Это было первое путешествие за границу на автомобиле. Собирались и готовились долго, но не очень. Читались и изучались отчеты и статьи «Дороги» и других сайтов. На форуме в разделе «Дорога в Болгарию!!!» развел невероятную активность. Большое спасибо всем,
сайту Doroga.UA в том числе. Ваши статьи и советы на форуме реально помогли в дороге. Накупил всякой «необходимой» ерунды – огнетушитель, второй знак «аварийная остановка», жилеты. Ничего из этого – слава Богу – не пригодилось.
Визы оформляли в харьковском визовом центре. Работники центра помогали, советовали как правильно сделать запрос, какие документы предоставить. Думаю, в консульстве с нами бы так не возились. Визы получили через неделю.
1 день (18 августа) – 890 км.
Выехали в 06:00 по маршруту Харьков – Днепр – Кривой Рог – Николаев – Одесса – Болград. От Харькова до Кр. Рога дорога хорошая. Кр.Рог – Николаев – кошмар, особенно участок Нов. Буг – Николаев. Николаев – Одесса – дорога отличная, но узкая с большим количеством
траспорта, сложно обогнать. Одесса – Болград – ехать можно. Чем дальше от Одессы, тем свободнее трасса. За Маяками первое пересечение границы.



Документы не спрашивали, дали клочок бумажки с печатью и количеством пассажиров. Через 12 км бумажку забрали, проверив, чтобы никто не остался в Молдове. В Сарате навигатор слегка пошутил и повел нас на Арциз вместо Татарбунар.

На дороге очень скоро появились ямки, потом ямы, потом остались куски асфальта, а в некоторых местах и его не было. Иногда посещали мысли, что наше путешествие закончится, не начавшись, как следует. Но машинка выдержала и довезла нас уставших и разозленных
к месту первого ночлега в 20:00.
Гостиницу нашли благодаря ссылкам на форуме (на сайте Дорога.UA ее не было на тот момент). Заказ делал заранее по телефону, без предоплаты. В день выезда позвонил и подтвердил бронь. Ответили,
что ждут. Гостиница неплохая, есть бесплатная, закрытая парковка. Для транзита – не худший вариант. Правда цена номера была на 20 грн. выше заявленной на сайте - 370 грн. за трехместный номер. Рядом с гостиницей неплохая пиццерия.
2 день (19 августа) – 384 км.
Хотели встать в 06:00, а проснулись в 06:30. Очень вымотал последний кусок по бессарабским степям. Теперь понятно, почему Котовский здесь придумал Конную Армию, а не Автомобильную. Молдавскую границу пересекли без проблем и быстро. 50 км слегка убитой, но
пустой дороги до Кагула пролетели быстро. Все чаще встречались отары овец, повозки запряженные лошадьми или ишаками. Слегка поблукав по Кагулу (оказывается надо было свернуть влево не въезжая в город), выехали к границе.


На выезде нас ожидала вторая неприятность. Симпатичная девушка-пограничник сказала, что у нас отсутствуют штампы в паспортах о въезде в Молдову. Мы о-ели … Выдержав небольшую паузу она согласилась нас пропустить и отдавая паспорта, намекнула на штраф. Я
был настолько ошарашен, что о намеке на «штраф» ничего не понял. Взял паспорта и в полной прострации поехал дальше.
Как выяснилось в дальнейшем, по возвращении на Родину – это такой молдавский пограничный бизнес. На обратном пути мы столкнулись с таким же наездом. И были не одиноки. Вместе с нами пересекали границу киевляне, у них тоже отсутствовали штампы. Киевлянин мне
шепнул, что дал пограничнице на «кофе». Я занял принципиальную позицию. Тем более мне неизвестно, какой кофе предпочитают молдавские погранцы – растворимый или собранный эфиопскими девственницами на южном берегу озера Циуэй в четвертой декаде отчетного периода.
Кстати, плакаты о борьбе с коррупцией висят на всех погранпереходах, кроме молдавских и украинских.
Дальше был молдавский дьюти фри. Их там два, старый и новый. На крыльце нового стоит симпатичная молдаванка и зазывает низкими ценами. И действительно, на ценниках цифры на виски были на 50 центов ниже, чем у конкурентов. Купили мы на радостях алкоголя,
а на подъезде к румынской границе, посмотрели чек. В чеке цена была на 50 центов больше, чем на ценнике. У нас и мыслей не было, что такое может быть. Оказывается, что в молдавии такое быть может. Вспомнил анекдот про то, «как Вовочка отзывается о тех, кто
с крокодилами…» и написал молдавия с маленькой буквы.
Представьте наше состояние на подъезде к румынской таможне. Перед нами была одна машина. С украинскими номерами были только мы. Таможенники досконально изучали содержимое чемоданов и внутренностей впередистоящей машины. Нервозность увеличивалась. Когда к
нам подошел таможенник, мы напряглись. Он на хорошем русском спросил, куда и зачем мы едем и сколько везем сигарет. Услышав, что наш путь Болгария (почитав Форум, я не стал распространяться о наших намерениях покататься по Румынии), а сигарет у нас нет, т.к.
мы все, включая ребенка, некурящие, таможенник предложил закрыть багажник. И пожелал счастливого пути. Как оказалось, его пожелание было искренним. В дальнейшем у нас вообще не было никаких проблем. На весь молдавско-румынский переход потратили 45 мин.






Сразу за таможенным постом дорога изменилась в лучшую сторону. Дороги в Румынии отличного качества. Хотя узкие, но ехать по ним – одно удовольствие. Непривычным было – практически полное отсутствие обочины. В некоторых местах по краю асфальта проходит глубокая
сточная канава, а в горах огромные обрывы без ограждений. Но качество покрытия на «5». Виньетку купил заранее через
сайт (спасибо советам с Форума).
В небольшом городке Текуч, заехал на Лукойл (их в Румынии и Болгарии очень много) заправился газом. Расплатился банковской карточкой. В дальнейшем старался заправляться на больших брендовых заправках, в основном это был Лукойл. Т.к. на маленьких заправках
карточки к оплате не принимают. Цена газа в обоих странах в районе 7 грн. Заправок много, проблем не было. Бензином не заправлялся, домой привез полбака залитого на харьковском ОККО.
Навигатор дорогу видел отлично и вывел нас через Онешты, через небольшой перевал на «румынский Зальцбург» - Брашов, средневековый город расположенный в самом центре Румынии (население – 290 тыс. чел.). В 16:00 мы были под дверями гостиницы Villa Casa Ioana.
Гостиницу заказывали через Букинг без предоплаты. Как оказалось, это была не гостиница, а частные апартаменты (квартира). Хозяева живут в этом же двухэтажном доме. Номер нам очень понравился. Просторный, чистый, отличное белье, полностью укомплектованная кухня,
чистый санузел. Есть двор с беседкой и столиком. И все это 32Є (320 грн - !!!) в сутки. Не злым, тихим словом вспомнили Болград.


До исторического центра 1,5 км, которые мы с удовольствием, с разглядыванием по сторонам, тут же преодолели пешком. Сперва поднялись на канатке на гору Тымпа (967 м) – 15 лей (34 грн) с человека. Сверху город был как на ладони.



Спустились вниз, пройдя через средневековые оборонительные укрепления, прогулялись по старому городу. Посетили главную достопримечательность города, самый большой храм Румынии – Черную церковь (1380 г.). Прогулялись по Ратушной площади, увидели гвардейцев
в средневековых костюмах. Дело было к вечеру, от увиденного аппетит разгорелся, и мы пошли искать, где его погасить. Это было непросто, у нас разбегались глаза от количества заведений.










От размеров порций нашим желудкам пришлось тяжеловато – цена ужина 90 лей (200 грн).




3 день (20 августа) –350 км.
Поездка на Трансфэгэраш. По пути заехали в г.Фэгэраш, такой же древний как Брашов (население – 36 тыс. чел.). Посетили местную средневековую крепость (1310 г.) и рядом новую построенную церковь.










Далее наш путь лежал на Трансфэгэрашское шоссе, одну из красивейших дорог в мире. Поднялись на наивысшую его точку в 2034 м дважды - сначала на канатной дороге (50 лей/ чел. – 115 грн), а потом машиной. С кабинки канатки можно увидеть то, чего не увидеть
с дороги, например – очень красивый водопад Быля, который берет начало из одноименного высокогорного озера.








Проехав по туннелю, попали из Трансильвании в Валахию, с другой стороны горного массива. Проехав вдоль красивейшего озера Видрару, подъехали к плотине (высота 166 м). Смотришь вниз - поначалу , аж дух захватывает. Читал, что тут действует самая высокая в
Европе «тарзанка». Она не работала, поэтому прыгать нам не пришлось. Побросали, по-старому украинскому обычаю, вниз монетки и поехали дальше.




Дорога идет вниз в долину и становится все более пологой. Но в г.Куртя-де–Арджеш делаем резкий поворот влево в сторону Брашова и перед нами опять серпантин вдоль горного массива Фэгэраш. Здесь в горах мы купили местный овечий сыр похожий на колобок. Поначалу
мы его не поняли, а когда распробовали, было поздно. Такого сыра больше не встречали. Наверное, его продают только в румынских Карпатах. Дорога была нелегкой, много крутых поворотов, подъемов и спусков. Очень узкая, обогнать сложно. Но качество покрытия отменное.
Такую бы дорогу, да в наши Карпаты!! И так более 100 км до г. Бран, где расположен самый знаменитый замок Дракулы. К замку подъехали в 19:00. За замком выезжаем в долину. Сразу становится понятным его стратегическое расположение, ведь он изначально задумывался
как оборонительный и таможенный пост. Через 15 км справа на холме красуется крепость Рышнов. Посещение замков у нас запланировано на завтра. А мы находим в Брашове ресторанчик – перекусить и спать.
4 день (21 августа) –220 км.
Дворцы и замки. По пути (15 км) решили посмотреть главный горнолыжный курорт Румынии – Пояна-Брашов, а заодно сравнить с Буковелью, где нам очень нравится кататься на лыжах. Очень симпатичный поселок. При совдепе назывался Пояна Сталин (Поляна Сталин). В
отличие от Буковеля здесь широкие улицы, большие поляны. Нет нагромождения построек. Ну и расположен он не в долине, а в горах. Зимой туда доехать по горной дороге, думаю, будет проблематично.






Далее спускаемся вниз, и через 10 км крепость Рышнов, построенная рыцарями Тевтонского ордена в 1215 г. Машину оставили внизу на стоянке. К крепости за 4 лея везет Джон Дир с тележкой. Из бойниц крепости открывается красивый вид на городок Рышнов.






Через 12 км нас ждет самая нашумевшая достопримечательность – замок Бран (конец ХІV в.). Многие уже писали, что Дракула (Цепеш) к этому замку имеет далекое отношение. Но с ним или без него, этот стоящий на вершине скалы сказочный замок, с его узкими коридорчиками,
скрипящими лестницами и темными комнатами не зря называют визитной карточкой Румынии. Кроме того, здесь была самая дорогостоящая стоянка (место на улице) – 20 лей (45 грн).














Дальше путь лежал на г. Синая. По пути заехали на обед в придорожный ресторан. Плотный обед на троих, исключительно национальными блюдами вышел в смешные 46 лей (105 грн). 50 км по очень красивой горной дороге и в 16:00 мы в Синае.
Путешествие по сказке продолжалось. И замок Пелеш был его кульминацией. Машину оставили на стоянке и прошли 0,5 км по брусчатке. Когда из-за деревьев выглянуло это чудо, мы остановились. Легкий шок.


Фотоаппарат щелкал и щелкал. А нам казалось, что мало. Мы успели в последнюю экскурсионную англоязычную группу (15 лей/ чел. – 35 грн). Экскурсовода мы не очень понимали. Но у нас с собой было описание дворца и всех комнат, скачанное в е-бук из нета… Фото
получились не очень, т.к. освещение слабое, а тетки-охранницы рычали на меня, когда я пользовался вспышкой. Притом, что за фотографирование я заплатил 32 лея (73 грн).


















В замок Пелешор мы не успели. Посмотрели на него только снаружи.


Попивая кофеек с тортиками с видом на сказочный для нас замок (а для Кароля I просто летний домик), мы решили:
1. Николай II, правивший страной в несколько раз большей Румынии, был очень скромным товарищем. Его летний домик - Ливадийский дворец, выглядит хрущевской пятиэтажкой на фоне увиденного,
2. для этого места нужно выделять целый день. В следующий раз учтем.
Оставшиеся 125 км проехали легко.






По Бухаресту пришлось немного поблукать. Велся капитальный ремонт улицы с заменой трамвайных путей. Навигатор об этом не знал, но все-таки вывел нас под двери гостиницы Villa SS Residence Parlament . Гостиницу заказывали заранее через Букинг без предоплаты.
Неплохая маленькая гостиница за 45Є со стоянкой во дворе. Расположена в 500 м от Парламента.






5 день (22 августа) – 350 км.
От Бухареста до границы (Русе) всего 70 км. Пролетели на одном дыхании.


Здесь впервые после пересечения румынской границы встретили отечественные номера. Английский стали забывать – надписи кириллицей, почти все говорят или понимают русский. Одним словом, шестнадцатая республика. На пункте оплаты за дунайский мост проверили
виньетку, взяли оплату и через 5 мин. мы на таможенном спаренном румыно-болгарском посту. Румынскому погранцу отдали наши документы, а у болгарского в другом окошке их забрали. На всю процедуру ушло полчаса. Тут же купили болгарскую виньетку и быстренько поехали
на море. Дороги в Болгарии немного хуже румынских, но все равно лучше наших. Несмотря о предупреждениях на форуме о ремонте участка Шумен – Бургас, поехали именно этим маршрутом. И не прогадали. В некоторых местах велись дорожные работы. Но их было немного
и проблем они не создавали. Зато дорога стала заметно свободнее в отличие от трассы на Варну.


К вечеру были на месте в Созополе.


Гостиницу в старом городе Family Hotel Rumi заказывали заранее через Букинг (40Є – двухкомнатные аппартаменты с санузлом). Это единственная гостиница, где делалась предоплата за два дня. Номер неплохой. Но… проблемы со стоянкой и не было кухни. Правда, хозяева
по первому требованию купили эл. чайник. Улочки маленькие и красивые, это когда по ним гуляешь. А жить там не очень. С улицы все слышно, такое впечатление, что люди гуляют и разговаривают рядом с твоей кроватью. Искупались в море и пошли тестировать болгарскую
кухню.




6 – 14 день (23 – 31 августа) – 375 км.
Накануне вечером, гуляя по старому Созополю, нам ввернули журнальчик с рекламой нового огромного mall – Galleria Burgas (в нем супермаркет Carrefour). Поэтому вечером решили там отметиться. Расстояние в 30 км да по великолепной трассе пролетели быстро. Поужинали
в ресторане болгарской кухни. Пока девчонки шопили я благодаря свободному вай-фаю смотрел через ноут футбол Динамо Бухарест – Металлист. Хорошо, что мы были уже за пределами Румынии. Румынские болельщики вряд ли разделили бы мою бурную радость от двух забитых
голов.







Решив сменить обстановку прогулялись по новому городу и без особых усилий нашли новое жилье. Скажу сразу, предложений было море, конец сезона. Намного лучше и дешевле. За 30Є нам предложили двухкомнатный номер с кухней, санузлом и великолепным видом с балкона
на город и море (в сезон этот номер стоил 40Є) . Сколько такое удовольствие обойдется в крыму, подумайте сами, взглянув на картинки. Хозяева хорошо говорят по-русски.






Пляжи в Созополе бессплатные. Зонтики и лежаки по желанию, за деньги по 6 лев.




Достопримечательностей, в отличие от Крыма, здесь практически нет. А ехать в В.Тырново, Пловдив далеко, не хотелось. Нашли одну «достопримечательность» - речка Ропотамо. Часовая прогулка на катере с обзором местной флоры и фауны. По-болгарски – «разходка
с лодка». Я бы это назвал «разводка на лодке». Если вам делать нечего, а на песок и море смотреть уже тошно – съездить можно, смените обстановку. В Харькове есть речка-вонючка Лопань. Если по ней пустить катер – будет не менее интересно.


Гуляя вечером по Созополю, увидели вот такое объявление:


Один раз съездили посмотреть древний город Несебр. Красивый городок, очень похож на Созополь, только достопримечательностей поболее.






Общение со стражами дорог было очень приятным. Я не трогал их, они не трогали меня. В Румынии гайцев видел очень редко, в Болгарии намного чаще. Поначалу скоростной режим соблюдал неукоснительно. Но, какой румун (болгарин) не любит быстрой езды? Найти такового
было просто. Пристраивался за ним и …120-140.
Так и пролетели еще 10 дней. Солнце, море, пиво…
15 день (1 сентября) – 735 км и три границы.
До границы с Румынией (Созополь – Бургас – Варна – Добрич – Негру Водэ) 240 км проехали без приключений. Так же проскочили границу.


Переехав Дунай через мост в Чернаводэ (с паромом, по совету форумчан, не связывались) добрались до Брэилы. И тут перед Бреилой девчонки увидели знакомый огромный mall – Carrefour...еще час был потрачен на финальный шопинг. Сначала планировали заночевать
здесь. Но Букинг выдавал, что в Галаце и Брэиле остались только дорогие номера от 100Є. Особо мы об этом не пожалели.


В 16:00 были на границе. Решили попробовать через Джурджулешты. И не прогадали. На контрольном пункте стояло 15 машин. Потратили 45 мин. В 17:30 был на молдавско-украинской границе, где меня пытались развести на «кофе» под видом отсутствия печатей о въезде
(об этом писал вначале). В 18:15 въехали на Родину.


На форуме многие советовали заходить на сайт молдаванских погранцов, чтобы выяснить количество транспорта на границе. Мое личное мнение – это бесполезное занятие. Предугадать, как поведут себя стражи рубежей невозможно и от количества машин время потраченное
на переход не зависит абсолютно. Когда ехали туда, в очреди были вторыми. Обратно – пятнадцатыми. Время прохождения одинаковое – 45 мин.
Решили проехать еще немного, поближе к Харькову. Сначала хотели заночевать в Татарбунарах. В местном Hotelе были только двухместные номера (кровать, тумбочка и телевизор) с удобствами на этаже за 250 грн. Как сказала хозяйка: «да, у нас всего лишь семь номеров».
Т.е. четырнадцать человек на один туалет и одно помойное место. Правда, нам предложили бесплатный матрац на пол для третьего человека. После созополских хором на это убожество мы смотреть не могли. Решили двигать дальше на Белгород-Днестровский.
Дорога Татарбунары – Б.Днестровский - это сплошной кошмар. Ямы соревнуются между собой кто из них больше, кто глубже. К 20:30 были в центре города. Смеркалось. По совету первого попавшегося таксиста нашли гостиницу под милым названием
мини-отель Фиеста. Люди не ходите туда, там тараканы. И в номерах и в голове у хозяев. Грязный полулюкс за 420 грн.!!! Отзыв о гостинице в разделе "гостиницы". Было поздно, позади
три границы, искать не было сил.
16 день (2 сентября) – 750 км.
Белгород-Днестровский – Затока – Одесса – Николаев – Кр.Рог – Днепр – Харьков. Проехали без особых проблем. Под Одессой, на окружной на одном из перекрестков увидели сразу 6 шт. гайцев. Вся одесская область украшена предвыборными флагами ПР. Появились вечно
спешащие, всеми недовольные «гонщики» на жиперах и жигулях. Но, хватит о плохом. «Я спешу на Родину…»
Общий бюджет «мероприятия Румыния – Болгария» от крыльца до крыльца, вместе с визами и шопингом - 2200Є.
Из них:
- проживание - 439Є + 790 грн (украинские «отели»)
- топливо – около 300Є.