17-18 октября 2010 года
«Воскресенье – не для лежебок» – под таким девизом начался лыжный патруль «Карпаты-2010». Уже в восемь утра оба экипажа пробега активно готовились к первому дню марафона – сортировали листы с информацией по объектам, вводили в навигаторы
GarminAsus предполагаемый маршрут и тревожили хозяев и руководителей горнолыжных курортов с утра пораньше – те, похоже, не спали: совсем скоро – сезон!
Отмахав накануне 700 километров от Киева до Славского плюс еще восемь километров в горы по разбитой дороге до Волосянки, мы не кинулись отсыпаться перед 18-дневным заездом, а разложив вещи в уютных номерах
туркомплекса «Захар Беркут», не мешкая, отправились болеть за Виталия Кличко. Бой, как известно, длился все 12 раундов, закончившись глубоко за полночь. Но это ничуть не изменило изначальных планов вставать не позднее полвосьмого – в горах чувствуется дыханием
зимы: погода переменчива, а главное – световой день уже весьма короток; к пяти вечера нужно успевать осмотреть-опросить-запечатлеть-запротоколировать все намеченные объекты.
Горнолыжный комплекс «Захар Беркут»
Подъезд на автомобиле **
Прокат ***
Подъемники **
Спуски ***
Проживание ****
Питание **
Досуг **
С
утра за руль садиться не пришлось – наша дружная команда, прошагав всего сотню метров от отеля, села на парнокресельный подъемник, который неспешно повез нас на вершину горы Зворец (хребет Высокий Верх). Наш гид – юрист местного туркомплекса
Николай Голодович сразу же отмечает, что это – самый длинный подъемник в Украинских Карпатах. Его длина составляет 2710 метров, при этом креселка поднимает нас на 550 метров вверх по вертикали до 1240 метров над уровнем моря. Дорога в одну
сторону занимает почти полчаса, при этом почти всё время подъемник работает на второй скорости: первая – для немолодых или слишком медлительных посетителей, а при включенной третьей можно не успеть вовремя соскочить с «креселки».
Путь неблизкий, так что можно по дороге многое рассмотреть. Правда, очень мешает густой туман. На склонах видны три бугельных подъемника общей протяженностью 2250 метров. Наверху обнаруживаем недорогую колыбу «Высокий Верх», в которой укрываемся от непогоды.
На втором этаже расположены четыре гостиничных номера – просто, но со вкусом.
В конце 80-х предприятие «Трансгазбуд» планировало здесь какие-то объекты, но вся деятельность тогда ограничилась фундаментно-цокольными работами. Так что строительство горноліжного курорта началось тут уже в этом веке. Николай Голодович рассказал, что комплекс
функционирует с 2005 года и принадлежит российско-украинскому предприятию «Октант».
В день курорт может принимать до 1000 человек. Хотя в дни большого снега очередей не избежать. Еще несколько лет назад катание могло остановиться и по причине отключения электричества. Теперь на "Захаре Беркуте" установлена дизельная станция, позволяющая
запитывать подъемник и ряд других объектов. Так что снимать с "креселки" туристов экстремальными усилиями спасателей теперь не придется - дизель-генераторы обеспечат медленное движение зависших кресел к нижней станции.


С точки зрения горнолыжных спусков «Захар Беркут» стоит относить к категории недорогих: в прошлом году дневной абонемент в будние дни стоил 100 гривен, в выходные – 150 гривен (полдня, а также детский абонемент – 50% этих сумм). Прокат комплекта лыж, палок
и ботинок обойдется в 50 гривен в сутки (инвентарь 2006 года). Трассы достаточно пологие, хотя можно найти участки, где получится неплохо разогнаться. Внизу при подъезде к нижней станции кресельного подъемника стоит быть внимательным – трасса узкая и есть
пару резких поворотов.
Среди новинок, ждущих туристов в этом году, – новое кафе (под нижним бугелем) и вторая парковка для машин. Теперь на территории комплекса смогут парковаться до сотни автомобилей: половина, как и прежде, на бесплатной стоянке около шлагбаума, а еще столько
же – на платном открытом паркинге позади гостиницы. Кстати, и в гостинице, и в кафе около подъемника есть Wi-Fi. А вот мобильная связь внизу неустойчива – иногда приходилось перемещаться, чтобы на экране телефона вновь появлялось несколько делений сотовой
связи. А вот на горе горят все деления – на пути сигнала нет препятствий. И еще стоит отметить, что у детей, посещающих комплекс, появилась возможность посетить игровую комнату в гостинице «Захар Беркут», а еще рядом с отелем для начинающих и детей будет работать
мультилифт.
Горнолыжный комплекс «Динамо Тростян»
Подъезд на автомобиле *
Прокат ***
Подъемники ***
Спуски ****
Проживание **
Питание **
Досуг *
Далее патруль направляется на хорошо известную опытным горнолыжникам базу «Тростян». Наиболее яркое ощущение – дорога уже к первому подъемнику. Надо проехать под железнодорожным полотном – по туннелю бегут ручейки и разбросаны камни, далее серия крутых подъемов,
местами надо быть очень внимательными. Кроссоверы, предоставленные нам на время патруля компанией
«SIXT Украина», без затруднений преодолевают сложный путь. Руководители горнолыжных курортов нам дали понять, что плохая дорога сознательно поддерживается в таком состоянии, чтобы к подъемникам лыжников доставляли
местные жители на УАЗах.


Сам курорт имеет одну из самых разветвленных сетей трасс общей протяженностью около 20 километров, шесть бугельных подъемников и одну «креселку». Седьмой бугельный подъемник – «Дикий западный», расположенный дальше всего, в последние годы большой популярностью
не пользовался и в этом сезоне работать не будет. Среди предлагаемых развлечений есть спидрайтинг – прыжки на лыжах с парашютом.
Директор базы УСБ «Динамо» Александр Антоненко рассказал, что в этом сезоне новаций не будет (курорт ведь далеко не новый), равно как и существенного повышения цен – день катания обойдется в 100-150 гривен, прокат лыж – 60 гривен, инструктор
– 80-100 гривен за час. Он признал, что бывают 20-30-минутные очереди на подъемники, но это происходит в дни, когда наплыв турист особенно высок (например, по той причине, что недостаточно снежного покрова на других курортах области). Ни искусственного снега,
ни ночного катания на трассах горы Тростян нет.
Другие горнолыжные комплексы и базы Славского
Подъезд на автомобиле ***
Прокат ****
Подъемники **
Спуски **
Проживание ****
Питание ****
Досуг ****
В Большом Славском есть еще несколько подъемников: по парочке на горе Кремень (принадлежит базе Львовского политеха и Физико-механического института) и на горе Менчил («Львовская политехника» и местная гостиница). По одному «вытягу» есть у гостиницы «Терем»
(у выезда на Волосянку) и на горе Погар. Здешний спуск – единственный с искусственным оснежением (пушки) и ночным катанием. Правда, выглядит подножье горы Погар (841 м) непрезентабельно: всюду разбросаны куски дерева, железяки, беспорядочно стоят вагончики.
Освещение – это ржавые, изрядно погнутые жизнью фонари вдоль бугеля. Поодаль мы обнаружили готовящиеся к монтированию конструкции «кресельника» швейцарского производства. На редукторе указано, что год производства машины – 1970-й. Но железо выглядит хорошим
и крепким. Один из рабочих, перебрасывая из руки в руку топор, рассказал нам, что парнокресельный подъемник тут появится через год и будет поднимать горнолыжников наверх за вторым бугельным подъемником горы Погар (этот работать уже не будет).



Стоит напомнить, что Славское – едва ли не единственный горнолыжный курорт, в котором есть железная дорога. Поэтому несомненно львиная доля гостей приезжает поездами, что очень удобно. Автомобилистам следует знать, что дорога от трассы Киев-Чоп до Славского
неоднозначна: сначала почти десяток километров разбитой дороги, которая в стужу станет несносной (особенно проезд под путепроводом), а затем – свежеположенный участок асфальта вплоть до самого курорта. Правда, в самом поселке-курорте дороги разбитые.
Кстати, во время патруля мы предприняли не одну попытку встретиться с сельским головой Славского. Он неоднократно обещал перезвонить нам, но ему было не до «подорожников» – на носу местные выборы. Отметим, что почти на всех курортах нам
сообщали,
что прайсы на новый сезон появятся в начале ноября, как только завершится избирательная кампания. Симптоматично.
В поселке множество вечерних развлечений – от дискотек и ресторанов до боулинга (покатать шары обходится дороже, чем во Львове). Пожалуй, самое фешенебельное место для проживания – комплекс «Вежа ведмежа», расположенный в Волосянке (рядом с подъемником «Захара
Беркута»). Одно и самых бюджетных мест для проживания – база «Политехник-2», где молодежи за сотню с небольшим гривен предлагается койкоместо, трехразовое питание, нехитрые развлечения и небольшой бугельный подъемник (часть затрат компенсирует соцстрах). Но
тут есть возможности и для отдыха тех, кто давно не живет на студенческую стипендию.
Много интересных историй о курорте Славское нам поведал директор «Политехники»
Иван Пронь, который возглавляет базу отдыха студентов уже три десятка лет. На его глазах Славское превратилось в один из центров горнолыжного туризма в Украине. Но инфраструктура этого поселка очевидно не поспевает за растущим интересом сограждан
к горным лыжам.
Горнолыжный комплекс «Плай»
Подъезд на автомобиле *****
Прокат ****
Подъемники ****
Спуски ****
Проживание ****
Питание *****
Досуг ****
Второй день изучения лыжной инфраструктуры Львовщины начался с мажорной ноты – за селом Плавье, прямо у трассы Киев-Чоп расположен горнолыжный комплекс «Плай». По информации аборигенов, курорт принадлежит лицам, входившим в ближнее окружение Виктора Ющенко.
Объем инвестиций «на глазок» – несколько десятков миллионов долларов.



Строительные работы ведутся активно, в следующем году в комплексе появится большой отель с бассейном, несколькоуровневый спортивно-развлекательный центр. Уже в этом году туристов ждет деревянная церковь с управляемыми электроникой колоколами, функционирующая
в демо-режиме ветряная мельница, музей архитектуры и быта (есть работающий ткацкий станок, целый арсенал столярных и кузнечных инструментов и механизмов, выставка предметов быта), ресторан «Верховина». Словом, некатающимся будет, чем заняться. Директор комплекса
Семён Балицкий по-хозяйски рассказал, что многие продукты на стол туристов будут попадать из закромов «Плая» – в летне-осенний период тут варят варенье, закатывают грибы, есть овцы – будет брынза, куры – свежие яйца и мясо. Уже активно проводятся бизнес-мероприятия:
работает конференц-зал. Также в этом году расширена и облагорожена стоянка.



Комплекс работает с 2007 года. Он расположен на высоте более 700 метров (недалеко перевал). Склоны для катания – всего пять трасс – выглядят ухожено. Представлены трассы для всех категорий катающихся: от детей и новичков, до очень опытных лыжников. Установлены
два современных четырехкресельных подъемника.
По словам Балицкого, в этом году будет активнее внедряться политика продажи абонементов, причем передавать один абонемент по цепочке станет невозможно. Он не исключает традиционных проблем на въезде в комплекс – курорт расположен рядом с трассой и пользуется
особой популярностью у жителей Львова. Невысокая общая протяженность трасс, пробки на въезде, очереди на подъемники, активное строительство не позволяют поставить комплексу максимальное количество звезд по всем параметрам. По крайней мере из-за откровенного
переизбытка клиентов в снежные дни.



По нашей информации, собственник «Плая» планирует строительство канатной дороги, которая свяжет Славское, Плавье и олимпийскую базу «Тысовец». Наверняка это будет преподнесено как один из проектов к возможной Олимпиаде-2022 в Карпатах.
Горнолыжная база «Тысовец»
Подъезд на автомобиле ***
Прокат ***
Подъемники **
Спуски ***
Проживание ***
Питание **
Досуг ***
Находящаяся в ведении Министерства обороны база «Тысовец» встретила нас красивейшими ландшафтами и выглянувшим солнцем, требующими ремонта тремя трамплинами и шлагбаумом. База была заложена еще в период «развитого социализма» и многие объекты на ней требуют
реконструкции. Относительно недавно реконструированы стрельбище и лыжный стадион. Но последние международные соревнования тут проводились летом 2007-го. Правда, чемпионаты Украины по различным зимним видам спорта проводятся регулярно.



На вершину горы можно легко заехать на автомобиле по разбитой бетонке (правда, доехать до Тысовца зимой может быть проблематично - дорогу не чистят). Спуски достаточно крутые – не зря здесь тренируется олимпийская сборная. Снизу ведет двухкилометровая кресельная
дорога, еще на территории комплекса есть три весьма изношенных бугельных подъемника. В прошлом году абонемент обходился от 75 гривен в день, но в этом году тариф точно будет увеличен. Освещения и искусственного оснежения трасс нет, а трава показалась излишне
высокой (тут, в отличие от многих других горнолыжных курортов, летом не выпасают животных).



По словам военнослужащих, охраняющих территорию, во время сезона на территорию курорта пускают всех желающих. Помимо горных лыж, можно походить на беговых, покататься на сноутюбинге, в крытом спортзале поиграть в теннис, футбол, волейбол. Есть кафе, инструктора
и, конечно, медпункт. Рядом в долине расположено немало «садыб» – они явно выстроены для проживания зимних туристов.


Персонал базы очень рассчитывает на государственные инвестиции – в следующем году в бюджете на развитие олимпийской базы «Тысовец» может быть заложено более 300 млн гривен.
Горнолыжный курорт «Звенив»
Подъезд на автомобиле ****
Прокат **
Подъемники **
Спуски **
Проживание ***
Питание **
Досуг ***
По дороге из «Тысовца» патруль посетил еще два небольших комплекса, имеющих свои подъемники. У гостиницы «Звенив» в селе Орявчик расположены два бугельных «вытяга» длиной 960 и 350 метров. Как рассказал нам администратор комплекса, представившийся Алексеем,
подъемники работают на дизельных моторах и не зависят от часто отключаемого в этих местах электричества. В прошлом году продавались бумажные абонементы на 10 подъемов (контролерами в них протыкались дырки, соответствующие числу посадок на бугель), но уже в
этом сезоне появятся пластиковые карточки, а значит, появится и дисконтная система. Кроме того, на горке установлен 100-метровый мультилифт для сноутюбинга. Прокат лыж (70-100 грн/день) и проживание (от 600 грн/сутки) находятся на среднем ценовом уровне в
регионе.


В гостинице «Зенев» есть небольшой бассейн, сауна, зимой на территории футбольного поля будет залит каток (через год на этом месте владелец планирует построить крытую спортплощадку, чтобы застраховаться от преврастностей погоды). В селе можно найти более
дешевые номера и минимальное питание.
Горнолыжная база в «Орявчике»
Подъезд на автомобиле **
Прокат **
Подъемники **
Спуски **
Проживание *****
Питание ***
Досуг **
В садыбе «Орявчик», что расположена на полдороги между селами Орявчик и Мыта, тоже есть свой подъемник. По дороге на эту базу наши автомобили преодолели крутой подъем (руководитель курорта заверил нас, что зимой дорога чистится трактором и внедорожники спокойно
поднимаются на базу, а владельцы моноприводных седанов имеют возможность оставить свои авто на охраняемой парковке внизу, а их вместе с вещами поднимут наверх на снегоходах). Бугель расположен в 250 метрах от базы и клиентов, желающих покататься на лыжах,
туда доставляют на снегоходах. Подъемник имеет протяженность 450 метров, а с горы можно съехать по двум, почти параллельным маршрутам. Горка – не самая простая, но изо дня в день на ней кататься, наверняка не интересно.


Комплекс очень уютный (даже сейчас, вне сезона, в нем стоит какая-то особенная тишина). Мы узнали, что за каждым коттеджем стоит свой собственник – то есть этот комплекс сродни коллективному турхозяйству. Коттеджи, рассчитанные на одну-две-три семьи, имеют
панорамные балконы, почти во всех домиках есть сауна и камин. Этим летом построен самый маленький коттедж – только прихожая и спальня, он будет сдаваться по цене от 400 грн/сутки. На территории есть бар и ресторан.
Из очевидных минусов – нет зимней детской игровой площадки и Интернета. Мачты передатчиков мобильных операторов стоят на соседней горе, а потому телефонная связь работает отменно.
* * *
Это был последний посещенный нами горнолыжный курорт Львовщины. Патруль переваливает в Закарпатье!
Связной Legend21