травяной чай.

В этом месте нас знают, сюда заезжали перекусить все прошлые группы, поэтому мы тут желанные гости. Хозяйка-само радушие и гостеприимность. Здесь могут просто так взять и угостить добавкой. Например, в этот раз мы заказали всего по одному хычину и чаю, а нам принесли еще на два больше. Мы к ней - мол, столько не заказывали. А она-угощайтесь, это от меня. Если будете в тех краях, обязательно посетите! И если не увидят что вы приехали на машине с украинскими номерами, обратите на это их внимание. Украину тут любят. Фотографии снаружи в этот день не было, выложу в конце отчета. Под вечерний шашлык взяли здесь же 3 литра изумительного домашнего вина и отправились восвояси, готовить праздничный ужин.

Немного о ценах: хычин-70 руб, чай-25 руб, вино-300 руб/1,5 литра.

Вечером к гостинице поднялись наши новые (для тех, кто приехал впервые) друзья - Евгений и Екатерина, которой мы обязаны теми незабываемыми впечатлениями от Кавказских гор. Женя захватил с собой два телескопа - рефлектор 200мм и рефрактор 110мм, что обещало весьма интересную ночь. Вот только с погодой нам не повезло. Облака и не думали рассеиваться. А потом и вовсе дождь пошел. Зато женская половина приготовила имениннику сюрприз и испекла торт! К самым высокогорным плову и шашлыкам теперь добавился бисквитный пирог! Вот эта красота!

Так за разговорами в душевной и теплой компании мы перешагнули экватор нашего пребывания на Кавказе. Тогда мы об этом конечно еще не думали, а просто наслаждались. Ну а завтра нас ждет первая тематическая экскурсия. Но еще не БТА.

День пятый. РАТАН-600.

 РАТАН-600 - крупнейший в мире радиотелескоп с антенной переменного профиля. Он сочетает в себе достоинства неподвижных радиотелескопов с подвижными. Телескоп расположен на южной окраине станицы Зеленчукской на высоте 970 метров над уровнем моря. Антенна телескопа имеет форму кольца, диаметр которого 600 метров. Это кольцо или круговой отражатель состоит из 895 элементов (прямоугольных щитов размером 11,4*2 метра) общей площадью около 15000 квадратных метров. Отклонение отражающей поверхности щитов от идеального профиля составляет не более 0,1 мм. Любой из щитов может поворачиваться вокруг горизонтальной и вертикальной оси и перемещаться в радиальном направлении, что позволяет формировать различный профиль кругового отражателя.
РАТАН-600

Антенна функционально разделена на 4 независимых сектора: Север, Юг, Запад., Восток. Три сектора могут одновременно наблюдать по трем разным научным программам. Радиоизлучение небесных объектов регистрируется в подвижных кабинах со вторичными зеркалами и приемниками. Эти кабины называются облучателями.

На радиотелескопе занимаются исследованием радиоизлучения Солнца и планет; галактического радиоизлучения и радиоизлучения объектов, которые находятся за пределами нашей галактики Млечного Пути.

Наша Вселенная более прозрачна для радиоволн, чем в оптическом диапазоне, поэтому с помощью радиотелескопа мы получаем такую информацию, которая недоступна в оптике. Таким способом была исследована структура спиральных рукавов нашей Галактики. (с) www.sao.ru

Весь сегодняшний день был посвящен РАТАНу. К официальному описанию мне нечего добавить, лучше все равно не расскажу. Другие нюансы и уточнения - в подписях к фото.

Но перед этим мы решили снять спуск по серпантину на видео, для чего прикрепили на капот камеру GoPro новейшей модели. К сожалению, медленный УАЗик, который мы догнали буквально через несколько минут, не разделял наши планы. Съехать на обочину и пропустить нас он не соизволил, обгонять нельзя - сплошная линия. Остановились, сняли камеру, потом снова нагнали этот вездеход-тихоход, да так и плелись за ним до самого низа.

Центральный облучательРельс изогнулся от жарыВ тарелке центрального облучателя.Оборудование облучателя.Оборудование облучателя.Оборудование облучателя.Солнечный секторСтарая система управления. Каждый пульт управляет одним щитом.Вполне себе рабочий аппарат.

Поворотная платформа

 С помощью центрального поворотного круга облучатели могут быть в принципе установлены в любой из 12 фиксированных азимутов. (с) www.sao.ru

По крайней мере так было задумано. Сейчас же рельсы на большинстве направлений демонтировали, оставив наиболее востребованные. Жена ощущала себя здесь как на каком-то забытом космическом корабле древней могущественной цивилизации. Впрочем, Советский Союз можно, с некоторыми оговорками, таковой и считать)

После экскурсии по РАТАНу мы заскочили к еще одному радиотелескопу - РТ-32. Во внутрь не просились, сделали несколько снимков из-за забора и отбыли. На обратном пути по хорошей традиции посетили наш любимый хычинарий, перекусили и вернулись в гостиницу. Начался дождь, гору укутало огромное облако. В нас еще теплилась надежда, что к вечеру тучи разойдутся, и сможем, наконец, организовать наблюдения за звездами, но, увы. Так закончился наш пятый день в Нижнем Архызе.

РТ-32Возле гостиницы.

День шестой. БТА!

Часть 1. Прогулка на г.СеБТАмиродники.

 "Вот, наконец, настал тот час, когда я, впервые, вижу вас..." (с) "Пес в сапогах". В мультфильме, правда, пес пел болонке, что рад видеть снова, но нам о таком пока приходится только мечтать. Своего пса, кстати, мы тоже встретили... И это не был не милый и придурковатый черный песик, который живет возле гостиницы и позирует вместе с нами на фото ниже.

 На телескопе нас ждали к 15:00. На это времяНа заднем плане г.Семиродники. была назначена его профилактика. Т.е. если погода не позволяла ночью открыть купол, то инструмент все равно раз в сутки нужно приводить в действие. И нас пригласили за этим понаблюдать.

А коль время позволяет, то почему бы нам не позавтракать прямо на горе? Благо, Семиродники находятся совсем рядом (на фото - на заднем плане), погода не предвещала неприятностей, да и подъем туда не связан ни с каким экстримом. Заварили чай, загрузили всю провизию в рюкзак и вперед!

Когда во время поисков пропавших девушек мы смотрели на то, как поисковые группы быстро взлетают на эту гору, казалось, что ничего сложного в этом нет. Но разница между их и нашей физической формой дала о себе знать. На довольно пологий подъем у нас ушел час. Впрочем, спешить нам было некуда, спасать, слава богу, никого не нужно и рекорды ставить тоже не собирались. А потому медленно, но верно шли к вершине. Говорят, в хорошую погоду отсюда можно увидеть невооруженным глазом Эльбрус, но небо так заволокло тучами, что мы и соседнюю Пастухова едва различали. Зато хорошо видно откуда мы пришли.

Вид на г.ПастуховаВид с Семиродников на БТА и гостиницу.Где-то там Эльбрус...

Где-то там вдали-солнце)На вершине мы провели не больше получаса. Только был выпит последний глоток чая, с неба стало капать. Первая мысль была быстро собраться и бежать вниз, но дождь превратился в ливень и мы спрятались под покрывало, которое еще минуту назад служило скатертью. Совет всем - для пикников на природе покупайте прорезиненные с обратной стороны подстилки) Нас это спасло. Усевшись на корточки и прижавшись друг к другу мы накрылись покрывалом и ждали пока дождь стихнет. Ведь это горы, тут погода внезапно не только портится, но и прекращает капризничать. Однако об этом классно разлагольствовать сидя под навесом на веранде "Андромеды", а на горе каждая минута тянулась бесконечно. Через 10 минут дождь стал стихать, и мы рискнули двинуться обратно. И хоть сверху мы были почти сухие, то обувь промокла насквозь. Спустились мы за каких-то 15 минут. Но и тут не обошлось без маленького приключения. Решили срезать путь, и пошли к БТА напрямик, как дорогу нам перегородила огромная среднеазиатская овчарка алабай, которая охраняет стада, пасущиеся на горе. И хоть чабаны кричали, что она не тронет, на нас будто столбняк напал. Я даже сфотографировать ее осмелился только после того, как та провела нас до границы ее территории и отвернулась. Страшный пес! Но умный)

Часть 2. Телескопы.

 Вернулись в гостиБТА, вид с гостиницы.ницу, приняли горячий душ, переоделись и назад - на БТА, который из-за спустившихся облаков был едва виден из гостиницы.

Но сперва, чтобы не смазать впечатления и повышать градус постепенно-Цейсс-1000.

Наряду с 6-м телескопом БТА в САО работают 2 малых телескопа с зеркалами диаметром 1 м и 0.6 м, изготовленные на фирме Карл Цейсс, Йена, которые расположены вблизи БТА. Сам замысел установления малых телескопов в САО оказался весьма полезным. Эти телескопы используются для отладки оборудования и методов наблюдений, применяемых на БТА. С другой стороны, часть аппаратуры и методик сюда переводится с 6-м телескопа, что обеспечивает их эффективную работу и увеличивает научную отдачу САО. Эти телескопы уменьшают нагрузку на БТА, делая научную работу более гармоничной, так как далеко не все наблюдательные астрофизические задачи требуют применения большого телескопа. Цейсс-1000 введен в эксплуатацию в 1990 году. (с) www.sao.ru

Цейсс справа.Фото взято с сайта www.sao.ruВ подкупольном на фоне Цейсса.

Ну что сказать - это первый настоящий телескоп, который мы увидели своими глазами. Впечатляет! Роль экскурсовода, как и на РАТАНе взял на себя Александр, и это у него получается потрясающе!

Старая панель управления.

Новый пульт управления я фотографировать не стал. Каждый, кто читает этот текст, видит такой же сейчас перед собой) Позже, уже вечером, мы вернулись сюда и смотрели за тем, как студенты МГУ готовят инструмент к наблюдениям. Удалось увидеть и как он вращается, и ночное небо сквозь открытый купол. Жаль, само открытие прозевали. Вот кто удивил - так это студенты. На вопрос "Почему вы здесь?" ни один не ответил, что ему нравится астрономия, небо, галактика, привлекают грандиозные инструменты или просто "потому, что это круто!" (с) Александр. Окончательно убила фраза одного будущего (не дай бог) астронома, который спросил, указывая на Млечный Путь: "Это облако или что-то астрономическое?" Студент третьего курса Московского Государственного Универститета!!! Нет слов...Потолок в фойе БТА.

Ну а пока день, и мы идем знакомиться с Большим Азимутальным Телескопом.

Большой телескоп азимутальный (БТА) с диаметром зеркала 6 м является крупнейшим в Евразии оптическим телескопом. Телескоп находится в 17 км от Академгородка на высоте 2070 метров над уровнем моря в зоне альпийских лугов на склонах горы Пастухова. «Око» планеты установлено в башне высотой 53 метра и диаметром 44 метра. Высота 100-тонного крана, который располагается рядом - 63 метра.

Входим в фойе и сразу обращает на себя внимание красочно оформленный потолок. Это сразу настраивает на нужный лад. Нас встречают, но вести к телескопу не спешат. Сперва нужно понять как он работает. Здесь и далее курсивом выделено описание работы телескопа Александром.

"Система вращения и удержМаслянные подушки.ания телескопа представляет особый интерес.
Огромная и сверхтяжёлая конструкция должна не просто стоять на чём-то и иметь возможность пово
рачиваться, но и делать это сверхплавно и с прецизионной точностью. Никакие колебания, толчки, раскачки, вибрация не должны мешать работе светоприёмной аппаратуры. Вся конструкция должна ходить «как по маслу». Вот по маслу она и ходит. В буквальном смысле. Это было единственное решение проблемы, но какое!  Вся масса телескопа покоится на шести специальных подушках.

Когда телескоп «включают», мощные насосы нагнетают масло в каналы этих подушек под давлением около 70-ти атмосфер. И 650-ти тонная поворотная часть телескопа… всплывает на высоту около одного микрона. Теперь его можно провернуть просто хорошо надавив рукой. Точно так же организовано вращение трубы телескопа вокруг горизонтальной оси – её наклон.

 

Этажом ниже расположены механизмы, которые, собственно, и вращают телескоп. Причем одинаково плавно на всех скоростях. Все они так же выполнены с прецизионной точностью.

Уникальная высокоточная червячная пара диаметром почти 6 метров обеспечивают перемещение подвижной части телескопа с точностью до десятых долей угловой секунды.

Поворотный механизм.Поворотный механизм.

Внизу находится «пята» телескопа. Но не подумайте, конструкция на ней не стоит. Назначение «пяты» - точно ориентировать всю конструкцию по вертикали. Такой себе «строительный уровень». Примерно раз в год, во время планового обслуживания телескопа с помощью этого механизма центруют вертикальную ось, если в этом возникает необходимость."

Пята телескопа.Щель между фундаментами

Еще одна уникальная особенность конструкции - это раздельный фундамент для телескопа и башни. На следующей фотографии хорошо видно прикрытую металлическими щитками щель между этими фундаментами.

Александр: "Зачем это нужно? Возле телескопа можно плясать и прыгать, но стоит одной ногой ступить на его платформу и звезда буквально «выпрыгнет» из поля зрения. 650-ти тонная подвижная часть настолько точно сделана и настолько чувствительна, что бурно отреагирует на такое ничтожное касание. Чтобы никакие передвижения и работы персонала не мешали работе телескопа его «выселяют» на собственный фундамент."

На самом деле все нижние этажи мы обошли едва ли не быстрее, чем Вы читаете этот текст. А все потому, что профилактика уже шла полным ходом, и не терпелось увидеть телескоп в движении. Нам выдают бахилы, открывают еще одну дверь и... мы в подкупольном! Не могу найти в русском языке подходящих слов, чтобы описать те эмоции, которые мы испытали при виде этой грандиозной конструкции. Признаться честно, просмотрев большое количество фотографий с предыдущих поездок, боялся что перегорю. Но ничего подобного и близко не было. Все это невероятно потрясает. А уж если вспомнить что мы вообще чуть не пролетели мимо, то... Лучше не вспоминать)

Телескоп поворачивался. Кажется какой-то магией, но вся 650-тонная громадина крутилась вокруг своей оси практически бесшумно. Я бы сравнил этот звук с движением современного лифта в новостройке или работой стиральной машины в деликатном режиме) Достаем камеры, но целиком в кадр телескоп не попадает - нужен широкоугольный объектив. Постараюсь хоть как-то передать его масштабы.

Нам повезло - его вращали во всех плоскостях, и даже открыли зеркало! Еще бы увидеть изнутри, как вращается и открывается купол, но это невозможно. В подкупольном помещении должна быть такая же температура, как и ночью снаружи. Поэтому шанс увидеть открытое забрало днем может выпасть только в более прохладное время года. Но и на том спасибо! На следующих снимках видно как открывается зеркало.

Открытие зеркала.Открытие зеркала.

Немного о зеркале. Слово Александру:

"Зеркало - самая точная и самая сложная часть телескопа. Его диаметр – 6 метров. Его масса – 42 тонны. Его задача – собирать свет звёзд. Весь свет, отраженный поверхностью зеркала величиной 25 м2, собирается в точку площадью 0,01 мм2. Отступления от теоретической формы параболоида не превышает 0,5 мкм

Их было всего три. Самое первое раскололось еще на этапе изготовления – слишком быстро охлаждали - 9 месяцев. Фактически оно «зеркалом» так и не стало. Так что отсчёт мы поведём с «состоявшихся» зеркал. Первое было установлено на телескоп и служило до установки второго, более «свежего» зеркала. Долгое время первое зеркало хранилось в специальном герметичном саркофаге рядом с башней БТА. В 2007 году оно отвезено в Лыткарино на переполировку. Службу несет второе, последнее зеркало.

На сегодняшний день в мире существует только два зеркала такого диаметра и такого веса.
Процесс изготовления каждого занимает 11 лет. 4 года – отлив, 7 лет – обработка, шлифовка и полировка, из которых только на охлаждение уходит 2 года. Для обработки зеркала было использовано более 12 тысяч (!!!) карат натуральных алмазов. Было построено уникальное оборудование (печи отжига, карусельный станок размером с дом, шлифовальники).
 Заготовка зеркала весила около 70-ти тонн, и в результате обработки «похудела» на 28 тонн.

Сейчас изготовить подобное зеркало не представляется возможным. Уже нет того оборудования да и людей, собственно, тоже. Новые зеркала изготовляются по совершенно другим технологиям и не имеют ни таких размеров, ни веса. В связи с таким плачевным положением дел становится неясной судьба первого зеркала, отправленного на переполировку. А ведь второе зеркало уже совсем не молодо и «видит» далеко не так как раньше".

К слову, в подкупольном расположена веб-камера, через которую на сайте www.sao.ru можно наблюдать за происходящим. Чем и воспользовались наши родители, сделав заодно несколько скриншотов. 

Скриншот из подкупольного.

Нам предложили чай и провели к пульту управления. Здесь конечно тоже компьютеры давно пришли на смену огромным ЭВМ, занимавшим несколько комнат, поэтому выглядит все довольно скромно и обыденно. Вот только фотографии планет и галактик, сделанные БТА, нигде нельзя увидеть.

Пульт управления БТА.Пульт управления БТА.Фото, сделанные БТА в 70-х гг.

Кроме того, нашу группу провели в галерею, где в фотографиях изложена история создания БТА. Наиболее интересные предоставляю Вашему вниманию.

Напоследок мы снова зашли к Большому, попрощаться. А может быть, сказать "До свидания"? Как знать... Но в одном уверен точно - этот исполин прочно засел в нашем сердце. Мы очень постараемся приехать к тебе еще раз. Увидимся!

Часть 3. Звезды.

Посмотрев на "взрослые" инструменты, мы горели желанием своими глазами увидеть хоть малую часть из всего этого далекого и непостижимого. Если погода соблаговолит, то завтра к нам поднимется Евгений с телескопом, а сегодня просто поглазеем немного на звезды, да постараемся что-то запечатлеть на фотоаппарат.  Ниже кадры, сделанные Хитменом.

День седьмой. Рафтинг и Сатурн!

С первого дня мы "бомбили" Александра темой рафтинга. Но то погода была неподходящей, то другие мероприятия отодвигали сплав по Зеленчуку. И когда уже мы смирились, что с экстримом покончено, команда - утром нас ждут в Архызе! Инструктора, чьими услугами мы воспользовались, располагаются на территории пансионата "Энергетик". Ребята проверенные и веселые. На выбор два маршрут, отличающихся продолжительностью - за 400 и 600 рублей. Мы, разумеется, выбрали тот, что по-длиннее. Ведь с нами была Екатерина - наш горный проводник. А теперь еще и водный) К тому же пообещали что второй уровень более интересный.

Облачились в гидрокостюмы, сделали фото на память, схватили рафт и направились к реке. С собой взять фотоаппараты не рискнули, а с берега нас снимали только разные туристы и отдыхающие. За фотографиями к ним мы конечно не возвращались) Зато у нас есть GoPro!!! Hitman крепит камеру на весло и готовится снимать.

Перед рафтингом.

Сплав хоть и не из самых экстремальных (сюда можно и с детьми), но эмоций через край! Буквально только отойдя от берега, мы с женой чуть не плюхнулись за борт. Но быстро освоились и держались наравне с остальными. Хотел бы поделиться нарезкой стоп-кадров из видеосъемки, но все еще в процессе монтажа, а пол-работы известно кому не показывают.

Дойдя до точки, где заканчивается маршрут за 400 рублей, Керам (инструктор) поинтересовался нашим состоянием и спросил, выходим или продолжаем? Нужно ли говорить что наш ответ был утвердительным и единогласным? А дальше действительно было интереснее. Хитмен передал камеру Натали, а сам пришел к нам на помощь. Здесь пара мужских рук была совсем не лишней. Течение сильнее, пороги выше и коварнее. Адреналин бил струей!

Дойдя до конца мы немного покупались в Большом Зеленчуке. Т.к. течение очень сильное, то схема такая - один держится за фал, остальные придерживают рафт, к которому он привязан. И так по очереди. Здесь уже ждал УАЗик и водрузив плавсредство на крышу, мы вернулись в Архыз. В общей сложности прошли примерно 10-12 километров. А ведь есть еще сплав за тысячу рублей. Но здесь нужна хорошая сплоченная команда. В "Энергетике" мы попрощались с Керамом, пообещав, что обязательно вернемся, уже на длинный маршрут. Возвращаемся в гостиницу.

За всю неделю ночное небо считанные разы позволяло насладиться своей красотой, и каждый раз мы были не подготовлены для серьезных наблюдений. Вот и сегодня под вечер небо хмурится, но ненадолго. Тучи разошлись, и мы стоим, любуемся закатом.

Когда окончательно стемнело, расчехлили и установили инструменты. Но сперва Евгений провел для нас небольшую экскурсию по звездному небу. Это просто фантастика!

Кажется, он знает о звездах все, или почти все. В какую точку неба ни покажи, расскажет обо всем, что там находится, и даже больше. С одной стороны, чему удивляться - это его работа, то, чему Женя посвятил свою жизнь. Умом это понимаешь. Но с другой - это все равно потрясающе!

Теперь пора разглядеть небо повнимательнее. Примыкаешь глазом к окуляру, и - невероятно!! Звезд просто бесчисленное количество! Если смотреть невооруженным глазом, то кажется, что их можно пересчитать. Тычешь в один участок неба - там звезда. Указываешь на другой - и там звезда. А глядишь в телескоп - и звезд как песчинок на пляже. И одна из них - это Сатурн! Нам посчастливилось увидеть его буквально за несколько минут до того, как тот скрылся за горизонтом. Непередаваемые ощущения. Ведь раньше все эти планеты для нас были лишь названиями из школьных учебников, а сейчас мы видим одну из них своими глазами. К сожалению, сфотографировать уже не успели. Зато сделали много других снимков, которыми и делюсь.

Так прошла наша последняя (или лучше сказать - крайняя) ночь на Кавказе. Звезды, теплая компания, вино...  Ближе к 4 утра мы дружно сели за ноутбуки, посливали друг другу все, сделанные за неделю, фотографии, и отправились на боковую. Спать оставалось всего ничего. А в 12:00 нужно сдать ключи от номера.

День восьмой. Домой...

Проснулись в начале двенадцатого. Вещи, разумеется, никто не складывал, да и времени на это не было. Нас хоть и не поторапливали, но злоупотреблять хорошим отношением администрации не хотелось. Поэтому в 12:30 уже загружали сумки в багажник.

Попрощались с персоналом "Андромеды" и направились к БТА. Первоначально думали попасть к Большому в подкупольное, но не срослось. Возможно и к лучшему, ибо бередить душу не хотелось. Ограничились покупкой сувениров в фойе.

Указатель возле БТА

Сегодня суббота - экскурсионный день, а потому парковка перед телескопом забита автомобилями и автобусами. И тут среди машин видим "девятку" с сумскими номерами. Вот так встреча! Поздоровались, пожелали друг другу счастливого пути, а после сделали пару кадров на фоне БТА на память. За всем этим через веб-камеру наблюдали и родители, которых мы заранее предупредили о своем местонахождении. Вот еще один скриншот с их компьютера. 

Кстати, о веб-камере. Пишу эти строки, а в соседней вкладке, где открыт сайт САО, на телескопе открывается забрало и поворачивается купол! Даже с периодичностью обновления страницы в 3 секунды это выглядит потрясающе!

Возвращаюсь к парковке. Пофотографировавшись, помахав родителям в камеру рукой, сели за руль и, обнулив предварительно одометр, выехали на серпантин. 

Рынок, хычинарий.

Внизу возле хычинария нас ждали Женя и Катя. Забыл сказать - они ведь тоже завзятые гетцеводы. Здесь нам предстояло подкрепиться, да прикупить сувениров, а так же самых разнообразных местных вкусностей. Кстати, "Горская кухня" на фото-это и есть тот самый хычинарий. Рекомендую!

Было решено взять домой пару бутылок вина местного разлива (300 руб/1,5 литра), "Карачаевского " пива (45 руб/бут), грибочков (выбрали лисички, 250 руб/1 л.), 3 банки варенья по 200 грамм (из шишек, розы и чебреца - за все 250 руб), чай из трав (200 руб/пакет). Из сувениров - магниты (50 руб/шт.), чашки (130 руб), тарелка на стену (150 руб). Цены могут различаться. Торговаться здесь можно и нужно.

Загрузили весь этот скарб в машину, откушали перед дорогой по парочке хычинов - пора уезжать. Обнявшись с нашими новыми друзьями, торжественно обещаем сделать все возможное, чтобы приехать сюда снова. Ну а теперь по машинам. На часах около 18 ч. Ребятам направо и 1 км до научного городка, нам - налево и 1000 км до дома. Хитмену с Натали и того больше - полторы тысячи верст. Не забываем включить ближний свет - вперед, домой!

До Новошахтинска доехали быстро, благо ночью можно ехать с чуть большей скоростью - поток это позволяет. Границу и вовсе за 15 минут пересекли. Впечатления от возвращения на Родину неоднозначные. Есть неприятные моменты, связанные с культурой вождения, прежде всего россиян, по нашим дорогам, но не позволю себе закончить отчет на такой ноте.

В Дебальцево мы были в 6:00. Была мысль остаться на пару часиков, подремать, но оставшиеся до дома 300 км, которые показывал навигатор, хотелось преодолеть как можно быстрее. Перерыв 15 минут на кофе, после чего прощаемся с Сашей и Наташей. Дальше каждый сам по себе. Но уже где-то через пол-часа усталость берет свое, мы останавливаемся в отдаленном кармашке, откидываем спинки кресел и я, только коснувшись затылком подголовника, моментально отключаюсь. Проснулся через час, вполне бодрым. Ключ на старт, поехали! В Днепропетровск прибыли в 10 часов.

Так закончилось наше самое необыкновенное в жизни приключение. Прошло две недели, а не проходит и дня, чтобы мы не вспоминали это удивительное по своей красоте место, этих замечательных людей, которые были там с нами, это глубокое и красивое ночное небо, этот исполинский телескоп... Да есть ли смысл перечислять?

Мы еще обязательно сюда вернемся. Возможно, не скоро, но приедем. И зайдем в подкупольное, дотронемся ладонью до его холодного корпуса и скажем: "Ну, здравствуй, БТА !".

В отчете были использованы фотографии Hitman'a, Natalie, а так же САО РАН.

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 9.6
голосов: 17
ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 196
 
10 апреля 2014 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Несколько видеороликов с Кавказа, которые наконец удалось забрать совсем недавно.

Рафтинг, снятый на GoPro.
https://www.youtube.com/watch?v=7luN07nU0xc

Софийские озера и горы.
https://www.youtube.com/watch?v=NOeduLXRuHY

Спуск по 16-километровому серпантину с высоты 2100 метров до 1100 м.
https://www.youtube.com/watch?v=ybVOcLrC3co

Работа непосредственно самого БТА
https://www.youtube.com/watch?v=ek0rwKfLkh0
 

Пользователь
Отзывов: 196
 
16 сентября 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо за отзыв!
 "Соловей" :

З.ы.  только пересёк грананицу  и вернулся на Родину, фура мне правым поворотиком клац-клац, обгоняю и в ответ авариечкой, а он мне фарами подмигнул...блин думал остановится и расцеловать Улыбка

Знакомые ощущения)
 

Пользователь
Отзывов: 238
 
13 сентября 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Душевно, и интересно отдохнули. Молодцы. Отчёт прочитал на одном дыхании. Ну а культура вождения везде имеет свои нюансы.
З.ы.  только пересёк грананицу  и вернулся на Родину, фура мне правым поворотиком клац-клац, обгоняю и в ответ авариечкой, а он мне фарами подмигнул...блин думал остановится и расцеловать Улыбка
 

Пользователь
Отзывов: 196
 
4 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
To: Toledo спасибо!
 

Пользователь
Отзывов: 547
 
4 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Хороший отчёт.
 

Пользователь
Отзывов: 196
 
2 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "Twins_Sv" :
Интересный отчет, необычный маршрут! Если когда-нибудь буду в этих местах, обязательно пойду в горы к Софийским озерам - фотографии потрясающие, так и манит Улыбка И поближе звездам оказаться, прикоснуться к чему-то загадочному .... молодцы! +10

Если что, есть и менее экстремальные, но не сильно уступающие по красоте маршруты. Например, к Дукинским озерам, Софийским водопадам или Озеру любви.

Еще в отчете есть маленькая неточность-большая белая собака, которая охраняет стада-это не кавказец, а алабай.
 

Пользователь
Отзывов: 196
 
2 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо) Сами очень хочется вернуться, только есть опасения, что САО скоро прикроет эту лавочку. В частности, для тех, кто туда едет в сентябре, стоимость проживания в гостинице будет почти в два раза выше.
Но в любом случае, если не получится приехать в Андромеду и попасть на БТА, всегда можно поселиться в Архызе. А к телескопу можно подняться и в экскурсионные дни, на 15 минут. Конечно, в подкупольное никто не пустит, только дадут посмотреть из обзорной галереи через стекло, но хоть так.
А из Архыза можно и в горы ходить, и на рафтах сплавляться, и конные прогулки по горам совершать. Развлечений масса.
 

Пользователь
Отзывов: 132
 
2 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Интересный отчет, необычный маршрут! Если когда-нибудь буду в этих местах, обязательно пойду в горы к Софийским озерам - фотографии потрясающие, так и манит Улыбка И поближе звездам оказаться, прикоснуться к чему-то загадочному .... молодцы! +10
 

Пользователь
Отзывов: 110
 
2 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Супер отчетище!!) По Фото №5 сразу вспоминается "Пункт назначения 2") .  Жаль конечно что водителя как украинские , так и русские  чаще подчиняются политическими взаимоотношениями на дороге , чем просто человеческой толерантностью...После прочтения возникает желание повторить Ваш маршрут.    +10
 

Пользователь
Отзывов: 196
 
2 августа 2013 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Спасибо! Я сам этим никогда звездами особо не увлекался, да и после поездки вряд ли что-то изменится. Подобное хобби пугает своей необъятностью)


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Все события