Область

Район

Населенный пункт  
 
СПИСОК
 
 
НА КАРТЕ
 
Добавить в маршрут
Очистить поля
МОЙ МАРШРУТ
Маршрут не задан.
(Вы можете добавить в маршрут любой населенный пункт или объект каталога нажав на линк "Добавить в маршрут")
 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ НА АВТОМОБИЛЕ

Караван-Тушкан. Часть 3: Непростая
Караван-Тушкан. Часть 3: Непростая
Казахстан: Хромтау - Иргиз - Арал (Аральск) - Байконур
Добавлен: 11 апреля 2012 г.
Просмотров: 4733
Автор: silver
Продолжительность: 21 день
Пробег: 10000 км.
Посмотреть маршрут Добавить в избранное
  Печатать
 
рейтинг: 10
голосов: 18
16  
Отзывы

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ НА АВТОМОБИЛЕ:
Hyundai Tucson
Марка: Hyundai Tucson
Тип и объем двигателя: 2,0
Средний расход топлива в поездке: 12 л/100км
Отзыв об автомобиле: решительный

продолжение ... начало см.тут

ДЕНЬ 5 – «ПОЕХАЛИ !» : Хромтау – Иргиз – Аральск – Байконур

– Человек должен двигаться,
потому что животные, рыбы, солнце, месяц, звезды на небе – все движется !
Только земля и мертвые остаются на месте – так ответили мне кочевники ...

... из путевого дневника русского путешественника
Л.И.Левшина, 1865 г.

4 утра, суровые утренние водные процедуры по-казахски …

Как сказал Лёха, «по-казахски» – это когда летом, из кранов льётся только горячая вода :)))))

Шахтёрский городок ещё дремлет … на улицах пока темно и ни души, зато у нас в машине уже вовсю и от души «ругается» Шнур ;)) На выезде из города, до полного «поим» тушканы бензином и закачиваем газом (рядом с ж/д переездом есть две АЗС, газовая и бензиновая), и покидаем неприветливый Хромтау.

Завтрак нам в отеле не полагался … оттого, на утро, заказали лишь солнца и побольше синего неба ;)) тётенька с рецепции пообещала мне с кем-то там наверху поговорить … и не обманула, таки договорилась :)))

По слухам, впереди нас ждала дорога просто жуткого качества … но с утра, мы еще просто до конца не представляли себе – насколько суровым окажется сие испытание для наших бедных тушканов.

А пока .. мы мчим по Великой казахской степи …

… вот уж действительно – где степи-то бескрайние !

... сотни, тысячи километров степей !

Поднялось солнце и осторожно коснулось лучами зелёных волн … задышало, заколыхалось безбрежное степное море !

Казахстан – страна огромных пространств. Великие просторы от Иртыша и до реки Итиль, от Сибири и до гор Алатау – исконные земли казахов … Семь часов ныне летит «Боинг-707» и четыре месяца идёт верблюд, чтобы пересечь Великую степь с Запада на Восток … Мы, едем по этим широченным просторам, вот уже вторые сутки и пока, наблюдаем из окон один и тот же ландшафт …

… эх ! «степь, да степь кругом ...» ))

... и трасса словно уходит куда-то в бесконечность.

Через 120 км. добрались до Карабутака и свернули на Юг …

Заприметили у дороги небольшой дом … на указателе с дороги от руки было написано – «Шайхана» (хотя все произносят – как «чайхана»), подруливаем к дому, вроде открыто … При входе, следуя местным обычаям снимаем обувь и лишь затем входим в дом. Очень простое, сложенное из кирпича жилище, где живёт семейство пастухов. В комнате, куда нас пригласили пройти, пусто … лишь на полу расстелен ковёр и кое-где разбросаны небольшие подушки, посередине традиционный низкий столик для дастархана. Рассаживаемся, или правильнее будет сказать – полусидя улёживаемся по периметру низкого столика :)

– Вы нас накормите ? – спрашиваем только явно недавно проснувшуюся хозяйку ...

Минут через 15, мы уже пьём чай из пиал, уплетаем яичницу и мажем на пышный хлеб вкуснейшее солёное масло. Всё очень просто – но всё очень вкусно ! Хозяйка говорит, что и хлеб, и масло – всё это они тут же в доме и готовят.

Полезности по-казахски :

Девушка - Кыз
Открыто – Ашык
Хорошо – Жарайды
Извините – Кешiрiніз
Что случилось ? – Не болды ?

– Кеп рахмет (большое спасибо) – благодарим мы по-казахски …

– Жолын болсын ! (Пусть будет удачной дорога!) – желает нам на прощанье хозяйка чайханы.

… одна – бесконечно ровная КРАСОТА !!!… и снова – степь, степь, степь

Но уже другая … «зелёное море» поблекло и иссохло … Справа, слева, спереди, сзади – всюду степь испепелённая солнцем и оттого безжизненная и пустынная. Но зато, сверху, по прежнему много-много, обещанного синего-синего неба, а кругом ну настолько всё ровно и плоско, что порой и глазу, просто не за что тут зацепиться – нет между голой степью и этим высоким небом никаких преград …

… одна – бесконечно ровная КРАСОТА !!!

Недалеко от трассы М-32, есть в этих краях и одно, не совсем степное место … исстари овеянное легендами и песнями акынов …

.Жаманшин («плохая земля» по-казахски), так зовут его местные ... Около миллиона лет назад, тут врезался в Землю гость из Космоса … толи огромнейший метеорит, толи комета … Геологи, больше склоны к мнению, что всё же это был метеорит и оттого, казахский «подарок с неба», прозвали метеорит Жаманшин. Приведу лишь пару цифр : по данным геологов диаметр Жаманшинского кратера около 13 км., глубина воронки в наши дни около 300 м., хотя сразу же после взрыва, по расчётам, скорее всего она достигала от 500 до 1000 м. – вообщем «наследил» подарочек знатно !!! ;)) И хоть этот «отпечаток», до сих пор неплохо просматривается на космических снимках, попадёте Вы туда сейчас, вряд ли сразу же сообразите, что Вы на дне метеоритного кратера. Сейчас, увидеть что это воронка, можно лишь с одной точки.

Но зато, еже ли там чуток побродить, то на дне кратера, можно легко отыскать для себя очень необычные сувениры. Энергию взрыва, судя по «отпечатку» Жаманшина, учёные ныне приравнивают к одновременному взрыву миллиона хиросимских ядерных бомб ! и во время взрыва, вся поверхность Земли тут – фактически, словно вывернулась наизнанку … оттого, если тут внимательно смотреть себе под ноги, то запросто можно отыскать окаменелости с моллюсками и кораллами, живших на Земле ещё миллионы лет назад, даже до падения Жаманшинского метеорита, которым, по законам геологии, вообще то положено залегать глубоко, в многометровой толще земной поверхности.

А если Вы, ещё и «везунчик», то возможно отыщите тут и тектит. Тектиты, это крайне редкие, необычные и загадочные камушки и скорее, их можно назвать оплавленными осколками, космического происхождения, ибо по химическим и физическим свойствам, они уникальны, т.к. попросту аналогов на нашей планете, им нет ! Их исстари почитали шаманы, приписывая им, магические свойства они называли этот камень «пришельцем из Космоса», или «Лунный камень», считая, что он хранит в себе силу и мудрость Вселенной. Кстати, сейчас, стоят эти космические осколки – хороших денег, а судя по инфе в нете, народ в Жаманшине, эти камушки там до сих пор периодически находит ! Тектит, выглядит как оплавленное стеклоподобное образование темно-зеленого или чёрного цвета и чаще, капельно-округлой формы (см.картинку), так что, увидите там под ногами нечто подобное, считайте нашли «космический сувенир» ;))) Что любопытно, несмотря на возможно большой объём, по весу, они чаще достаточно лёгкие … у местных казахов, до сих пор в ходу легенды о странных больших камнях в степи, которые одной рукой могли поднять дети.

«Караван -Тушкан», нынче держит курс на Байконур ! Уже через километров 500, мы коснёмся мечты нашего детства и своими глазами увидим то, о чем мечтал каждый советский ребёнок – запуск космической ракеты !!!

Педаль газа в пол … и мы, словно летим по новому полотну дороги …

Дорогу Е38 (или М-32, Самара – Ташкент), на участке Карабутак – Иргиз – Аральск, раньше называли «Дорогой смерти», а всё от того, что фактически – не было там никакой дороги в последние десятилетия … Не, на картах она как бы была обозначена … но в реальности – было лишь направление и тысячи параллельных колей раскатанных прямо по голой степи тяжёлыми фурами …

Ныне, «Дорога смерти» быстрыми темпами исчезает … Нам везёт, от Хромтау в сторону Иргиза (250 км.) – теперь уже просто великолепная дорога (хоть и двухполоска) и мы несёмся по свежее выстроенному асфальтному полотну проекта «Новый Путь» – главной стройки Казахстана на сегодняшний день …

Стройка – реально глобальная ! Техники нагнали кучу, рабочих много ! Несмотря на жару и пыль, все живенько суетятся и очень активно строят дорогу ! Всеобщий размах и темпы стройки – нас, ОЧЕНЬ впечатлили ! Это вам не наши, широко распиаренные стройки дорог к ЕВРО 2012 :((((

Большая часть главной казахской стройки, протянулась там же, где ранее проходили караванные тропы легендарного «Великого Шелкового пути» и ныне, казахи с гордостью именуют эту глобальную стройку «Новый путь в Европу». Судя по тому что мы увидели, «подушку» под дорожное полотно, тут кладут не менее 1,5 метра толщиной, вообщем сразу же видно – что дорогу, тут строят надолго ! ;) Когда мы мчались по уже сданным в эксплуатацию участкам то, что 50 км/ч по ним едешь, что 180 км/ч там выжимаешь, ощущение одно и тоже – будто это полотно дороги под тобой несётся, а ты стоишь на месте … сколько мы не экспериментировали со скоростями, надо признать – полотно там уложено очень качественно ! Тут, теперь главное музыку погромче делать, чтобы не заснуть с непривычки от идеально-ровной дороги ;)))

Полезности : Може кто, как и мы в Китай в ближайшее время на своём авто собирается ;))) для них сообщаю – трансконтинентальный «Западная Европа – Западный Китай» пройдёт маршрутом : Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Аральск – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган. Общая протяженность = 8 445 км, из них 2 787 км., уже вовсю строят по территории Казахстана, включая и 4-х полосный автобан на участке : Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Алматы – Хоргос (1390 км.)

На официал.сайте этой «стройки века» пишут : «Если при использовании морского пути, доставка товаров с Дальнего Востока = примерно 45 суток, то по ж/д дороге Транссиба, идущей через Россию – всего 15, а посредством транзитного транспортного коридора через Казахстан и Россию – только 10 суток. При этом, доставка товаров на участках Китай – Центр.Азия, и Китай – Россия будет проходить еще быстрее».

Строят эту дорогу, всем миром : казахи, турки, китайцы, корейцы, итальянцы и т.д., у каждого свои участки строительства, всего в проекте задействовано 13 иностранных компаний ! Дорогу обещают закончить в 2013 году – и вот я, почему-то казахам верю ;))

За Иргизом, степные декорации за окном меняются окончательно … Кругом, лишь блёкло-жёлтые пески, взъерошенные клочьями серо-рыжего, выгоревшего на солнце низкорослого кустарника. За бортом тушканов уже совсем жарко, душный воздух с привкусом пыли. Да и дорожное полотно стало иным … и приближаясь к границам Кызылординской области, пошли уже совсем другие километры … всё реже очаги «стройки века» и всё чаще горбатый пыльный грейдер …

... впереди, тот самый кусок – той самой «Дороги смерти».

Ещё в IХХ веке, «Орско-Казалинский тракт», как тогда на картах значился сей путь, пользовался у народа дурной славой, за что и был прозван тогда – «Проклятой дорогой». Воспоминания оставленные путешественниками того времени, яркими красками рисуют все «прелести» этого тракта, длиною в 1000 верст …

НО ! чтобы не быть голословным, приведу выдержку одного из описаний «Дороги смерти», сделанное уже в ХХI веке, буквально 2 года назад, которое я нашёл в инете готовясь к нашему путешествию :

«Многим жителям Казахстана и Средней Азии (особенно водителям) не понаслышке известно плачевное состояние дороги Орск – Карабутак – Иргиз – Аральск – Казалинск. Несколько сотен километров практически полного бездорожья, не ремонтировавшийся более 30 лет, с момента постройки автодороги. Асфальт сохранился на отдельных небольших участках, а большую часть маршрута составляет "грунтовка", местами пересекаемая рытвинами до 1-2 метров глубиной, промоинами, пухлыми солончаками. И всё это в малонаселённой местности (на всем маршруте лишь несколько маленьких аулов и отдельные стойбища кочевников-скотоводов), отсутствие автозаправочных и авторемонтных станций, магазинов, источников пищи и питьевой воды - вот что представляет собой эта дорога. Путешествие по ней – сопряжено со значительными трудностями и опасностями. И если во время сухой устойчивой погоды проехать этот маршрут можно относительно благополучно (лишь изнывая от жары, тряски и пыли), то во время весенних и осенних дождей (да и летом после прохождения ливней) путь превращается в сплошные топи непролазной грязи, в которой застревают даже "КамАЗы", не говоря уже о легковых автомобилях. В этом случае путешественникам приходится несколько дней жить в степи, ожидая прекращения дождей и высыхания грунта, либо нанимать в окрестных аулах за баснословные деньги тракторы и выбираться на буксире. Зимой же, в этом районе свирепствуют сильные снежные бураны, заметающие дорогу; почти каждый год на трассе гибнут люди ... Во время метелей водители и их пассажиры просто заживо замерзают в "заглохших" и застрявших в сугробах автомобилях … »

Ну, вот как-то так, примерно всё было и у нас на пути, где-то от Изгира и до Байконура :))))

Дождя, слава Аллаху не было. Волоча за собой жёлтый шлейф пыли, неспешно лавируем меж огромных ям и поперечных колей … Если вдруг на горизонте показывалось летящее по степи облако пыли – значит, где-то встречным курсом идёт машина … Наша скорость не более 30 км/час, в точности с расставленными знаками ограничения по голой степи ))) ехать быстрее – реально было черевато, редкие фуры, что изредка идут нам тут на встречу, «ползли» и того медленней. Вдоль грейдера всюду валяются куски бамперов и разорванные в клочья шины … то трупы дохлых животных, то могилки в память тех, кто не доехал … и пал в безжалостном бою с Дорогой Смерти …

Кто не в курсе, «грейдером» наш народ, как правило называет не машины используемые при строительстве дорог, а грейдером, наши водилы именуют насыпную гравийную или просто грунтовую дорогу выровненную тяжёлыми тракторами и как правило, обычно разбитую просто в хлам. Плюс, в этом хламе, ещё можно запросто влететь и в «пухляк» …

Пухляк – это такая очень мелкодисперсная пыль, чем-то схожая на ту, что вытряхивают из пылесосов … Когда пухляк ложится на стёкла машины, то на ходу, порой складывается ощущение, что эта пыль словно вода стекает по стёклу, настолько она невесома, а когда эта пыль ложится в ямы, то как и вода может запросто скрывать всю глубину этих глубин. Прочувствовать её, можно лишь угодив колесом в подобную «пылевую лужу» … Каждому из наших тушканов «повезло» угодить пару раз в пухляк ((( после чего, мы стали вести наш Караван уже куда более осмотрительно …

В районе 48-й параллели, мерной поступью пошли и первые горбатые флотилии …

Как у нас говорят : встречают по одёжке ;)) ну так вот – вблизи, здешние «корабли пустыни» выглядели НУ очень грустно ! ;(((

– Ну, что это за оборванцы ?? – разочаровано воскликнул Олежка – это же не корабли, это же «бомжи пустыни» !! ))

Как оказалось, в начале июня, местный camel выглядит Жутко неприглядно – он Жутко воняет, Жутко худой и весь в обвисших и Жутко грязных лохмотьях шерсти … плюс вдобавок, мы часто встречали верблюдов с клеймом их хозяев на боках … Но к чести «оборванцев», им было абсолютно пофиг как они выглядят … с высока, надменно и томно, верблюды неохотно поглядывали в наши объективы, при этом вечно что-то жуя и причмокивая, неспешно дефилируя ленивой походочкой вдоль грейдера … Так что, встретите горбатого в начале лета посреди дикой степи – лучше, радуйтесь им издали ;)

Часа через три сплошной тряски, мы подъехали к красивым въездным воротам … единственное, чем смог порадовать нас этот город.

Арал (быв. Аральск) – бывший большой морской порт на берегу бывшего Аральского моря

Когда тут было море, в городе жило почти 70 тыс. народу, работали заводы и фабрики, было много военных …

Но затем, в 70-х годах море ушло … затем ушли и люди … сейчас, Аральск производит очень гнетущее впечатление – весь запыленный, весь заброшенный и судя по-всему, никому уже и не нужный в пустынной степи город …

Вообщем, раньше тут было море ...

... теперь – море проблем ((

Полезности : Газовые заправки есть в Хромтау рядом с ж/д переездом и мрачным кемпингом(корд.: 50°14'8"N 58°26'18"E). В Аральске, мы тоже нашли газовую АЗС возле ж/д переезда, но нам на ней, газ отказались продать … Следующая газовая АЗС, значилась у нас по пути, уже аж в Байконуре … Но ! её там – фиг найдешь ! Местные о ней, вообще мало кто что знает, а с трассы, судя по слухам к ней есть лишь малозаметный картонный указатель и работает эта АЗС лишь Пн. – Сб. с 10:00 – 16:00, и плюс на ней часто нет газа – вообщем, нам на ней, тоже не улыбнуло заправиться ;((( и пришлось нам тянуть на бензине, и аж до Кызылорды …

За Аральском, миновав местную "деревеньку мертвецов", километров через 50, среди жёлтых песков, глаз вдруг неожиданно ухватился за синий кусочек воды ... Камыслыбасские озёра, не пересохли в отличие от некогда шумевших в этих краях волн Аральского моря … Самое известное и крупное из них – озеро Камбаш, куда Очень рекомендовали мне заехать на казахских форумах … Сперва, мы было думали свернуть и искупнуться … но, взглянув на часы и на всё нескончаемую разбитую дорогу – отменили наше купание … Решение сие – оказалось верным, но обо всём по порядку ;))

Полезности : Дабы искупнуться в водах озера Камбаш, с трассы М-32 надо свернуть на юг, ориентир – аул Камыстыбас, в нём же есть ж/д полустанок Камышылбаш, вот от них ещё 2,5 км. на запад и там уже озеро Камбаш. Берег там – это естественный песочный пляж, дно пологое, вода прозрачная и почти пресная, говорят вроде как даже что-то там лечит ;)

Там на берегу и заночевать можно – мне известно о двух возможных вариантах. Один, более цивильный – в местном пионерлагере (но когда там летом дети, вроде это нереально). Второй, в юртовом лагере у некого казаха Алдабергена – причём в инете, я находил только положительные отзывы об этом человеке. Вот его контакты: моб. +7 701 769 34 10 или +7 777 454 22 73, email: aldais@mail.ru

Его юрты рассчитаны на 6-8 человек, по 3500 тенге с человека в сутки. На всякий случай, рекомендовали на ночь запирать юрты на замок (например, велосипедный), наверное от комаров ;) У Алдабергена можно и харчеваться – завтрак, обед и ужин – за всё 2000 тенге с носа в день (цены указываю июня 2011). Напитки и воду, советуют брать с собой, в принципе, кто желает, там и самому можно себе готовить на костре, дрова есть, ну или свои.

Среди юрт, можно вкусить и прочие прелести пляжного отдыха : катание на лошадях и на верблюдах, рыбалка, при этом удочки выдают на месте, покатушки на катерах и лодках ну и прочие развлекухи … При желании могут отвезти порыбачить и на Малое Аральское море, в устье Сырдарьи, на Кокаральскую плотину, ну или сами туда поезжайте (корд.: 46°5'15"N 60°50'28"E)


Упорно гоним машины к Байконуру …

Шлейфы пыли порой поднимаются такие ! что сквозь них, иногда вообще ничего не видно ! Хорошо если ещё дует боковой ветер, но еже ли ветер «в харю» – то полная жОпа, тут уж как в анекдоте «иду по приборам», вообщем при встречном ветре, машине идущей следом, порой приходится отставать от впередиидущей метров на 500 ! Воздушные фильтры, установленные всего 3 дня назад – уже забиты ! Весь салон и всё что в нём включая нас – всё тоже давно в пыли и никакие дополнительные уплотнители от этого не спасают !! Плюс, как и прежде, всё время движемся «вприпрыжку» и подвески, что «чёрного», что «серого», работают порой просто на пределе своих «тушканских» возможностей ! То сильная раскачка, то частые пробои … Особенно чувствительным к ним оказывается подвеска «серого» и Капитан Бездор (он же Олежка), все время жалуется нам по рации, что он клянётся Аллахом – его машина явно перегружена !!

Изредка, нам удаётся выскочить на ровную насыпь под будущую дорогу … но наше счастье на этих участках недолгое, километр-полтора и мы упираемся в поперечные насыпи, которые явно тут насыпали в борьбе с такими водилами-умниками как мы ;))

«Где-то на грейдерах, в прыжках с трамплинов и тряске был потерян передний номер с «черного» тушкана. Попробовали вернуться поискать … извазюкались все в пыли и потеряли больше часа времени … но поиски наши – успехом так и не увенчались ;( Да и как потом оказалось, судя по фоткам, потеряли мы его уже достаточно далеко, ещё километров 200 назад» – так, затем описал текущие события на пути нашего каравана, Серёга …

Кирилл, конечно расстроился … Всё-таки оказаться в чужой стране без номерного знака, а ещё столько надо проехать, столько границ пересечь …

Но ! Впереди нас ждал Байконур !!!

ПОЕХАЛИ ! космические истории ...

«Сегодня, 8 июня 2011 года в 00.12.45 по московскому времени, с площадки №1 («Гагаринский старт») космодрома Байконур, осуществлен успешный пуск ракеты космического назначения «Союз-ФГ» с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-02М», с экипажем 28-й и 29-й длительных экспедиций на Международной космической станции (МКС). Как сообщили в Центре управления полетами, в 00.21 мск, после штатного отделения третьей ступени ракеты-носителя, космический корабль был выведен на расчетную орбиту»

Сухие строчки мировых информагентств, о казалось бы, уже вполне рядовом в жизни человечества событии … Но лишь полвека тому назад сообщение о успешном старте Юры Гагарина в космос – навсегда разделило ВСЮ историю развития человечества на До, и После …

В детстве, как и большинство советских мальчишек 70-х, я собирал марки и особой гордостью моей коллекции – был кляссер с марками на тему «Космос». Улыбающиеся лица космонавтов в скафандрах, космические станции, стартующие ракеты … я любил разглядывать эти маленькие зубчатые картинки и представлять себя странствующим среди далёких галактик в межпланетных одиссеях … Мои детские фантазии подогревала и главная программа страны «ВРЕМЯ» … с восторгом я смотрел знаменитые репортажи о пусках огромных космических ракет ! С тех пор, мечта – увидеть своими глазами, как взмывает в космос ракета – меня не покидала никогда …

Уж так сложилось, но с космосом, с детства я был повязан ещё и семейными узами … 12 апреля – день рождения моей любимой бабушки, любимая тётя – родилась именно в тот день, когда человек впервые вышел в открытый космос (18 марта 1965 г.), однофамильцем Валерия Быковского, одного из первых советских космонавтов – был мой легендарный дед. В нашем уютном вильнюсском доме, в дни рождения моих любимых родственников, сидя за праздничным столом – ВСЕГДА поднимали тосты – и за космонавтов ! И я, до сих пор помню, как однажды перед сном, мне бабушка полушутя шепнула, что с таким «космическим семейством», у меня – все шансы стать космонавтом … главное – хорошо учиться ! ;))

Космонавта из меня не вышло … читая анкету потенциального призывника, не горевшего желанием вступать в комсомол, мой военком подполковник Юрченко, сурово приподнял бровь и вынес мне приговор – ТАКИХ, не берут в космонавты !

А вот моему закадычному дружку, Игорьку Гнездилову, можно сказать «повезло» ;))) Волею судьбы и районного военкомата – его таки закинуло служить в ряды советского стройбата на космодром Байконур. И пока он, 2 года отдавал свой долг Родине – «стрелял из лопаты» и перекапывал песок окрестных пустынь, тем не менее, самое яркое его впечатление от службы в советской армии – стала дата 15 ноября 1988 года, когда он, фактически ещё 19-ти летний пацан – стал свидетелем запуска «Бурана».

Он и сейчас, всем с гордостью заявляет : «Сынки, да я в космос Буран запускал !» И о том, как это было, Игорёк, ныне став небезызвестным киноактёром, красочно и в подробностях может «заливать» часами … я, всегда с удовольствием слушаю его «космическую эпопею» … ;))

И вот – я на Байконуре !!

До старта – около 6 часов ... Наша первая остановка возле дорожного знака с надписью города – «БАЙКОНУР» и мы спешим увековечить себя любимых на фоне такого названия ! Дети советской страны – мечты сбываются ! ;))) Тут же рядом и северные ворота города, КПП №1 (корд.: 45°38'34"N 63°19'18"E, со стороны ж/д станции Тюра-Там), здесь же, происходит своеобразное прохождение границы …

После развала СССР, город и космический комплекс оказались в собственности Казахстана, но что делать с таким, нежданно свалившимся на голову наследством, в внезапно ставшей независимой и ещё неокрепшей республике, тогда не знали … Но чтоб добро не пропало окончательно, в конце 1994 года Казахстан, отдал всё это «космическое хозяйство» в аренду России, пока, договорились до 2050 года. Теперь тут ходят российские рубли и российская полиция, специально для местных российских машин, введен особый регистрационный код автотранспорта «94 RUS» (знакомые россияне утверждали, что это типа блатной у них номер ;) ), ну и соответственно действуют российские законы …

Российские стражи внимательно проверяют наши паспорта и разрешения для въезда на Байконур … И во времена СССР, Байконур был супер-закрытым городом, сейчас вроде всё и проще, но просто так заехать на территорию – не выйдет и ныне. Позаботиться об этом, нужно заранее. Отчасти, сия процедура похожа на поездку заграницу по визам – оформить приглашение в город, можно либо через турфирмы, либо через родственников там проживающих. Наш караван, на КПП встречает Маскат, молодой и немного угрюмый парень, представитель тур. компании связанной с «Роскосмос» и процедура сверки наших документов проходит чётко и без лишних задержек.

Неспешно колесим улицами космического города … Столица космодрома Байконур – город Байконур. Строить его начали в 1955 году, одновременно с возведением будущего космодрома. Тогда, называли просто – посёлок Ленинский, но, в 1966 году, Никита Хрущёв, решил похвастать своим любимым детищем и позвал посмотреть на космодром тогдашнего президента Франции Шарля де Голля. Пригласить-то, пригласил … но вот затем подумали, что негоже как-то такого высокого гостя везти в село … и наверху быстренько приняли решение дать посёлку статус города. Думали-гадали, как же назвать теперь город … и вроде даже решили – Звездоград … но, вновь вмешалась большая политика и в ЦК, твёрдой рукою подправили космическое название на идеологически-верное и город назвали – Ленинск.

Времена изменились … Великая страна исчезла с карты мира, стали исчезать и идеологически-правильные названия городов. С 1995 года и космодром, и город носят одно имя – Байконур, плюс сегодня, большинство «космического хозяйства» перекочевало с баланса военных к мирному Российскому авиакосмическому агентству и теперь, на некогда сверхсекретную территорию стали пускать турЫстов.

В былые времена, когда город звался Ленинск, он был божественно красив, настоящий город-сад, зелёный оазис среди пустыни – так утверждает мой дружок Игорёк, вспоминая свою «космическую» армейскую службу. На городских улицах цвели розы, а каждый военный, должен был посадить дерево и затем ухаживать за ним. Ещё лет 30 тому назад, в городе даже устраивали целые социалистические соревнования – по высадке зеленых насаждений ! Не знаю, но может именно поэтому в Байконуре так много деревьев ;)))

Первые впечатления : архитектурой космический город конечно не блещет – застройка и план Байконура, вполне типичны для закрытых военных городков времён СССР. Мы даже заметили, как по старой и доброй армейской привычке – тут до сих пор красят бордюры в белый цвет ;) Городок на вид небольшой, сейчас, в нём живут – около 70 тыс. человек, хотя утверждают, что раньше в нём жило народу ровно в два раза больше … Невысокие, блёклые жилые дома. На центральной площади, старый и судя по виду уже давно пустующий Дом культуры. Напротив, по-прежнему куда-то тычет рукой местный Ильич, толи в светлое будущее, толи в космические дали :)))

Но вот, что сразу же ощущаешь будучи в Байконуре – город ВЕСЬ пронизан космическим духом ! Чуть ли не на каждой улице, обилие «космических памятников» – ракеты, бюсты, стелы ... Впечатляет огромный монумент ракетоносителя «Союз» – монумент в честь 20-летия космической эры; есть памятник нашему соотечественнику главному космическому конструктору Сергею Палычу Королеву; немного странноватый на вид памятник Юре Гагарину, словно он идёт сдаваться в плен … и множество прочих визуальных напоминаний о эпохальных событиях и легендарных космических деятелях.

Из неприятного .. в глаза бросаются законсервированные коробки домов, заложенные кирпичом двери и оконные проёмы … Дома, покинули ещё в начале 90-х, целые жилые дома !! Хотя, Масакт сказал, что теперь, из проёмов постепенно вынимают кирпичи и приводят дома в порядок, и вроде как вновь готовят к заселению … На Байконуре опять хватает «космической» работы и за неё даже неплохо платят по-российским меркам … вот мол, специалисты и возвращаются ...

Вообще, в советские времена, жителями Байконура были в основном командированные сюда космические спецы, но в «бардачные» 90-е, в ставшем никому ненужным Байконуре, каждый выживал по-своему … В брошенные спецами дома, из окрестных кишлаков хлынул народ который доселе в космический город не пускали ни под каким предлогом. Дальше, классика жанра – к уже «вписавшимся», подтянулись и их родственники …

Как результат, сегодня, из 70 тысяч горожан, половина народа – те, кто вообще не имеет никакого отношения к космической отрасли … как правило это граждане Казахстана, но при этом, они очень обижаются, что Россия, которая на правах аренды сейчас ведает делами в Байконуре, никак о них не заботится … Чё теперь делать с никому ненужными жителями, не имеющих отношение к космосу – никто ни в России, ни в Казахстане, не знает … ((

Вот и прошедшей ночью, как нам рассказал Маскат, у них было «Очень весело» … В ночь на 7 июня 2011, в городе от души отрывалась местная молодёжь, «веселилось» человек 300. Со слов Маската, всё началось ещё 2 июня, когда в Байконуре традиционно отмечают День города. Ещё тогда, кто-то, за что-то, осерчал на российских ментов. Затем, всю неделю продолжались какие-то локальные выяснения отношений, ну а вчерашней ночью – уже все оторвались по-полной : молодИжъ и пОдростки громко шумели, гремели, громили слегка ларьки, забросали машины ментов бутылками, потом били и гонялись за самими ментами, менты за ними и так продолжалось от заката до рассвета … Не знаю, мы, каких-либо последствий «веселья» в городе не заприметили, хотя как потом писали в нете, события прошедшие на улицах Байконура в ночь на 7 июня назвали межнациональными разборками … вообщем, не будучи местным, мне сложно судить об этом со стороны …

Вцелом, немного понаблюдав за городской суетой, у нас сложилось другое устойчивое впечатление – запуски ракет на космодроме – для байконурцев, эт как Новый Год ! ;))) В город слетаются многочисленные гости : международные делегации, множество журналистов и всё чаще теперь едут сюда туристы – и город начинает зарабатывать ! Местные рестораны и кафе выставляют дополнительные столики, оживают гостиницы, а не так давно в городе открыли ещё одну современную гостиницу «Спутник» …

Ну а раз Новый Год ! значит ведь и ёлка должна быть ! ;) И она таки есть, и даже не одна … теперь, в тот день ну или ночь, когда производят с космодрома пуски ракет, по городу и космодрому везде включают подсветку всех радиотрансляционных вышек … и смотрятся эти высоченные «ёлки» очень красиво ;)))

Нас же, из-за потерянного ранее автомобильного номерного знака «чёрного», тут ждали свои «новогодние приключения»..

После небольшого экскурса по городу мы попросили Максата, показать нам какое-нибудь достойное место, с национальной казахской пищей и адекватными ценами. И строго-настрого предупредив нас, ровно через 1,5 часа, он ждёт нас у входа гостиницы «Центральная», он направил нас в кафе «Охотничий домик».

Полезности : «Охотничий домик» (или как его ещё называют местные «Щель»), нужно отдать должное, место дабы покушать – зачётное ! С виду, кафе самое обычное, но шашлык из барашка, что мы там откушали – был просто божественным ! Все остальное, так же заслуживало похвалы : и блюда, и местное разливное пиво, и обслуживание, и цены … (корд: 45°37'6"N 63°19'1"E)

Ещё, нам советовали кафе-пиццерию «Палермо», что на местном «Арбате», в доме по проспекту Королёва, 14 (корд: 45°37'18"N 63°19'20"E) … но нам, её посетить не довелось …


Во время трапезы, обсуждая дальнейшие планы, Олег высказал очень разумную мысль – дабы, пока у нас есть ещё немного свободного времени, подъехать к местным гаишникам и попытаться взять у них справку о потере номера.

Сказано-сделано … после трапезы, отправляемся на поиски местных гаишников, это оказалось легко, т.к. город небольшой и все про всё тут знают. Подъехали к гайцам, те внимательно нас выслушали и говорят : «Ээээ, да Вам не к нам надо … Вам в уголовку ехать надо …»

Чего греха таить, мелькнула вначале в наших головах мысль, что мол гайцы просто не желают с нами возится и съезжают с темы … но они, тут же вызвались нас туда сопроводить, и вот уже эскортом мы отправляемся в местное ОВД, что рядом с местным памятником «Чупа-чупс».

Полезности : Местное ОВД (корд.: 45°37'24"N 63°18'29"E). Да, кстати, помните и о том, что непосредственно на улицах города Байконур – всё-таки двоевластие. Как мы успели заметить, на его улицах несут дежурство, как российские полицейские, так и казахские … Как нам объяснили российские – всё это последствия, описанной мною выше «дружбы молодёжи» меж казахами и русскими …

Далее – события стали развиваться поистине с космической скоростью …

«Мы отправились в ОВД писать заявление об утере номера. Но написание заявления и получение справки затягивалось. До сбора к автобусу на стартовую площадку оставалось менее 15 минут, а водитель «черного» Кирилл все еще был в ОВД. Когда, на стоянку залетает автомобиль с представителем байконурской встречающей стороны, и он нам сообщает – что мы, уже на час опоздали ! » – так описал дальнейшие события Серёга …

До старта – около 5 часов ... Сказать, что Маскат – поверг нас в шок – это ничего не сказать !! Абсолютно не понимая, как такое могло произойти, мы тычем ему на наши часы, и говорим, что мол у нас ещё целых 10 минут … Бесполезно, Маскат заявляет, что у нас, у всех не правильно выставлены часы и в Байконуре своё время, и оно совсем не такое как в окрестном часовом поясе Казахстана …

В полном неведении, мы судорожно начинаем искать выход из создавшейся ситуации …

Первым делом, пытаемся вытащить Кирилла из ОВД, вторым, решаем как мы будем догонять наш автобус …

Кирилл, бросает писать все заявления, а Маскат, начинает наяривать куда-то по телефону …

Вместе мы прыгаем в наши машины и куда-то мчим с космической скоростью …

Подъезжаем к гостинице «Спутник» (корд.: 45°38'8"N 63°19'24"E), куда с визгом резины влетает наш микроавтобус, и запрыгиваем в него …

Фууууууух … вроде успели )))

Полезности : Казахстан разделён на 2 часовых пояса : Западный и Восточный (он как бы там основной, в котором время на 6 часов опережает время по Гринвичу) По «восточному» временному поясу, в Казахстане живут и в столице Астане, и в Алматы … и на Байконуре ! Нашей ошибкой было то, что мы не перевели свои часы, въехав из одного пояса в другой – часы в Казахстане, нам надо было перевести сразу же, при пересечении границ Актюбинской и Кызылординской области (в которой расположен Байконур), а мы этого не сделали (((

Если ехать на автобусе, то дорога от города до непосредственно района стартовых площадок космодрома, занимает около 40 минут … Вдоль дороги к стартовым комплексам, можно заметить и ж/д ветку, по которой, как нам рассказали, как и прежде возят на работу жителей города – работников космодрома. Каждое утро и каждый вечер туда-сюда катается небольшой поезд. Местные, забавно зовут его «Мотовозом», хотя официально он зовётся «Космотрансом» … мы даже ему памятник в городе видели ;) Не помню уже кто, но кто-то очень креативно в нашем автобусе сказал :

– Смотрите ! рельсы в космос ! – блеснул креативом кто-то в нашем автобусе :)))

Едем … территория космодрома реально огромна и порой, пейзаж за окном по дороге к стартовым площадкам, сплошь загадочный …

– Кин-Дза-Дза – таинственно произнёс Серёга …

На фоне слоняющихся по степи верблюдов, то мелькали какие-то диковинные циклопических размеров антенны, то на глаза попадались странные облезлые и полуразвалившиеся постройки с торчащей из них ржавой арматурой … Вроде как раньше, там были казармы и общежития военных, но после того, как их отсюда «ушли», всё традиционно растащили … Особенно колоритно у пустынной обочины дороги смотрелся старый советский плакат, времён первой советско-американской космической стыковки – «Союз-Аполлон 1975» ))

Вообщем и вправду – какая-то там кругом сплошная Кин-Дза-Дза, только в космическом масштабе … ))

Но вернёмся к летописи …

12 января 1955 г. … в день рожденья Сергея Палыча Королёва – генеральный конструктор получил от судьбы один из лучших своих подарков – началось строительство самого большого в мире … стадиона ! ;)

На пустынном разъезде Тюра-Там, неожиданно, на пару минут остановился вполне обычный пассажирский поезд Москва – Ташкент и железнодорожники отцепили от состава две теплушки : так в казахскую степь прибыл первый десант строителей стадиона … Прошло ещё совсем немного времени и на полустанок Тюра-Там, эшелоны со строительными материалами шли уже сотнями, а порой, некогда маленький ж/д разъезд принимал до тысячи вагонов в сутки ! Работа – закипела !

Вы спросите, ну а причём тут «стадион» ?

Ну дык, во-первых – в целях конспирации, всем строителям упорно и говорили, что они : «строители самого большого в мире стадиона» … а почему, спортивное сооружение решили построить посреди безлюдных диких казахских степей – дык, эт уже не важно … Партия сказала – народ ответил ! ;)))

Ну а во-вторых, слова-то такого «космодром», в 50-х годах, не было тогда ещё и в помине :)))) Называли по-разному : например «Экспериментальная зона», или НИИП №5 (5-й научно-исследовательский полигон министерства обороны СССР) ;))) Только когда Юра Гагарин, осуществил свой первый космический виток вокруг Земли, впервые из официального сообщении ТАСС – словосочетание «Космодром» – вошло в Всемирную историю ...

В 1954 году, место для будущих космических стартов было выбрано с технической точки зрения – очень удачно : безлюдная пустыня, максимальная приближенность к экватору (чем ближе точка старта расположена к экватору, тем в большей степени можно использовать скорость вращения Земли при пуске ракеты), более 300 солнечных дней в году, короткая зима, мало осадков, низкая влажность, рядом железная дорога и крупная река Сырдарья. Но, если все эти факторы для работы космической техники благоприятствовали, то для работы людей, здешние климатические условия были порой просто невыносимыми : летом постоянно дуют суховеи и температура в пустыне держится обычно на уровне +40-45, зимой частые снежные бураны, а ртутный столбик опускается до 40 градусов ниже нуля … Но, несмотря на все жуткие условия, «Стадион» посреди дикой казахской степи – был построен поистине в рекордные сроки.

15 мая 1957 г., спустя всего два года, после того как был вбит первый колышек, на выстроенном стартовом комплексе прозвучала первая команда «Ключ на старт!» – и со стартовой площадки в небо взмыла первая межконтинентальная баллистическая ракета-носитель Р-7 («семёрка»). И пусть, «первый блин – комом» (полёт «первенца» был не более минуты, затем ракета взорвалась) … но ведь нет худа без добра ;))) Сам свеже-выстроенный стартовый стол после первого пуска остался цел и невредим, а значит – сама конструкция стартового комплекса была верной и её же, можно было использовать и для будущих стартов !

Уже 4 октября 1957 г., с этого же места, в космос стартовала пятая по счёту «семёрка» (Р-7), та самая, что и вывела на орбиту Земли – Первый Искусственный Спутник !

А потом, настал час раннего утра 12 апреля 1961 года – когда первый космонавт Юрий Гагарин – сказал своё легендарное «Поехали !» и махнул рукой … и удачно стартовавшая «семёрка», вывела на орбиту корабль «Восток». 108 минут космического полёта и впервые – человек облетел вокруг Земли !

История – дала старт отсчёту космической эры человечества!

Вот как – надо строить «стадионы» !! ;)))

«Берег Вселенной» – так уважительно тогда назвал это место главный космический конструктор Сергей Палыч Королёв … Именно с этого «берега», в дальнейшем были запущены первые искусственные спутники Луны, Солнца, Венеры, осуществлены пуски всех советских космических кораблей и орбитальных станций, и кстати, по сей день, Космодром Байконур – главная космическая гавань Земли !

Очередной КПП … мы въезжаем в самую секретную часть космодрома … Где-то в этих песках, со времён СССР, прячутся подземные шахты боевых баллистических ядерных ракет …

Изначально, задача перед Королёвым и другими конструкторами стояла не в мирном покорении космоса … Тогда, в середине 50-х годов века ХХ, в реалиях всё разгоравшейся «холодной войны», траектория полётов ракет планировалась куда ближе и прозаичней … о мирном космосе, сперва никто и слышать не хотел. Хрущёв ставил конкретную задачу – научить ракеты перелетать океан, а не на Марс, как мечтал о том Королёв. Предполагалось, что именно отсюда, межконтинентальные баллистические ракеты Р-7 в случае войны, доставят американцам, ту самую хрущёвскую водородную бомбу «Мать Кузьмы», как буквально поняли это в США )))
 

Готовясь к нашей поездке, в инете я частенько читал : «Да у нас даже ядерную боеголовку можно протащить через дырку в заборе в 6-м микрорайоне, а по временному пропуску, выданному в режиме, можно хоть Бен Ладена через КПП провезти» – цитата одного жителя города Байконур. ;))) Мол хоть по периметру Байконур и огорожен забором, но в тех заборах есть ТАКИЕ дырки, что через тот забор и ребенок перелезет, а со стороны речки Сырдарьи, что огибает Байконур с Юга, вообще нет никаких препятствий – умеешь плавать, греби через реку – и попадёшь что на космодром, что в город, без всяких на то спецпропусков …

Мне сложно судить, вероятно, чтобы знать что среди этого правда, а что байки, надо наверное жить в Байконуре ;) Действительно, в начале 90-х, как бы это дико сейчас не звучало, но было дело, и на космодром со стороны степи, местное население буквально совершало набеги … тащили всё подряд, как обычно предпочитая цветные металлы. Но теперь, лично у меня, сложилось впечатление, что все космические объекты тут, ОЧЕНЬ тщательно охраняют …

Через минут 20, водитель нашего микроавтобуса нагнал основную колонну машин …

В тесном микроавтобусе нас человек 12. По дороге, мы знакомимся с японскими тележурналистами и авто-экспедицией Андрея Леонтьева – ведущего известного российского телеканала «Авто Плюс». Ребята рассказывают нам о своей экспедиции, мы им о своей.

Они едут из Москвы. Идут по стопам покорителей космоса, по символичному «звездному» маршруту и попутно снимают очередную программу. Стартовали из Центра подготовки космонавтов в Звездном Городке и вчера к вечеру добрались до Байконура. Едут ребята, тремя автомобилями «Audi» (Q7, A8 и A4 allroad). За разговором выясняем, что от Уральска и до Байконура, наши авто-экспедиции шли одним и тем же маршрутом … Обмениваемся впечатлениями. ;)

До старта – около 4 часов ... Благодаря поддержке наших друзей «Doroga.UA» и «VIRUS Свободы», авто-экспедиция «Караван-Тушкан 2011», была официально аккредитована организацией Федеральное космическое агентство «Роскосмос» на космодроме Байконур. За активную помощь, ещё очень хочется персонально поблагодарить : начальника управления культуры и молодежной политики, туризма и спорта города Байконур, Юрия Владимировича Петровского и главного специалиста пресс-службы «Роскосмоса», Игоря Викторовича Затулу – Вам, наш отдельный «караванский респект» и наше большое Спс. !

 

Первое место, куда нас привезли на космодроме – монтажно-испытательный корпус №254 РКК «Энергия» (Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия» им. С.П.Королёва, или как все её тут по-простому называют – «Площадка №254»). В этих корпусах проходят предполётные испытания ракетоносители Союз» и «космические грузовики» транспортные корабли «Прогресс», здесь собирают ступени этих кораблей и затем отсюда, готовые ракеты по рельсам катят на стартовую площадку … Тут же, за её стенами, находится и ещё одно необычное предстартовое помещение – специальная комната … но, чтобы тебя пустили посмотреть на то, что в ней происходит – надо сделать «зарядку» ;)

Если всё Ок, то попадаешь на «шоу за стеклом» ;)) И становишься свидетелем, как космонавтов облачают в «космические костюмы». Мы и другие счастливчики, с любопытством наблюдаем за сим ответственным процессом. За стеклом, проходит сложная и Очень ответственная процедура – проверка герметичности скафандров космонавтов.

 

На заре советской космонавтики, товарищей с ростом выше 170 см, и весом больше 72 кг. – ни за что бы не взяли в космонавты !!! тогда – это было просто не реально ! Нынче, космические стандарты куда полояльней ;) космонавты могут уже быть, и повыше, и потяжелее. НО ! т.к. в скафандрах космонавты стартуют, делают стыковки и расстыковки, а также возвращаются на Землю – космонавт, на Землю, должен вернуться в том же самом скафандре, в котором и улетал, т.е. в будучи в космосе, он не должен – ни поправиться, ни похудеть ! Следить за своей фигурой, как оказалось – для космонавта это святое ! Космонавты в космосе – не едят за общим столом ;)), за каждым граммом их еды, за каждой излишней калорией, также тщательно следят специальной профессии – космические диетологи. Ещё задолго до отправки на орбиту, для каждого из космонавтов они разрабатывают своё персональное «космическое меню» ... но о «космической еде» – я расскажу чуть позже …

Незадолго до старта, все космонавты проходят и другие, не самые приятные процедуры ...

Представьте себе, за 10 минут вас должны забросить на высоту свыше 300 км. !!! Ну какой нормальный организм не придёт от такого «запрыга» в шок ? Поэтому, перед стартом, организмы будущих героев подвергают полной очистке от остатков пищи, т.е. буквально – герои отправляются на работу в космос «на голодный желудок» ((( Но и это ещё не всё !!

Когда уже в «полном боевом снаряжении», космонавты докладывают непосредственно перед стартом высокой гос.комиссии о своей готовности к полёту к звёздам, многие подшучивают над космонавтами и называют их «телепузиками». (( Но весь этот нелепый их вид, лишь оттого, что под космический костюм, им надевают огромные памперсы, да такие – чтобы хватило на двое суток полёта … а чтобы хватило точно, кресло в котором лежат космонавты, до тех пор пока они не состыкуются с космической станцией – слегка наклонено …

Но помимо памперса, под космическим костюмом космонавта – буквально «текут реки», дабы космонавт попросту не «изжарился» в собственном скафандре, внутри «космических костюмов» продумана хитроумная система жидкостного охлаждения. Но, как говорится есть одно но … чтобы «реки текли», уже облаченные в скафандры космонавты везде таскают за собой специальные чемоданчики, с которыми мы видим их перед стартом. Т.е. если кто подумал, что там у космонавта носки, зубная щётка и фотография любимой – глубоко ошибаются !! Под видом чемоданчиков – аккумуляторы жизнеобеспечения, они и обеспечивают кондиционирование скафандров изнутри, не дай Бог сломается такой чемоданчик – хана космонавту …

... в итоге, как нам рассказали, со всеми прибамбасами «космический костюмчик», стоит порядка 20.000 $ и весит, в среднем 20 кг.

Теперь понятно, почему у космонавтов непосредственно перед стартом – уже такой измученный вид )) Нет, они конечно бодрятся, шутят, улыбаются, машут нам через стекло … но вот сядут они сейчас в свою ракету и затем почти двое суток, будут они кружить над Землёй в тесном пилотируемом модуле … Практически не шевелясь, зажатые в кресла в «позе зародыша» и испытывая при этом чувство голода и сильнейшие перегрузки !

И кстати – о перегрузках ! давит на них – поверьте неслабо !!! Оттого и стартуют герои, сидя в своих креслах в «позе зародыша» (или «поза эмбриона»). Ещё на заре первых космических полётов, эту «позу», предпочли самими же будущие космонавты – именно скрючившись в такое положение, они легче всего переносили сумасшедшие перегрузки на тренировках. При ускорении, во время штурма слоёв атмосферы, на тело космонавта воздействует сила, в 6 раз превышающая его вес ! То бишь, надумаете лететь в космос, не забудьте об всём этом ;) т.к. при весе в 80 кг на Вас – будет давить почти полтонны !!!

Здесь люди рискуют жизнью и меняют мир !

Поэтому, здесь всё так серьезно !

До старта – менее 3 часов ... Уже давно зажглись на небе звезды … И вот на пути к ним, по специальной дорожке, в скафандрах и смешных резиновых ботах – шагают космонавты …

Сегодня, в полет на МКС (Международную космическую станцию) отправляется международный экипаж с позывным «Эридан». Командир «Союза» космонавт Роскосмоса, Герой России Сергей Волков, и бортинженеры : американец, астронавт НАСА Майкл Фоссум и японский астронавт ДжАКСА Сатоши Фурукава.

Уже облаченные в космические латы и оттого чем-то схожие на телепузиков :)) , они идут, машут нам руками и улыбаются. На вид, три обычных человека … но, всего через три часа, взмыв на три сотни километров над Землёй – они будут ближе всех к звёздам !

 

Под несмолкаемый цокот фото-телекамер, звучит короткий доклад госкомиссии, командира корабля, космонавта Сергей Волкова :

– Экипаж корабля «СОЮЗ-ТМА-02М» к старту готов !

Обязательный ритуал, буквально минута-полторы … и вот так уже 50 лет !

Так провожали первых космонавтов, так было сегодня и, наверное, так будет ещё много-много лет – рапорт командира корабля, последние напутственные слова родным, жёны космонавтов украдкой вытирают слезы, все аплодируют и машут вслед уходящему к стартовой площадке автобусу с космонавтами …

… а улетали ребятки, почти на полгода

Продолжение следует ... завтра – ключ на СТАРТ ! ;)))

p.s. Некоторые фото взяты с сайтов : www.visitkazakhstan.kz/ru ; www.prodanаv.ru ; www.roscosmos.ru ; и несколько фото, к своему стыду ... уже и не помню где скачал :( да не осудят меня за это читающие, и да простят меня их славные авторы ... :)

Добавьте в Twitter Добавьте в Facebook Добавьте в Вконтакте Добавьте в Одноклассники Добавьте в Мой Мир Добавьте в Livejournal Добавьте в Google Buzz
рейтинг: 10
голосов: 18
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОТЗЫВЫ

 
 
Добавить отзыв

Пользователь
Отзывов: 1
 
6 июля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Я тоже хочу поблагодарить за столь интересный отчет! Прочла на одном дыхании!
 

Пользователь
Отзывов: 340
 
20 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
P.S. Заглянул в Гугл-Планету, а цельного Аральского моря собственно уже и нет, так несколько озер - в шоке!
 

Пользователь
Отзывов: 340
 
20 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
По случаю предстоящего прочтения этой части откопал зачем-то привезеный мною в Германию атлас Советского Союза за 1989 год и вот с таким навигатором прошел Ваш сегодняшний маршрут. Поразила конечно отдаленность Аральска от моря уже на конец 80-х, наверное море с того времени еще уменьшилось. Характерно, что при советах писали Чимкент (собственно и чайхана), а сегодня буква "Ч" трансформировалась в "Ш". Фото 12 очень реалистичное, "как говорит наш дорогой шеф - "в нашем деле главное, это - реализьм". Ну а в целом очень интересно, хорошо чередуется юмор и философская прослоийки. Да, и снова таки воспоминания детства - кляйсеры и космонавты в скафандрах на марках, где-то в Киеве в закромах лежат, приеду теперь обязательно перелистаю. Данке шен!
 

Пользователь
Отзывов: 372
 
19 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
 "smersh75" :
Правда, здорово!!!

спс !
 "Jasper" :
А чего это Хрущёв в 1966 году, через два года после своей отставки, Байконуром перед де Голлем выхвалялся?

таки да ))) твоя правда Валера, чой-то я с генсеками напутал ... в 1966 году Де-Голя уже Леонид Ильич по Байконуру водил )))
Ув.редакторы - восстановите историческую справедливость - смените плз.генсека Подмигивающий))
 

Пользователь
Отзывов: 12
 
18 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Правда, здорово!!!
 

Пользователь
Отзывов: 152
 
16 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
А чего это Хрущёв в 1966 году, через два года после своей отставки, Байконуром перед де Голлем выхвалялся?
 

Пользователь
Отзывов: 547
 
13 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Отлично!
 

Пользователь
Отзывов: 348
 
12 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Ну, всех с Днём Космонавтики! Сильвер, как ты всё просчитал... Хитёр, подлец! Улыбка
 

Пользователь
Отзывов: 558
 
11 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
    Похоже, что с "космонавтикой" у всех на этом сайте "не сложилось"))).
Хвалить Гения? ... уже подустала))). Вот спросила недавно подорожницу из Москвы - КОГДА свой отчёт "выложишь"???? ... А в ответ: - вы на своём сайте, в написании отчётов, ТАКУЮ "планку" подняли(((, что руки "опускаются"(((
  Я уже "боюсь" продолжения(((... казалось бы... КУДА лучше..., а читаешь следующий отчёт и понимаешь - НЕТ предела совершенству ;-)
 

Пользователь
Отзывов: 72
 
11 апреля 2012 г. RE: Ответить
 
 Цитировать
Полностью солидарен с Mayachnik_ом ,с космонавтикой тоже не сложилось,да и из космонавтов знаю,разве что  - Гагарина,Терешкову  и Леню Черновецкого,а тут такокой роскошный ликбез на эту тему,КЭП РЭХМЭТ(так вроде по казахски)